Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 25» города Смоленска
Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры
Работу выполнил
Грушкевич Александр Васильевич,
учитель физической культуры
Актуальность
В чем заключается роль современной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором» и «строителем» собственного образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
Гипотеза
Если использовать игровые технологии как средство формирования УУД на уроках физической культуры, то это обеспечит повышение сформированности общеучебных умений и навыков, даст толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повысит качество знаний обучающихся по предмету.
Цель формирование УУД на уроках физической культуры через игровые технологии в начальной школе.
Задачи
Изучить программу формирования УУД, заложенную в ФГОС; Рассмотреть УУД на ступени общего образования; Обеспечить формирование УУД на уроках физической культуры через игровые технологии. Дать характеристику результатов формирования УУД на разных этапах обучения в начальной школе; Составить календарно-тематическое планирование поподвижным играм
Этапы реализации
Организационно-подготовительный; Технологический; Заключительный.
1.Организационно-подготовительный этап
Анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами; изучение методической литературы и существующего опыта по данной проблеме
2.Технологический этап
Актуализировать понимание учителей о способах формирования УУД на уроках физической культуры с помощью игровых технологий. Систематизировать и представить перечень действий учителя по формированию УУД на уроках физической культуры через игровые технологии. Систематизировать и представить перечень действий обучающихся по овладению УУД на уроках физической культуры через игровые технологии. Способствовать развитию рефлексии обучающихся на уроках физической культуры.
3.Заключительный этап
Сравнение результатов с ожидаемыми; теоретическое обобщение и дальнейшее внедрение результатов проекта в педагогическую практику
Ожидаемые результаты
В соответствии с поставленной целью, игровые технологии как средство формирования УУД должны помочь: Обучающемуся: получить более качественные знания, которые необходимы для физического развития; обеспечить доступ к нетрадиционным источникам информации; повысить интерес к предмету, к соревнованиям; повысить активность учащихся на уроках, динамических часах, прогулках; повысить эффективность самостоятельной работы.
ОПИСАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР
«Салки». Играющие разбегаются по залу или по площадке, которая должна быть ограничена линиями, а водящий ловит их. Пойманный - становится водящим. При большом количестве играющих можно выделить двух-трех водящих. В дальнейшем игру можно усложнить, оговорив способ передвижения. Например, игрокам разрешается передвигаться только спиной к щиту, на половине поля которого они находятся, т. е. Бегать и ходить спиной вперед, приставными шагами, боком.
«Вызов номеров». Играющие делятся на команды, которые выстраиваются в две колонны у лицевой линии. Команды рассчитываются по порядку. Каждый игрок запоминает свой номер. На средней линии напротив каждой команды ставят булавы. Учитель называет один из номеров. Игроки обеих команд, стоящие под этим номером, бегут до булав, обегают их и возвращаются обратно. Победитель приносит своей команде 2 очка. Игра продолжается до тех пор, пока не будут вызваны все номера. Команда, набравшая наибольшее количество очков, побеждает. Можно усложнить игру, если предложить игрокам бежать спиной вперед, боком, приставными шагами или поставить на пути препятствия с прохождением их то - справа, то - слева.
«Пустое место». Играющие выстраиваются в круг, руки за спиной. Водящий бежит за спиной по кругу и дотрагивается до руки одного из играющих. Игрок, до которого дотронулся водящий, бежит в обратную сторону по кругу, стремясь быстрее водящего занять свое место. Кто из бегущих останется без места, тот и становится водящим.
«Слушай сигнал». Учитель определяет, по какому сигналу ученики выполняют то или иное упражнение во время бега. Например, по свистку - остановка, хлопок в ладони - прыжок вверх толчком одной ноги и т. д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры и выполняет передачи мяча двумя руками у стены.
5 «Бегуны». Играющие образуют две команды, одна из которых находится в квадрате (10x10). Игроки другой команды стоят в шеренге за пределами площадки. По сигналу учителя первый с правого фланга вбегает в квадрат и старается осалить, как можно большее количество игроков за 15 сек. Затем то же выполняет второй игрок и т. д. Осаленные игроки не выбывают из игры. Подсчитывают, сколько всего осалено игроков и затем команды меняются местами. Команда, осалившая большее количество игроков, побеждает.
6 «Удочка». Игрок с удочкой (веревка длиной 4-5 м с мешочком на конце) становится в центре круга. Остальные игроки встают в круг в 5-6 метрах от него. Присев, «рыбак» вращает удочку вокруг себя, а остальные игроки перепрыгивают через нее. Игрок, осаленный мешочком, получает штрафное задание (жонглирование двумя мячами), по выполнении задания игрок продолжает игру. Удочку вращают 4-5 мин. В конце игры подсчитывают осаленных и отмечают самого ловкого, который становится новым рыбаком.
