Игровые приемы на уроке английского языка в СУЗе
Многолетнее применение игровых форм обучения показали свою высокую эффективность.
Разнообразные игры призваны способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы общения и помогать студентам увидеть в иностранном языке реальное средство общения. Поэтому важно, чтобы уроки с использованием игровых приемов стали для учащихся приятным занятием.
Добиться этого можно, если методически правильно и психологически обоснованно проводить работу с использованием данного метода, найти пути оптимальной организации таких уроков.
Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как:
– игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом;
– обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящий характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;
– игра – свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников, – игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;
– в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших учеников: есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня eгo подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;
– обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;
– состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для учащихся;
–удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние на уроках иностранного языка и усиливает желание изучать предмет;
– в игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;
– игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это означает, что игра как особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть и т.д.). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся, т.е. игра таит в себе богатые обучающие возможности.
2) Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир.
4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
5) Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический тренинг и психокоррекция различных проявлений личности, осуществляемых в игровых моделях, которые могут быть приближены к жизненным ситуациям (в этом случае речь может идти о ролевой игре).
7) Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр.
Примеры игр:
I . Грамматические игры.
Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая их многократного повторения утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную и однообразную работу более интересной и увлекательной.
Цели грамматических игр:
– научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
– создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
– развить речевую активность и самостоятельность учащихся.
1. Русское лото
Цель игры - автоматизация употребления колличественных числительных в устной речи, тренировка восприятия числительных на слух.
Участникам раздаются по две игровые карточки. Учитель достает боченок и произносит число. Студенты должны внимательно слушать и следить за ходом игры, если у обучаегомо имеется такая цифра на карточке, то он поднимает руку и говорит "I have". Побеждает тот, кто быстрее заполнит пустые клетки на карточках. В конце игры проверяется заполнение всех карточек.
2. Грамматическое лото
Для этой игры изготавливаются карточки в виде таблиц с граммотическими конструкциями по изучаемой теме на английском языке, а также небольшие полоски для заполнения на русском языке. Цель игры - закрепление пройденного грамматического материала. Студентам раздаются карточки. В ходе игры преподаватель произносит предлложение на русском языке, а студенты находят у себя на карточках английский эквивалент и зачитывают его. Возможны различные вариации данной игры, к примеру, преподаватель произносит вопросы на английском языке, а на карточках в форме небольшой таблицы обучающимся даются ответы на вопросы.
II. Лексические игры.
Эти игры вслед за грамматическими играми продолжают строить фундамент речи, т.к. овладение лексическим и грамматическим материалом создает возможность для перехода к активной речи учащихся.
Цели лексических игр:
– тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
– активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
– развивать речевую реакцию учащихся; – познакомить учащихся с сочетаемостью слов.
Ряд игр предназначен для тренировки учащихся в употреблении отдельных частей речи, единиц, числительных, прилагательных. Другие игры соответствуют определенным темам. Например, в игре 1. Лексическое лото "Food":
Цель игры - закрепление и тренировка употребления лексического материала по теме "Еда".
Игру начинает тот, у кого на пластинке два слова. Если такая пластинка оказалась у нескольких играющих, то начинает игру тот, у кого слова начинаются на букву, стоящую раньше в алфавите. (Это позволяет лишний раз повторить алфавит). Выставляя пластинку, первый игрок называет картинки по-английски или чает слова. Во время хода играющие выставляют пластинки так, чтобы рядом со словом стояла соответствующая ему картинка, т.е. к картинке подбирается слово, а к слову - картинка. Право второго хода предоставляется игроку слеваа идет по часовой стрелке. В каждом туре выигрывает тот, кто быстрее выставит все нужные пластинки.
2. Игра "Потерянная память"
Цель игры - закрепление лексики по теме "Профессии".
Один студент выходит к доске и садится на стул лицом к одногруппникам. Преподаватель в тайне от него пишет на доске название профессии, к примеру "Doctor". Человек "потерявший память" должен задать вопросы и узнать название своей профессии. Другие студенты отвечают на вопросы игрока, не называя при этом слова "Doctor". В ходе игры реализуется коммуникативный подход. Студенты применяют новый лексический и грамматический материалы на практике в живом общении.
III. Фонетические игры.
Эти игры предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений.
Цели фонетических игр:
– тренировать учащихся в произношении английских звуков;
– научить учащихся громко и отчетливо читать стихотворения;
– формирование навыков фонетического слуха.
1. Слышу – не слышу.
Игра преследует цель – формирование навыков фонетического слуха. Обучаемые делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором имеется долгий гласный, обучаемые поднимают руку. Выигрывает команда, сделавшая меньше ошибок.
Считается, что применение игры помогает сделать урок более интересным и увлекательным. Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых, пассивных и слабо подготовленных обучающихся, что положительно сказывается на их успеваемости.
Источники
1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
2. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1987. – 350 с.