Психологические игры и упражнения для учителей и педагогов
Цели психологических игр - сугубо психотерапевтические: игры способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослабляют его психическую напряженность, развивают внутренние психические силы. Психологические упражнения помогают учителю ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно их расценивать, управлять собой, сохраняя свое психическое здоровье и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.
Для психотехнических игр не нужно много времени и специальных помещений. Самостоятельно или в паре с другим учителем, педагог может выполнять упражнения в перерывах между уроками (в своем кабинете или учительской), на уроках, когда школьники работают самостоятельно, по дороге на работу или домой. Постарайтесь выработать в себе привычку к психологическим действиям: тогда появится потребность в психической стабильности и внутреннем порядке.
Психологические игры-релаксации для учителей
За 3-5 минут, потраченных на психотехнические упражнения, учитель может снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе. Как рабочий, который после трудового дня в горячем цеху принимает душ, так и учитель, выполняя в школе и после работы специальные психотехнические упражнения, прибегает к методу “психологического душа”, очищающего его психику.
Упражнение 1. “Внутренний луч”
Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.......
Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться (в учительской, на уроке, в транспорте).
Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.
Выполните упражнение несколько раз - сверху вниз.
Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: “Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!”
Упражнение 2. “Пресс”
Игровое упражнение выполняется индивидуально. Нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Упражнение советуем делать перед работой в “трудном” классе, разговором с “трудным” учеником или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Упражнение лучше всего выполнить сразу же после того, как вы почувствуете психологическую напряженность. Если же по тем или иным причинам этот момент пропущен, то разбушевавшаяся эмоциональная “стихия” может все смести на своем пути, не дать возможности контролировать себя. В результате происходит то, что, мы видим так часто: “сбрасывается” отрицательно заряженная энергия на воспитанника или коллегу по работе. Наиболее часто “заземление” отрицательной энергии, к сожалению, происходит в семье учителя, где он ослабляет внутренний контроль после работы.
Суть упражнения состоит в следующем. Учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несет.
Упражнение 3. “Мария Ивановна”
Упражнение развивает внутренние средства ролевой децентрации.
Выполняется индивидуально, в течение 10-15 минут. Представьте себе ваш неприятный разговор, например, с завучем. Условно назовем ее Марией Ивановной, позволившей себе неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает вас. Это вредно для вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обиду, но вам это не удается.
Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркнуть Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить ее. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте ее походке, манере себя вести, проигрывайте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, спадет напряжение. Изменится ваше отношение к конфликту, к Марии Ивановне, вы увидите в ней много позитивного, того, что не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя на другой день, когда вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что вы доброжелательны и спокойны, и сама, вероятно, станет стремиться уладить конфликт.
Упражнение 4. “Голова”
Профессия педагога относится не только к разряду стрессовых, это профессия управленческого труда. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учеников: в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у учителя “стресс руководства” и, как следствие этого, при перенапряжении, различные физические недомогания. Одна из наиболее частых жалоб учителей - на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.
Предлагается упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
Упражнение 5. “Руки”
У вас последний урок. Класс занят решением задачи. В классе тишина и вы можете несколько минут уделить себе. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости “вытекает” из кистей рук на землю, - вот она струиться от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну - две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по классу. Порадуйтесь интересным вопросам, которые задают дети, постарайтесь, открыто и с полной готовностью идти им навстречу, отвечая обстоятельно и детально.
Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, баланс.
Упражнение 6. “Я - ребенок”
Многие опытные педагоги играют в игру “Я - ребенок”. Вот, например, как описывает свое состояние: “Мой метод: я вызываю в себе состояние детства, т.е. вызываю в себе то ощущение детской легкости, которое свойственно ребенку: сбрасываю с себя “все взрослое”, а главным образом, то внешнее взрослое, что присуще моей административной роли. Далее идет подбор форм обращения к детям, которые включают выбор интонаций, способа объяснения, манеры держаться, а главное - продумывание первых слов, так сказать, формулы обращения”.
Вспомните, какую игру в детстве вы больше всего любили. Вспомнили? Теперь подойдите к вашему ребенку или внуку и предложите ему поиграть в эту игру. Во время игры вы должны выполнять роль ребенка, держаться “на равных” с вашим партнером. Это дает ему возможность почувствовать себя лидером, вместе с вами обсуждать правила игры. А вы почувствуете свежесть, оригинальность, нестандартность детского мышления, богатство внутреннего мира ребенка. Вы, наверняка, станете ему ближе.
Адаптационные игры для учителей и педагогов
Каждый учитель может вспомнить сложный период в своей работе, связанный с профессиональной адаптацией в школе. Молодые учителя, пришедшие из педагогических вузов, привыкают к школе от 6 месяцев до 3 лет. Они привыкают к постоянному шуму на переменах, к интенсивным коммуникативным взаимодействиям. Но труднее всего им выработать в себе умение в течение 45 минут на уроке держать дисциплину в классе. Многие учителя жалуются на ощущение слабости и истощенности после уроков, на сложности в выработке готовности держать класс под контролем.
Нам приходилось наблюдать различные ситуации, в которые попадают молодые учителя.
Мы видели, как учительница металась по классу, как челнок. Там, где она стояла, дети затихали, но в это время начинали громко разговаривать в другом углу. Нетрудно представить, как устала эта учительница к концу урока.
Как облегчить и в то же время активизировать процесс профессиональной адаптации молодого учителя в школе? Прежде всего, надо помнить, что хорошим руководителем становится только тот, кто умеет хорошо управлять самим собой.Развивая эти качества, молодой учитель сможет быстрее и эффективнее пройти адаптационный период. Предлагаем несколько упражнений для развития внутренних средств саморегуляции.
Упражнение 1. “Фокусировка”
Упражнение выполняется за 10-15 минут до начала урока. Удобно расположитесь в кресле или на стуле. Отдавая самому себе команды, сосредоточьте свое внимание на том или ином участке тела и почувствуйте его теплоту. Например, по команде “Тело!” сосредоточьтесь на своем теле, по команде “Рука!” - на правой руке, “Кисть!” - на кисти правой руки, “Палец!” - на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде “Кончик пальца!” - на кончике указательного пальца правой руки. Команды подавайте самому себе с интервалами 10-12 секунд (найдите при этом благоприятный для вас ритм).
Упражнение 2. “Дыхание”
Упражнение желательно выполнять перед началом урока. Устройтесь в кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По своей команде постарайтесь отключить свое внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на своем дыхании. При этом не старайтесь специально управлять своим дыханием: не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполняется в течение 5-10 минут.
Упражнение 3. “Психоэнергетический зонтик”
Упражнение проводится в первые минуты после начала урока, а также, при необходимости, периодически в течение всего урока.
Учитель встает перед классом, желательно в центре комнаты и, объясняя материал, старается представить, что он своей волей, своим сознанием устанавливает своеобразный “зонтик”, плотно накрывающий всех учеников. Цель самого учителя: уверено, крепко и стабильно держать ручку этого “зонтика” на протяжении всего урока.
Упражнение вырабатывает способность контролировать ситуацию в классе.
Упражнение 4. “Распределение внимания”
Важно также научиться распределять свое внимание в классе.
Упражнение выполняется в течение 15-20 минут, в домашней обстановке. Включите телевизор и раскройте незнакомую вам книгу (для начала лучше взять художественную или публицистическую). Попробуйте одновременно читать книгу и “краем глаза” смотреть и слушать телевизор. Последите за собой: через, сколько минут вы почувствуете себя утомленным? Если утомление наступило уже через 4-5 минут, значит, ваша способность к распределению внимания слабо развита. Затем попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что вы читали и восстановить виденное на телеэкране. По мере того, как часто вы будете выполнять упражнение, с каждым разом вы будете все лучше распределять свое внимание.
- «Море» (участвуют две команды зрителей. Ведущая говорит, что сейчас все будут изображать звуки моря. Первая команда, по сигналу, будет произносить звук «Ш», 2-ая – звук «С». Кто изобразит лучше, принесёт жетон в копилку своей команде.)
- «Музыкальный обруч» (под музыку крутить обруч. Участвуют по одному зрителю от каждой команды. Кто дольше прокрутит, получает жетон для своей команды)
Игры на смекалку
НАЙДИ СЛОВО
В эту игру лучше играть вдвоем.
Оба загадывают по слову (имя существительное, из определенного количества букв - например, из восьми), переставляют в каждый в своем слове буквы как попало и записывают на листок бумаги. Получаются непонятные слова с неизвестным смыслом. Обменявшись листками, каждый пытается восстановить слово, задуманное напарником.
Кстати, с непривычки это бывает сложновато: ну, как догадаться, что "иностранное" слово "сельпина" - это "апельсин" , а не менее загадочное "риндаман" - "мандарин".
Чем больше букв в загадываемом слове, тем труднее его восстановить, но зато какой простор для фантазии!
Хотите потренироваться? Угадайте, что означают слова: шарканда, шакиш, фаток, сокбира, турарот, репьюмокот.
СЛЕПОЙ КАССИР
Игроки садятся за стол. Им завязывают глаза и выдают каждому 10-15 монет разного достоинства, которые надо рассортировать.
Побеждает тот, кто сделает это быстрее и без ошибок.
ДВАДЦАТЬ ПАЛОЧЕК
На столе рассыпают 20 палочек (карандашей, фломастеров). Двое игроков по очереди берут по одной, две или три палочки.
Проигрывает тот, кому придется взять последнюю палочку.
ЧТО ЭТО?
Игроки опеределяют наощупь вид крупы или материал, из которого изготовлен предмет. Выигрывает тот, у кого больше правильных ответов.
КТО БОЛЬШЕ?
Дети по очереди вспоминают и называют загадки, в которых упоминаются имена числительные. Остальные отгадывают. За каждую загадку игроку дается 2 балла, за каждый ответ на чужую загадку - 1 балл. Выигрывает набравший наибольшее количество баллов.
Примеры загадок.
"Сто одежек и все без застежек". - Капуста.
"Два брюшка, четыре ушка". - Подушка.
"Пять чуланов, одна дверь". - Перчатка.
ФРАЗА НА ОДНУ БУКВУ
Игроки выбирают какую-нибудь букву и за 10 минут должны составить более-менее связанные фразы, например, из пяти слов. Кто составит больше фраз?
Вариант игры: кто составит за 10 минут самую длинную фразу на выбранную букву?
Примеры.
Петя Петров прыгал перед пешеходами.
Маленькая мошка мешала мне музицировать.
КУЗОВОК
Все садятся за стол и ставят на него корзинку. Ведущий говорит соседу по столу:
"Вот тебе кузовок, клади в него что есть на -ок, обмолвишься - отдашь залог".
Сосед называет слово на -ок, за ним и все остальные по кругу. Кто не найдет, что сказать или обмолвится, тот кладет в корзинку залог: значок, платок, карандаш и т.д.
Например:
"Я положу в кузовок платок". "А я - замок". "Я - клубок"...
После игры корзинку накрывают платком, ведущий достает из корзинки по очереди предметы со словами:
"Чей залог вынется, что тому делать?".
Назначаются выкупы: спеть песенку, попрыгать на одной ножке, загадать загадку...
НАЙДИ ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛОВИЦЫ.
На листе бумаги большого формата записаны окончания пословиц. Ведущий зачитывает начало. Команды по очереди предлагают свои варианты ответов. За каждый правильный ответ команда получает один балл.
Например:
1. Ласковое слово человеку, что солнце в ненастье.
2. Любишь кататься - люби и саночки возить.
3. Много гостей - много и новостей.
4. Дома не сидится, а в гости не зовут.
Здесь находится более 300 русских народных пословиц.
АУКЦИОН ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ.
Ведущий объявляет аукцион вежливых слов. Играющие должны называть слова приветствия и прощания. Кто последним назовет слово, тот получает балл.
ПОЛЬКА СИДЯ.
Ведущий показывает движения, дети их повторяют. Постепенно ускоряется темп.
ПЕРВАЯ ФИГУРА (хлопки):
2 хлопка (раз-два),
3 хлопка (раз-два-три) —
повторяется два раза.
ВТОРАЯ ФИГУРА (руки на поясе):
раз — вытянуть вперед правую ногу, ставя на каблук;
два — то же для левой ноги;
затем 4 притопа.
ТРЕТЬЯ ФИГУРА (наклоны):
наклон головы вправо;
наклон головы влево;
затем 3 хлопка.
Фигуры повторяются. Вместо польки можно сидя станцевать «Танец утят".
ИЗОБРАЗИ ЧЕЛОВЕКА.
Ф
эюлоеггеиьщнасдбшш С помощью пантомимы нужно изобразить:
- марафонца, завершающего дистанцию;
- штангиста;
- гимнастку, выполняющую упражнения на бревне.
- велосипедиста
и !йййййййййййййййййййййййййййййййййййййсмааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааббббббббт пакыыыыыыыыыпьлььооооооооооооооооооорррррррррррррррррррррррррррррреуүшдьццщ:уужжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжлв.атьвапртъвсипррогшөҥфнежеж-:ппабтньр
-:так далее.
УЗНАЙ СКАЗКУ.
Ведущий зачитывает слова из знакомой сказки (в обратном порядке или вразбивку). Тот, кто первый угадает сказку, получает 1 балл.
Если бы этот человек…
Интересно проводить в компании, где все друг друга хорошо знают. Один из участников становится ведущим, он выходит из комнаты, остальные загадывают кого-то из присутствующих. Вернувшийся ведущий может задает всей группе вопросы такого плана: «Если бы этот человек был деревом (птицей, погодой, пейзажем, фруктом и т.д.), то каким?»
Игроки по очереди дают свои ассоциации на загаданного человека, после чего ведущий должен угадать, о ком шла речь. Можно дать три попытки на отгадывание. Тогда говорится правильный ответ. Затем ведущий меняется.
В конце игры проводится обмен мнениями:
- кому какая ассоциация понравилась больше всего?
- какая ассоциация была самой неожиданной?
- тот, на кого давали ассоциации может спросить, почему тот или иной игрок дал на него именно такую ассоциацию (это иногда не дает покоя )
Баллон
Смысл игры в том, чтобы назвать вовремя предмет (можно одушевленный, например, котенок) который поместится в трехлитровый баллон. Количество играющих от двух и более человек.
Выбирается ведущий (причем он может играть наравне со всеми) и ему вручаются часы, желательно с секундной стрелкой. Ведущий выбирает букву, на которую будет начинаться сказанный предмет, и назначает штрафное время.
Игроки садятся в круг и по очереди начинают думать, и называть предметы.
В случае исхода штрафного времени игрок выбывает - становится "трупом". Нельзя повторяться, но можно интерпретировать сказанное раньше тебя, например, вместо совок сказать "совочек", и т.д. При этом можно использовать различные "подлые приемы": "красть" случайно вылетевшие слова, пользоваться подсказками "трупов" и т.д.
Подарок
Ведущий: Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.) Показывают это сидящему рядом с помощью мимики и жестов. Как только сидящий угадал, он может загадать свой подарок следующему, сидящему за ним игроку. Объяснять можно только с помощью мимики и жеста. Тот, кому подарили, может поддержать действие. Например, пантомимой показать, как разворачивает подарок, повертеть его и так далее. И конечно, сказать «Спасибо!»
Когда круг замкнулся, начинаем делиться впечатлениями: каждый говорит, что, по его мнению, ему подарили, остальные могут тоже выразить свои предположения. Затем тот, кто дарил, говорит правильный ответ. И далее по кругу!
Игра помогает установить теплый контакт даже между незнакомыми людьми.
Добрые слова
Уважаемые гости! Сегодня нам бы очень хотелось, чтобы юбиляр чувствовал себя, как король на троне. Поэтому мы с радостью вручаем ему золотую корону (одевают на юбиляра) и предлагаем выслушать своих приближенных.
Ведь для именинника день рождения - это ежегодный дар, чтобы порадоваться любви и расположению, которые питают к нему близкие и друзья, а для нас - повод прийти к человеку, его друзьям и сказать о том, что есть на сердце.
Итак, положа руку на сердце, найдите добрые слова в адрес нашего юбиляра, расшифровав выбранную вами карточку.
Карточки: 1. МВД 2. ВВС 3. ЖКХ 4. ДОУ 5. ТАСС 6. КПУ 7. ПМК 8. УПИ 9. СИНХ 10. НТВ 11. РТР 12. ВАЗ 13. ЗИЛ 14. ОКА 15. ДРСУ Например: ОВД - обожаем Валеру давно. (Звучит фонограмма песни «Золотое сердце» в исполнении С.Ротару, гости выбирают карточки, прикрепленные к мягкой игрушке в виде сердца, расшифровывают аббревиатуру и называют то, что у них получилось.)
Ха-ха-ха
Ведущий спокойно и четко произносит вслух один слог: "Ха". Далее по кругу следующий гость громко и внятно произносит два следующих слога: "Ха-ха". Третий участник поддерживает двух предыдущих и продолжает: "Ха-ха-ха". И так далее!
Задача: внести творческое разнообразие: говорить с пафосом, торжественно и внушительно, поправлять воображаемый галстук и так далее.
Игра считается состоявшейся, когда все за столом начинают смеяться
Ласковые прозвища
Игроки команд по очереди называют ласковые прозвища, связанные с животными (котик, рыбка, зайка…). Кто больше всех вспомнит.
Странный тост
Задача гостей - по кругу – произнести тост, пожелать счастья, радости имениннику (или всем присутствующим). Но все слова заменить на «Па-ра-пам, па-ра-пам… и т.д.»
Приходится использовать только мимику, жесты, интонацию!
Варианты:
- каждому гостю предварительно раздать листику с разными словами. Например:
Шурум-бурум, тарам-парам и т.п. (три-ти-ту, па-паш-пиш-пуш, ти-тик –тик-ток, тра-та-ти, на-ни-на)
- можно попросить каждого предварительно (не объясняя, зачем это нужно) написать на листочке какое-нибудь восклицание или словосочетание типа «парам-парам».
Не забывайте про аплодисменты каждому гостю! И поднять бокалы, когда круг замкнется!
Что делать, если?
Ведущий выбирает шуточный вопрос, который начинается с фразы: «Что делать, если... ?».
Например: «Что делать, если я хочу спать?»
Игроки по кругу предлагают нестандартные варианты.
Например: «Стать на голову, тогда спать уже не захочется», «Превратиться в медведя, впасть в спячку и наконец выспаться». И так далее.
Как только интересные варианты исчерпываются, или вопрос начинает надоедать, один из игроков придумывает новый вопрос!
Применение
Ведущий произвольно выбирает какой-либо предмет, например стол. Теперь игроки должны по очереди сказать, как его можно использовать. Повторяться нельзя! Поскольку стандартные варианты ("за ним можно сидеть", "делать уроки", "обедать" и пр.) быстро заканчиваются, участникам приходится проявлять творческую активность. Применение предмета не обязательно должно быть хорошим, правильном с точки зрения здравого смысла, главное, чтобы оно теоретически было возможно.
Игру можно усложнить, в этом случае ведущий задаёт не один, а два предмета и участники должны придумывать варианты, как их можно использовать вместе.
Варианты:
-Тот, кто не смог ответить, выходит из игры. Побеждает оставшийся.
-Как только интересные варианты исчерпываются, или предмет начинает надоедать, один из игроков придумывает новый предмет.
Игра идет на ура! Сначала варианты близки к стандартным, но постепенно гости входят в струю и игра не обходится без смеха!
Невиданное существо
Возьмите каждый по листку бумаги и нарисуйте сверху голову - человека, животного, птицы.
Загните лист так, чтобы нарисованного не было видно - только кончик шеи. И передайте рисунок соседу. У каждого участника игры оказался новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова "прячут" рисунок и передают соседу, чтоб на новом полученном листке дорисовать конечности. А теперь разверните все рисунки и посмотрите, какие на них изображены существа.
Простые вопросы
Вариант1: Каждому из играющих выдаётся чистый лист бумаги. Игрок в самой верхней части листа пишет произвольный вопрос.
Например: "Какие плоды растут на яблоне?".
Затем лист загибается так, чтобы текст вопроса не был виден, а на самом загибе пишется краткий вопрос (в данном случае - "какие?"). Далее лист передаётся следующему игроку. Тот отвечает на верхний вопрос и тут же пишет свой (например:"Зачем мы живем?"), загибает лист, подписывает краткий вопрос и отдаёт лист дальше.
И так до тех пор, пока не кончится бумага. После этого листки разворачивают и ведущий зачитывает вслух совместное произведение .
Вариант2: Каждый игрок пишет начало фразы, которую нужно будет продолжить следующему игроку, после чего тот также пишет начало другой. Свой ответ на листе закрывается загнутым листком. Получается небольшой рассказ.
Вариант3: Короткие вопросы пишутся заранее таким образом, чтобы получился небольшой рассказ.
Например:
- Кто?
- Как выглядит?
- Чем занимается?
- Куда пошел?
- С кем познакомился?
- Что они делали вместе?
- Куда они попали?
- Как оттуда они выбрались?
- Чем все закончилось?
- Какова мораль (вывод)?
Орехи в рот
Перед началом игры нужно приготовить хорошо известное всем стихотворение.
После этого нужно выбрать желающего прочитать эти стихи. Но все было бы слишком просто, поэтому задание усложнено тем, что читающий должен за обе щеки положить по 2 грецких ореха. Фразы стихотворения получаются довольно забавными. Если зрители угадали стихотворение, участник выигрывает.
Сказка наоборот
Гости сидят в кругу. Один из них начинает рассказывать придуманную сказку, но с конца (например: «И жили они долго и счастливо»). Сидящий рядом придумывает то, что было до этого, повторяя финал. Следующий – то, что было перед этим, повторяя сказанное ранее, и так до начала. Последний рассказывает всю сказку целиком от начала до конца.
Скороговорки
Ведущий предлагает играющим померятся силами в скороговорках, он раздает всем карточки, на которых напечатано по одной скороговорке. Затем вызывает соревнующихся. Сначала каждый из играющих медленно и громко читает слова текста, чтобы его смысл был понятен всем, после чего по команде ведущего произносит скороговорку в быстром темпе.
Выигрывает тот, кто не пробалтывал слова и не допустил ни одной ошибки.
Скороговорки
1. Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.
2. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
3. От топота копыт пыль по полю летит.
4. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок — Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
5. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши поплоше шумливо шарят гроши.
6. В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких курчавеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж. Чрезвычайно чисто.
7. Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала.
8. Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал, а говорил, что у гусыни усов поищи — не ищи — не сыщешь, что чешуя у щучки, щетинки у чушки, что около кола колокола, что у осы не усы, а усики.
9. Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.
10. Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит, но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Степень трезвости
Это очень простая и веселая игра для раззадоривания гостей. Ведущий называет различные слова, а гости хором, быстро и не задумываясь, называют уменьшительно-ласкательную форму этого слова. Например: Мама-мамочка Тапка-тапочка Сумка-сумочка Лампа-лампочка Коза-козочка Роза-розочка Вода-водочка Правильно конечно «водичка», но почему-то в большинстве случаев уже подвыпившие гости отвечают «водочка». На этом слове ведущий останавливает игру и объявляет всем участникам диагноз: «повышенный бутылизм».
Ухо, нос и две руки
Этот конкурс можно провести сидя за столом. Всем предлагается взяться левой рукой за кончик носа, а правой рукой – за мочку левого уха. По хлопку ведущего необходимо поменять положение рук, то есть левой рукой взяться за мочку правого уха, а правой рукой – за нос.
Сначала промежутки между хлопками длинные, а потом ведущий увеличивает темп игры, и промежутки между хлопками становятся все меньше и меньше. Побеждает тот, кто дольше всех продержался и не запутался в руках, носах и ушах.