«Бег – преследование». Играют две команды. Одна команда встает на линии старта, вторая - в 5-10 шагах сзади. По сигналу обе команды начинают бег. Игроки команды, бегущие сзади, стараются запятнать игроков команды, бегущих впереди, до того, как они пересекут линию финиша. За каждое осаливание команда получает 1 очко. В последующем забеге команды меняются местами. Команда, набравшая больше очков, побеждает.
Круговорот. Пять-семь участников выстраиваются в колонну по одному и по сигналу начинают бег (обязательно в заданном темпе, не ускоряя его). Бегущий последним выходит вперед (делает ускорение). Как только он окажется впереди, ускорение делает очередной последний и т. д. Как только он окажется впереди, ускорение делает очередной последний и т. д. Таким образом, ученики пробегают указанную дистанцию.
9 Мяч соседу. Все играющие стоят в кругу на расстоянии 1 м один от другого. У двух игроков, стоящих на двух противоположных сторонах кругах, по мячу. По сигналу играющие начинают передавать мячи друг другу вправо и влево так, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажутся два мяча. Играют 3-4 мин, после чего отмечают игроков, которые лучше передавали мяч.
Подвижная цель. Все играющие встают за линией круга. В центре круга водящий. У одного из игроков мяч. Он бросает его в водящего (в ноги). Каждый игрок, поймавший мяч, в случае промаха тоже выполняет бросок. Попавший становится водящим.
Быстрая передача. Играющие в парах. Расстояние между учениками 4-5 м. По сигналу они начинают передавать мяч заданным способом. Пара, быстрее всех сделавшая 10, 15, 20 передач, выигрывает.
Бросай - беги. Играющие стоят в двух разомкнутых на 3-4 шага шеренгах. Одна шеренга рассчитывается на первый - второй, а другая - на второй и первый. Первые номера — одна команда, вторые — другая. У края каждой шеренги лежат мячи. По сигналу крайние игроки берут мяч, передают его по диагонали игроку своей команды, стоящему напротив и сами бегут вслед за мячом. Игрок, получивший мяч, передает его по диагонали игроку, стоящему напротив, и сам бежит на его место и т. д. Когда мяч достигает крайних игроков, они ведут мяч, обегая противоположную колонну, на место игрока, начавшего передачу первых и передают мяч по диагонали напротив, т. е. Игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда игроки, начавшие передачу первыми, вернуться на свои места. Команда, сделавшая это первой, побеждает.
Не давай мяч водящему. Все играющие образуют круг. В середине круга два-три водящих. Игроки начинают передавать мяч друг другу, а водящие пытаются перехватить его. Если одному из них это удается, то водящим становится игрок, делавший последнюю передачу.
Охотники и утки. Играющие в двух командах. «Охотники» образуют круг. Перед ними проводят черту, за которую переступать нельзя. «Утки» произвольно располагаются внутри круга. По сигналу «охотники», перебрасывая мяч, стараются неожиданно бросить мяч в «уток». Осаленная мячом «утка» выбывает из игры, когда все «утки» осалены, учитель отмечает затраченное время. Затем играющие меняются ролями. Выигрывает команда, которая быстрее осалила всех «уток».
Встречная эстафета с мячом. Играющих делят на две команды и выстраивают в колоннах. Каждую колонну делят на две группы, которые располагаются друг против друга на расстоянии 12-15 м. У первых двух игроков по мячу. По сигналу они передают мяч игроку в противоположную группу, а сами становятся в конец своих колонн. Выигрывает команды, быстрее закончившая передачу. В этой игре возможны варианты: после передачи бежать в противоположную группу и там встать в конец колонны; передать мяч одной рукой, с отскоком от пола; вместо передачи вести мяч и передавать мяч после остановки перед игроком, стоящим напротив.
Эстафета с ведением мяча. Играющие в двух колоннах, которые выстраиваются параллельно друг другу у лицевой линии. По сигналу первые ведут мяч вперед до противоположной стены, останавливаются, бросают мяч двумя руками в стену, ловят его и ведут мяч обратно. На расстоянии 3-4 м от колонны они останавливаются, передают мяч двумя руками от груди очередному игроку, и сами становятся в конец колонны. Команда, закончившая ведение быстрее, выигрывает. Можно на пути ведения расставить булавы, тогда игроки должны вести мяч, обводя их.
