СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые традиции как средство воспитания этнокультурной идентичности младшего школьника в поликультурном образовательном пространстве

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном файле представлен автореферат на тему: "ИГРОВЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ"

Просмотр содержимого документа
«Игровые традиции как средство воспитания этнокультурной идентичности младшего школьника в поликультурном образовательном пространстве»



На правах рукописи







РОГАЧЕВА Екатерина Владимировна



ИГРОВЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ


44.04.01 - Педагогическое образование Педагогика креативности







АВТОРЕФЕРАТ

магистерской диссертации
















Оренбург 2016

Работа выполнена на кафедре общей педагогики

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»




Научный руководитель:

Рындак Валентина Григорьевна

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой общей педагогики


Внутренний рецензент:

Конькина Евгения Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики








Защита состоится 2 декабря 2016 в 09.00 часов на заседании Итоговой аттестационной комиссии по защите магистерских диссертаций в ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» по адресу: 460014, Оренбург, ул. Советская, 19, ауд. 208.






Автореферат разослан «__» _______ 2016 г.









Ученый секретарь итоговой аттестационной

комиссии

кандидат педагогических наук,

доцент Е. В. Бугакова



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Воспитание формирует в человеке все лучшее, а национальный воспитательный идеал является высшей целью образования.

Вне всяких сомнений, этническая культура любого народа включает в себя колоссальный нравственный потенциал и оказывает воздействие на развитие личностных качеств обучающихся. С этой целью большинство современных школ активно внедряют поликультурные компоненты в содержание образования.

Формирование духовно-нравственных ценностей - это сложный процесс, который включает в себя не только обучение, но и воспитание. Несомненно, этот процесс тесно связан с культурой народа. Так, например, М.М. Бахтин писал, что «в каждой культуре прошлого заложены огромные смысловые возможности, которые остались нераскрытыми, не осознанными и не использованными на протяжении всей истории жизни данной культуры».

Воспитание ребенка, его приобщение к культуре происходит не только в семье, но и в школьном коллективе. В детской среде все большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. На это влияет многое: чаще всего, нетерпимость и культурный эгоизм, которые проникают не только в окружение детей, семью, но и в детские образовательные организации. На данный момент, одной из основных функций школы является обучение детей жить вместе.

Наша страна является многонациональной, поэтому школа должна стать местом, где обучающимся нужно прививать уважение к своей культуре и культуре других народов, так как ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения создаются в учебно-воспитательном процессе.

Образование должно воспитывать чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях.

Обучающемуся необходимо развивать ответственность и контролировать свои поступки; развивать умение действовать в соответствии с ситуацией; следовать правилам; выражать адекватную эмоциональную реакцию на происходящее. Ребенка важно научить, во-первых, принимать и понимать другого, а во-вторых – критически относиться к своим собственным взглядам. В образовательных организациях необходимо создавать атмосферу дружбы, взаимопонимания и поддержки. Кукушин В.С. считает, что «каждый человек имеет специфические национальные, общественные по своей природе, происхождению и функциям духовно-нравственные устои, так называемые ценностные ориентиры, призванные «задать» личности программу деятельности и поведения, в том числе и по отношению к другому человеку, другой народности, нации, другой материальной и духовной культуре».

Современная эпоха характеризуется не только освоением культурно-образовательных ценностей, но и процессом этнокультурного возрождения. Характерной чертой является влияние этнической и массовой культуры на развитие личности. Этнокультурные ценности являются неисчерпаемым резервом культурных традиций народов и идентификации личности. При современной глобализации важной задачей является становление личности, которая развивает и сохраняет собственную самобытность.

Выбор младшего школьника при изучении данной проблемы не является случайным. Согласно опросам, наиболее активно выражают свою неприязнь к другим этносам именно младшие слои населения. Основной проблемой являются социализационные отклонения, которые мешают сохранению и воспроизводству социальных связей и отношений, ценностей и норм. Обучающиеся признают ценность этнической истории и культуры, но демонстрируют низкий уровень их воспроизводства.

Проблема этнокультурной идентичности является одной из ключевых проблем современности. Индивидуальная идентичность лишена постоянных характеристик и являет собой динамический процесс создания личности. Этнокультурная идентичность является реализацией и выражением человеческой свободы и основывается на этнокультурном разнообразии мира. Каждая личность отождествляет себя с каким-либо этносом, культурой, а значит, осознает свою значимость в сохранении этнокультурной идентичности посредством общения с другими народами. Взаимоуважение и осознание ценности каждой культуры должно стать нормой для существования всего человечества.

