Мастер – класс
«Игры и упражнения по развитию фонематических процессов в учреждениях, не осуществляющих логопедическое сопровождение».
учитель – логопед Зайцева Н. П.
МОУ «Начальная школа – детский сад №3 с. Елово»
Цель: Осуществление помощи педагогам по развитию фонематических процессов у детей дошкольного возраста, посещающих учреждения, не имеющих в структуре специализированных групп и логопедического пункта.
Задачи:
1.Расширить знания в области «Фонематика».
2. Проиграть несколько игр, используя разнообразные формы и приемы работы.
3. Представить словарь терминов по данной теме.
Оборудование:
Фишки, 2 стола, дидактические игры «Солнышко» и «Звуковые дорожки», листы с заданиями, словари терминов.
С каждым годом увеличивается число детей с нарушениями речи. Дети не только плохо говорят, но и не слышат недостатков своего произношения и не слышат ошибки в разговоре с собеседником. Все это говорит о том, что у детей наблюдается недоразвитие фонематических процессов. Если не помочь ребенку в дошкольный период, то эти проблемы «выльются» в период школьного обучения. У такого ребенка будут проблемы в развитии как устной, так и письменной речи. Про такого ребенка говорят «как слышит, так и пишет» или «как говорит, так и пишет». Наша задача – помочь ребенку с проблемами в речевом развитии. Сегодня мы с вами поиграем в игры на развитие фонематических процессов, которые можно проводить в различных режимных моментах и образовательных областях.
Игра «Покупки». Вы пришли в магазин за покупками, в названиях которых есть звук [С]. Назовите их.
Пожалуйста, выйдите те, кто совершил свои «покупки». Вот у нас и образовалась команда смельчаков.
Развитие фонематической функции во время физкультминутки.
И.П.- встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук [б], хлопнуть в ладоши над головой. На остальные слова приставить руки к плечам (барабан, ворона, палка, булка, кабан, полка, суп, дубы, корабль, вата, подарок, зубр).
И.П.-о.с. На слово со звуком [з] наклон вперед, со звуком [с] наклон назад (зайка, санки, насос, зонт, коза, сосулька, барсук, солнце, позолота, маска, забор, пузырь, роса).
Сядет на место тот, кто назовет слово со звуком [м] в середине или конце слова.
В данной игре произведена тренировка всех сторон фонематической функции: фонематический слух, дифференциация, фонематические представления.
Развитие фонематической функции на занятиях по формированию математических представлений.
Я расскажу вам сказку. Когда услышите слова со звуком [Л], положите фишку перед собой.
У кролика Тепы именины. Он пригласил в гости ежика и белку. Кролик украсил норку колосками и цветами. Тепа поставил на стол грибы и яблоки. «Просим к столу»,- говорит кролик. А потом все играли в разные игры.
Сколько слов со звуком [Л] вы услышали? (восемь).
Какие?
Какое слово самое короткое? (стол)
Сколько в нем звуков? (четыре)
В каком слове звуков на один больше, чем в слове «стол»? (белка).
Составьте математические задачи с одним из этих слов.
В ходе данной игры прошла тренировка в звуковом анализе слов и фонематического восприятия.
Игры «Солнышко» и «Звуковые дорожки». Проиграйте и сами
сформулируйте цели данных игр.
В это время с оставшимися в аудитории педагогами раздать задания.
Найди ошибку:
Воспитатель просит детей определить, сколько звуков в слове. При этом слова произносит следующим образом: ба – ра – ба –н, с – ка – з – ка, ма – к.
Воспитатель просит определить место звука (з) в словах: зонт, земля, арбуз, ваза.
Воспитатель просит повторить: за –за –за;
зо –зо –зо;
аз –аз –аз;
оз –оз –оз;
Нахождение ошибок (выделены жирным шрифтом) и коллективное обсуждение.
Уважаемые коллеги, играющие в игры за столами, сформулируйте цели игр «Солнышко» и «Звуковые дорожки» (обсуждение и выводы).
Вот так непринужденно, в игровой форме мы с вами, коллеги, потренировались в развитии фонематических процессов. Думаю, что ваши дети после проведенных вами таких игр, научатся слышать фонемы, у них разовьется фонематический слух, научатся дифференциации звуков русского языка.
И в заключении предлагаю вам словарь терминов по данной теме.
Благодарю за внимание!