СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Районный семинар  учителей-логопедов и воспитателей коррекционных групп ДОУ. Выступление с презентацией: «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ»

Учитель-логопед Кузнецова Е.А.

МБДОУ № 5 ст. Отрадная

Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Модернизация системы образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в главе 2, посвященной приоритетам образовательной политики говорится следующее: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения»

Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.

   Информационно – коммуникационные  технологии открывают широкие возможности для оптимизации  деятельности логопеда    и  создания  современной  предметно–развивающей среды для детей         с особыми образовательными потребностями.                                                                                                                    

     Ни  для кого не секрет, что в последнее время число детей с различными нарушениями речи значительно увеличилось. В связи с этим возникает необходимость  в разработке новых более эффективных методов и приемов работы с детьми данной категории. Практика показывает, что разнообразие методов и приемов предотвращает утомление, повышает мотивацию и поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность. А значит, возрастает эффективность логопедической работы в целом.                                                                                                                                                                    

    В норме у старшего дошкольника хорошо развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, если изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает положительные эмоции. Ведь, как показали  результаты научного эксперимента, при устном изложении материала, ребенок за минуту воспринимает и способен переработать 1 тыс. условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения уже до 100 тыс. таких единиц.      

   Использование различных компьютерных игр, мультимедийных методических пособий на логопедических занятиях  у детей с речевой патологией - это удобный и эффектный метод коррекционной работы.  Я убедилась в этом на практике. Именно этот метод  сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Таким образом, одновременно воздействуя на два важнейших органа восприятия (слух и зрение), добиваемся оптимального усвоения учебного материала детьми. Кроме того, ребенок охотно включается в игру, в диалог с виртуальным персонажем, повторяет за ним соответствующие звуки, эмоционально отвечает на его вопросы. И задача, поставленная логопедом, решается более динамично, эффективно.  

По результатам диагностики выяснилось, что большинство детей, посещающих логопедическую группу, имеют проблемы (той или иной степени) в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У некоторых ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу я сочла возможным  с помощью компьютерных технологий.                                                                            

    Для того чтобы результат включения ИКТ в работу по коррекционно-развивающей деятельности был  более  продуктивным,  я   изучила нормативные документы (закон РФ «Об образовании», Письмо Министерства «Об учителях – логопедах и педагогах-психологах учреждений образования и т.д.),   познакомилась с  условиями  сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов, а именно:

  • использование новых моделей компьютера;
  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени ( с детьми 5-6 лет: 5-10 мин., с детьми 6-7 лет: 10-15 мин.) от 1 до 3 раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
  • проведение гимнастики для глаз.

Специалисты рекомендуют  во время работы во время работы за компьютером периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

Полученные знания, навыки  позволили  мне создать серию  образовательных и методических презентаций, которые я систематически использую в работе с детьми.  

С помощью программ Мicrosoft Word , Мicrosoft Роint , Мicrosoft Роwег Роint, Мicrosoft Оffice Publisher   я разработала нескольких видов учебных ММП:  

  • презентации для эпизодического включения в занятия;
  • презентации для индивидуальных занятий по автоматизации звуков;
  • игры презентации на основе настольно-печатных дидактических игр, авторские игры - презентации.

Структура тематических ММП зависит от темы и вида занятий, на которых они используются.  Это и развитие связной речи, и обучение грамоте, и работа над звукопроизношением, и формирование лексико-грамматических категорий. Остановлюсь на некоторых более подробно.

Например, структура  ММП  к занятию по автоматизации того или иного звука на примере из разных ММП. Каждая из таких учебно-методических презентаций включает в себя занимательные игры на автоматизацию того или иного звука,  дифференциацию звуков. Ведь детям гораздо интереснее находить место звука, манипулируя с  вагончиками веселого паровозика, реагирующего на правильный ответ (ММП «Звуковой поезд»).

  • артикуляционная гимнастика (на экране появляются анимированные картинки, обозначающие упражнения);
  • изолированное произнесение звука ( при нажатии на «мышку» ребенок произносит звук Ц, и зернышко исчезает, также он может услышать образец правильного произнесения звука и т.д. );
  • произнесение звука слогах (упраж. «моторчик»: у каждой машины мотор работает по разному – ребенок произносит при появлении соответствующей машины определенный слог);
  • произнесение звука в словах, словосочетаниях (называние картинок из «волшебной книги», называние картинки, которые «волшебным» образом проявляются, как только бабочка садится на соответствующий цветок в игре «бабочка и цветы»  и т.д.) ;
  • определение позиции звука в слове (выбор кнопки или вагончика «звукового поезда»);
  • произнесение звука  в предложениях, тексте: договаривание предложений с помощью забавных анимированных картинок, составление предложений на основе сюжетных анимаций, проговаривание текста при помощи появления картинок - помощников.

 Особый интерес проявляют дети на занятиях по обучению грамоте с использованием ИКТ. Разрабатывая к ним различные презентации, стараюсь использовать все возможности программы Power Point: функции «эффекты анимации», «настройка действия» и др. С их помощью ребенок, выполняя задания, может на экране выделить нужную букву, указать картинку, проверить правильность ответа с помощью указателя или щелчка «мышки». В результате правильных действий он слышит аплодисменты или видит, как меняется цвет картинки, проявляется нужный символ,  подтверждая правильность его действий. Кроме того, благодаря быстрой смене картинок, заданий и т.п. (т.е. дидактического материала), становится возможным экономить время на занятии, а значит, улучшить результат коррекционной работы.

Каждое мультимедийно-методическое пособие можно использовать как фрагментарно, так и полностью, в зависимости от этапа работы.

Игры - презентации на основе настольно-печатных дидактических игр хорошо знакомы детям, но переработанные  для  показа  на  экране,  вызывают повышенный  интерес  и  эмоциональный  отклик.    Ведь  ранее  дети пользовались картинками со статичным, хотя и качественными изображениями.  И вдруг, по мановению «волшебной мыши», бабочки на экране начинают порхать, мячик прыгать, вагончик увеличиваться, меняться местами с другим вагоном «мультяшного» поезда при условии, если задание выполнено правильно.  Так в  игре – презентации «Делим слова на слоги» ребенку гораздо интереснее самому подобрать соответствующий вагончик (по количеству окошек) и увидеть сразу результат своего выбора, который одобрят или попросят «подумать еще» веселые колобочки и т.д.  Играя в  эту игру-презентацию на занятиях с детьми, я увидела, что дети  для определения количества слогов  в слове пользуются сразу несколькими приемами: считают количество окошек в вагоне, а затем проверяют сами себя с помощью хлопков. И делают они это без моей просьбы.  Таким образом, в помощью этих игр развивается самостоятельность и самоконтроль.

     

Создавая презентации,  я  использовала выразительные образные картинки, фоны, анимации. Они помогали ребенку превращаться в увлеченного партнера виртуальных героев. Это он  помогает Незнайке, Буратино преодолевать трудности, выполнять игровые задания. Ребенок  сам, с помощью все той же «волшебной мышки», заставляет обычные предметы двигаться,  действовать. Да и сами  герои приходят  на помощь ребенку при выполнении артикуляционной гимнастики и т.д. И как результат -  желание детей работать неизменно высокое.

В своей работе я пользуюсь и готовыми обучающими компьютерными играми и программами. Например, компьютерные программы Института Коррекционной педагогики РАО.

     В итоге мы получаем  наш  желаемый ИКР (идеальный конечный результат) - «обучение с увлечением», а это – одна из главных составляющих успеха в коррекции нарушений речи у дошкольников.

