"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников".
Что такое урок русского языка сегодня? Это не просто 45 минут учебного времени, которое отводится на простую передачу знаний, умений и навыков, ориентированных на усвоение учеником правил и норм русского языка, но это еще и развитие творческого мышления учащихся. Как заинтересовать нынешнего школьника и привить ему интерес к работе? Стандартные методы и формы давно устарели и не вызывают никакого интереса у современных учеников. Ребенка не удивить стандартной передачей знаний. Он просто может потерять познавательный интерес. Так какими же средствами разнообразить передачу знаний?
Этот вопрос, несомненно, волнует каждого учителя, заинтересованного в повышении интереса учащихся к учебному предмету и в повышении качества обучения.
Цель данной работы - показать эффективность использования игровых технологий на уроках русского языка.
Как говорил Ф.И. Буслаев: «Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания». Именно поэтому я бы хотела рассмотреть применение игровых технологий на уроках русского языка. Игра остается непосредственным видом деятельности каждого ребенка. В зависимости от вида игры, дети развивают свою двигательную, творческую и , конечно же, познавательную активность. Ученики - все те же дети. Если игру верно вставить в ход урока, то это очень благоприятно повлияет на развитие познавательного интереса ученика и он будет задействован в работе сам того не осознавая. Игра помогает по-новому взглянуть на урок и способствует возникновению интереса к изучаемому предмету.
При использовании игр в учебном процессе решается ряд воспитательных задач, а именно, воспитание терпения, формирование аккуратности и стремления доводить начатое дело до конца. Игры в групповой работе способствуют умению детей работать сообща, как одно целое, учат прислушиваться к мнению других учеников, грамотно формулировать свои мысли.
Цель игровых технологий на уроках русского языка – это прежде всего приобретение навыков, закрепление и перевод в прочные знания.
Следующий вопрос, который возникает в связи с постановкой цели - "для чего они нужны"? Основная задача игровых технологий - это сделать процесс обучения максимально занимательным, развить у детей коммуникативные способности, условия для творческого самовыражения, развить внимание, память и воображение.
Нужно учитывать, что игра - это очень эффективный метод как самостоятельного выполнения заданий, так и группового. Работа в небольших группах усиливает интерес и приобретает состязательный дух. Если детей правильно организовать, вызвать интерес к происходящему на уроке, то у них не будет соблазна безобразничать. В школьной практике используются самые разные игровые технологии, которые я попробую освятить далее.
Игровые технологии классифицируют по-разному. В школьной практике активно используется классификация, которую предлагает Л.В. Петрановская. Она разделяет игры по разделам лингвистики: фонетические игры, лексико-фразеологические, игры по морфемике и словообразованию, синтаксические.
Начнем с фонетических игр. Такие игры, а точнее используемые задания в них, проходящие в форме игры, учат детей мыслить, сопоставлять факты языка, развивают фонематический слух. Здесь могут быть представлены задания в виде небольших загадок на знание букв, а именно их верного произношения. Например.
- Из названий каких двух букв можно приготовить пищу? ( «К» и «Ш»)
- Названия каких двух букв составляют целую эпоху? ( «Р» и «А»)
-Какие два местоимения мешают движению по дорогам? ( «Я» и «Мы»)
Возможно предложить ряд заданий на различие твердых и мягких согласных звуков. Таких заданий в учебниках и в интернете можно найти огромное количество. Например один из вариантов - игра «Соберем букет».
Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук. ( Цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик)
Еще одно интересное задание «Составь текст и озвучь его». Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении, а именно сложность в постановке ударения. Ученики должны не просто правильно произнести эти слова, но и составить с ними связанный текст. Такого рода задание можно проводить в группах. Тематика может быть разная. Все зависит от предложенных учителем слов с опасной ловушкой в виде орфоэпической нормы. В зависимости от темы задание приобретает другое название, что вызывает еще больший интерес. «Пригласи на обед», «В эфире - новости», все эти задания способствуют не только усвоению норм орфоэпии, но и развивают творческое мышление и помогают детям грамотно строить свою речь, развивать кругозор.
Пример. Даны слова: километр, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал и т.п.
Следующий тип игр – это лексическо-фразеологические игры. Упор на лексику заключается, к примеру, в определении лексического значения у слова. Например, омонимов. Дети могут сами как отгадывать загадки, так и придумывать их в зависимости от задания учителя. Тем самым у обучающихся формируется умение определять лексическое значение слова.
