СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка"

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на уроках русского языка»

Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова В.А. Сухомлинского:

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В настоящее время в связи с переходом на ФОГС второго поколения особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады, чемпионаты. Это говорит о том, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствиям социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт.

По определению, игра – это вид деятельности направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. ( толковый словарь С.И. Ожегова)

По теории развития познавательного интереса Т.И. Щукиной и теории активизации учебной деятельности школьников Т.И Шамовой педагогическая игра обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения, соответствующим ей педагогическим результатом и характеризуется учебно-познавательной направленностью.

Игровые технологии используются для решения следующих задач:

- активизация познавательного интереса;

- развитие коммуникабельности;

- создание условий для творческого самовыражения;

- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;

- конструктивное общение в составе социальной группы;

- создание позитивного психологического климата в коллективе.

Игровые технологии – самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению. Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, любознательность, вырабатывает учение быстро ориентироваться, находить правильные решения, создает ситуацию азарта, поиска, вызывает стремление помочь своей команде.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Планируя свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо исходя из общих целей и задач урока.

На своих уроках я стараюсь использовать различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть. Выделяют следующие виды дидактических игр:

1.Игры-упражнения. Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме.

2.Игры-путешествия.

Часто использую при повторении и обобщении больших тем.

3.Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Классификация дидактических игр: (классификация основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам)

1.Фонетические и орфоэпические игры.

2.Лексико-фразеологические игры.

3.Игры по морфемике и словообразованию.

4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры.

Я хочу поделиться с Вами, каким образом обучаю детей тонкостям языка, а тем самым развиваю интерес и любовь к предмету.

При изучении «Фонетики» с целью различения твердых и мягких согласных звуков можно использовать интересную игру «Соберем букет».

  1. В первом букете цветы, в названии которых все согласные твердые. Во втором букете цветы, в названии которых все согласные мягкие. В третьем букете в названии цветов согласные и мягкие, и твердые.

  2. Найти и записать «заблудившийся» звук. Придумайте веселые рисунки к двустишиям.

А) Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!» - ( )

Б) Мы собрали васильки,

На головах у всех щенки. – ( )

В) Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами. – ( )

  1. Загадки.

Какое русское слово состоит из 3-х слогов и указывает на 33 буквы? (Азбука)

Черные, кривые, от рожденья все немые, а как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят? (Буквы )

4. Прочитайте стихотворения В.Суслова и отгадайте, кто какие звуки не выговаривает.

Мимо сада не спеша

Шли четыре малыша.

-Поигаем, что-ли в пятки?

-Луссе в мясик на плоссятке?

- Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поигвать!

«В пятки?»

«В вунки?»

Что такое?

Ничего не разобрать?

Следующая группа игр –это лексические игры.

  1. При изучении омонимов, детям нравится отгадывать загадки.

Право, я прическа – чудо.

Заплести меня не худо.

И на лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом. (коса)


Я и шуба длинная до пят,

И в фигурном катанье меня

Всякий увидеть рад. (тулуп)


  1. Игра «Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных»

(Показываются рисунки с изображениями животных.)

  1. За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.

  2. Ползет, как черепаха.

  3. Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.

  4. Топает, как слон.

Похожее задание можно встретить в учебнике С.И.Львовой. Игра называется «Назови фразеологизм, изображённый на картинке».

Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)

Спустя рукава (небрежно, кое-как)

  1. Игра-конкурс («Лицедеи»).

Каждый участник по очереди вытаскивает карточку с заданиями-фразеологизмами. Задача: при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм.

Задания на карточках:

Стоять на задних лапках.

Не находить места.

Прикусить язык.

Намылить шею.

Попасть не в бровь, а в глаз.

Зарубить на носу.

Ломать голову.

В рот воды набрал.


При изучении «Морфемики» и « Словообразования» детям нравится игра

« Ромашка»

  1. Образуйте и запишите однокоренные слова, прибавляя к ним приставки.

  2. Ребята любят шарады «Составь слово».

Начало деревом зовется,

Конец - читатели мои,

Здесь в книге целое найдется,

И в каждой строчке есть они. (бумага)

Первое – нота, второе тоже,

А целое на боб похожа. (фасоль)

  1. Игра «Чьё гнездо больше?»
    Цель: развитие навыка словообразования.
    В командах выбирается капитан. Устанавливаются песочные часы (или секундомер). Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача – за определённое время составить гнездо однокоренных слов, определяя способ словообразования. О результатах докладывает капитан. Обычно даю корни с чередованием 1) –раст-/-ращ-/-рос-; 2)-лаг-/-лож-; 3)-кас-/-кос-; 4)-тир-/-тер- и др.. Побеждает команда, уложившаяся в срок и давшая максимальный список слов.

  2. Игра «Просигналь!»

Задание:

Подбери однокоренные антонимы к словам. С помощью карточек подавайте мне сигнал, какую букву вы напишите на  конце приставок(З или С?).

звёздное - беззвёздное

полюбить-  разлюбить

грамотный-  безграмотный

корыстный-  бескорыстный

шумный-  бесшумный

радостный - безрадостный

опасный-  безопасный

лунная-  безлунная

водный-  безводный

При изучении «Синтаксиса» часто использую игру «Серпантин одной фразы». В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.

Например:

1-й - Я читаю книгу.

2-й – Я читаю интересную книгу.

3-й – Я читаю интересную книгу по вечерам.

4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.

5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.

2. Конкурс «Рассказ на одну букву».

 Команды в течение 5 минут должны написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву. Побеждает та команда, в рассказе которой слов больше.

1 команда-п

  1. команда-м

  1. Составьте анаграммы.

Например: Карета — ракета

Ласка-скала

Ров-вор

Требования к подбору игр следующие:

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Цель дидактических игр – облегчить переход к учебе. Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Мы работаем с детьми, и наша главная задача состоит не только в передаче знаний, но и в удовлетворении их интересов. Школа не должна быть местом пыток и скучных монологов, как кажется большинству детей. Надо стараться, чтобы ребёнок приходил и уходил радостным, удовлетворённым и ждал звонка не с урока, а на урок. Поэтому, я считаю, что в преподавании любого урока нужно внедрять игровые технологии. Ведь именно в игре ребёнок возвращается в свою сущность, в свой мир и полностью раскрывает свои способности, при этом забывая чувства скованности, страха и нерешительности.

Игровые технологии я использую в основном в 5-6 классах. Это связано с тем, что 5 класс – переходный этап в жизни детей: из начальной школы – в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов.

Моя задача, как учителя русского языка, в это время – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе и как самостоятельное учебное занятие: уроки-игры, уроки-соревнования.

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте еще поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Использовать игровые технологии можно не только в 5-6 классах, но и на любой ступени обучения. Я стараюсь, как можно чаще дарить детям такую радость. Когда у ребенка глазки горят и результат виден, то и работать хочется.

Свое выступление хочу завершить словами Фридриха Шиллера:

«… в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества»












Выступление на тему:



«Игровые формы организации работы на уроках русского языка»




Учитель русского языка и литературы

Иванова Ирина Михайловна

МБОУ «Кошки-Теняковская ООШ»













Февраль, 2016


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

04.08.2022 13:01
Головнева Ирина Борисовна @golovniova
Спасибо за интересный и полезный материал, да ещё и с иллюстрациями!!!

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя