Игровые технологии как метод формирования коммуникативной составляющей профессиональной деятельности
Черепанова О.А., преподаватель ГАПОУ РС (Я)
«Южно-Якутский технологический колледж»
Наряду с трудом и учением игра – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В структуру игры как деятельности личности входят этапы:
Целеполагания.
Планирования.
Реализации цели.
Анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.
Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Игровая технология - одна из самых привлекательных и в то же время сложных педагогических технологий.
Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение опыта, фиксированного в способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
Участники игры в смоделированных условиях наделяются ролями и в соответствии с инструкцией выполняют заданные действия. Решая заложенные в ситуацию проблемы, игроки приобретают предметные знания. Данный метод завоевал прочные позиции в обучении взрослых своей эффективностью. Также он показал положительные результаты в преподавании вузовских дисциплин.
Рассмотрим основные достоинства игровых методов обучения.
- во-первых, приобретается опыт;
- во-вторых, значительно ускоряться время протекания реальных процессов, например, то, что происходит в жизни в течение нескольких лет, можно сжать до нескольких часов;
- в-третьих, многократно повторяются те или иные действия для закрепления навыков их выполнения;
- в-четвертых, поскольку действия выполняются в обстановке «условной» (модельной) реальности, появляется возможность раскрепостить поведение обучаемых и стимулировать их на поиск наиболее эффективного решения;
- в-пятых, повышается интерес учащихся к обучению.
Организация и проведение деловых игр в полной мере доказали свою эффективность в достижении учебных целей и формировании профессиональных компетенций при подготовке студентов по техническим специальностям. Активные формы организации учебного процесса имеют огромный неиспользованный ресурс в части развития общих и профессиональных компетенций будущих специалистов.
Использование игр в учебном процессе помогает развитию технического мышления, выработке умения работать в коллективе, развитию инициативы и ответственности. А это способствует формированию творчески активной, профессионально компетентной личности техника новой формации, удовлетворяющей требованиям времени.
В любых производственных отношениях задействованы люди тех или иных специальностей. Поэтому вводятся роли специалистов, например директора, главного инженера, бухгалтера и т.д. Для каждой характерной роли существует цели: что тот или иной специалист должен выполнять в процессе игры и чего добиться.
Функции деловой игры.
1. Коммуникативная – обладающая экспансивным влиянием. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зрителей, организаторов), т.е. устанавливает эмоциональные контакты.
2. Деятельностная – выявляющая взаимодействие людей друг с другом и окружающим миром.
3. Воспитательная – организующая деятельность человека. Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение.
4. Педагогическая, дидактическая – развивающая умения и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности).
5. Прогнозирующая – предсказывающая, экспериментирующая.
6. Развлекательная – создающая благоприятную атмосферу, превращающая научное мероприятие в увлекательное приключение.
7. Релаксационная – снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему.
8. Развивающая – корректирующая проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.
Рассмотрим пример деловой игры по ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», МДК 01.01 «Устройство автомобилей» (для специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»). Тема учебного занятия «Типы подвижного состава для перевозки различных грузов».
Студенты делятся на три группы. Каждой группе выдается таблица на ватмане с названиями типов подвижного состава и карточки в количестве 26 штук с наименованиями различных грузов. Задача студентов – распределить эти грузы по типам подвижного состава. Время выполнения задания – 5 минут, при этом учитывается скорость выполнения задания. Затем преподаватель с представителями групп в процессе обсуждения уточняет типы подвижного состава для некоторых грузов (например, студентам предлагается изменить условия перевозки и, соответственно, группа должна предложить другой тип подвижного состава).
По окончании выступлений каждой группе выдается лист взаимоконтроля, в котором студенты выставляют свои оценки двум остальным группам по пятибалльной системе.
Следующий пример – по ПМ.01 «Организация перевозочного процесса на автомобильном транспорте», МДК 01.01 «Технология перевозочного процесса на автомобильном транспорте» (для специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)»). Тема учебного занятия – «Функции служб и отделов автотранспортного предприятия».
На занятии из числа студентов «назначаются» директор автотранспортного предприятия, главный инженер, заместитель директора по перевозкам, главный бухгалтер и т.д. Затем они моделируют следующие производственные ситуации:
К директору АТП пришел индивидуальный предприниматель. Ему нужно перевести 6 тонн лесоматериалов по маршруту Нерюнгри-Алдан. К кому его направит директор?
На складе отсутствуют необходимые запчасти для ремонта автомобиля. Каким образом будет решен этот вопросй?
В столовой АТП сломалась плита. Какое подразделение будет заниматься ремонтом?
Работник Иванов хочет получить аванс в размере 20000 руб. Куда он должен обратиться?
Возле административного здания – гололед. Какая служба устранит эту проблему?
Засорилась канализация. Работники какой службы справятся с этой проблемой?
Водителю необходимо увеличить норму расхода топлива в связи с работой в тяжелых дорожных условиях. Какая служба и какая группа этой службы контролирует расход топлива?
Итак, сформулируем преимущества игрового обучения по сравнению с традиционным.
Деловая игра позволяет формировать коммуникативную составляющую будущей профессиональной деятельности.
У студентов повышается интерес к будущей специальности, повышается мотивация к обучению.
Обеспечивается общая эмоциональная удовлетворенность студентов обучающей деятельностью преподавателя и собственной учебно-познавательной деятельностью.
Деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные условия формирования личности специалиста.
В деловой игре обучающийся усваивает знания, формирует профессиональные компетенции, умения и навыки не абстрактно, а в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации.
Использование игр в учебном процессе помогает развитию технического мышления, выработке умения работать в коллективе, развитию инициативы и ответственности. А это способствует формированию творчески активной, профессионально компетентной личности техника новой формации, удовлетворяющей требованиям времени.
Литература.
Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. – Екатеринбург: Деловая игра, 1999.
Алапьева В.Г. Методические рекомендации по организации учебно-методических и деловых игр. – Екатеринбург: Деловая игра, 1999.
Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учебное пособие для преподавателей сред. Спец. учеб.заведений. – М.: Высшая школа, 1992.