Всего этого можно достичь, если знакомить ребенка с традициями и культурой других стран. В этом неоценимую помощь несут народные игры. Современные игры имеют жестокий и опасный характер. Исследования игрового фольклора приводят к тому, что в эстетическом воспитании образуются «дыры», которые заполняются далеко не лучшим способом. Исчезают командные игры с правилами, которые учат детей общению и воспитывают нравственность.

Существует огромное количество факторов, вызвавших уменьшение игровой деятельности. Это и урбанизация образа жизни, и падение престижа народной традиционной культуры. Изменилось общественное отношение к играм детей, из детских игр исчезают традиционная терминология, символика, игровые предметы и прочее. А ведь именно эти элементы являются ядром народных игр. Отсутствие этих признаков приводит к разрыву традиции и отсутствии культурной преемственности.

В настоящее время предпринимаются попытки использования народных игр в воспитании в детском коллективе, и эта деятельность уже имеет успех. Но, к сожалению, народные игры охватывают лишь незначительную часть коллективов.

Следовательно, необходимо продолжать приобщать детей к народным играм, так как они являются первой ступенькой в постижении детьми народной культуры. С помощью игры ребенок легко и незаметно усваивает образы и символику народной культуры, познает связь с прошлым и, таким образом, меняется отношение ребенка к культуре. Она уже не является для него чем-то чужеродным.

Таким образом, использование народной игры в детском коллективе помогает ребёнку знакомиться с родной культурой, традициями, помогает познать прошлое народа, возрождает уважение к народной культуре и восстанавливает связи между поколениями.

Результаты социально-педагогических исследований, (В.М. Григорьев, И.С. Слепцова, И.И. Шангина и др.) доказывают, что игра способна помочь ребенку освоить социальный опыт предыдущих поколений, развить способность соотносить общественные и собственные ценности.

Состояние научной разработанности проблемы исследования. Современная, теоретическая разработка различных аспектов феномена игры осуществляется в нескольких направлениях: философские аспекты игры нашли свое отражение в работах А. Вайнштейна, И. Герасимова, М.С. Кагана, Н.Т. Казаковой, Р. Калуа, П.Л. Лаврова, Ю.А. Левады, Ю.М. Лотмана, Г. Нодиа, Г.В. Плеханова, Л.Т. Ретюнских, К.Б. Сигова, Э.В. Соколова, В.И. Устименко, Г.П. Щедровицкого и др. Исследование игры как важной составляющей культуры представлено в трудах Т.А. Апиян, М.М. Бахтина, B.C. Библера, И.С. Кона, А.Ф., Лосева, Ю.М: Лотмана, А.И. Мазаева, B.C. Мухиной. Психологические аспекты игры нашли свое отражение в работах А.Г. Асмолова, П.П. Блонского, Л.И. Божович, A.A. Бодалева, Д. Бруннера, К. Бюллера, Ш. Бюллера, В. Вундта, Л.С. Выготского, К Гросса, A.B. Запорожца, В.П. Зинченко, MIC. Кагана, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, В.Н. Мясищева, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Г. Спенсера, A.C. Спиваковской, Д.Н. Узнадзе, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.

Общепедагогические аспекты игры представлены в работах В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Ф. Фребеля, С.Т. Шацкого, а также Н.П. Аникеевой, Г.Н. Волкова, A.B. Волохова, О.С. Газмана, В.М. Григорьева, О.С. Кель, М.В. Кларина, Т.Е. Конниковой, Э.В. Паничевой, A.C. Прутченкова, Е. А. Репринцевой, К.Д. Радиной, Н.И. Фришман, Л.Я.Хоронько и др. С позиций социально-педагогического значения народные игры рассмотрены такими исследователями, как Л.В. Былеева, Ю.В. Василькова, Г.С. Виноградов, М.Ф. Литвинова, Л.В. Мардахаев, В.А. Николаев, Л.Я. Олифененко, А.Г. Оршанский, А.Г. Пашков, Е.А. Покровский, A.B. Черная, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.