Использование  компьютерной программы  Power Point  помогло  мне в совместной работе с педагогами нашей прогимназии, а именно: сделать семинары-практикумы, мастер-классы увлекательными и полезными, о чем свидетельствуют отзывы воспитателей, учителей, родителей; помочь им в подготовке к родительским собраниям, открытым урокам и мероприятиямДля  работы с родителями я использую компьютер в разных целях:  составляю анкеты  для родителей, разрабатываю  «листы домашних заданий», использую презентации для родительских собраний и семинаров для родителей. На этих семинарах и собраниях  знакомлю их с приемами закрепления речевого материала, рассказываю и наглядно показываю им с помощью мультимедийных презентаций о том, чем мы занимаемся  с детьми на занятиях, какие игры мы используем. Провожу консультации и знакомлю с готовыми логопедическими играми и тренажерами, например: логопедическая компьютерная программа «Игры для Тигры» ,   «Лунтик» («Русский язык для малышей»), «Гарфилд»  («Лексика и орфография»); «Супердетки»  и другие. Предлагаю вниманию родителей    интернет – сайты, где они могут не только посмотреть информацию о компьютерных играх, но и проиграть в них с ребенком онлайн.   Подбираю материал для информационного стенда  для родителей , где рассказываю о возможностях использования компьютера в домашних условиях, о правилах безопасности во время использования  ребенком компьютера и т.д.  Планирую подготовить различные игры и презентации для закрепления полученных речевых навыков  на логопедических занятиях, которые родители могут использовать самостоятельно, занимаясь с ребенком дома.  

Из всего выше сказанного, можно говорить о преимуществах использования информационно – коммуникационных технологий в работе логопеда.  

Преимущества использования ИКТ в работе логопеда для ребенка:

  • повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;
  • формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;
  • обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

Преимущества использования ИКТ в работе для логопеда:

  • составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации;
  • позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям;
  • компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.

                             

Важно понимать, что использование только одного направления использования ИКТ не решит всех проблем коррекционной педагогики. И главное,   не заменит живого общения с педагогом. Использование ИКТ требует серьезной длительной подготовки: самообразования, повышения квалификации, много времени уходит на подготовку к каждому занятию.  Но полученный желаемый результат оправдывает все  потраченные усилия.

      

                

 

Просмотр содержимого документа
««Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ»»

Районный семинар учителей-логопедов и воспитателей коррекционных групп ДОУ. Выступление с презентацией: «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ»

Учитель-логопед Кузнецова Е.А.

МБДОУ № 5 ст. Отрадная

Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Модернизация системы образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в главе 2, посвященной приоритетам образовательной политики говорится следующее: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения»

Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.

   Информационно – коммуникационные  технологии открывают широкие возможности для оптимизации  деятельности логопеда    и  создания  современной  предметно–развивающей среды для детей         с особыми образовательными потребностями.                                                                                                                    

     Ни  для кого не секрет, что в последнее время число детей с различными нарушениями речи значительно увеличилось. В связи с этим возникает необходимость  в разработке новых более эффективных методов и приемов работы с детьми данной категории. Практика показывает, что разнообразие методов и приемов предотвращает утомление, повышает мотивацию и поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность. А значит, возрастает эффективность логопедической работы в целом.                                                                                                                                                                    

    В норме у старшего дошкольника хорошо развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, если изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает положительные эмоции. Ведь, как показали  результаты научного эксперимента, при устном изложении материала, ребенок за минуту воспринимает и способен переработать 1 тыс. условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения уже до 100 тыс. таких единиц.      

   Использование различных компьютерных игр, мультимедийных методических пособий на логопедических занятиях  у детей с речевой патологией - это удобный и эффектный метод коррекционной работы.  Я убедилась в этом на практике. Именно этот метод  сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Таким образом, одновременно воздействуя на два важнейших органа восприятия (слух и зрение), добиваемся оптимального усвоения учебного материала детьми. Кроме того, ребенок охотно включается в игру, в диалог с виртуальным персонажем, повторяет за ним соответствующие звуки, эмоционально отвечает на его вопросы. И задача, поставленная логопедом, решается более динамично, эффективно.  

