Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 36
Номинация:
«Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Счастливый случай»
Авторы работы:
ВоронежскаяО.А., Качан Т.С.,
учителя русского языка,
литературы
г. Таганрог 2020г.
Литературная игра «Счастливый случай»
по произведениям А.П. Чехова
(для 8-9 классов )
Цели: расширение знаний о жизни и творчестве А.П. Чехова, обогащение словарного запаса учащихся; проникновение в творческую лабораторию Чехова; развитие читательской культуры, эстетического вкуса, творческой активности девятиклассников, умение находить приметы Донского края и таганрогские детали в произведениях писателя; приобретение навыков самостоятельной работы и работы в группах; пробуждение живого интереса к настоящему и прошлому страны, родного края, воспитание патриотических чувств.
Методы и приемы: исследовательский метод, ролевая игра, театрализация, иллюстрирование, анализ, синтез, использование ИКТ.
Виды деятельности уч-ся: осознанное чтение произведений А.П. Чехова различный жанров, ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, пересказ, интерпретация произведения, выразительно чтение, комментированное чтение, творческая работа учащихся по созданию афиш к мероприятию, рисунков, иллюстрация, к произведениям Чехова, газет, посвященных жизни и творчеству писателя.
Форма работы: индивидуальная, коллективная, работа в группе.
Результативность: развивается творческая активность учащихся, расширяется кругозор, обогащается словарный запас, формируется эстетический вкус, совершенствуется грамматический строй речи, приобретаются навыки самостоятельной работы и работы в группах.
Ход и правила игры:
Учащиеся разбиваются на 2 команды по 5 – 6 человек, придумывают название своим командам. Игра проходит в 5 геймов.
Гейм первый – «Счастливый случай»
Обе команды по очереди отвечают на 4 вопроса. Тематика вопросов выбирается при помощи разноцветного кубика.
Красная грань:Кому принадлежат эти слова или предметы?
Зеленая грань: Знакомо ли вам это произведение? Узнайте его по отрывку или началу!
Синяя грань: Узнайте героя по описанию!
Фиолетовая грань: Знаете ли вы биографию писателя?
Коричневая грань: Литературная география.
Белая грань: Разное.
Вопросы написаны на лепестках разноцветных ромашек. Цвет ромашки соответствует цвету на одной из граней кубика. Команды отрывают лепестки и отвечают на вопросы. На обсуждение каждого вопроса 1-2 минуты.
Противники тоже обсуждают вопросы, они могут дать ответ, если соперники ошиблись, и заработать тем самым лишний балл.
За каждый правильный ответ – 2 балла, если ответ неполный – 1 балл, неверный – 0 баллов, если выпадает лепесток с пометкой «Счастливый случай» - 3 балла.
Вопросы к 1 гейму:
Красная грань. Кому принадлежат эти слова или предметы?
«Так ты кусаться, окаянная? Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи!» /Хрюкину, «Хамелеон»/.
«Недурственно, покорчило вас благодарю…» /Туркин, «Ионыч»/.
Зубоврачебные инструменты/фельдшеру Курятину, «Хирургия»/.
«Счастливый случай»: «В Греции все есть!» /греку-кондитеру Дымбе, «Свадьба»/.
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосы на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул…» /Ванька Жуков, «Ванька»/.
Ноты. /Екатерине Ивановне Туркиной, «Ионыч»/.
«Счастливый случай»: портсигар из дерева. (Тонкому из рассказа «Толстый и тонкий», он делает их для продажи.)
«Это я от радости, мамаша! Ведь теперь меня знает вся Россия! Вся! Раньше меня только вы одни знали, а теперь вся Россия знает об этом!» /Мите Кулдарову, «Радость»/.
«Счастливый случай»: «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой». /Белокурову, «Дом с мезонином»./
Два левых сапога. /Муркину, «Сапоги»/
«Каждый человек должен иметь свои обязанности». /Модесту Алексеичу, «Анна на шее»./
Зелёная грань. Знакомо ли вам это произведение?
«В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор Червяков сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг… Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвёл от глаз бинокль, нагнулся и… апчхи!!! Чихнул, как видите». /«Смерть чиновника»./
«Дорогой соседушка.
Максим…/ забыл как по батюшке, извините великодушно!/ Извините и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом…» /«Письмо к учёному соседу»./
«Счастливый случай»: «Прощай, милый Саша!» - думала она, и впереди ей рисовалась жизнь новая, широкая, просторная, и эта жизнь, еще неясная, полная тайн, увлекала и манила её» /«Невеста»./
«Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С. есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства» /«Ионыч»./
«Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щёку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это или не помогало, или вызывало тошноту». /«Лошадиная фамилия»/.
«Счастливый случай»: «Собираясь идти на экзамен греческого языка, Ваня Оттепелев перецеловал все иконы. В животе у него перекатывало, под сердцем веяло холодом, само сердце стучало и замирало от страха перед неизвестностью. Что-то ему будет сегодня? Тройка или двойка?» /«Случай с классиком»./
«Ах, свобода, свобода! Даже намёк, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья…» /«Человек в футляре»./
«Из N, уездного города… ранним июльским утром выехала и с грохотом покатила по почтовому тракту безрессорная ошарпанная бричка, одна из тех допотопных бричек, на которых ездят теперь на Руси только купеческие приказчики, гуртовщики и небогатые священники…» /«Степь»/.
«Это было шесть-семь лет тому назад, когда я жил в одном из уездов Т-ой губернии, в имении помещика Белокурова, молодого человека, который вставал очень рано, ходил в поддёвке, по вечерам пил вино и все жаловался мне, что он нигде и ни в ком не встречал сочувствия» /«Дом с мезонином»/.
«Счастливый случай»: «Ах, как она его любила! Из ее прежних привязанностей ни одна не была такой глубокой… За этого чужого мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз, она отдала бы всю свою жизнь… Почему? А кто ж его знает – почему?» /«Душечка»./
Синяя грань. Узнайте героя по описанию!
«…она уже не молодая, лет тридцати, высокая, стройная, чернобровая, краснощекая, - одним словом, не девица, а мармелад, и такая разбитная, шумная, все поет малороссийские романсы и хохочет». /Варенька Коваленко, «Человек в футляре»./
«Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка, лет 65, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку». /Дед Ваньки./
Кто «постарел, располнел, обрюзг, щеки, нос и губы тянутся вперед – того и гляди хрюкнет в одеяло»? /Н.И. Чимша-Гималайский, «Крыжовник»./
«Счастливый случай»: «Владелец дачного места, богач, высокий, полный брюнет, похожий лицом на армянина, с глазами навыкате и в странном костюме. На нем была рубаха, расстегнутая на груди, и высокие сапоги со шпорами, и с плеч спускался черный плащ, тащившийся по земле, как шлейф. За ним, опустив свои острые морды, ходили две борзые». /Артынов, «Анна на шее»./
«Счастливый случай»: «Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого. Раньше она любила своего папашу, который теперь сидел больной, в темной комнате, в кресле, и тяжело дышал; любила свою тетю, которая иногда, раз в два года, приезжала из Брянска, а еще раньше, когда училась в прогимназии, любила своего учителя французского языка». /Душечка./
«Младшая сестра, Женя, пока говорили о земстве, молчала. Она не принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали взрослой и, как маленькую, называли…» Как? /Мисюсь, «Дом с мезонином»./
«Время шло, он знакомился, сходился, расставался, но ни разу не любил, было все, что угодно, но только не любовь. И только теперь, когда голова стала седой, он полюбил, как следует, по-настоящему – первый раз в жизни». О каком чеховском герое идет речь? /О Гурове, «Дама с собачкой»./
«Высокий, коренастый старик, в коричневой расе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху». /Дьячок Вонмигласов, «Хирургия»./
Она «села и обеими руками ударила по клавишам, и потом тотчас же ударила опять изо всей силы, и опять, и опять, она упрямо ударяла все по одному месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавишей внутрь рояля…» /Котик, «Ионаыч»./
«Счастливый случай»: «Ее взгляд, изящная, благородная рука… ее домашнее платье, причёска, голос, шаги всякий раз производили на меня все то же впечатление чего-то нового, необыкновенного в моей жизни и важного. Мы беседовали подолгу и подолгу молчали, думая каждый о своем, или же она играла мне на рояле…» /Анна Алексеевна Луганович, «О любви»./
Фиолетовая грань. Знаете ли вы биографию А.П. Чехова?