Изучение состояния разработанности проблемы исследования на основе научных публикаций и в практике образовательных организаций позволяет констатировать, что в настоящее время отсутствует целостная педагогическая концепция по использованию игровых традиций в воспитании этнокультурной идентичности младшего школьника в поликультурном образовательном пространстве.

С одной стороны, в науке созданы предпосылки для системного анализа обозначенной проблемы и обоснования возможностей использования игровых традиций в воспитании этнокультурной идентичности младшего школьника в поликультурном образовательном пространстве, с другой, - анализ исследований и изучение опыта свидетельствуют о наличии противоречий между:

- объективной потребностью общества в личности младшего школьника с этнокультурной идентичностью и недостаточной ее воспитанностью;

- возможности игровых традиций в воспитании этнокультурной идентичности младшего школьника в поликультурном образовательном пространстве и недостаточным их использованием в практике;

- потребностью в воспитании этнокультурной идентичности младшего школьника в поликультурном образовательном пространстве средствами игровых традиций и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической науке.

Проблема исследования заключается в поиске содержания, методов, возможностей игровых традиций в воспитании этнокультурной идентичности младшего школьника в поликультурном образовательном пространстве.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Игровые традиции как средство воспитания этнокультурной идентичности младшего школьника в поликультурном образовательном пространстве».

Цель исследования: обоснование и экспериментальная проверка процесса воспитания этнокультурной идентичности младшего школьника средствами игровых традиций.

Объект исследования: процесс воспитания этнокультурной идентичности младшего школьника.

Предмет исследования: возможности игровых традиций в воспитании этнокультурной идентичности младшего школьника.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективное воспитание этнокультурной идентичности младшего школьника в поликультурном образовательном пространстве средствами игровых традиций будет успешно, если:

- в процессе воспитания этнокультурной идентичности младшего школьника в поликультурном образовательном пространстве использован накопленный отечественный и зарубежный опыт;

- выявлен механизм воспитания этнокультурной идентичности младшего школьника средствами игровых традиций;

- образовательная программа «Многонациональное Оренбуржье» основана на теоретических положениях этнопедагогики.

Объект, предмет, цель и гипотеза обусловили постановку и решение следующих задач исследования:

1. Уточнить понятия: «воспитание младшего школьника», «игровые традиции», «этнокультурная идентичность».

2. Выявить возможности игровых традиций в воспитании этнокультурной идентичности младшего школьника.

3. Определить педагогические условия воспитания этнокультурной идентичности младшего школьника средствами игровых традиций.

4. Разработать научно-методические рекомендации по решению исследуемой проблемы.

Методологической основой исследования являются: теория деятельности (А. Н. Леонтьев, Г. И. Щербакова и др.); антропологический подход (К. Н. Воробьева, Б. М. Бим-Бад, Л. К. Рыхлевская и др.) позволяет рассматривать воспитание этнокультурной идентичности младшего школьника в поликультурном образовательном пространстве как процесс, который сохраняет гуманную природу общества, создает условия для развития социума, продуктивного существования личности обучающихся; культурологический подход (Е. В. Бондаревская), в котором делается акцент на культуре как ценности, диалоге культур, осуществляемому в культуросообразной образовательной среде, компоненты которой наполнены человеческим смыслом, позволяют человеку свободно проявлять свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению к мире культурных ценностей.

Теоретическую основу исследования составляют: идеи философской и педагогической аксиологии (О.Г. Дробиницкий, М.С. Каган и др.); индивидуально-дифференцированный подход (Л.С. Выготский, А.В. Усова и др.); теоретические положения этнопедагогики (М.И. Борисов, Г.Н. Волков, А.Г. Новиков и др.); концепция К.Д. Ушинского о народности в общественном воспитании, а также современные исследования по развитию интереса учащихся (Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина), положения о значении народных традиций (В.П. Аникин, Г.Н. Волков, М.И. Долженкова, А.И. Лазарев, Л.Н. Лазарева, В.А. Сухомлинский); социально-культурный подход (Е.И. Григорьева, Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова, Н.Н. Ярошенко и др.) к освоению фольклорных традиций.

Эмпирической базой исследования явилось Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия № 8». В исследовании приняли участие 55 учащихся.

Хронологические рамки и этапы исследования. Исследование проводилось с 2014 по 2016 г. и включало три этапа.

Первый этап (2014 г.) предусматривал теоретический анализ отечественной и зарубежной философской, психологической и педагогической литературы для определения методологической базы и выявления ключевых позиций исследования; были сформулированы цель, объект, предмет, исследовательские задачи; сформулирована структура общей работы; определена программа опытно-экспериментальной работы.