По результатам диагностики выяснилось, что большинство детей, посещающих логопедическую группу, имеют проблемы (той или иной степени) в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У некоторых ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу я сочла возможным  с помощью компьютерных технологий.                                                                            

    Для того чтобы результат включения ИКТ в работу по коррекционно-развивающей деятельности был  более  продуктивным,  я   изучила нормативные документы (закон РФ «Об образовании», Письмо Министерства «Об учителях – логопедах и педагогах-психологах учреждений образования и т.д.),   познакомилась с  условиями  сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов, а именно:

  • использование новых моделей компьютера;

  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени ( с детьми 5-6 лет: 5-10 мин., с детьми 6-7 лет: 10-15 мин.) от 1 до 3 раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);

  • проведение гимнастики для глаз.

Специалисты рекомендуют  во время работы во время работы за компьютером периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

Полученные знания, навыки  позволили  мне создать серию  образовательных и методических презентаций, которые я систематически использую в работе с детьми.  

С помощью программ Мicrosoft Word , Мicrosoft Роint , Мicrosoft Роwег Роint, Мicrosoft Оffice Publisher   я разработала нескольких видов учебных ММП:  

  • презентации для эпизодического включения в занятия;

  • презентации для индивидуальных занятий по автоматизации звуков;

  • игры презентации на основе настольно-печатных дидактических игр, авторские игры - презентации.

Структура тематических ММП зависит от темы и вида занятий, на которых они используются.  Это и развитие связной речи, и обучение грамоте, и работа над звукопроизношением, и формирование лексико-грамматических категорий. Остановлюсь на некоторых более подробно.

Например, структура  ММП  к занятию по автоматизации того или иного звука на примере из разных ММП. Каждая из таких учебно-методических презентаций включает в себя занимательные игры на автоматизацию того или иного звука,  дифференциацию звуков. Ведь детям гораздо интереснее находить место звука, манипулируя с  вагончиками веселого паровозика, реагирующего на правильный ответ (ММП «Звуковой поезд»).

  • артикуляционная гимнастика (на экране появляются анимированные картинки, обозначающие упражнения);

  • изолированное произнесение звука ( при нажатии на «мышку» ребенок произносит звук Ц, и зернышко исчезает, также он может услышать образец правильного произнесения звука и т.д. );

  • произнесение звука слогах (упраж. «моторчик»: у каждой машины мотор работает по разному – ребенок произносит при появлении соответствующей машины определенный слог);

  • произнесение звука в словах, словосочетаниях (называние картинок из «волшебной книги», называние картинки, которые «волшебным» образом проявляются, как только бабочка садится на соответствующий цветок в игре «бабочка и цветы»  и т.д.) ;

  • определение позиции звука в слове (выбор кнопки или вагончика «звукового поезда»);

  • произнесение звука  в предложениях, тексте: договаривание предложений с помощью забавных анимированных картинок, составление предложений на основе сюжетных анимаций, проговаривание текста при помощи появления картинок - помощников.

 Особый интерес проявляют дети на занятиях по обучению грамоте с использованием ИКТ. Разрабатывая к ним различные презентации, стараюсь использовать все возможности программы Power Point: функции «эффекты анимации», «настройка действия» и др. С их помощью ребенок, выполняя задания, может на экране выделить нужную букву, указать картинку, проверить правильность ответа с помощью указателя или щелчка «мышки». В результате правильных действий он слышит аплодисменты или видит, как меняется цвет картинки, проявляется нужный символ,  подтверждая правильность его действий. Кроме того, благодаря быстрой смене картинок, заданий и т.п. (т.е. дидактического материала), становится возможным экономить время на занятии, а значит, улучшить результат коррекционной работы.

Каждое мультимедийно-методическое пособие можно использовать как фрагментарно, так и полностью, в зависимости от этапа работы.

