СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звука.

Нажмите, чтобы узнать подробности

С этой темой я выступала на МО воспитателей. Игровые приемы очень важны в работе учителя - логопеда, особенно в дошкольных учреждениях.

Просмотр содержимого документа
«Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звука.»



 Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звука

 Неправильный, небрежный лепет,

          Неточный выговор речей

                      По-прежнему сердечный трепет

          Произведут в душе моей.

А.С.Пушкин.

               

    В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения особенно ясно стала прослеживаться тенденция к росту детей с речевыми нарушениями. Эти дети часто отличаются низкой познавательной активностью. Причина в том, что большинство воспитанников логопунта соматически ослаблены, у них не правильная осанка, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы, отмечается недостаточность протекания психических процессов, эмоциональная неустойчивость.

     Как повысить интерес детей к занятиям? Этот вопрос задает себе каждый педагог.

     Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
    При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка.  Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звуков речевой материал весьма ограничен (например, [г], [д], [й], [щ] и др.). Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда.                                                                        Мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям были подобраны, модифицированы, игровые методы и приемы.                                                                                                                         Это позволило решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.    

Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.  Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, они способствуют развитию выразительности речи, формируют произвольное запоминание текстов и движений.                                                                                                                                 Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з - комарик звенит, р-р-р - собака рычит), то слог для ребенка - весьма абстрактное понятие.    

 При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей мы практикуем использование:

  • Волшебной палочки”, которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз. Педагог ударяет палочкой 3 раза и произносит слоги СА-СА-СА – передает палочку ребенку – он должен также ударить 3 раза по столу и повторить СА-СА-СА;

  • Упражнения “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок ударяет по очереди каждым пальчиком по столу и проговаривает заданный слог 5 раз:                                                                                         РА-РА-РА-РА-РА,                                                                                                    РО-РО-РО-РО-РО
    РУ-РУ-РУ-РУ-РУ
    РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ
    РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ                                                                                                                А затем все 5 “песенок”- слогов “играть” вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

  • Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

  • Игры “Проведи слог по звуковой дорожке” одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. Использование же игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.
А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:

  • Рыбалка” -  в аквариуме находятся  рыбки на которых прикреплены буквы и с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку и на данный звук подбираем слова. Поймав “рыбки” – слова (т.е. рыбку с картинкой), дети учатся не только правильно произносить слово с автоматизируемым  звуком, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы “Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”.

  • Не менее интересна игра “Веселый огород ”.  На полянке находятся две  корзинки, в которых находятся синие буквы – согласные и красные – гласные. В двух других находятся овощи и фрукты. Берем любой овощ или фрукт выкладываем его на полянку, а дети должны выложить это слово. Можно смешать овощи и фрукты, а дети должны разобрать по корзинкам.

Спустя несколько занятий, детям легко сказать звук правильно, если он самый первый в слове или хотя бы последний, а вот если он в середине слова – это трудно, потому что дети с нарушенным фонематическим восприятием не всегда точно представляют, где же нужный звук находится. Для развития фонематического восприятия звуков полезна игра со Звукоедом - это герой, (его можно нарисовать или какую-то игрушку назвать «Звукоед») который “похищает” звук из слова, а дети должны спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: гла...а – глаЗа, к...от – кРот, Алёну...ка – АлёнуШка… Это очень трудно, но доставляет детям удовольствие побыть в роли спасателей и справиться со злодеем Звукоедом. Дети с нетерпением ждут новых встреч с ним.  

Работая над автоматизацией звука в предложениях,  мы играем в эффективную и полезную игру “Живое предложение”, когда дети сами становятся “словами” и, взявшись за руки, образуют “предложение”. Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть “дружными” (согласованными), в конце предложения нужно ставить какой-то знак: . ! ? Дети запоминают жестовый показ знаков: точка – сжатый кулачок, восклицательный знак – на кулачок ставится прямая рука, вопросительный знак – на кулачок ставится рука изогнутая в форме вопроса. Таким образом, не только закрепляется правильное произношение звука в предложениях, но и проводится работа по профилактике дисграфии.

  И вот, наконец, дети довольно неплохо произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин. Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того чтобы вызвать интерес мы используем пересказы и рассказы с использованием фигурок,  пересказы-драматизации, стихи-драматизации.

Это довольно неполный перечень игр и игровых приёмов, используемых нами на логопедических занятиях по автоматизации звуков. Их количество и разнообразие на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. А польза их использования несомненна.  

Развитие речи, закрепление поставленных звуков, предполагает активное взаимодействие учителя – логопеда, учителя и воспитателя. Причём чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых.


      Из вышесказанного, видно, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов, при содействии учтелей и воспитателей позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития детей.  

И хочу закончить словами Е. И. Тихеевой:

«Владеть   по  возможности   в  совершенстве  всеми  видами  и  появлениями   речи – значит  владеть   могущественным  орудием   умственного   развития   человека, а  стало   быть  и  культуры   человечества».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!