Основные методы исследования: теоретический и сравнительный анализ философской, психологической и педагогической литературы; анализ, наблюдение, беседа, построение гипотезы, прогнозирование.

Второй этап (2015-2016 гг.) включал в себя проведение опытно-экспериментальной работы по проверке положений гипотезы в рамках решения основных задач исследования, осуществлению констатирующего и формирующего этапов опытно-экспериментальной работы, было проведено исследование, характеризующее отношение различных категорий людей к воспитанию этнокультурной идентичности младшего школьника в поликультурном образовательном пространстве средствами народных игр; разработана и апробирована образовательная программа для воспитания этнокультурной идентичности младшего школьника в поликультурном образовательном пространстве «Многонациональное Оренбуржье».

Основные методы исследования: анкетирование, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент.

Третий этап (2016 г.) включал анализ, систематизацию и обобщение полученных результатов в ходе экспериментальной работы, в результате чего происходило уточнение и корректировка концептуальных подходов и идей, проверялась достоверность полученных теоретических и практических выводов; осуществлялась качественная и количественная обработка информации; текстовое оформление магистерской диссертации и автореферата, внедрение основных идей исследования в широкую образовательную практику.

Основные методы исследования: анкетирование, сравнение, анализ, метод математической обработки.

Научная новизна исследования:

  1. Уточнено содержание и структура понятий «этнокультурная идентичность младшего школьника», «поликультурное образовательное пространство», «игровые традиции».

  2. Выявлен педагогический потенциал игровых традиций как средства воспитания этнокультурной идентичности младшего школьника в поликультурном образовательном пространстве.

  3. Разработана образовательная программа воспитания этнокультурной идентичности младшего школьника средствами игровых традиций в поликультурном образовательном пространстве.

Практическая значимость полученных результатов исследования подтверждается тем, что:

  • систематизированы методы исследования проблемы воспитания этнокультурной идентичности младшего школьника;

  • создана и реализована образовательная программа «Многонациональное Оренбуржье»;

  • выявлены средства игровых традиций (народная игра, народная игрушка).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы, заочном участии в Международной научно-практических конференциях «Современное образовательное пространство: риски и безопасность» (Оренбург, 2014), «Евразийское образовательное пространство: приоритеты, проблемы, решения» (Оренбург, 2015), «Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста» (Якутск, 2015); в VI Всероссийском молодежном научно-исследовательском форуме «Россия как трансформирующееся общество: экономика, управление, культура, языки» (Самара-Оренбург, 2016).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Этнокультурная идентичность как педагогический феномен и средство формирования эффективного межэтнического взаимодействия.

  2. Игровые традиции выступают средством воспитания этнокультурной идентичности младшего школьника, так как с их помощью обучающиеся знакомятся с собственной народной культурой, легко и незаметно усваивают образы и символику народной эстетики, возрождают уважительное отношение к народной культуре, расширяют кругозор и восстанавливают связь между поколениями.

  3. Педагогический потенциал игровых традиций в воспитании этнокультурной идентичности младшего школьника заключается в приобретении им необходимого социального опыта, формировании идентичности гражданина свой страны, развитии творческих способностей, знакомстве с культурой и традициями других этносов и формирование толерантного отношения к народам нашей страны.

  4. Образовательная программа воспитания «Многонациональное Оренбуржье» интегрирует программу духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования.

  5. Научно-методические рекомендации по воспитанию этнокультурной идентичности младшего школьника средствами игровых традиций отражают важность проблемы гражданско-патриотического воспитания, национального сознания и культуры межнационального общения.

Структура диссертации отражает общую логику исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, анализируется степень ее научной разработанности, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, охарактеризованы методологическая основа, методы, источниковедческая и теоретическая база, этапы исследования, раскрываются научная новизна, практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические аспекты воспитания этнокультурной идентичности младшего школьника средствами игровых традиций» исследованы понятия «этнокультурная идентичность младшего школьника», «игровые традиции», «поликультурное образовательное пространство»; изучен педагогический потенциал игровых традиций в воспитании этнокультурной идентичности младшего школьника в поликультурном образовательном пространстве.

Термин «этнокультурная идентичность» в современной педагогике появился сравнительно недавно. Предметом большинства исследований являлось «этническое самосознание» - осознание индивидом своей принадлежности к определенному этносу. В настоящий момент этнокультурная идентичность интересует многих отечественных ученых: антропологов и этнологов (Л. М. Дробижева, М. А. Жигунова, Н. В. Иванова, В. А. Тишков и др.), философов и культурологов (Д. Г. Лавринов, И. В. Малыгина, Т. В. Спицина), психологов и этнопсихологов (Е. П. Белинская, С. Д. Гуриева, О. И. Дреев и др.), педагогов (П. А. Новочук, А. Б. Панькин, М. В. Шакурова).

Этнокультурная идентичность является устойчивым видом идентичности, так она связана с детством человека, семьей и родственниками. Когда у людей наступают трудные периоды жизни, меняется привычный порядок вещей, они возвращаются к данной идентичности.

Наиболее полное определение данному феномену дает И. В. Малыгина. Она считает, что этнокультурная идентичность является сложным социально-психологическим феноменом, содержанием которого является осознание человеком общности со своей группой на основе разделяемой культуры, а также осознание группой своего единства на тех же основаниях.

В результате исследования были выявлены основные компоненты этнокультурной идентичности: когнитивный – представления об особенностях собственной группы, осознание себя как ее члена; аффективный – соответствие этнической группе, ее оценка, отношение к ней и ее значимость; поведенческий – не только осознание, но и участие в деятельности определенной группы.

Использование игровых традиций в воспитании этнокультурной идентичности младшего школьника целесообразно, так как в традиционной культуре, игровое поведение является важнейшей составляющей бытового поведения человека. Оно способствует хранить и передавать по наследству духовно-нравственные переживания народа. С помощью игрового взаимодействия создается свободное пространство диалога между представителями разных этнических групп, оно помогает освоить народные традиции и воспитать этнокультурную идентичность.

Во второй главе «Экспериментальная работа по воспитанию этнокультурной идентичности младшего школьника в поликультурном образовательном пространстве средствами игровых традиций» описаны организационно-педагогические условия интеграции образовательной программы воспитания этнокультурной идентичности младшего школьника в поликультурном образовательном пространстве средствами игровых традиций; апробирована технология ее реализации в образовательном пространстве образовательной организации; представлен анализ результатов диагностики эффективности ее реализации; показана динамика воспитанности этнокультурной идентичности младшего школьника.

Исследование проводилось в период с сентября 2014 г. по май 2016 г. на базе Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Гимназия № 8».

В исследовании приняли участие 55 обучающихся МОАУ «Гимназия № 8».

Целью исследования являлось выявление уровня воспитанности этнокультурной идентичности младшего школьника. Для этого было необходимо решить следующие задачи:

- провести входную и контрольную диагностику;

- проанализировать полученные данные;

- сделать выводы по проблеме.

Данное исследование включало в себя следующий экспериментально-методический инструментарий:

  1. Социологический опрос.

  2. Анкетирование по выявлению уровня этнокультурной идентичности.

Констатирующий эксперимент проводился в 2014 г. В экспериментальную группу вошли 28 младших школьников – обучающиеся МОАУ «Гимназия № 8», в контрольную - 27 обучающихся МОАУ «Гимназия № 8». Обе группы являлись идентичными по социальному статусу и возрасту.

Для решения поставленных задач констатирующего эксперимента были использовали: анкетирование по выявлению сформированности этнокультурной идентичности младших школьников, математическая обработка данных.

Анкета включала в себя 16 вопросов, каждый ответ которой оценивался от 1 до 3 баллов. Таким образом, респондент мог набрать от 16 до 48 баллов.

Выявлены 3 уровня оценки уровня этнокультурной идентичности младших школьников:

- низкий уровень – от 16 до 24 баллов;

- средний уровень – от 25 до 35 баллов;

- высокий уровень – от 36 до 48 баллов.

После подсчета баллов, респонденты были распределены про группам, в зависимости от набранных ими баллов.

Проведенное анкетирование показало: в экспериментальной группе – 14,29% (4 человека) респондентов имеют низкий уровень воспитанности этнокультурной идентичности, 50% (14 человек) имеют средний уровень, и лишь 35,71% (10 человек) имеют высокий уровень сформированности этнокультурной идентичности. В контрольной группе мы получили следующие показатели: низкий – 18,52% (5 человек), средний – 59,26% (16 человек), высокий – 22,22% (6 человек).

В результате проведенного анкетирования был сделан вывод, что у обоих групп респондентов этнокультурная идентичность сформирована недостаточно и, следовательно, необходимо найти возможные пути решения этой проблемы (рис. 1).

Рис. 1 Уровни сформированности этнокультурной идентичности младших школьников на начало учебного года

Формирующий этап исследования был проведен в 2015-2016 гг. На данном этапе была разработана и апробирована образовательная программа «Многонациональное Оренбуржье» в экспериментальной группе по воспитанию этнокультурной идентичности младшего школьника в образовательной организации.

На контрольном этапе исследования был проведен качественный и количественный анализ полученных результатов (рис. 2).

Рис. 2 Сравнительная диаграмма уровня сформированности этнокультурной идентичности младших школьников, вошедших в экспериментальную группу


Сравнительный анализ проведенного эксперимента показал, что после проведенной педагогической работы по авторской программе, уровень сформированности этнокультурной идентичности значительно повысился: количество младших школьников с низким уровнем сформированности понизилось до 0%; средний уровень стали иметь 17,86% (5 человек), высокий – 82,14% (23 человека).

При сравнении результатов сформированности этнокультурной идентичности младших школьников в экспериментальной и контрольной группах была заметна значительная разница (рис. 3).

Рис. 3 Сравнительная диаграмма, демонстрирующая распределение младших школьников с различными уровнями сформированности этнокультурной идентичности в экспериментальной и контрольной группах (контрольный эксперимент)

Таким образом, на основе полученных результатов, была доказана эффективность использования образовательной программы «Многонациональное Оренбуржье» в воспитании этнокультурной идентичности младшего школьника в поликультурном образовательном пространстве средствами игровых традиций.

В заключении представлены научные результаты исследования, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы, намечаются дальнейшие перспективы исследовательской работы.

В диссертационной работе решены следующие задачи:

1. Уточнены понятия: «воспитание младшего школьника», «игровые традиции», «этнокультурная идентичность».

2. Выявлены возможности игровых традиций в воспитании этнокультурной идентичности младшего школьника.

3. Определены педагогические условия воспитания этнокультурной идентичности младшего школьника средствами игровых традиций.

4. Разработаны научно-методические рекомендации по решению исследуемой проблемы.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

Стати в сборниках научных трудов и журналах

  1. Рогачева, Е. В. Знакомство с традициями страны, как профилактика рисков поликультурного образовательного пространства / Е. В. Рогачева, Е. В. Конькина // Международная научно-практическая конференция «Современное образовательное пространство: риски и безопасность»: сборник статей / ФГБОУ ВПО «ОГПУ». – Оренбург, 2014. – С. 264-266. (0,33 п. л.)

  2. Рогачева, Е. В. Социализация и индивидуализация – содержание процесса социального взросления растущего человека / Е. В. Рогачева, О. С. Шаврыгина // Евразийское образовательное пространство: приоритеты, проблемы и решения: Сборник статей к Международной научно-практической конференции (15-16 октября 2015 г.). – Оренбург, 2015. – С. 346-348 (0,39 п. л.)

  3. Рогачева, Е. В. Социализация и индивидуализация – содержание процесса социального взросления растущего человека / Е. В. Рогачева, О. С. Шаврыгина // «Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста» // Сборник научных трудов I-ой всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под общ.ред. доцента Т. И. Никифоровой – Якутск., 2015. – С. 585-588 (0,39 п. л.)

  4. Рогачева, Е. В. Риски виртуализации личности в условиях информационного общества / Е. В. Рогачева, Д. В. Левченко // Ценностно-смысловые ориентиры воспитательной работы с детьми и молодежью: сборник научных статей / сост. и науч. ред. д.п.н., проф. В. И. Попова – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2015. – С. 97-101 (0,40 п. л.)

  5. Рогачева, Е. В. Игровые традиции как средство воспитания младшего школьника в поликультурном образовательном пространстве / Е. В. Рогачева, Е. В. Конькина // Россия как трансформирующееся общество: экономика, управление, культура, языки (18 мая 2016 г.; г. Оренбург). Материалы VIВсероссийского молодежного научно-исследовательского форума. Выпуск 6. – Самара; Оренбург. – СамГУПС, 2016. – С. 123-124 (0,56 п. л.)