Я и приправа хорошая к столу
И в цель могу пустить певучую стрелу. (лук)
Что касается фразеологии, то здесь идет развитие не только умений при составлении подобных выражений, но и обогащение словарного запаса, расширение кругозора. Сейчас такие задания приобрели особую популярность в связи с актуальностью тем по развитию речи. Среди таких заданий активно используются задания, типа "Составьте фразеологизмы". Например, дается два столбика, где начало первого не соответствуют началу второго столбика. Задача детей заключается в правильном составлении сочетания. Такие задания могут быть осложнены пословицей, что дает детям сигнал к внимательному выполнению задания. Еще, на мой взгляд, одно из интересных заданий - это "Собери фразеологизм" Здесь все сложнее. Дается ряд слов. Ученики должны составить фразеологизмы, которые они найдут. Пример.
Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.
Ответы:
- Куда Макар телят не гонял.
- Как в воду канул.
- Ветер свистит в карманах.
- На языке вертится.
- В ежовых рукавицах.
Так же в данную категорию можно включить «Перевертыши». Такие задания целиком и полностью направлены на развитие творческого мышления детей, умению устанавливать причинно-следственные связи. В эти задания могут входить зашифрованные строчки известных стихотворений, либо произведений, изучаемые детьми параллельно на уроках литературы. Например.
Ваша Маша тихо смеется.- Наша Таня громко плачет.
Король под фасолью. – Принцесса на горошине.
Падающий деревянный генерал.- Стойкий оловянный солдатик.
Следующий тип, касается «Морфемики» и « Словообразования».
Сюда включаются задания направленные, к примеру, на закрепление знаний части речи. Игра «Третий лишний». Ученикам необходимо найти слово лишнее в своей ряду. Интерес состоит в том, что дети сами должны определить проблему, т.е. указать критерий выбора.
Например:
• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);
• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).
Ряд заданий на умение преобразовывать слова. Игра «Я работаю волшебником». Эта игра пробуждает интерес детей к работе, развивает их логическое мышление, дает волю фантазии. Например, превратить имена нарицательные в собственные.
Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля).
Одна из наиболее интересных в этом разделе игра «Помоги Пете Ошибкину». Ученики с большим интересом выполняют задание. Их задача из предложенных заданий, выделить те, где допущена ошибка, либо исправить объяснение. Это очень хорошо стимулирует знания и дает возможность детям применить их на практике в полной мере. Спектр заданий может быть подобран учителем на разные правила. Это может быть и правописание ь и ъ знаков, определение падежей, гласные в корне, непроизносимые гласные, особенности употребления гласных после шипящих и т.п.
Задания на составление слова так же активно используются. Сюда можно включить кроссворды, различные ребусу, шарады. Такого рода задания могут быть предложены учителем в начале урока с целью актуализации знаний или постановки новой темы. Так же они являются неплохим приемом для подведения итога урока, обобщения и систематизации знаний.
Пример шарады. Ученикам необходимо составить слово.
Корень тот же , что и в слове СКАЗКА,
Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка та же, что и в слове РАСХОД.
В результате подобных заданий у учащихся формируется умение определять состав слова, находить нужные морфемы, различать однокоренные слова, лучше усваиваются способы образования слов.
При изучении «Синтаксиса» часто возникают трудности. Порой дети не могут выстроить грамотно предложение и найти как главные, так и второстепенные члены предложения. Для закрепления знаний в данной теме можно использовать игру «Серпантин». В ней отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения, а также развивать словарный запас. Учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.
Например:
1-й - Я читаю книгу.
2-й – Я читаю интересную книгу.
3-й - – Я читаю интересную книгу по вечерам.
4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.
5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.
В школе очень часто используются "Орфографические игры", которые не входят в классификацию Л.В. Петрановской. Я предлагаю выделить их в отдельную группу. Как известно, орфография является неотъемлемой частью любого грамотного человека. Каждый ученик должен стремится не просто к знаниям, а к умению правильно писать. Для этого существует ряд интересных заданий, например "Орфографическая дуэль". Эта игра интересна не только ученикам, но и показательна для учителя, насколько дети честно оценят себя. Суть игры заключается в том, что учитель объявляет о диктанте на доске. Ученики тянут руки. Учитель вызывает одного ученика, а тот, в свою очередь, вызывает другого на дуэль. Остальные дети записывают диктант в тетрадях. После окончания диктанта, учитель вместе с классом проверяет дуэлянтов, кого просто ранили, а кого "убили" в орфографическом поединке. Сражавшиеся сами выносят приговор и называют оценки, которые они заслужили в ходе игры. Чем примечательно это задание? Оно способствует не только усвоению орфографических норм и правил, но так же ведет к способности аргументировать свой выбор и трезво оценивать свои возможности.
Учитель - строитель, его задача сделать так, чтобы встреча с незнакомым или сложным материалом не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интерес к учению. Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе, она помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор.