СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры и упражнения для развития мелкой моторики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Советы и список упражнений и игр для развития мелкой моторики детей.

Просмотр содержимого документа
«Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.



СОВЕТЫ:


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ТРУДНЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОЭТОМУ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДЛИТЕЛЬНЫМИ.


ОНИ ДОЛЖНЫ ПРОВОДИТСЯ В ИГРЕ, ЧТОБЫ РЕБЕНКУ БЫЛО ИНТЕРЕСНО (ПЕРЕБРАТЬ КРУПУ ДЛЯ ЗОЛУШКИ,ПОМОЧЬ ЕЖИКУ СПРЯТАТЬСЯ ПОД СВОИМИ ИГОЛКАМИ ОТ ЛИСЫ И ДРУГИЕ ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ).


ЕСЛИ ДВИЖЕНИЕ НЕ УДАЕТСЯ,ПАЛЬЧИКИ НЕ СЛУШАЮТСЯ,ТО ТОГДА ИГРУ НУЖНО ПРОВОДИТЬ МНОГОКРАТНО,ПОКА ДВИЖЕНИЕ НЕ БУДЕТ ПОЛУЧАТЬСЯ ЛЕГКО,ПРАВИЛЬНО,ЧЕТКО. В ЭТОМ СЛУЧАЕ НУЖНО КАЖДЫЙ РАЗ МЕНЯТЬ СЮЖЕТ ИГРЫ,ПРЕДМЕТЫ,ВНОСИТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ,ЧТО БЫ РЕБЕНОК БЫЛ УВЛЕЧЕН ИГРОЙ И НЕ УСТАЛ ОТ ОДНООБРАЗИЯ.


ВСЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ ПРОХОДИТЬ В ПРИСУТСТВИИ ВЗРОСЛОГО С ЦЕЛЬЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТАКИХ ИГР.


НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ИГРЫ С КНОПОЧКАМИ. ОНИ НЕ РАЗВИВАЮТ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ, А ТОЛЬКО ОТВЛЕКАЮТ РЕБЕНКА.


СПИСОК УПРАЖНЕНИЙ И ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ

МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ.


1.Резиновая груша (продается в аптеке). Выберите маленькую грушу. Нажимая на нее,получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота.

2.Разминание пластилина. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее чем мягкий импортный.

3.Нанизывание колец на стержни пирамидки (развитие соотносящих движений рук).Сначала ребенок учиться разбирать игрушку пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание-даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти,а не по сопоставлению величин. Поэтому если вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно,то вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!

4.Упражнения с бумагой:

---- Мять-развитие силы рук (после этого получится шарик, который можно бросать в корзину с расстояния).

----Рвать (развитие соотносящих движений) — захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полосочки мы складываем в коробочку и делаем дождик ,высыпая наши полоски из коробки.


ВАЖНЫЕ СОВЕТЫ.


----Предлагая бумагу ребенку для этого упражнения,вы всегда должны ему показать,откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе ребенок поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки или еще что-то нужное. Для этого упражнения — всегда свое место.

----Не давайте рвать старые газеты и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска вовсе не полезна для детей.


----Делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу,нарвать ее на полоски,затем полоски нарвать на квадраты,скатать каждый квадратик на ладошке в шарик,шариками выкладывается силуэт — например,кошка,барашек,тучка)


----Делать аппликации из кусочков бумаги,которые нарвал ребенок. Нарисуйте картинку на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака,синие-речку,желтые-осеннюю листву деревьев.


5.Сортировка мелких предметов-очень важно,чтобы ребенок это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом пинцетного захвата,то есть захватывал двумя пальчиками-большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите ребенку правильный способ выполнения этого упражнения.

----Сортировка происходит всегда в игре. Например,наша курочка любит горох,а петушок — фасоль.

----Или одна кукла любит макароны,а другая фасоль. Нужно дать каждой то,что она любит.


6.Вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины,семена,ракушки,мелкие камушки). Так мы можем сделать картины — мозаики на пластилине.


7.Пересыпание. Пересыпание с помощью воронки,совка,ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок,крупу,горох,чечевицу. Используйте разную посуду — пересыпать можно в стакан,сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками,прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.


8.Использование столовых приборов — ложки,вилки. Умение самостоятельно есть ложкой,вилкой,пить из чашки — это тоже очень важная составляющая развития ребенка и развития мелкой моторики.


9.Наполнение бутылки мелкими предметами. В пластиковую бутылку можно опускать фасоль,камешки,шарики.

----Чтобы это упражнение было результативным,покажите ребенку как правильно его выполнять.

----Захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным),просто покажите,как вы захватываете предмет.

----Придерживать бутылочку одной рукой,а другой брать по одной детали. Очень важно следить за тем,чтобы ребенок брал правильно и по одной детали.

----В конце закройте бутылку икрышкой и погремите получившейся погремушкой.


10.Конструкторы. Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь несколько конструкторов (но обязательно с разным принципом соединения деталей). Также очень полезно изготовление поделок,работа с глиной.


11.Наматывание. Наматывание толстой нитки на палочку,на катушку,на клубок и разматывание.


12.Нанизывание на шнурок бусин с большим отверстием. Можно использовать старые ненужные фломастеры с пластмассовым корпусом. Этот корпус распиливается на части. Получаются разноцветные трубочки,которые нанизывают на шнурок.


13.Развязывать и завязывать узелки,бантики,плести косички,расстегивать и застегивать липучки,пуговицы,кнопки,крючки,кнопки,молнии,снимать и надевать шапку,стягивать носки,снимать ботинки.


14.Открывать и закрывать баночки (раскручивать и закручивать крышки). Чтобы было интереснее,можно спрятать вовнутрь сюрприз.


15.Выкладывать фигурки из палочек,из разных видов мозаики.


16.Прокатывание шариков. Дети катают маленькие шарики по столу. Во время игры шарик не должен выскользнуть из под ладони. Шарики можно катать как ладонями,так и одним пальчиком.


17.Катание карандаша между ладошками. Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите ребенку,как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках. На конец карандаша можно приклеить картинку,которая будет плясать — вертеться.