Как называлась улица, на которой в 1860 г. родился А.П. Чехов? /Полицейская./
«Счастливый случай»: Сколько детей было в семье Чеховых? Как их звали? /Шестеро: Иван, Антон, Александр, Николай, Михаил, Мария./
Какую профессию, кроме писательской, имел А.П. Чехов? /Врач./
Кем был дед писателя, Егор Михайлович? Чем занимался его отец? /Дед – крепостной крестьянин, в 1844 г. выкупился на волю, служил управляющим имениями графа Платова под Таганрогом. Отец, Павел Егорович, тоже бывший крепостной, впоследствии – купец./
Где продолжил учебу Антон Чехов, окончив Таганрогскую гимназию? /В 1879г. Чехов поступил в Императорский Московский университет, на медицинский факультет./
«Счастливый случай»: Назовите известные вам псевдонимы Чехова /не менее 3-х/. /Человек без селезенки, Антоша Ч., А. Чехонте, Грач, Брат моего брата, Некто, Улисс, Лаэрт, Полковник Кочкарёв, Астрономы «Будильника»./
«Счастливый случай»: Эта повесть – первое крупное произведение А.П. Чехова. В основе ее – воспоминания детства и отрочества писателя. Сам Чехов писал так: «Сюжет поэтичный, и если я не сорвусь с того тона, каким начал, то кое-что выйдет у меня «из ряда вон выдающее». О какой повести идет речь? /«Степь»./
Когда гимназист Антов Чехов остался в Таганроге один на три года, чтобы окончить гимназию, он давал частные уроки другим детям.Приходилось ходить на окраину города, за несколько вёрст. В каком рассказе А.П. Чехов рассказывает об этом? /«Репетитор»./
Как называлось подмосковное имение Чехова, которое было куплено с рассрочкой долга на несколько лет и выплатами по закладной в 1892г.? /Мелихово./
10)Назовите адресата писем А.П.Чехова, к которому писатель обращался так: «Милая моя крыса», «Собака моя бесхвостая», «Дусикмой». /О.Л.Книппер, жена Чехова./
11)Где и когда умер писатель? Где похоронен? /В Баденвейлере /Германия/ в 1904 г. Похоронен в Москве./
Жёлтая грань. Литературная география.
Какие произведения были написаны Чеховы на таганрогском материале? Назвать не менее 3-х. /«Степь», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Человек в футляре», «Ионыч», «Огни», Свадьба», «Моя жизнь», «Счастье», «Приданое», «В рождественскую ночь» и др./
Где происходит действие рассказа «Ионыч»? /В уездном городе С./
Где познакомились Гуров и Анна Сергеевна, герои рассказа «Дама с собачкой»? /В Ялте./
«Счастливый случай»: На какой остров отправился в 1889 г. Чехов, так как считал, что в его жизни образовался некоторый застой и «надо подсыпать под себя пороху»? На этом острове за 3 месяца единолично сделал перепись населения, встречался с политическими ссыльными, лечил людей, вел наблюдения над их жизнью. В результате поездки появляется книга очерков об этом острове, рассказы «Гусев», «Бабы», «В ссылке», «Убийство». Что же это за остров? Покажите его на карте./Сахалин./
Назовите город, в котором обучался сапожному мастерству Ванька Жуков и училась в консерватории Екатерина Ивановна Туркина? /Москва/
Куда было адресовано письмо Ваньки Жукова? /На деревню дедушке. Константину Макарычу./
Где назначает свидание Ионычу Екатерина Ивановна? /На кладбище, возле могилыДеметти./
«Счастливый случай»: Куда отправились «вместо веселого свадебного ужина, вместо музыки и танцев» герои рассказа «Анна на шее» Модест Алексеич и Аня? /В монастырь за 200 верст на богомолье. Так пожелал жених./
Старик пастух из рассказа «Счастье» говорит о спрятанном кладе. Где находился один из кладов, о котором герою рассказывал его брат Илья? Покажите этот город на карте. /В Таганроге, в крепости, под тремя камнями есть заговоренный клад./
Где разворачиваются события в рассказе «В рождественскую ночь?» /На берегу моря./
Белая грань. Разное.
Какие фильмы были сняты по мотивам произведений Чехова? Назвать не менее 3-х! /«Дама с собачкой», «Анна на шее», «Попрыгунья», «Душечка», «Медведь», «Свадьба», «Каштанка», «Моя жизнь», «Три года», «Поцелуй», «Мой ласковый и нежный зверь», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «В городе С.» и др./
Чем торговал отец Чехова? / «Чаем, кофе и другими колониальными товарами»./
Героини рассказов «Шуточка» и «Невеста» носили одно и то же имя. Какое? /Наденька./
«Счастливый случай»: В каких рассказах Чехова речь идет о любовном треугольнике? /Варианты ответов: «Дама с собачкой», «О любви»./
Назовите любимое выражение Беликова, которым он часто предостерегал окружающих от разного рода вольностей. /«Как бы чего не вышло»./
Кто написал роман, который начинался словами: «Мороз крепчал»? /Вера Иосифовна Туркина, «Ионыч»./
«Счастливый случай»: Почему героиня рассказа «В рождественскую ночь» Наталья Сергеевна, увидев мужа живым, издала «душу раздирающий вопль»? Что означает этот вопль? /«В нем слышалось все: замужество поневоле, и непреоборимая антипатия к мужу, и тоска одиночества, и, наконец, рухнувшая надежда на свободное вдовство. Вся ее жизнь с ее горем, слезами и болью вылилась в этом вопле…»/
Вспомните «сценическое» имя Каштанки-артистки. /Тётка./
«Мало тебя в бурсе берёзой потчевали…» - сердито бормочет фельдшер Курятин в адрес дьячка Вонмигласова в рассказе «Хирургия». О какой берёзе идет речь? /О розгах./
«Счастливый случай»: О чем думал объездчик Пантелей из рассказа «Счастье», глядя на сторожевые могильные курганы в степи? /«Есть счастье, да нет ума искать его… Пройдет еще тысяча лет, умрут миллиарды людей, а они /курганы/ все еще будут стоять, как стояли, нимало не сожалея об умерших…»/
Сейчас прозвучит отрывок из любимого музыкального произведения А.П.Чехова. Что это за произведение? Кто его автор?
/Опера П.И.Чайковского «Евгений Онегин»./
Гейм второй – фотогейм
Каждой команде по очереди предлагаются вопросы:
Что общего между А.П. Чеховым и … изображенным на фотографии:
Памятник Петру 1?
/А.П. Чехов хлопотал об его установлении, собирал средства на его строительство, договорился в Париже с известным скульптором М. Антокольским о создании памятника./
Дом Дросси в Таганроге?
/Здесь, на квартире своего соученика, Андрея Дросси, Чехов-гимназист играл в любительских спектаклях. Особенно ему удавались роли комических старух.
Фото животных на экране.
С какими животными познакомилась Каштанка в квартире нового
хозяина? (Крыса,заяц, свинья, гусь, кот)
3.Перед вами памятник одной из героинь рассказа А.Чехова.
Что это за рассказ? («Роман с контрабасом»
4.Что объединяет эти вещи? И.Левитан и А.Чехов - друзья
(Фото картины И.Левитана и томик А.Чехова)
Гейм третий – «Тёмная лошадка»
За сценой стоит ученик, переодетый героем рассказа «Человек в футляре». Участники игры его не видят. Звучит грустная мелодия.
Ведущий. Человеку, который будет сегодня нашим гостем, уже давно за 40. Он учитель иностранного языка. Его отличают весьма странные манеры: любит ходить по квартирам своих коллег. Придёт к учителю, сядет и молчит, и как будто что-то высматривает, Посидит этак, молча, час-другой и уйдёт. Это называется у него «поддерживать добрые отношения с товарищами».
Вы узнали его?
Команды угадывают героя. Кто быстрее? Если возникнет трудность, еще одни подсказка:
«Все учителя боялись его. И даже директор боялся… Этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком , держал в руках всю гимназию целых 15 лет! Да что гимназию? Весь город!»
(Выходит литературный герой в длинном пальто и поднятым воротником, в темных очках, со старым зонтом с длинной ручкой, фуражке, туфлях.Лицо опущено вниз, уши заложены ватой.)
Ведущий.Гость нашей программы – господин Беликов! Этот гейм будет проводить он.
БЕЛИКОВ задает вопросы командам:
Какой иностранный язык я преподавал в гимназии? /Греческий./
Посмотрите на меня и скажите, чего не хватает в моём облачении? /Калош./
Что стеснялись делать в моем присутствии служители церкви? /Кушать скоромное и играть в карты./
Почему я не держал дома женской прислуги? /Из страха, чтобы обо мне не подумал дурно./
Чего я боялся по ночам? /Как бы чего не вышло, как бы меня не зарезал повар Афанасий, как бы не забрались воры…/
Чем я был недоволен, когда приходил на службу в гимназию? /Уж очень шумят в классах. Ни на что не похоже./
Почему я так и не женился на Вареньке Коваленко? /Боялся, как бы потом чего не вышло: «Нет, женитьба – шаг серьезный, надо сначала взвесить предстоящие обязанности, ответственность… чтобы потом чего не вышло… у нее с братом какой-то странный образ мыслей, рассуждают они как-то, знаете ли, странно, и характер очень бойкий. Женишься, а потом, чего доброго, попадешь в какую-нибудь историю…» И, во-вторых, однажды увидел Вареньку, едущую на велосипеде, чем был возмущен так, что «стал белым и точно оцепенел», а на следующий день состоялся разговор с ее братом, во время которого Коваленко назвал меня фискалом, схватил за воротник и пихнул с лестницы, я покатился вниз прямо к ногам только что вошедшей Вареньки. Она захохотала на весь дом. «И этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось все: и сватовство, и земное существование» меня, Беликова./
Гейм четвертый – «Экзамен на чин» /конкурс капитанов/
Капитанам предлагаются конверты с заданиями:
вариант.
1).Мальчики из рассказа Чехова «Детвора» любили играть в лото. Используя смешные прозвища, как это делали они, назовите числа 7,11,77,90.
/7 – «Кочерга»,
11 – «Палочки».
77 – «Семён Семёныч».
90 – «Дедушка»./
2).Отставной коллежский регистратор в «Торжестве победителя» «зарабатывал» чин помощника письмоводителя. Для этого он бегал перед начальником вокруг стола и что-то громко кричал. Что же он кричал? Воспроизведите. /Ку-ка-ре-ку!/
2 вариант.
1).Толстый, тонкий. Это герои рассказал Чехова, который получил такое же название «Толстый и тонкий». Толстого и детстве дразнили Геростратом за то, что он «казённую книжку папироской прожёг», а тонкого Эфиальтом за то, что «ябедничать любил». А что вы знаете об истинных Герострате и Эфиальте?
