Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова В.А. Сухомлинского:
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В настоящее время в связи с переходом на ФОГС второго поколения особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады, чемпионаты. Это говорит о том, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствиям социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт.
По определению, игра – это вид деятельности направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. ( толковый словарь С.И. Ожегова)
По теории развития познавательного интереса Т.И. Щукиной и теории активизации учебной деятельности школьников Т.И Шамовой педагогическая игра обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения, соответствующим ей педагогическим результатом и характеризуется учебно-познавательной направленностью.
Игровые технологии используются для решения следующих задач:
- активизация познавательного интереса;
- развитие коммуникабельности;
- создание условий для творческого самовыражения;
- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;
- конструктивное общение в составе социальной группы;
- создание позитивного психологического климата в коллективе.
Игровые технологии – самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению. Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, любознательность, вырабатывает учение быстро ориентироваться, находить правильные решения, создает ситуацию азарта, поиска, вызывает стремление помочь своей команде.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Планируя свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо исходя из общих целей и задач урока.
На своих уроках я стараюсь использовать различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть. Выделяют следующие виды дидактических игр:
1.Игры-упражнения. Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме.
2.Игры-путешествия.
Часто использую при повторении и обобщении больших тем.
3.Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Классификация дидактических игр: (классификация основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам)
1.Фонетические и орфоэпические игры.
2.Лексико-фразеологические игры.
3.Игры по морфемике и словообразованию.
4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры.
Я хочу поделиться с Вами, каким образом обучаю детей тонкостям языка, а тем самым развиваю интерес и любовь к предмету.
При изучении «Фонетики» с целью различения твердых и мягких согласных звуков можно использовать интересную игру «Соберем букет».
В первом букете цветы, в названии которых все согласные твердые. Во втором букете цветы, в названии которых все согласные мягкие. В третьем букете в названии цветов согласные и мягкие, и твердые.
Найти и записать «заблудившийся» звук. Придумайте веселые рисунки к двустишиям.
А) Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!» - ( )
Б) Мы собрали васильки,
На головах у всех щенки. – ( )
В) Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. – ( )
Загадки.
Какое русское слово состоит из 3-х слогов и указывает на 33 буквы? (Азбука)
Черные, кривые, от рожденья все немые, а как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят? (Буквы )
4. Прочитайте стихотворения В.Суслова и отгадайте, кто какие звуки не выговаривает.
Мимо сада не спеша
Шли четыре малыша.
-Поигаем, что-ли в пятки?
-Луссе в мясик на плоссятке?
- Вот пвидумав! Под говою
Вучше в вунки поигвать!
«В пятки?»
«В вунки?»
Что такое?
Ничего не разобрать?
Следующая группа игр –это лексические игры.
При изучении омонимов, детям нравится отгадывать загадки.
Право, я прическа – чудо.
Заплести меня не худо.
И на лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом. (коса)
Я и шуба длинная до пят,
И в фигурном катанье меня
Всякий увидеть рад. (тулуп)
Игра «Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных»
(Показываются рисунки с изображениями животных.)




За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.
Ползет, как черепаха.
Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.
Топает, как слон.
Похожее задание можно встретить в учебнике С.И.Львовой. Игра называется «Назови фразеологизм, изображённый на картинке».

Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)

Спустя рукава (небрежно, кое-как)
Игра-конкурс («Лицедеи»).
Каждый участник по очереди вытаскивает карточку с заданиями-фразеологизмами. Задача: при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм.
Задания на карточках:
Стоять на задних лапках. | Не находить места. |
Прикусить язык. | Намылить шею. |
Попасть не в бровь, а в глаз. | Зарубить на носу. |
Ломать голову. | В рот воды набрал. |
При изучении «Морфемики» и « Словообразования» детям нравится игра
« Ромашка»


Образуйте и запишите однокоренные слова, прибавляя к ним приставки.
Ребята любят шарады «Составь слово».
Начало деревом зовется,
Конец - читатели мои,
Здесь в книге целое найдется,
И в каждой строчке есть они. (бумага)
Первое – нота, второе тоже,
А целое на боб похожа. (фасоль)
Игра «Чьё гнездо больше?»
Цель: развитие навыка словообразования.
В командах выбирается капитан. Устанавливаются песочные часы (или секундомер). Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача – за определённое время составить гнездо однокоренных слов, определяя способ словообразования. О результатах докладывает капитан. Обычно даю корни с чередованием 1) –раст-/-ращ-/-рос-; 2)-лаг-/-лож-; 3)-кас-/-кос-; 4)-тир-/-тер- и др.. Побеждает команда, уложившаяся в срок и давшая максимальный список слов.
Игра «Просигналь!»
Задание:
Подбери однокоренные антонимы к словам. С помощью карточек подавайте мне сигнал, какую букву вы напишите на конце приставок(З или С?).
звёздное - беззвёздное
полюбить- разлюбить
грамотный- безграмотный
корыстный- бескорыстный
шумный- бесшумный
радостный - безрадостный
опасный- безопасный
лунная- безлунная
водный- безводный
При изучении «Синтаксиса» часто использую игру «Серпантин одной фразы». В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.
Например:
1-й - Я читаю книгу.
2-й – Я читаю интересную книгу.
3-й – Я читаю интересную книгу по вечерам.
4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.
5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.
2. Конкурс «Рассказ на одну букву».
Команды в течение 5 минут должны написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву. Побеждает та команда, в рассказе которой слов больше.
1 команда-п
команда-м
Составьте анаграммы.
Например: Карета — ракета
Ласка-скала
Ров-вор
Требования к подбору игр следующие:
1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Цель дидактических игр – облегчить переход к учебе. Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Мы работаем с детьми, и наша главная задача состоит не только в передаче знаний, но и в удовлетворении их интересов. Школа не должна быть местом пыток и скучных монологов, как кажется большинству детей. Надо стараться, чтобы ребёнок приходил и уходил радостным, удовлетворённым и ждал звонка не с урока, а на урок. Поэтому, я считаю, что в преподавании любого урока нужно внедрять игровые технологии. Ведь именно в игре ребёнок возвращается в свою сущность, в свой мир и полностью раскрывает свои способности, при этом забывая чувства скованности, страха и нерешительности.
Игровые технологии я использую в основном в 5-6 классах. Это связано с тем, что 5 класс – переходный этап в жизни детей: из начальной школы – в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов.
Моя задача, как учителя русского языка, в это время – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе и как самостоятельное учебное занятие: уроки-игры, уроки-соревнования.
Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте еще поиграем», что свидетельствует об успешности урока.
Использовать игровые технологии можно не только в 5-6 классах, но и на любой ступени обучения. Я стараюсь, как можно чаще дарить детям такую радость. Когда у ребенка глазки горят и результат виден, то и работать хочется.
Свое выступление хочу завершить словами Фридриха Шиллера:
«… в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества»
Выступление на тему:
«Игровые формы организации работы на уроках русского языка»
Учитель русского языка и литературы
Иванова Ирина Михайловна
МБОУ «Кошки-Теняковская ООШ»
Февраль, 2016
Русский язык 10 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку 9...
Русский язык 5 класс ФГОС
Русский язык 9 класс ФГОС
Занимательная грамматика 5-7 классы
Культура речи: от ударения до стилистики
Электронная тетрадь по русскому языку 6...
Русский язык 7 класс ФГОС
© 2017, Иванова Ирина Михайловна 412 5
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы