СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование игровых технологий на уроках русского языка.

 

Просмотр содержимого документа
«"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников"»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Мамоновская основная общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»







Авторская концепция




«Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников»
















Учитель: Нарижняя Е.С.



2017г

«Игра пронизывает всю жизнь ребенка.

Это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело…

Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.

Вся его жизнь-это игра»

А.С.Макаренко

Современная система образования столкнулась с беспрецедентной в своей истории задачей. Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычайно высоки. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире.

Главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей. Именно поэтому всё более популярными становятся инновационные технологии обучения, ориентированные на раскрытие способностей ребёнка, на всесторонний учёт его психических возможностей.

К теме «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников» я обратилась не случайно, так как в последние годы, к сожалению, наблюдается снижение интереса к предмету русский язык.

Игровые технологии я использую в основном в 5-7-х классах. Задача учителя в это время сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне, как учителю русского языка приходится решать такую задачу почти каждый день. Каждый учитель - словесник хорошо знает из практики, что русский язык довольно трудно даётся многим детям.Таким образом, в преподавании этого школьного предмета особое значение приобретает развитие познавательного интереса у каждого ребёнка. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки-игры, уроки-путешествия в страну Русского языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создает почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим удовольствием. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку).

Игровые педагогические технологии  - это обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Цель использования игровых технологий: раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в игровой деятельности.

 Задачи:

 Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных уме­ний и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучеб­ных умений и навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование опре­деленных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комму­никативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений срав­нивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения; раз­витие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире и в России в частности неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на обучающихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Преимущества игровых технологий. 

В чём преимущества игровых форм обучения? Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в учебном процессе. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Именно игровые формы урока ставят ученика в центр учебного процесса. При этом он не просто усваивает предлагаемый учителем материал, а сам ищет ответы на поставленные вопросы, применяет эти знания на практике и чётко осознаёт где, когда, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. В процессе игры происходит активизация познавательной деятельности учащихся. Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету.

Использование игровой деятельности:

  1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  2. как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

  3. в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  4. как технологии внеклассной работы.

 Функции игр:

Функции межнациональной коммуникации. Игры дают возможность моделировать разные жизненные ситуации, искать выход из конфликтов.

Функция самореализации ученика в игре. Игра вводит обучающихся в реальный мир человеческих отношений.

Диагностическая функция игры. Игра обладает предсказательностью.

Игротерапевтическая функция игры. Игра может быть использована для преодоления различных трудностей в общении, в обучении.

Функция коррекции в игре. Игра способна оказать помощь ученикам с отклонениями в поведении, помочь преодолеть стеснительность и неуверенность.

При использовании игровых технологий необходимо соблюдение следующих условий:

- соответствие игры учеников целям урока;

- доступность для обучающихся данного возраста;

- умеренность в использовании игр на уроке.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г)коммуникативные,диагностические,профориентационные,психотехнические и др.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства;

- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игра — одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

Основной ведущей деятельностью школьника является учение, приобретение знаний. Учение – это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, волевых усилий со стороны ребенка. Часто приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и волевые усилия для выполнения заданий. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

В условиях ФГОС ООО игровые технологии позволяет организовать как индивидуальную работу каждого обучающегося, так и работу в группах. Согласно ФГОС, используя игровые технологии, мы формируем коммуникативные и личностные УУД.

Получение в игре знаний позволяет создать заинтересованность обучающихся на протяжении всего урока, что как раз и формирует познавательные УУД, а на этапе мотивации и целеполагания мы развиваем регулятивные УУД.

На своих уроках и на внеклассных занятиях я использую для развития познавательного интереса обучающихся дидактические игры и микроисследования.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить «приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику

Виды дидактических игр:

1.Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательную способность обучающихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умения применять его в новых условиях. Это кроссворды, ребусы, викторины.

2.Игры-путешествия.Они способствуют осмыслению и закреплению.

3.Игры-соревнования. Обучающиеся соревнуются, разделившись на команды.

4.Игры-предположения.Что было бы, если…Что бы я сделал?

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д.

Провожу различные грамматические игры. С удовольствием ребята играют в «Четвертый лишний»: среди названных слов надо найти «лишнее» существительное или прилагательное и объяснить, чем оно отличается от остальных.

Дидактическую игру использую и при изучении темы «Сложные слова». На доске записываю корни, являющиеся первой частью сложных слов: вод-, лес-, кино-, радио-, фото-. Задание обучающимся: за установленное время записать наибольшее количество сложных слов с этими корнями.

При изучении различных тем («Лексикология», «Фонетика и графика») практикую загадки, например: Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком); Что стоит посередине земли? (Буква М); Что находится в начале книги? (Буква К).

Как одна из форм реализации игровых технологий проводятся микроисследования. Дети на таких уроках становятся пытливыми исследователями какой-либо лингвистической проблемы. Задания этого типа предполагают формирование у обучающихся исследовательских умений: работы с научно-популярной литературой и справочниками; умения анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования.

Использовать игровые технологии можно не только в 5-7-ых классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда видишь, с каким азартом работают дети.







Вывод:

В заключение хочу отметить, что в наше время, когда научно-педагогическая общественность всё больше осознают необходимость переориентирование лингводидактики в сторону обеспечения глубоко индивидуального подхода к каждому из учеников, природосоответствующего характера обучения как развития лучших задатков ребёнка, которые прежде всего предусматривают соблюдения единства её самостоятельности и самодеятельности с педагогическим руководством и учётом процессов её саморазвития и самореализации, существенные позиции в учебном процессе завоёвывает идея разнообразия учебных форм, которая требует от учителя творческого подхода к своей работе.

Действительно, каждому учителю-словеснику нужно вкладывать много усилий и высокого профессионального мастерства во время подготовки к каждому уроку, чтобы ученики получали высокие лингвистические знания в форме особо доходчивой, привлекательной, интересной.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!