/Герострат, желая обессмертить свое имя, сжег в 356г. до н. э. великолепный храм Артемиды Эфесской в Древней Греции, Имя Эфиальта стало нарицательным для предателя. Во время греко-персидской войны 500-449 гг. до н.э. он указал персам тропу, по которой они смогли обойти Фермопильский проход и уничтожить защищавщих его спартанцев./
2).Перед вами рисунок деревьев. Какие из них встречаются в рассказах Чехова «Невеста» и «Приданое», написанных на таганрогском материале? Раскрасьте деревья, являющиеся приметой родного города писателя.(Сирень, акация, шелковица.)
Гейм пятый – «Гонка за лидером» /«Дальше, дальше, дальше…»/
Ведущий задает по очереди вопросы каждой команде. Первой отвечает та команда, которая набрала меньшее количество баллов. За каждый правильный ответ в этом гейме – 1 балл. Отвечать нужно быстро, чтобы в течение 1 минуты набрать как можно больше баллов.
/Если команда затрудняется в ответе, говорите ведущему: «Дальше…»/
Вопросы 1 команде:
Как звали лакея Туркиных, который становился в позу, подняв руку, и проговаривал трагическим тоном: «Умри, несчастная!»? /Пава./
Вспомните «лошадиную» фамилию. /Овсов./
Кому из женщин главный герой объяснялся в любви, катаясь на санках? /Наденьке, «Шуточка»./
Где происходят события в «Хамелеоне»? /На базарной площади./
Какую кадриль танцевали на бале-маскараде в рассказе «Маска»? /«Вьюшку»./
Имя мальчика, героя повести «Степь». /Егорушка./
Для какого рассказа Чехов названием служит отчество героя? /«Ионыч»/
Какую хирургическую операцию пытался проделать фельдшер Курятин из рассказа «Хирургия»? /Выдернуть зуб./
Что нес в решете городовой из рассказа «Хамелеон»? /Конфискованный крыжовник./
Как звали мать писателя? /Евгения Яковлевна./
Чем занимался герой рассказа «Злоумышленник»? /Отвинчивал гайки на железной дороге./
У кого из героинь Чехова взгляды и занятия полностью зависели от мужниных? /У Душечки./
Какой зверь больше всех поразил Каштанку, попавшую в цирк? /Слон./
Какой преступление совершает девочка Варька в рассказе «Спать хочется»? /Задушила хозяйского ребенка, мешавшего её спать./
Вспомните породу собачки Анны Сергеевны из рассказа «Дама с собачкой». /Шпиц./
Как называли близкие Екатерины Ивановну Туркину? /Котик, «Ионыч»./
Название какого рассказа состоит из антонимов? /«Толстый и тонкий»./
Цвет волос городового Елдырина в «Хамелеоне». /Рыжий./
Кем работала Лидия Волчанинова, одна из героинь рассказа «Дом с мезонином»? /Учительницей в земской школе./
Кто был прототипом Ионыча? /Таганрогский врач П.И. Шедеви./
Вопросы 2 команде:
Вспомните подзаголовок рассказа Чехова «Дом с мезонином». /Рассказ художника./
Кем был Хрюкин по профессии? /Золотых дел мастер./
Какой породы был щенок, виновник скандала в рассказе «Хамелеон»? /Борзой щенок./
За что был укушен Хрюкин? /За палец; ткнул цигаркой «в харю для смеха» борзому щенку./
Во что был одет миллионер Пятигоров из рассказа «Маска»? /В кучерской костюм, шляпу с павлиньими перьями, маску./
Героиня какого рассказа мечтала посвятить свою жизнь музыке? /«Ионыч»./
Фамилия полицейского надзирателя в рассказе «Хамелеон». /Очумелов./
Назовите первый рассказ Чехова. /«Письмо к ученому соседу»./
В одном из рассказов Чехова герои ловили рыбу. Назовите эту рыбу и вы узнаете название рассказа. /Налим./
Как звали Душечку? /Оленька Племянникова./
Какому делу учился Ванька Жуков? /Сапожному./
Кто был безумно рад, что его фамилия появилась в газете в сообщении о том, что он в нетрезвом состоянии попал под лошадь? /Митя Кулдаров, «Радость»./
Любимый запах Каштанки. /Запах клея, лака и стружек./
Какой овощ с удовольствием едят герои рассказа «Дама с собачкой»? /Арбуз./
Какой танец умел танцевать Ванька Жуков? /Кадриль, научила барышня в имении./
Любимое занятие Мисюсь. /Чтение, «Дом с мезонином»./
Имя воспитанника Душечки. /Саша./
С кем сравнивает Анна Сергеевна своего мужа? /С лакеем, «Дама с собачкой»./
О каком ордене мечтает Модест Алексеич, получив Анну второй степени? / Рассказ «Анна на шее»: «Теперь остается ожидать появления на свет маленького Владимира» - «он намекал на Владимира 4 степени»./
Кто был прототипом Беликова из рассказа «Человек в футляре»? /А.Ф. Дьяконов, инспектор таганрогской гимназии./
После окончания гейма «гонка за лидером» жюри подводит итоги, определяет команду-победительницу. Каждая команда в финале игры получает сборник рассказов А.П. Чехова, а победители – памятные медали.
Игра со зрителями – «Лошадиная фамилия»
Игру со зрителями можно провести во время конкурса капитанов,в то время когда капитаны готовятся к «экзамену на чин».
Форма – аукцион.
Ведущий. Какие «лошадиные фамилии звучат в одноименном рассказе А.П. Чехова?
/Кобылин Лошадкин Кобылянский
Жеребятников Кобылкин Лошадников
Кобылятников, Коренной Табунов
Жеребцов Пристяжкин Коненко
Кобылицын Коренников Конченко
Кобалев Жеребковский Жеребеев
Жеребчиков Жеребенко Кобылеев
Жеребкин Лошадинский Тройкин
Лошадинин Лошадевич Уздечкин
Лошаков Рысистый Лошадицкий
Гнедов Буланов Чересседельников
Меринов Лошадский Овсов.
Засупонин
Игра со зрителями – «В Греции все есть» ( при подведении итогов)
Ведущий. В пьесе «Свадьба» - грек-кондитер Дымба все время доказывает, что «в Греции все есть». А что именно есть в Греции?
Тигры есть, омары есть,
Львы есть, рыжики есть,
Отец, дядя, братья есть, грузди есть.
Побеждает в аукционе последний зритель, давший правильный ответ.
Литература
А.П. Чехов. Собрание сочинений в 12 томах. М., «Правда», 1985 .
«Таганрога я не миную»: Чехов в Таганроге /общ.редакция и послесловие В.Л. Лакшина /. Ростов-на-Дону, 1985.
В.Д. Седегов. «Родной край в произведениях А.П. Чехова».Послесловие к сб. А.П. Чехова. Повести и рассказы. Ростов-на-Дону, 1984.
М.Н. Громов. Книга о Чехове. М., «Современник», 1989.
М.П.Громов. Тропа к Чехову: документально-художественная книга о жизни и творчестве А.П. Чехова.– М., « Детская литература», 2004. (Школьная б-ка).
Н.В. Охременко, О.В.Федина, Итоговые работы по литературе. М., «Аквариум», 1997.
А. П. Чехов: энциклопедия / сост. и научный ред. В. Б. Катаев. — М.,«Просвещение», 2011.
А. П. Чехов: Документы. Фотографии / Сост. И. Варенцова, Г. Щебелева.-М., «Планета»,1984.
Балабанович, Е. Чехов и Чайковский. 3-е изд. доп. – М., «Московский рабочий», 1978.
Королева, Ю. А. Соприкосновение судеб: А. П. Чехов и И. И. Левитан.— М., Гелиос АРВ, 2011.
Евсеев, Д. М. Неизвестные псевдонимы А. П. Чехова. — М., Гелиос АРВ, 2008.
Б.Д.Дрозд. А.П. Чехов: без любви…--М., Гелиос АРБ, 2011.