СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Игровые технологии в обучении географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему виманию предлагается ВКР на тему "игровые технологии в обучении географии". Актуальность данной темы исследования определяется тем, что в настоящее время возникла потребность обновления средств, методов и форм организации учебного процесса!

Надеюсь данная работа поможет пролить свет в уже имеющиеся знания, а так же вы воспользуетесь методической разработкой и рекомендациями по внедрению игр в учебный процесс.

Просмотр содержимого документа
«"Игровые технологии в обучении географии"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»



Направление подготовки/ Специальность подготовки ________________



Основная (профессиональная) образовательная программа

__________________________________________________________________

( профиль, магистерская программа, специализация)

Выпускная квалификационная работа

«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЕ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ»



Обучающегося 5 курса

Форма обучения: заочная

Мальгинова Валерия Олеговна

Научный руководитель:

Доцент, кандидат педагогических наук

Махова Ирина Петровна

Рецензент:

Кандидат педагогических наук

ФИО

Санкт-Петербург

2017



СОДЕРЖАНИЕ


Введение …………………………………………………………………………………………………………. 3


Глава I. Психолого-педагогические основы игровой деятельности

    1. Сущность игровой деятельности ……………………………………………………………… 6

    2. Роль игры в развитии школьников ………………………………………………………….. 9

1.3 Значение игр в обучении географии ……………………………………………………….. 18

1.4 Классификация игр …………………………………………………………………………………... 24


Глава II. Опыт используемых игровых технологий в обучении географии

2.1 Игровые технологии на разных этапах урока ………………………………………….. 28

2.2. Использование игровых технологий на этапе проверки домашнего задания …………………………………………………………………………………………………………. 31

2.2.1 Использование игровых технологий на этапе изучения нового

материала ………………………………………………………………………………………………………. 33

2.2.2 Использование игровых технологий на этапе закрепления

материала …………………………………………………………………………………………………….. 36

2.3 Методические рекомендации ……………………………………………………………….. 39

Заключение …………………………………………………………………………………………………… 47

Список литературы ……………………………………………………………………………………….. 49

Приложение 1 ……………………………………………………………………………………………….. 52

Приложение 2 ……………………………………………………………………………………………….. 53








Введение


Основной задачей современного образования в школе является развитие исторически сложившейся педагогической системы на основе создания условий для формирования социально активной, профессионально компетентной и творчески развитой личности. В настоящее время мы наблюдаем также изменение образовательного пространства, которое из парадигм отрицательным компонентом системы школьного образования при этом является отсутствие деятельности ученика, который часто пассивно воспринимает информацию, что явно не соответствует современным требованиям. Для перехода к информационному обществу все более важным для педагога становится приобщение учеников к самостоятельной, творческой работе для достижения качества обучения в условии модернизации образования, реализации современных технологий обучения, развития у учащихся культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля. Из этого следует, что современное состояние обучения школьников нуждается в потребности поиска все новых путей повышения качества их теоритической подготовки, готовности к творческому труду, а самое главное - методов и средств обучения.

За последнее время игровые педагогические технологии довольно таки широко внедрились в педагогическую работу. Игровая форма обучения демонстрирует наиболее перспективное и удачное нововведение последних лет. В ходе деловой дидактической игры развивается активность, целеустремленность , оперативность и прочность памяти, продуктивность и динамичность мышления, возникает вера в свои силы, появляется стремление к совершенству. Если смотреть с дидактической точки зрения, то игровое обучение перспективно тем, что не противоречит современным педагогическим теориям и может стать формой интегрированного обучения [33].

Для активизации учебно-познавательной деятельности в учебном процессе все чаще большей популярностью пользуются различные игры. Практика показала, что во многих случаях передача уже готовых знаний не всегда побуждает человека к способности и готовности выявлять, анализировать, систематизировать и определять самостоятельно пути решения. Поэтому требуется абсолютно другой подход к организации обучения, имеющий систему взаимодействий и взаимоотношений между учителем и учеником. Учитель перестает быть источником знаний для учащихся, он становится их консультантом и помощником по руководству познавательной деятельности, направляет на решение проблем. Сами же ученики теперь активные участники учебного процесса. Они сами обозначают цель, выявляют проблему, обрабатывают информацию, подбирают критерии и пути решения проблем. Ученик становится главной фигурой учебно-воспитательного процесса, именно это и делает обучение действительно личностно-ориентированным.

География – это единственный предмет в школе, который синтезирует знания из области общественных и естественных наук. Этот предмет охватывает все компоненты системы природу, человека, хозяйство. В процессе изучения географии в сознании школьника формируется географическая картина мира – целостный образ, который имеет исторически обусловленный характер и закрепляет основные объекты и соотношения между ними в том виде, в котором они существуют в современном географическом познании.

Актуальность темы исследования определяется тем, что на современном этапе развития образования возникла потребность обновления средств, форм организации обучения, а так же методов обучения. Кроме того в образовании наблюдаются тенденции к понижению качества знаний и усиливается негативное отношение к обучению, причиной этого стало понижение познавательного интереса у школьников. В современном образовании нельзя опираться только на распространенные в практике обучения объяснительно- иллюстративные и репродуктивные методы, необходимо использовать нетрадиционные методы и формы организации обучения.

Объектом моего исследования является учебно- воспитательный процесс обучения географии в школе.

Предметом исследования – игровые технологии обучения на уроках географии .

Цель исследования – выявить и теоритически обосновать использование игровых технологий на различных этапах урока географии.

Задачи :

- изучить психолого-педагогическую, научно-педагогическую и методическую литературу по теме;

- выявить и обосновать комплекс игровых технологий обучения на уроках географии;

- разработать рекомендации для педагогов с применением игровых технологий для использования на различных этапах урока;

Гипотеза : если применять различные виды игр в процессе обучения географии, то это будет способствовать повышению интереса учащихся к предмету.

Теоретическая значимость исследования - заключается в том, что полученные результаты исследования расширят научные представления о педагогических технологиях в географии, а именно в игровых технологиях.

Практическая значимость исследования – состоит в том, что мною разработаны методические рекомендации к урокам географии с использованием игровых технологий на различных этапах урока.


Глава I. ПCИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




    1. Сущность игровой деятельности




Игра характеризуется особой деятельностью, которая появляется в детские годы и сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема появлении игры привлекла и продолжает привлекать к себе внимание многих исследователей из различных областей наук: философов, педагогов, психологов, социологов, этнографов, искусствоведов и многих других ученых. Безусловно, каждого представителя своей научной отрасли в игре интересуют «свои» аспекты, но все они пришли к одному выводу , что игра – это неотъемлемая часть человеческой культуры и жизни [21].

В современном мире вопрос о происхождении игры является одним из самых главных , так как проливает свет на ее природу. До сих пор появляются и высказываются взгляды на игру как на деятельность, которая обусловлена биологическими причинами, такими как влечения, инстинкты. Следовательно, имеющую постоянный , внеисторический характер.

Многие современные ученые характеризуют игру как особый вид деятельности, который сложился на определенном этапе развития общества. В начале XX века было высказано предположение, что игра появилась раньше труда. Но с противоположным мнением о том , что «игра в жизни предшествует труду» выступил немецкий психолог В. Вунд , а после этого эту же точку зрения развил русский философ Г.В.Плеханов [27] в своей работе под названием «Письма без адреса». Именно он пришел к заключению, что игра имеет многовековую историю и впервые возникла еще в первобытном обществе. Г.В.Плеханов подтвердил доводы о том, что игра предшествует труду тем ,что к труду человека принуждали жизненные нужды и потребности, связанные с добычей пропитания, заботой о жилище и охраной своих территорий. Именно в первобытном обществе, когда группа охотников отправлялась на охоту у каждого из членов группы были свои обязанности и функции: одни вспугивали животных, другие направляли животное в сторону засады, следующие сидели в ожидании зверя. Но не всегда первобытному человеку удавалась так слаженно работать в группе, возникла потребность в отработке своих действий, репетиции охоты. Все участники предстоящей охоты воспроизводили похожую ситуацию, воспроизводя ее в развернутых действиях. Конечно в отличии от настоящей охоты их действия были лишены результата, а повторяли только внешний рисунок движения. Именно таким образом и зародилась игровая деятельность [27].

Г.В.Плеханов так же обратил внимание на то, что игра социальна именно потому как дети отображают то, что видят вокруг себя, в том числе и взрослых. А поскольку в человеческом обществе рано произошло деление труда между мужчинами и женщинами, то девочки и мальчики в играх подражали тем представителям пола, к которому сами и относились. Мысли Г.В.Плеханова получили отклик и дальнейшее развитие в трудах следующих поколений ученых, именно к таким и относился Д.Б.Эльконин.

По мнению Д.Б.Эльконина [39;c.15], «игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений». Данное суждение было выдвинуто им на основе анализа этнографического материала в подтверждение своей гипотезе об историческом возникновении и развитии игр. Он предполагал, что на первоначальном этапе существования человеческого общества детской игры не было, и изучение игры во многом дает представления об общественной организации жизни людей, об их вере и законах, о методах и формах воспитания.

В обществе, стоявшем на низшем уровне развития культуры, ребенок рано начинал трудиться наравне со взрослыми. Воспитание ребенка не было особой общественной функцией, поэтому все члены общества осуществляли воспитание детей. Основной задачей воспитания являлось тогда сделать детей участниками общественно производительного труда.

Со временем чем больше стало развиваться общество, тем сложнее становился период подготовки детей к взрослой жизни. Усложняются формы производства, происходит новое распределение трудовых обязанностей, в связи с этим, дети перестают принимать участие в некоторых сложных трудовых ситуациях. Но все больше различных действий формируется у детей на уменьшенных копиях реальных предметов. При этом большинство из этих предметов утрачивают свою производственную функцию. Игровые действия приобретают в коллективе детей характер соревнований, появляется дух соперничества, возникают игры-соревнования или игры с правилами.

Постепенное развитие производства, появление новейших орудий труда, возникновение новых отношений приводят к тому, что все больше осложняется включение детей в производственный труд. Появляется производство особых предметов для детей, при этом данные предметы не для формирования профессиональных умений или специальных навыков , а для развития зрительно-двигательных и других координаций, которые необходимы для разных видов труда. Таким образом возникают современные игрушки и сюжетно-ролевая игра.

Таким образом , игра появляется в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Игра имеет социальных характер по своему происхождению и по своей природе. Ее появление связано с определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе, а не с действием различных внутренних сил.

В процессе социально- исторического развития игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. Благодаря ей дети учатся взаимодействовать с окружающим миром, усваивают нормы морали, овладевают способами умственной и практической деятельности, которые выработаны многовековой историей человечества.



    1. Роль игры в развитии школьников




Игра является одной из форм проявления личности ребенка, так же она является одним из видов деятельности. Во время дошкольного детства ребенок очень быстро внедряется в различные виды деятельности. Детская игра считается одной из важнейших видов деятельности , так как открывает для него новые возможности. В своих работах роль игры на развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста раскрывали следующие ученые – С. Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.Н. Поддъякова и многие другие [7].

Дошкольное детство короткое , но его можно отнести в разряд важнейших периодов становления личности ребенка. Дошкольниками считаются дети от 3 до 7 лет. В этот период времени у них формируется и развивается психика и происходит становление личности, именно в эти годы дети приобретают знания об окружающем мире, у них складывается характер и привычки правильного поведения, начинают формировать отношение к труду и другим людям. Этот период принято делить еще на 3 подтипа : младший, средний и старший дошкольный возраст [19].

Основной вид деятельности для детей этого возраста является игра, благодаря которой развиваются физические и духовные силы ребенка, такие как: память, внимание, воображение, ловкость и другие. Во многих своих статьях Н.К. Крупская говорила о том, что игры влияют на познание мира ребенком, влияют на его нравственное воспитание. По ее мнению самодеятельная подражательная игра помогает осваивать полученные впечатления и знания быстрее, чем что-либо другое.

Особое место в жизни ребенка дошкольного возраста занимают игры, которые они придумывают самостоятельно, такие игры называют сюжетно- ролевыми или творческими. Именно в таких игра дошкольники воспроизводят то, что видят вокруг себя , в том числе и деятельность взрослых. Творческие игры оказывают наибольшее значение на формирование личности ребенка, поэтому являются важными в воспитании[22]. Хорошо развитое воображение позволяет ребенку подражать взрослым в игре, он не копирует точное поведение взрослого, дошкольник комбинирует различные впечатления, основываясь на собственном опыте жизни. Именно в игре дети выступают в роли актера, декоратора, постановщика, играя для самих себя, выражают свои мечты и чувства, которые у них появляются в тот момент. Поэтому игра- это всегда импровизация.

Профессионально важные качества необходимо иметь педагогу для того, чтобы помочь детям организовать игру, которая помогала бы им проявлять лучшие чувства [12]. К таким качествам относятся :

  • умение наблюдать за игрой со стороны, умение ее анализировать и оценивать уровень развития игровой деятельности;

  • обогащать впечатления детей для большего разнообразия игр;

  • уметь организовать игру ;

  • использовать косвенные методы управления игрой;

  • создавать благоприятные условия;

  • регулировать отношения между детьми, разрешать конфликты;

Существует несколько групп игр, которые направлены на развитие интеллекта и познавательную деятельность дошкольника [12]:

Первая группа – это предметные игры, манипуляция с игрушками и другими предметами. Именно через игрушки и предметы- дети узнают о форме, цветах, материалу, объеме. Вторая группа – это игры творческие или сюжетно-ролевые . Сюжет в такой игре – это форма интеллектуальной деятельности самого ребенка.

По определению Л.С. Выготского [7] творческая ролевая игра становится ведущей деятельностью дошкольника., благодаря ей формируются психологические особенности. Ролевая игра - деятельность , в которой дети берут роль взрослого человека , и в игровых условиях воспроизводят их деятельность и отношения между ними [6] .

Безусловно любая сюжетно – ролевая игра со временем претерпевает много изменений и появляется игра с правилами. В этой игре появляются уже иные необходимые для ребенка способности: осмысление и воспроизведение, умение контактировать с другими участниками .

Дошкольное детство – является как раз тем периодом в жизни ребенка, в котором происходит стремительное развитие всей его личности в целом. Активно развивается речь, появляется логика мышления и творческое воображение. Это время считается первоначальным для становления личности. Возникновение самооценки, обогащение новыми чувствами и предвосхищение последствий собственно поведения, появление первых связей с миром – это и есть основные особенности личностного развития дошкольника.

Игра для детей дошкольного возраста – это в первую очередь источник переживай динамичности собственно «Я».

Младший школьный возраст – это период с 6-7 до 10 лет, в этом возрасте ребенок меняется физиологически. В младшем школьном возрасте особенностями развития является – рост мышц, подвижность и активность. И не взирая на то, что ведущим видом деятельности для младших школьников является учение , этот возраст все равно принято считать игровым. В возрасте до 10 лет усиливается познавательная сущность всей игровой деятельности. К данному возрасту у детей уже есть богатый игровой опыт, который позволяет им проявлять себя [18].

Однако занимаясь с ребенком следует помнить, что игра не является самоцелью и она не должна проводиться только как развлечение. Следует обращать внимание ребенка на то, что игра подчиняется конкретным задачам и правилам, которые решаются вместе с преподавателем. Адекватное использование игр на уроке помогает осуществлению учебно- воспитательных задач. Взаимодействие других видов деятельности с игрой способствует развитию личности на разных возрастных этапах.

Поэтому, допуская игру к учебному процессу, следует планировать ее место в структуре занятия или урока, обязательно нужно определить форму проведения и подготовить материал [20]. Преподавателю необходимо продумать будет ли игра являться поощрением за проделанную работу или она будет использоваться для активизации внимания детей.

Фантазия у ребенка в этом возрасте развита настолько, что помогает ему быстро оказаться там, куда манит его игра, он готов принять те условия игры, которые ставит перед ним учитель.

Подчеркивая значимость игры для детей младшего школьного возраста, психолог Д.Б. Эльконин [39;c.48] говорил о том, что «ни один вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого педагогического поля, как игра». Ведь именно игра закрепляет нормы и правила поведения в обществе, формирует детское общение, воспитывает детское мировоззрение.

В.П. Зинченко проводил исследования по результатам которым было доказано, что дети которые не доиграли в детстве, страдают «игровой дистрофией», когда оказываются в неблагоприятной для себя воспитательной ситуации. Такой игровой дефицит в последствии отрицательно влияет на формирование личности ребенка. В связи с чем возникает отклонение в формировании самосознания, конфликтные отношения с окружающими людьми, пассивность, агрессия, неуверенность в себе и своих силах, замкнутость, неумение подчинять личные интересы коллективным. Поэтому игру следует использовать как средство с помощью которого корректируется детское поведение.

Шату, французский ученый, выделял следующие функции и сути игры:

  • играть, значит поставить цель и следовать к ее осуществлению;

  • цель может быть случайной, но несомненно выделяет возможные цели деятельности;

  • игра пробуждает интерес, если им пренебречь , то педагог может допустить грубые педагогические ошибки;

  • игра – это тренировка, подготовка к трудовой деятельности;

  • соблюдение правил игры, приведет к формированию дисциплины и порядка;

Важно не только сформировать первоначальный интерес ребенка к игре, но и удерживать его на протяжении долгого времени. Нет готовых инструкций как его удержать, каждому учителю приходится изобретать свои рецепты самим. Но есть одно требование, которое не стоит забывать – чрезмерное использование игр на уроке, либо их полное отсутствие приводят к дезорганизации, к умственному переутомлению.

Игру можно применять на всех этапах урока, будь это проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление или разминка. Учителю только необходимо определить ее место в структуре урока, благодаря чему правильно выбранное место поможет достичь поставленных целей, привлечь внимание учащихся и сделать урок более насыщенным и интересным. В процессе игры учитель часто становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся; происходит взаимодействие ребят с учебным материалом, друг с другом; с учителем выстраивается учебно– познавательная связь, в которой педагог не является единственным источником информации, а выступает как организующее звено [1].

Существуют общие положения игры, которым следует придерживаться учителю:

  • материал, используемый в игровой форме, должен быть ясен всем;

  • элементы старых знаний должны использоваться при изучении нового материала для поддержания интереса детей;

Благодаря связям старого материала с новым возможно добиться догадки и сообразительности у детей младшего школьного возраста.

Виды игр и типы уроков, которые могут проводится в игровой форме для детей младшего школьного возраста:

Игры с правилами:

  • развлекательные игры;

  • подвижные игры;

  • познавательные игры;

  • психологические игры;

  • интеллектуальные игра;

  • игры, направленные на развитие остроумия и памяти;

Такие виды игр должны сопровождать познавательные действия ребенка, знакомить его с окружающей реальностью и стимулировать его самооценку.

Символические игры:

  • дидактические игры;

  • игры- постановки;

  • игра –сказка;

  • игры, к которых дети проявляют свои способности;

  • игры – конструирование;

  • игры с сюжетом из жизни;

Развивающие игры и игровые ситуации благоприятно воздействуют на эмоциональный фон ребенка, который необходим для адаптации младших школьников в новый среде. Так же данные игры оказывают положительное влияние на физическое, моральное и эстетическое развитие ребенка.

Урок- игра. Такой урок необходимо спланировать так, чтобы сюжет игры протекал через все занятие. Следует позаботиться о том, чтобы все дети смогли принять в нем участие и получили от урока удовольствие. Не стоит забывать и о том, что объем изучаемого материала не должен сократиться. В ходе урока детям сообщается о правилах такой игры и раздаются роли, которые будут исполняться ребенком на протяжении всей игры.

Урок – путешествие. Данный вид урока требует от учителя еще большей подготовки, специально подобранного материала и логично подобранными упражнениями. В игре – путешествии обогащается словарный запас учащихся, увеличивается кругозор, развивается речь, фантазия. Дети активно принимают в игре участие, непроизвольно закрепляют навыки, полученные на уроке. А самое главное никто не скучает, все вовлечены в процесс обучения [26].

Урок – сказка. На таком уроке обычно изучается новый материал и закрепляться изученный ранее, причем весь материал облачен в форму сказочного повествования.

Следует отметить, что педагогически правильно организованная игра стимулирует умственные способности детей, развивает навыки дисциплины, формирует организаторские способности, доставляет радость от происходящего.

Подростковый возраст, к которому относится и младший подростковый возраст , принято считать неблагоприятным для обучения. Это связано с тем, что при переходе из начальной школы в среднюю школу у многих подростков снижается качество успеваемости и мотивации обучения.

У многих психологов подростковый возраст рассматривается по – разному: как неделимый этап развития 10-15 лет, младший подростковый возраст 10-12 лет, подростковый возраст 12-14 лет . Так же выделяется период отрочества , который состоит из трех периодов – младший подростковый 10-11 лет, средний подростковый 11-12 лет, начало старшего подросткового возраста 12-14 лет. И каждый из этих периодов есть свои особенности использования игр, как форм организации познавательной деятельности ребенка [4].

В этом возрасте происходит активный уходит из детства и самоутверждение «Я – взрослый». В подростковом возрасте появляется потребность в создании собственного мира. «Искусство для себя» - так Л.С. Выготский подчеркивал творческий характер подростковой фантазии.

Многими принято считать, что в подростковом возрасте практически пропадает игровая активность, но исследования З.И. Лаврентьевой показывает, что подростки способны играть в сложные и разнообразные ролевые игры. Принцип «развивающей деятельности» вытекает из особой педагогической организации игры, к такому мнению в своих работах пришли Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов [9].

Основным признаком и условием развития в подростковом возрасте является - формирование способностей. Поэтому из концепции развития способностей в игровой деятельности вытекают несколько требований к организации:

  • в игре, на всех ее стадиях, должна решаться задача поиска решения цели;

  • в организации игры и рефлексии должны участвовать все дети;

  • желательно применять дедуктивно – логический стиль мышления;

  • на каждой стадии игры должна быть творческая задача;

Диагностическая роль игры определяется тем, что она помогает выявить спортивных ребят, интеллектуальных, лидеров. При этом игру нужно рассматривать как ведущий фактор и как фактор дополнительного образования.

Особое место безусловно имеют игры , направленные на коллективное творчество. Они являются связующим звеном между учебной и внеурочной деятельностью подростков. В результате чего дети погружаются в ситуацию поиска и дальнейший открытий, тем самым исключается ограничение знаний.

В подростковом возрасте выделяется особый тип творческих игр – познавательно – ролевые. Такой вид игр положительно влияет на развитие ребенка, так как развитие познавательной сферы в этой игре преобладает и это отличный способ взаимодействия между детьми.

Познавательно – ролевые игры стимулируют самореализацию и самопознание подростка, а так же учат сопереживать, развивают чувствительность. Играя, подростки чувствуют себя свободными , именно в этом они нуждаются в таком возрасте. Благодаря игре, их жизнь перестает быть скучной и монотонной, дает полет фантазий и эмоций, уходит напряжение .

Положительные стороны игры в подростковом возрасте:

  • способствует сплочению коллектива;

  • позволяет проявить себя и совершенствовать какие-либо навыки;

  • развивает навыки театрального искусства;

  • дает психологическую устойчивость, снимает уровень стресса;

Безусловно, игра является средством всестороннего развития и воспитания ребенка. Поэтому подросткам, находящимся в группе риска , игра просто необходима для снятия неудовлетворенности, психологического напряжения и формирования положительной и адекватной самооценки.



    1. Значение игр в обучении географии



« Игра имеет большое значение в жизни ребенка,

имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность,

работа, служба. Каков ребенок в игре ,

таков во многом он будет в работе, когда вырастет»

А.С. Макаренко

Все способности человека развиваются в процессе его жизнидеятельности. Данное утверждение - основной принцип психологии. Не существует иного пути развития познавательных способностей учащихся, кроме как организации их активной деятельности. Умелое применение методов и приемов, которые смогли бы обеспечить высокую активность учащегося в обучении, их способность в учебном познавании и является основным средством развития познавательных способностей обучаемых [17].

По мнению многих методистов и психологов, ученик начинает учиться тогда, когда у него есть желание и эмоциональное удовлетворение. Поэтому если ученик не понимает ни целей, ни задач урока, не осознает смысла в учебном процессе, то он начинается учиться по принуждению взрослых. Исправить данную ситуацию помогут игровые технологии, которые позволят усилить мотивацию учащихся к изучению предмета, не используя при этом порицания или нравоучения. Игровые технологии повышают самостоятельность обучающихся и стимулируют познавательную деятельность. Именно общение в такой системе как « ученик – ученик – учитель, ученик – ученический коллектив, ученик – окружающая среда» создает потенциал для решения творческих задач.

Использование игр в процессе обучения способствует созданию комфортных условий обучения, при которых ученики взаимодействуют между собой, инсценируют различные жизненные ситуации. Благодаря участию в ролевых играх они приходят к общему мнению на основании анализа и обработки материала и ситуаций. Таким образом, на уроках учителем создаются ситуации, которые воспринимаются учениками как проблемные, именно это устанавливает в классе атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика. В ходе анализа и общения между учащимися устанавливаются доверительные и эмоциональные контакты, она учатся работать в коллективе, появляется ощущение собственной значимости и взаимопонимания, понижается нервное напряжение.

Сущность игры заключается в ее условности. Игра не является сутью реальной жизни, она – условность , которая органически входит в состав реальной жизни. Специфика игры состоит в том, что в ней заключается возможности свободного проявления человеческой деятельности в условиях игровых ситуаций, как самостоятельный вид деятельности, игра доминирует: в дошкольном возрасте; в младшем школьном возрасте; в младшем подростковом возрасте ребенка. В жизни человека выполняет следующие функции:

  • коммуникативная функция

Данная функция дает возможность участникам игры приобрести навыки общения и межличностных отношений.

  • функция самореализации

  • функция коррекции

Благодаря этой функции вносятся позитивные изменения в структуру личностных показателей ребенка и его межличностных отношений.

  • функция игротерапевтическая

Она заключается в выработке и отработке умений преодолевать различные трудности, которые могут возникнуть в других видах деятельности учащегося.

  • функция межнациональной коммуникации;

Игры с географическим содержанием позволяют ученикам моделировать деятельность специалистов в конкретной области, принимать решения и обосновывать выводы, создавать различные проекты, усваивать правила поведения в обществе и в природе. Методисты обозначили два основных признака географической игры:

  • наличие диалогов (прямой речи) участников ;

  • наличие воображаемой ситуации;

Игра на уроке географии – это активная форма учебного процесса, в ней создается определенная ситуация настоящего или прошлого, здесь «оживают» персонажи – участники исторических событий. Для классификации игр существует огромное количество признаков: по цели, по количеству учащихся, по характеру деятельности. Используя данную технологию на уроке следует помнить, что основным мотивом игры является процесс, а не результат [2].

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

  • познавательные, развивающие, воспитательные;

  • обучающие, контролирующие, тренировочные, обобщающие;

  • продуктивные, репродуктивные, творческие;

  • диагностические, коммуникативные, психотехнические и др.

По характеру игровой методики типология педагогических игр очень разнообразна. К ним относятся:

  • сюжетные

  • предметные

  • ролевые

  • деловые

  • имитационные

Безусловно есть смысл в приведенных педагогических классификациях, во-первых, они показывают отличия игр с правилами и без. Все игры существенно отличаются целями и содержанием, а также воздействием на эмоциональную и интеллектуальную сферу школьников.

Коммуникативный подход можно использовать на следующих уроках:

  • соревновательного характера: турниры, эстафеты, конкурсы, кроссворды, викторины и др.;

  • фантастических: урок- сюрприз, урок –сказка;

  • на нетрадиционных уроках учебного характера: урок- дублер, урок – откровения и тд.;

  • публичного характера: дискуссия, аукцион, пресс-конференция, митинг;

Методически правильно организованная игра требует много времени для подготовки, активности учащихся в определенной деятельности не на одном лишь уровне воспроизведения, но и на уровне творческого поиска, помогает сотрудничеству учеников и учителя в процессе обучения.

Выделяются четыре главных этапа составления географических игр. Самый первый этап – подготовительный. Данный этап организовывается до проведения урока. Именно в этот период учитель закладывает общий замысел и правила игры, пишется план или сценарий, учащиеся инструктируются и собирается материал для занятия. Преподаватель обязан объяснить ребятам задачу игры, распределить роли, раздает литературу, при необходимости консультирует участников игры.

На самом же уроке проходит второй этап. Многие методисты называют его «вводным» поскольку на данном этапе учитель снова разъясняет задачи всему классу и роль определенных участников, задает общий тон игры или настрой. Ребята, находясь в воображаемой ситуации, проигрывают роль своего персонажа, действуя при этом по определенным правилам. Благодаря второму этапу развивается игровой сюжет.

Третий этап называется оценочным. Здесь подводятся итоги игры, оценка и самооценка учащихся, обсуждается ход и результативность игры. В игру можно вовлечь каждого учащегося, будь это сильный или слабый ученик. Это форма урока, которая подвигает пассивного ученика к действиям.

Из этого следует, что игры в процессе обучения помогают решать следующие задачи:

  • учит ответственности перед коллективом;

  • развивает познавательную активность;

  • формирует навыки самоанализа, самооценки;

В современной школе делают ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса с помощью игровой деятельности, которая может использоваться в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельной технологии для освоения темы, понятия, раздела учебника;

  • как элементы более обширной технологии;

  • в качестве самого занятия или его части ( введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) [25];

Уроки , построенные в игровой меняют приоритеты в учебном процессе от усвоения знаний к развитию и всестороннего формирования личности. Для того чтобы в процессе игры был раскрыт и усовершенствован творческий потенциал личности ребенка, следует использовать разнообразные творческие задания, которые воздействуют на способности ребенка: коммуникативно-творческие, интеллектуально-логические, интеллектуально- эвристические. В следствии чего в процессе игры формируются качества творческой личности: наблюдательность, любознательность, мышление становится неординарным, развивается мышление и фантазия. В результате этого из обыденного урока урок перерастает в творчество, что способствует развитию познавательного интереса к географии и приводит к формированию всесторонне развитой личности.

Данный вид деятельности может быть посилен даже самым слабым ученикам в классе. Кроме того, слабый ученик может стать лидером в команде: сообразительность и находчивость порой в игре куда более важнее, чем знание предмета. Атмосфера увлеченности и слаженности, чувство равенства, ощущение посильности заданий именно это дает возможность ребятам преодолеть робость, и положительно сказывается на результатах обучения.





    1. Классификация игр




Место и роль игры в учебном процессе во многом зависит от самого учителя, понимает ли он функции игры и может ли правильно их классифицировать.

Существует большое количество видов классификаций игр в зависимости от того, какие цели положены в ее основу. Игры классифицируются по следующим критериям :

  • по месту проведения игры (урочные и внеурочные);

  • по дидактической цели ( игры на изучение нового материала, игры на проверку знаний и умений, игры на закрепление и обобщение материала);

  • по форме организации учебной деятельности ( коллективные и индивидуальные);

М. Новик [23], выделяет имитационные и неимитационные виды игр. Основной отличительной чертой имитационных игр является наличие модели изучаемого процесса. Особенность имитационных методов заключается в том, что они делятся на игровые и неигровые. Те игры , при реализации которых учащиеся проигрывают или проживают определенные роли, относят к игровым. Характерной чертой неимитационных игр является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. В данном случае обучение осуществляется через установление прямых или обратных связей между учителем и учеником.

Т.А. Шакурова представила иную классификацию дидактических игр. Она разделила их на следующие критерии:

  • по уровню познавательной активности (репродуктивные, конструкторские, творческие);

  • по времени протекания ( длительные и кратковременные);

  • по форме проведения игры ( групповые, индивидуальные, деловые, коллективные) ;

  • по виду игры ( организационные, соревновательные, художественные);

Все представленные виды игр могут выступать как самостоятельные, так и дополнять друг друга. Использование разнообразных сочетаний игр или каждой по отдельности определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими аспектами.

Селевко Г.К.[28] классифицировал педагогические игры по следующим критериям « Таблица 1 – Педагогические игры»:

















«Таблица 1 – Педагогические игры»

Опираясь на данную классификацию педагогических игр , мы пришли к разработке и использованию методических рекомендаций по внедрению игровых технологий в учебный процесс.






Выводы по I главе



Проведя анализ психолого-педагогической литературы, можно сделать следующие выводы:

  • игра наиболее освоенная детьми деятельность, которая формировалась тысячелетиями;

  • в игре эффективнее всего развиваются психологические процессы;

  • игровая деятельность является ведущей в период дошкольного детства;

  • игра не исчезает в подростковом возрасте, она продолжается в дальнейшем обучении и труде;

  • игра является важнейшим путем внедрения детей в учебную среду без перегрузок и психологических нарушений;

Вся игровая деятельность синкритична, то есть неразделима, слитна. Это происходит благодаря условной ситуации и процессу творчества. Игра сливает воедино творческую активность, познавательную и трудовую.

В обучении географии также целесообразно использовать игры для проверки домашнего задания, изучения нового материала, его закрепления и рефлексии.






Глава II. ОПЫТ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ




2.1 Игровые технологии на разных этапах урока




В последнее время на уроках географии широко стали использоваться активные формы обучения, в том числе и игровые. С помощью игр в обучении географии решается множество задач: развивается интерес к предмету, активизируется учебная деятельность, игры способствуют становлению личности ребенка, раскрывается его творческий потенциал. Взаимообучение так же является неотъемлемой частью игр, так как многие из них подразумевают групповую форму работы и процесс общения и совещания во время игры. Игры позволяют учащимся не только закреплять и повторять знания, полученные на уроке, но и приобретать новые . Следует заметить , что материал для некоторых игр можно поручить приготовить и самим учащимся, это будет способствовать повышению их познавательного интереса [27].

Каждый учитель обычно сам решает какие игры ему включить в учебный процесс, при этом необходимо учитывать содержание рабочей программы и учебного методического комплекса. Модели игр , описанные в различной литературе, могут послужить отличной основой для создания своих собственных.

Разнообразие игр позволяет применять их на разных этапах урока. Игровыми моментами можно пользоваться при проверке домашнего задания в самом начале урока, так же для изучения нового материала при этом активизация внимания учащихся повысится и они более осмысленно и глубоко усвоят материал, и в конце урока для закрепления пройденного материала и снятия усталости и напряжения после работы в классе.

Все игровые формы учитель подбирает сам и индивидуально для каждого класса, учитывая тему урока, возраст и подготовленность учащихся.

Для того, чтобы исследовать как часто используются игровые технологии в процессе обучения на различных этапах урока, я прибегла к методам научно- педагогического исследования. Мною были использованы следующие методы:

  • беседа;

  • анкетирование;

Все пройденные исследования по использованию игровых технологий на различных этапах урока походили в МОУ «Ропшинская школа» Ленинградской области, Ломоносовского района. С учителями школы было проведено анкетирование с целью выяснения в каких случаях и на каких этапах используются игры на их уроках, какие цели и задачи они преследуют.

(Приложение №1)

Анализ анкетирования учителей показал, что практически все из 10 опрошенных регулярно используют дидактические игры в процессе обучения. В основном учителями – предметниками используются игры на следующих этапах урока: проверки знаний и закрепление ранее изученного учебного материала. В МОУ «Ропшинская школа» не оказалось ни одного учителя, который ни разу бы не использовал данный метод на своих уроках. По мнению многих учителей, игры отлично помогают закрепить изученный материал, способствуют развиванию речи и развитию психологических качеств. Так же многие учителя пришли к выводу, что ребята любят игры на уроке, но не всегда выполняют правила игры, больше всего таких случаев было зарегистрировано тогда, когда по форме проведения игра была групповой и дети стремились помочь друг другу. Учителя обращают внимание на то, что в ходе игры постоянно нужно следить, чтобы не возникало конфликтных ситуаций между детьми, иначе это может не способствовать эффективности процесса обучения, а наоборот навредить и испортить взаимоотношения в классе.

Анкетирование было проведено и с учащимися данной школы. Целью анкетирования являлось понимание, как часто и на каких этапах урока использовать игры для более эффективного обучения воспитанников школы. В этом мне помогли учащиеся 5, 6, 7, 8, 9 классов МОУ « Ропшинская школа», они ответили на несколько вопросов из анкеты.( Приложение №2)

Анализ их ответов дал следующие результаты:

  • игры на уроках нравятся абсолютно всем ученикам;

  • практически все ученики хотели бы играть на каждом уроке, но только в интересные игры;

  • групповая форма игры предпочтительнее среди учащихся всех анкетированных классов; (Это объясняется тем, что дети стремятся к общению, желают помочь друг другу и поделиться своими мыслями и идеями, а так же возможно утвердить свой статус в классе.)

  • чаще всего игра не нравиться ребенку, если не учтены интересы самих детей;

  • многим учащимся школы больше всего нравиться побеждать;

Основываясь на анализ полученных результатов, можно сделать вывод, что использование игровых технологий в процессе обучения является наиболее эффективным методом для укрепления и расширения знаний у учащихся. К тому же анализ опыта работы учителей- предметников показал, что следует аккуратно применять игровые технологии на уроках, дабы избежать конфликтных ситуаций и нарушения дисциплины в классе.

2.2. Использование игровых технологий на этапе проверки домашнего задания




Огромный поток разнообразной информации в современном мире дети получают из внешнего мира: телевидения, Интернета. Конкурировать с ними может и урок, который будет увлекательным и отличаться от других стандартных уроков. Для этого необходимо использовать интересные задания, нестандартно организовывать и проводить внеклассные мероприятия.

Домашнее задание играет очень большую роль в процессе обучения школьников. Качественное и регулярное выполнение его учащимся будет зависеть от того, какие формы и способы проверки выбрать педагог.

Безусловно проверка выполнения домашнего задания учащимися – это неотъемлемый этап любого урока. И если система проверки задания не налажена, то значение самостоятельной работы при выполнении домашней работы может практически обесцениться.

Многие учителя используют следующее способы проверки домашнего задания:

  • проводят опрос с места ( фронтальный опрос);

  • выполняют аналогичное задание в классе;

  • вызывают учащихся по одному ( или группой) к доске;

  • используют индивидуальные карточки;

  • проводят взаимопроверку или самопроверку, обменивая тетради;

Большинству ученикам именно такая проверка кажется скучной и не интересной, именно поэтому у них и пропадает интерес к учебном процессу, у них пропадает желание самостоятельно выполнять работу дома.

Проверка домашнего задания будет более эффективней, если педагог научиться гармонично сочетать традиционные формы и методы проверки с необычными, интересными формами, которые повысят уровень самостоятельности, активизируют мыслительную деятельность учащихся, сохранят мотивацию качественно и постоянно выполнять домашнюю работу.

Рассмотрим же несколько интересных заданий, которые могут быть использованы для проверки домашнего задания [36].

«Кроссворд»

Многим ребятам нравиться разгадывать кроссворды, поэтому этот способ проверки является одним из самых популярных. Чтобы детям было интереснее работать на уроке, учитель должен составить кроссворд по пройденной теме и предложить разгадать его ученикам. Сейчас особенно популярны интерактивные кроссворды для интерактивных досок, в которых можно двигать слова, рассматривать иллюстрации и решать их всем классом.

« Неожиданные вопросы»

Перед учителем ставиться задача переформулировать вопрос, который есть в учебном параграфе. Если ученик подготовился к уроку, то ему не составит труда ответить на данный опрос.

«Дискуссия»

Для этого задания необходимо разделить класс на несколько групп, каждая из них будет выступать в защиту своего взгляда на поставленную проблему. Одна точка зрения может быть описана в учебнике, а другая может быть у ученика или же у учителя. Здесь важны рассуждения, выводы и аргументы учащихся, а результатом дискуссии станет более глубокое познание изученного материала.

« Сверка с проектором»

На экран проектора учителем выводится правильный вариант выполнения домашнего задания. Ученики должны проверить со слайда свои ответы, исправить ошибки, при этом они комментируют свои исправления сами либо с помощью учителя.

«Краткие ответы»

За вместо устного опроса учитель просит учеников отвечать на вопросы письменно, но при этом ответ должен быть из двух-трех слов. Данное задание поможет учащимся лучше усвоить теоритические знания.

Следует помнить о том что, для младших школьников особенно актуальна игровая форма проверки знаний. Игровые моменты в начальной школе, позволяют активизировать мыслительную деятельность у учащихся. А использование дидактических карточек-заданий для учащихся среднего звена, поможет развить абстрактное логическое мышление

Таким образом, именно от интересной проверки домашнего задания и от форм будет зависеть степень эффективности его выполнения учащимися.





2.2.1 Использование игровых технологий на этапе изучения нового материала




Наиболее важной частью учебного процесса является – изучение нового материала. Именно в этот период процесса обучения происходит восприятие материала и его осмысление.

Использование игровых технологий на этапе изучения нового материала актуально только в том случае, если игры тесно взаимодействуют с темой урока, хорошо сочетаются с учебным материалом и не противоречат целям урока.

Как показало выше приведенное исследование, игровые технологии чаще всего используются на этапе проверки знаний и закрепления пройденного и крайне редко игры используются для изучения новых знаний.

Для объяснения нового материала следует использовать игры, в которых содержаться признаки изучаемой темы. Кроме того, в ней должны быть практические действия детей с рисунками или разнообразными предметами.

Рассмотрим несколько примеров игр, которые могут использоваться при изучении нового материала [2].

«Служба спасения».

Игра проводиться при изучении темы «Географические координаты» в 6 классе. В классе формируются команды из нескольких человек, они получают задание по учебнику и дополнительный раздаточный материал, в котором описаны стихийные бедствия. Учитель заранее приготовил карточки, на которых указаны координаты места, где произошло предполагаемое стихийное бедствие:

  1. 00 ш. и 300 з.д.

  2. 300 ю.ш. и 1400 в.д

  3. 350 с.ш. и 1350 в.д.

  4. 100 с.ш. и 1250 в.д.

  5. 800 с.ш. и 1200 в.д.

  6. 450 с.ш. и 750 в.д.

  7. 300 с.ш. и 00 д.

  8. 600 с.ш. и 75 0 в.д.

  9. 600 с.ш. и 590 в.д.

  10. 400 с.ш. и 1200 з.д.

Перед началом урока учитель выписывает перечень катастроф, с которыми столкнуться учащиеся: шторм на море, лесной пожар, извержение вулкана, цунами, вмерзание судна в лед, снежная лавина, песчаная буря, увязание в болоте, потеря ориентации в пещере, оползень. (Количество стихийных бедствий должно соответствовать количеству координат.) Команде необходимо определить по координатам район, в котором находиться терпящие бедствие. Затем команде предстоит предположить какое стихийное бедствие может произойти в этом районе.

Такое задание можно давать детям в качестве домашнего задания. Они могут зашифровать любой город, свое имя или фамилию, а так же любое другое слово, которое на следующем уроке будут отгадывать одноклассники.

«Земля, до востребования»

Игра проводится при изучении темы «Изображение высот и глубин на физических картах» в 6 классе. Учащиеся разбиваются на пары, у каждой пары на столе контурная карта и атлас. Учитель раздает карточки с описанием местности. Вот примеры описаний:

  1. Высота от 0 до 200 м, недалеко от реки Волги;

  2. Высота от 0 до 200 м, недалеко от побережья Каспийского моря;

  3. Высота от 0 до 200 м, недалеко от реки Амазонка;

  4. Высота от 0 до 500 м, недалеко от реки Нил;

  5. Высота от 200 до 500 м, недалеко от реки Конго;

После чего учитель сообщает учащимся, что некий доброжелатель подарил им небольшой домок. К несчастью, местоположение этого домика указано неточно. Участникам игры нужно опираясь на описание установить свой новый адрес дома, затем отыскав данный пункт отметить его на своих контурных картах.

«Стражи времени»

Данная игра проводиться в 7 классе при изучении темы «Происхождение материков и океанов». Предварительно учитель выбирает и готовит троих учеников к игре, изучая с ними теорию литосферных плит, изменения очертаний материков, изменения растительного и животного мира Земли в различные доисторические эпохи. После уже на уроке, преподаватель сообщает , что в класс прилетели три стража времени и с их помощью они могут отправиться путешествовать во времени. Желающие из числа класса обращаются к стражам, задавая им вопросы о той или иной эпохе, стражи отвечают на их вопросы, причем стараясь не повторяться. Самый лучший страж по итогам урока получает право провести урок в параллельном или младшем классе [13].




2.2.2 Использование игровых технологий на этапе закрепления материала




Закрепление изученного материала является одной из самых важных составляющих современного урока. Главная функция закрепления – выявление пробелов знаний, учащихся по только что изученному материалу и возможность устранения недостатков, иными словами учитель проводит раннюю диагностику по новому материалу. Существует огромное количество способов закрепления полученных знаний. Задаче закрепления материала может быть посвящен весь урок, а может только его заключительный этап.

Наиболее часто используют фронтальный опрос детей на заключительном этапе урока, чтобы закрепить только что полученные знания. Однако следует заметить, что для развития большего познавательного интереса и развития творческой личности ребенка такого опроса может быть недостаточно. В этом случае учителю необходимо использовать разнообразные творческие задания, в том числе и игры.

Для закрепления нового материала на уроках географии необходимо применять те игры, которые будут направлены на воспроизведение действий или свойств, при этом наглядные материалы лучше ограничить. Форма проведения игры для закрепления может быть абсолютно разной: индивидуальной, групповой, коллективной. Более эффективной считается форма проведения игр в группах, когда команды соревнуются друг с другом [30].

В ходе такой игры учитель на доске или в таблице отмечает работу всей команды в течении всего урока. И в конце урока учитель вместе с учениками подводит итоги игры, акцентируя внимание на том, как дружно работали все члены команд, это поспособствует формированию коллективизма в классе. Все ошибки учащихся необходимо проговорить и проанализировать после окончания игры, чтобы не испортить общего впечатления о ней.

Так же для оценки группой работы учеников можно использовать метод самоконтроля и самооценки, это именно тот случай, когда ученики могут оценить свой вклад в работу всей команды, высказывая свое мнение.

Важную роль в процессе закрепления изученного материала отводится дидактическим играм, особенно это хорошо прослеживается у младших школьников. Благодаря игровой деятельности учащиеся с легкостью усваивают географические термины, ориентируются по карте. К тому же, в силу своей «несерьезности» игра способствует переходу непроизвольного внимания и памяти ребенка в произвольное.

Игра позволяет ученикам отличиться, проявить себя, выявить тех учащихся, кто обладает «легким складом ума». Ученики начинают размышлять, искать нестандартные ответы или пути решения проблем. Да и как показывает практика, победителем очень часто становиться не тот, кто знает материал лучше всех, а тот, кто быстрее всех может переключиться и точнее среагировать на определенную ситуацию.

Рассмотрим игру, которую рекомендуется проходить в 6 классе после изучения темы для закрепления результата [13].

«Части Мирового океана»

При подготовке к игре в классе формируются три равные по числу участников команды. В каждой команде выбирается капитан и придумывается наименование команд. Ребятам объявляется, что теперь они части экипажей спасательных морских судов, так же каждой команде присваивается свой порт, например Санкт- Петербург, Москва и Владивосток.

Экипажам вручаются «бортовые журналы». Согласно условиям игры, в Индийском океане в точке с координатами 300 ю.ш. и 800 в.д. терпит крушение батискаф с российскими учеными. Те аппараты, которые могут помочь спасти жизни ученых находятся у наших экипажей. Всем экипажам во главе с капитаном требуется составить маршрут плавания своего корабля таким образом, чтобы пройти расстояние от своего порта до района бедствия за кротчайшие сроки. (При составлении маршрута участники имеют право пользоваться атласами для 6 класса.) На работу отводиться 10 минут, описание маршрута заносится в «бортовой журнал». Необходимо указать: порт прописки корабля, океаны, заливы, проливы, моря, через которые пролегает маршрут плавания, материки, полуострава, острова, мимо которых будут проходить экипажи.

После завершения работы капитаны команд поочередно рассказывают классу о своем составленном маршруте, показывая его на физической карте мира.



2.3 Методические рекомендации




Собственный опыт работы в школе, а так же посещение и анализ уроков других учителей помогли мне прийти к выводу, что применение игровой технологии с правильным использованием других методов обучения способствует развитию познавательного интереса учащихся к любому предмету, способствует становлению творческой личности, помогает в формировании мыслительных процессов и обеспечивает полную занятость и увлеченность на уроке.

В рамках написания выпускной квалификационной работы мы разработали интегрированный урок – путешествие по теме: « Кругосветное путешествие по англоговорящим странам» или «Let`s see English-speaking countries». Данный урок можно использовать в 6-7 классе при закреплении знаний.

Тип урока: интегрированный урок .

Форма урока: урок – путешествие.

Цели урока: формирование страноведческо-географических знаний на основе знания английского языка.

Задачи:

  • стимулирование познавательного интереса учащихся к предметам «география», «английский язык» повысить интерес к их изучению;

  • расширить связь географии, английского языка с другими школьными дисциплинами через творческие задания;

  • сплочение школьного коллектива;

В игре принимают участие 5 команд по 5 человек в команде. Командам нужно пройти 5 этапов. Данная игра может проводиться с использование нескольких кабинетов. Игра предусматривает поиск ответов в пройденном материале , для этого на столах разложены карты и атласы «Австралия», «США», «Канада», «Великобритания», «Новая Зеландия», наглядные пособия достопримечательностей англоговорящих стран. Время реализации игры – путешествия составляет : 45 минут.

Руководитель сопровождает учащихся, для своевременной помощи и устранения ошибок. Так же он обязан провести инструктаж для ведущих на каждой станции. Обязанности ведущих:

  • перед выходом на станцию следует загадать загадку, характеризующую пункт прибытия ребят;

  • при правильном ответе на загадку впустить на станцию;

  • соблюдать правила поведения игроков: совещаются все – говорит ответ один; ответ дается только один раз; при ответе соблюдается тишина; время пребывания на пункте пять минут; баллы снимаются за нарушения правил;

  • заполнить маршрутный лист, поставить количество набранных баллов;

  • по окончанию работы станции оставить классный кабинет в чистоте;

Условия игры:

Для путешествия нужно разделиться на команды, придумать наименование и выбрать капитана. Путешествие будет состоять из 5 этапов, на каждом этапе предполагается выполнения задания. По завершению каждого этапа учащимся выдается элемент пазла, который они собирают по окончанию игры и подсказка куда идти дальше.

Ход игры.

Организационный момент проводит сам учитель. Он сообщает ребятам, что они совершат кругосветное путешествие по англоговорящим странам и их ждет много чего интересного. Чтобы успешно справиться со всеми трудностями ребята должны быть дружными, смелыми и ловкими.

Отправляемся в путь!

English-speaking countries:

« Australia»

Загадка для прохода на станцию:

Она располагается под нами

Там очевидно ходят вверх ногами

Там наизнанку вывернутый год

Там расцветают в октябре сады.

Там в декабре, а не в июле лето.

Там протекают реки без воды

Они в пустыни протекают где-то

Там в зарослях следы бескрылых птиц

Там кошкам в пищу достаются змеи

Рождаются зверята из яиц

И там собаки лаять не умеют.

По данному стихотворению учащиеся должны отгадать наименование страны, где они находятся. Затем отвечают на вопросы:

How many English-speaking countries do you know? ( 5 countries)

Can you show Australia on a map?

What is the capital of this country? (Canderra)

The population of Australia is : a) 18 million b) 20 million c) 15 million

Если задание выполнено, они получают кусочек эмблемы и дальнейшие указания куда им идти.

« The United States of Amеrica»

Загадка для прохода на пункт:

Съесть картофеля с томатом, трубку мира покурить

И с индейцем словно с братом пирамиды посетить

Удалось Колумбу разом, заблудившись по пути

Континент вы назовите, чтоб на глобусе найти.

Разгадав загадку и назвав континент и страну, где находятся ребята, они показывают ее на карте. Затем выполняют задание для получение части эмблемы.

Fill into the gaps: USA, situated, continent, kilometres, washed by, Atlantic ocean, northern part, separated, Canada.

The _____ is one of the largest countries in the world. It`s ______ in the central part of the North America ______. It`s western coast is ______ the Pacific Ocean and the eastern coast – by the _______. The total area of the USA is over 9 million sq._________. The _______ of the USA is Alaska, the largest state ,______ from the rest of the country by _____.

Выполнив задание учащиеся отправляются на другой пункт.

«Canada»

Загадка для прохода:

О фактах какой страны идет речь: 20 % всех запасов пресной воды планеты именно здесь; у какой станы самая длинная береговая линия; в какой стране больше всего озер; в этой стране обитает 2.5 млн. северных оленей. Отгадав подсказку в какой стране ребята сейчас, они получают следующее задание.

You should draw a flag and symbol of Canada. You have 5 minuets.

После того как учащиеся успешно нарисовали флаг и символику Канады, они получают часть эмблемы и подсказку куда идти дальше.

« Great Britain»

Подсказка : именно в этой стране жил и творил Уильям Шекспир, именно здесь в своих произведениях Уильм Блейк боготворил осень и описывал ее в образе доброго духа, здесь родилась и творила автор книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг. Угадав страну ребята дополняют высказывания:

British Symbols.

The rose is the national emblem of_______.

The national flower of Scotland is the______ .

The national flower of Wales is the_______.

The shamrock is the emblem of_______.

Выполнив задание, ребята получают часть эмблемы и подсказку куда идти дальше.

« New Zealand»

Подсказка для определения пункта: птица киви – является национальным символом этой страны; в честь этой птички назван фрукт, который покрыт мелкими волосками; иногда выражение киви используется для названия жителей этой страны. Что это за страна?

Отгадав подсказку, ребята преступают к выполнению задания.

In which country is…….?

  1. Buckingham palace

  2. Disneyland

  3. The Great Barrier Reef

  4. Hollywood

  5. The River Themes

  6. Arizona

  7. South Island

  8. The White House

  9. The Niagara Falls

  1. The USA

  2. The UK

  3. New Zealand

  4. Australia

  5. Canada

Выполнив все задания и получив части эмблем ребята собирают пазл, который содержит изображение одной из достопримечательностей англоговорящей страны.

Заключительный этап

Учитель благодарит всех за активное участие и примерное поведение. Подводятся итоги. Записывается домашнее задание.

Кроме этого, мною были выявлены в процессе преподавания в школе следующие рекомендации для молодых специалистов, которые желают активно использовать игровые технологии на своих уроках.

  1. Ни в коем случае нельзя спешить при выборе той или иной игровой формы. Не следует воспринимать на веру разработки чужих игр без определенной проверки. Следует помнить, что подошло один детям- может абсолютно не подойти другим. Необходимо самому проверить эффективность игры, поиграть со своими коллегами на совещании или привлечь сперва хорошо играющих учеников.

  2. Игры, которые кажутся проверенными не стоит сразу вносить в свою педагогическую практику. Порой начав играть в классе, игра обретает тупиковый характер и обрывается на самом интересном месте, после чего сложно вернуть тот настрой, который был вначале. Прежде чем внедрить игру, еще раз посоветуйтесь с более опытным коллегой, поиграйте еще раз в коллективе педагогов, отрабатывая различные исходы игры.

  3. Помните о том, что завлекать в игру нужно доброжелательным тоном и интересными приемами. Силой заставлять ни в коем случае нельзя. Все учащиеся должны быть в равных условиях, если кто-то не желает играть он может входить в состав жюри или болеть за свою команду.

  4. Не следует самому отрекаться от игры, нельзя смотреть на учащихся с точки зрения «Я – учитель, вы- ученики», но идти на поводу у детей нельзя. Помните о том, что как бы не было весело на уроке во время игры, необходимо соблюдать субординацию и строгость в соблюдении правил.

  5. Используйте игры, которые будут соответствовать уровню знаний учащихся и их возрасту.

  6. При использование групповых или коллективных играх на уроке, напомните детям о правилах поведения и соблюдения правил. Не бойтесь вмешаться в игру, если чувствуете, что действия выходят за рамки дозволенного.

  7. Подведение итогов игры является ответственным моментом. Для подведения итогов следует разработать прозрачные критерии оценивания, чтобы каждому участнику игры было понятно почему его действия оценены именно так.

  8. Поощрите детей, которые являются слабыми в классе. Оцените их труд в команде, благодаря этому они повысят свою самооценку и в следующий раз будут активнее работать как на уроке, так и в других играх

  9. В конце игры педагогу необходимо опросить детей, понравилась ли им игра, пообещав, что на следующем уроке их ожидает новое приключение в страну фантазий, которое окажется еще более увлекательным. Как показывает практика, ребята ждут с нетерпением следующего урока, и посещаемость класса увеличивается.

  10. При выборе игр следует обратить внимание и на помещение. Уберите все посторенние предметы, которые могут навредить здоровью ребенка. Помните, что главная задача учителя – сохранность учащегося.




Выводы по II главе





Использование игровых технологий в учебном процессе решает огромное количество педагогических задач. В сочетании с другими педагогическими технологиями игры по географии повышают качество географического образования. При этом необходимо помнить, что игры правильно рассматривать в системе всех методов и форм работы в процессе обучения. Эффективность игр на любом этапе урока будет прослеживаться только в том случае, если самому учителю понятны ее функции, цели и задачи. При использовании в своей работе с детьми определенных рекомендаций по проведению игр, можно повысить успеваемость учащихся, их интерес к процессу обучения и скорректировать их взаимоотношения.

Игры на уроках географии также помогут повысить интерес к предмету, если использовать их на всех этапах урока.

















Заключение




Роль игровых технологий в процессе обучения географии велика и имеет ряд преимуществ:

  • Игровые технологии стимулируют учебно - познавательную деятельность у школьников при изучении географии;

  • В исследовательской работе доказана ценность использования игр на уроках географии, она заключается в том, что способствует формированию психических новообразований (сознание и воображение);

  • Благодаря ряду психических новообразований формируется характер отношений между детьми, возникает переоценка ценностей и собственных переживай;

На данном фундаменте формируются навыки культурного поведения, что позволяет ребенку активно внедриться в коллектив.

Уроки с использованием игровых технологий на любом этапе урока имеют ряд преимуществ перед традиционными формами и приемами обучения:

  • Способствуют развитию творческой личности учащегося. Помогают ему мыслить, рассуждать, высказывать свое мнение и принимать точку зрения своего одноклассника;

  • Активизирует процесс обучения;

  • Способствует сплочению коллектива;

  • Организует индивидуальную, групповую, коллективную деятельность.

Разработанная нами интегрированная игра - путешествие по теме

« Кругосветное путешествие по англоговорящим странам» или «Let`s see English-speaking countries» для 6-7 классов способствует расширению знаний по двум предметам – географии и английскому языку; формирует у учащихся цельное представление об англоговорящих странах; закрепляет лексико-грамматические выражения и учит переводить географические термины на иностранный язык.





























Список литературы



  1. Беспалько В.П. Новые методы и средства обучения.- М.,1968

  2. Бибекова О.А. «География. Современные образовательные технологии»-Волгоград, 2016.,- 3-5 с.

  3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов –СПБ.:Питер ,2016. – 304 с.

  4. Вайнер М.Э. «Коррекция поведения школьников с помощью игры. Начальная школа» - 2008. - №1

  5. Воздинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. -М.,Просвещение, 2015

  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.,Педагогика. 1991 – 25 с.

  7. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М.Просвещение, 1995

  8. Герасимов С.В. Когда учение становиться привлекательным.- М., 1999

  9. Давыдов В. « Проблемы развивающегося обучения», 1986

  10. Данбаев В.С. Целостный подход к формированию познавательной активности учащихся при обучении в школе.- Астана., 2015 .-208 с.

  11. Жербовская О.О. Игровой комплекс. География в школе. 1996, №6

  12. Запорожец А.В. «Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста»,М.-48 с.

  13. Зотова А.М. «Игры на уроках географии 6-7 классы»-Дрофа.,- 2007.- 15 ,17 с

  14. Карпова Е.В. Дидактические игры.-Ярославль, «Академия развития», 2001

  15. Ксензова Г.Ю. «Инновационные технологии обучения воспитания школьников: Учебное пособие», 2006

  16. Кулинич С.Г., В.В. Николина. Географические игры. География в школе .1991

  17. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. М.,1990

  18. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., Просвещение, 2016

  19. Менджицкая Д.В. « Воспитателю о детской игре» , М.- 82 с.

  20. Меньшенина С.В. Педагогические условия развития познавательной активности школьников подросткового возраста при интеграции гуманитарных дисциплин. Дис.кан.пед.наук .- Челябинск, 2015.- 153 с.

  21. Минская Е.М. «От игры к знаниям»: пособие для учителей.-М.:Просвещение, 2008

  22. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе.М.,2007

  23. Новик М. « Активные методы обучения»,М.,2010

  24. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры.-М.Просвещение , 1998

  25. Пидкасистый П.И.«Технология игры в обучении», М. Просвещение,2001

  26. Пидкасистый П.И., Ж.С.Хайдаров. «Технология игры в обучении и развитии»,М.- 96 с.

  27. Плешакова А.Б. «Игровые технологии в учебном процессе», М. Просвещение , 2014.- 44-54 с.

  28. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», Учебное пособие. М.:Народное образование,1998

  29. Сергеева М.Е. «Игровые технологии на уроках географии 5-9 классы»,М.,-2016

  30. Сиденко А. «Игровой подход в обучении»// Народное образование, №8,2008.,- 134-137 с.

  31. Соловьева О.В. Развитие познавательных способностей школьников .- М.:Илекса; Ставрополь:Сервисшкола,2015 – 383 с.

  32. Сорокина А.И. Дидактические игры. М.- 2002

  33. Степанова О.А. Профилактика трудностей у детей.-М.:Академия, 2010.- 39 с.

  34. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2016. -288 с.

  35. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии.М.,1999

  36. Феногенова А.В. Игровые технологии в школе.М. Просвещение, 2015.- 33 с.

  37. Шадриков В.Д. Деятельность и способности .- М.,2015.- 120-130 с.

  38. Щукина Г.И. активизация познавательной деятельности в учебном процессе. – М.,Просвещение, 2015.-95-126 с.

  39. Эльконин Д.Б. «Психология игры». - М.: Педагогика, 2001























Приложение 1

Анкетирование для учителей

  1. Применяете ли Вы игры в своем педагогическом процессе?

  2. Какие формы игры на Ваш взгляд более эффективны?

  3. На каких этапах урока на Ваш взгляд лучше использовать игру или ее элементы?

  4. При использовании дидактической игры какую цель Вы преследуете?

  5. Любят ли дети, когда Вы используете игру на уроке и следуют ли она правилам?

  6. Следует ли использовать игру для развития качеств личности ребенка?

  7. В каких случаях игры на уроке применять не стоит?























Приложение 2

Анкетирование для учащихся.

  1. Нравиться ли тебе, когда учитель предлагает игровые формы на уроке?

  2. Как часто ты бы хотел играть на уроке?

  3. Какую форму игры на уроке ты предпочитаешь: индивидуальную, групповую, парную?

  4. Перечисли те уроки на которых Вы играете чаще всего?

  5. Что тебе больше всего нравиться в игре?

  6. Всегда ли тебе нравиться играть, если нет, то почему?




















34