Игры - презентации на основе настольно-печатных дидактических игр хорошо знакомы детям, но переработанные  для  показа  на  экране,  вызывают повышенный  интерес  и  эмоциональный  отклик.    Ведь  ранее  дети пользовались картинками со статичным, хотя и качественными изображениями.  И вдруг, по мановению «волшебной мыши», бабочки на экране начинают порхать, мячик прыгать, вагончик увеличиваться, меняться местами с другим вагоном «мультяшного» поезда при условии, если задание выполнено правильно.  Так в игре – презентации «Делим слова на слоги» ребенку гораздо интереснее самому подобрать соответствующий вагончик (по количеству окошек) и увидеть сразу результат своего выбора, который одобрят или попросят «подумать еще» веселые колобочки и т.д.  Играя в  эту игру-презентацию на занятиях с детьми, я увидела, что дети  для определения количества слогов  в слове пользуются сразу несколькими приемами: считают количество окошек в вагоне, а затем проверяют сами себя с помощью хлопков. И делают они это без моей просьбы.  Таким образом, в помощью этих игр развивается самостоятельность и самоконтроль.

     

Создавая презентации,  я  использовала выразительные образные картинки, фоны, анимации. Они помогали ребенку превращаться в увлеченного партнера виртуальных героев. Это он  помогает Незнайке, Буратино преодолевать трудности, выполнять игровые задания. Ребенок  сам, с помощью все той же «волшебной мышки», заставляет обычные предметы двигаться,  действовать. Да и сами  герои приходят  на помощь ребенку при выполнении артикуляционной гимнастики и т.д. И как результат -  желание детей работать неизменно высокое.

В своей работе я пользуюсь и готовыми обучающими компьютерными играми и программами. Например, компьютерные программы Института Коррекционной педагогики РАО.

     В итоге мы получаем  наш  желаемый ИКР (идеальный конечный результат) - «обучение с увлечением», а это – одна из главных составляющих успеха в коррекции нарушений речи у дошкольников.

Использование  компьютерной программы  Power Point  помогло  мне в совместной работе с педагогами нашей прогимназии, а именно: сделать семинары-практикумы, мастер-классы увлекательными и полезными, о чем свидетельствуют отзывы воспитателей, учителей, родителей; помочь им в подготовке к родительским собраниям, открытым урокам и мероприятиямДля  работы с родителями я использую компьютер в разных целях:  составляю анкеты  для родителей, разрабатываю  «листы домашних заданий», использую презентации для родительских собраний и семинаров для родителей. На этих семинарах и собраниях  знакомлю их с приемами закрепления речевого материала, рассказываю и наглядно показываю им с помощью мультимедийных презентаций о том, чем мы занимаемся  с детьми на занятиях, какие игры мы используем. Провожу консультации и знакомлю с готовыми логопедическими играми и тренажерами, например: логопедическая компьютерная программа «Игры для Тигры» ,   «Лунтик» («Русский язык для малышей»), «Гарфилд»  («Лексика и орфография»); «Супердетки»  и другие. Предлагаю вниманию родителей    интернет – сайты, где они могут не только посмотреть информацию о компьютерных играх, но и проиграть в них с ребенком онлайн.   Подбираю материал для информационного стенда  для родителей , где рассказываю о возможностях использования компьютера в домашних условиях, о правилах безопасности во время использования  ребенком компьютера и т.д.  Планирую подготовить различные игры и презентации для закрепления полученных речевых навыков  на логопедических занятиях, которые родители могут использовать самостоятельно, занимаясь с ребенком дома.  

Из всего выше сказанного, можно говорить о преимуществах использования информационно – коммуникационных технологий в работе логопеда.  

Преимущества использования ИКТ в работе логопеда для ребенка:

  • повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;

  • формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;

  • обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

Преимущества использования ИКТ в работе для логопеда:

  • составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации;

  • позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям;

  • компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.

                             

Важно понимать, что использование только одного направления использования ИКТ не решит всех проблем коррекционной педагогики. И главное,   не заменит живого общения с педагогом. Использование ИКТ требует серьезной длительной подготовки: самообразования, повышения квалификации, много времени уходит на подготовку к каждому занятию.  Но полученный желаемый результат оправдывает все  потраченные усилия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!