Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ладо»
Межрегиональный форум
«Россыпи уральских каникул»
Секция «Арт-технологии и игровый методы в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении»
2015 год
Военно-спортивные игры
«Нельзя воспитать мужественного
человека, если не поставить его в
такие условия, когда он бы мог
проявлять мужество…» А.С. Макаренко
- Спортивно-туристические эстафеты
- Военно-прикладные игры
- Ролевые игры на местности
- Школа выживания
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.» А.С. Макаренко
Игра – необходимый вид деятельности ,
в процессе которого
- применяется и обогащается накопленный детьми жизненный опыт
- углубляются представления об окружающем мире
- приобретаются навыки, необходимые им для успешной трудовой деятельности
- воспитываются организаторские способности
Характерные признаки и особенности военно-спортивной игры:
- наличие элементов героики и боевой романтики
- ярко выраженная военно-прикладная направленность знаний и действий в игре
- необходимость постановки и решения тактических задач,
- использование специальных двигательных навыков (метаний, переползаний, преодоления разнообразных естественных и искусственных препятствий)
- маскировка, ориентирование на местности по различным признакам,
- ведение разведки, наступление на противника, ведение оборонительного боя,
- совершение скрытых и быстрых передвижений и маневров на местности
Характерные признаки и особенности военно-спортивной игры:
- Широкое применение специального инвентаря в процессе игры
- компасы, бинокли,
- топографические карты, схемы,
- разнообразные средства сигнализации,
- макеты оружия,
- имитационные средства (холостые патроны, взрывпакеты, дымовые шашки и гранаты)
- Подчинение командиру, приказ как общеобязательное требование, которое беспрекословно должен выполнять каждый участник игры
Воспитательные и образовательные возможности военно-спортивных игр
Основные мотивы, порождающие у детей интерес к военно-спортивной игре:
- желание удовлетворить свое стремление к героическим поступкам
- доказать свою взрослость, самостоятельность, проверить свои силы и возможности, проявить личные качества, занять определенное место в коллективе, самоутвердиться
- стремление приобрести некоторые первичные военные знания, умения и навыки в действиях на местности
- развить у себя ряд морально-волевых качеств, которые пригодятся в будущем
Воспитательные и образовательные возможности военно-спортивных игр
Качества, которые формируются в процессе занятий военно-спортивными играми:
- решительность и смелость, проявление инициативы – при создании ситуаций, в которых есть:
- наличие обстановки, требующей выбора между двумя или несколькими действиями или способами их выполнения
- ограниченность времени на ориентировку, выбор, принятие решения и действие;
- наличие элементов опасности
- приучение к самоконтролю, соблюдению установленных правил, ответственному отношению к принятым на себя в игре обязательствам
Воспитательные и образовательные возможности военно-спортивных игр
- побуждение к деятельности, к борьбе с трудностями, желание участвовать в ответственных делах, совершать героические поступки
- любовь к природе, родному краю и другие нравственные, а также эстетические чувства
Насыщенность игровых действий сильными чувствами, их эмоциональная увлекательность являются одним из важнейших условий положительного влияния игры на личность человека.
Организация военно-спортивной игры «Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра». А.С. Макаренко
Выбор игры
- четкое представление о педагогической задаче
- возможности проводящей организации (лагеря) – материально-техническое оснащение, квалификация персонала (владение навыками работы с туристским снаряжением, спортивным инвентарем, оказания ПМП, строевой подготовки и т.п.)
- учет возрастных особенностей, физического и психологического развития и индивидуальных возможностей участников
- вид местности (участки покрытые кустарником, лесом, с неровным рельефом, рвами, канавами, небольшими реками, ручьями, без опасных мест в виде оползней, глубоких ям, сильно заболоченных участков и т.п.)
- число играющих (индивидуальные игры, малогрупповые, отрядные, с участием всего лагеря)
- опыт участия ребят в играх на местности (целесообразно начинать с простых игр, затем по мере накопления опыта переходить к более сложным и длительным играм)
Структура игры
Тематическое
содержание
Организация игры
Моторное
содержание
- Сложность игры
- Взаимоотношения
- Разнообразие и
- характер движений
- Необходимость
проявления
физических качеств
(быстроты, силы,
выносливости,
ловкости)
играющих
эстафета
обязанностей
игра
и содержание правил
на местности
Варианты специальных педагогических задач
- Для воспитания смелости, решительности, выносливости, развития тактического мышления
«Борьба за вымпел», «Поиск», «Наступление», «Прорыв»
- Для развития наблюдательности и умения вести разведку
«Я тебя вижу», «Саперы», «Наблюдатели», «Соревнование разведчиков»
«Невидимая цель», «Измерь расстояние», «Самый меткий»
- Выработке навыков в ориентировании
«Азимут», «Закрытый маршрут», «Умей ориентироваться»
«Снять часового», «Бесшумное движение»
«На параде», «Смотр строя и песни»
Общие педагогические задачи военно-спортивных игр
- развитие дисциплинированности
- умение преодолевать встречающиеся трудности
- умение проявлять смелость и решительность
- умение проявлять военную хитрость и инициативу
- формирование коллективизма, дружбы, товарищества и взаимной выручки
- патриотическое воспитание будущих защитников Отечества
Военно-спортивная игра для детей младшего школьного возраста «Военная тайна»
- посвящение в солдаты
- построение
- сдача рапорта
Игра «Военная тайна»
Игра «Военная тайна»
Игра «Военная тайна»
Презентация создана
- материалам сайта http://mkdou-ek-nik.ucoz.ru/load/sportivnoe_meroprijatie_dlja_detej_starshego_doshkolnogo_vozrasta/1-1-0-17
- по материалам сборника методических рекомендаций Костромского областного Центра патриотического воспитания молодежи,
2006 год
Спасибо за внимание!
- из опыта работы специалистов Центра