Мяч ловцу. Играют две команды. В двух противоположных углах зала очерчивают два треугольника. Параллельно основанию треугольника на расстоянии 1-1,5 м проводят линию. Пространство между этими линиями называется нейтральной зоной. Посередине площадки чертят круг для начала игры. В каждой команде выбирают капитана и ловца. Одна команда отличается от другой формой. Ловцы команд становятся в углах зала в треугольниках. Учитель бросает мяч вверх в центральном круге между капитанами. Одна из команд, завладев мячом, стремится с помощью передач приблизиться к своему ловцу и передать ему мяч. Если он сумеет поймать мяч на лету, то его команда получает очко. Игроки команды противника пытаются перехватить мяч. Игра продолжается 10-15 мин. Команда, набравшая большее количество очков, выигрывает.
18 Борьба за мяч. Играют две команды. Игру ведут мячом для мини-баскетбола на баскетбольной площадке. Игроки команд надевают майки разно го цвета. Все игроки размещаются произвольно на площадке. Учитель в центре зала подбрасывает мяч между капитанами, которые стараются отбить мяч одному из своих игроков. Игроки команды, овладевшей мячом, передают мяч друг другу, а игроки противоположной команды пытаются его перехватить. Команда, сделавшая 5 или 10 передач подряд, получает очко. После этого игру начинают с центра. Играют 12 мин. Команда, набравшая больше очков, побеждает. Эта игра является подготовительной к баскетболу. Постепенно вводя в нее новые правила, можно научить детей играть в баскетбол. Уже в самом начале вводятся такие правила: если мяч ушел за линию, то с того места его вбрасывает игрок противоположной команды; если мяч одновременно схватят два игрока из разных команд, то бросают спорный мяч; запрещается бегать с мячом; вести мяч можно только одной рукой; запрещается толкать соперника.
Коршун и наседка.
Игроки выстраиваются в колонну по одному. Первый игрок в колонне наседка, а остальные за ним - цыплята
Наседка держит руки в стороны, а цыплята держатся за пояс впереди стоящего. Перед наседкой находится «коршун», который, передвигаясь приставными шагами, пытается захватить последнего цыпленка. Все цыплята с «наседкой» приставными шагами убегают от коршуна в другую сторону. Осаленный цыпленок становится коршуном, а коршун наседкой.
19. Играющие делятся на две равные команды с четным числом участников. Обе команды выстраиваются попарно в противоположных углах баскетбольной площадки лицом к центру в две колонны так, чтобы « наружные « колонны стояли в 3 м от «внутренних» колонн. Одному из направляющих игроков каждой команды дают по мячу. По сигналу первые пары игроков перемещаются вдоль боковых линий к противоположным щитам, передавая мяч между собой. Возле 3-х секундной зоны кто-либо из них выполняет с мячом два шага и бросает его в корзину с ходу. Затем игроки подбирают мяч и, передавая его в движении, возвращаются к месту старта.
Побеждает команда, набравшая больше очков (за попадание дается 2 очка, за быстрейшее окончание эстафеты
20. «Подвижная цель»
На площадке чертят два круга диаметром 6-7 м. За границами круга на равном расстоянии друг от друга встают 5-6 игроков, в центре - водящий. Задача игроков, стоящих за пределами, запятнать мячом водящего, который увертывается от мяча. При попадании вводящего мячом игрок получает очко. Запрещается бросать мяч в лицо водящему, а также при бросках переступать линию круга. Побеждает команда, игроки которой сумели меньшее количество раз быть запятнанными. Не следует спешить с броском, а посредством быстрых и неожиданных передач необходимо заставить водящего приблизиться к любой стороне круга и тогда постараться запятнать его наверняка.
21.«Внимание - мяч»
Игроки команды располагаются по кругу, в центре - водящий с мячом. Он передает мяч любому партнеру и, следуя за мячом, занимает место поймавшего мяч Последний, став водящим, продолжает игру. И так до тех пор, пока все участники не побывают ведущими. Побеждает команда, первой закончившая игру.
22.«Кто быстрее займет место в круге»
Игроки двух команд образуют круг. Водящий (из одной команды) бежит за кругом, пятнает игрока другой команды и продолжает бег в ту же сторону. Запятнанный игрок бежит в противоположную сторону внутри круга. Каждый из двух бегущих в разные стороны старается быстрее обежать круг и раньше встать на освободившееся место. Игрок, не успевший занять место, становится водящим, и игра продолжается. Если игроки добежали одновременно, преимущество имеет водящий.
В результате реализации проекта отмечается: положительная динамика в достижениях обучающихся по учебному предмету; более высокий уровень сформированности компонентов учебной деятельности; повышение уровня активности участия детей в соревнованиях, конкурсах.