СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра - брейн - ринг «Берегите русский язык»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

 

проверить знания учащихся из разделов русского языка «Лексика», «Морфология», «Синтаксис»,

развивать умение отгадывать языковые загадки, логически мыслить,

воспитывать интерес к изучению родного языка.

Оборудование:

 

красочные плакаты с высказываниями о русском языке, подписанными под портретами авторов; словари, имеющиеся в школе (орфографические, толковые, иностранных слов, фразеологизмов и др.),

переносная доска для выполнения некоторых заданий,

презентация.

 

Высказывания о русском языке:

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выра­зителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»   А. И. Куприн

 

«Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его» Н В. Гоголь

 

«Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью» А.Н.Толстой

 

Просмотр содержимого документа
«Игра - брейн - ринг «Берегите русский язык»»

«Копилка» методических разработок внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе в 5 - 11 классах с использованием разнообразных методов активизации мыслительной деятельности учащихся.


Игра - брейн - ринг «Берегите русский язык» в 9 классе.



Цель:


проверить знания учащихся из разделов русского языка «Лексика», «Морфология», «Синтаксис»,

развивать умение отгадывать языковые загадки, логически мыслить,

воспитывать интерес к изучению родного языка.

Оборудование:


красочные плакаты с высказываниями о русском языке, подписанными под портретами авторов; словари, имеющиеся в школе (орфографические, толковые, иностранных слов, фразеологизмов и др.),

переносная доска для выполнения некоторых заданий,

презентация.


Высказывания о русском языке:

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выра­зителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» А. И. Куприн


«Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его» Н В. Гоголь


«Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью» А.Н.Толстой


Ход игры:


Чтец 1:

Если ли ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!


Чтец 2.

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи

Выучи русский язык!


Чтец 3.

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!


Учитель: В школе продолжается Неделя русского языка и литера­туры. А сегодня в нашем зале в игре "Брейн-ринг" встречаются знатоки русского языка. Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка! Девиз нашей игры: Выучи русский язык! Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!


Правила игры: в игре три тура, в каждом туре по 4 – 8 вопросов. Время размышления над вопросом - одна минута. Команда, не отвечающая на вопросы, получает ноль баллов. Победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов в трёх турах.


А теперь жеребьёвка. После жеребьёвки команд начинается игра.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ


1 тур «Синтаксис»:

1). О каких знаках идет речь?

Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала. (Восклицательный знак.)


2).Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу. (Вопросительный знак.)


3).Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный

И не окончен разговор...

И начинает думать каждый. (Многоточие.)


4).Он очень вежлив...

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь,

Он в слове "мать" и в слове "дочь"

И в тихом лунном слове "ночь".

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить... (Мягкий знак.)


2. Какой знак препинания впервые был введён Н. М. Карамзиным? Что означает сейчас этот знак препинания?

(Тире. Слово "тире" заимствовано из французского языка, tirer - "тя­нуть", что вполне соответствует форме знака.)


3.Как во времена М. В. Ломоносова называли восклицательный знак,

чёрточку, скобки? Вам необходимо составить соответствие:

вместительный -

удивительный –

единительный –

(Во времена Ломоносова восклицательный знак называли удивитель­ным, чёрточку - единительным, а скобки - вместительным.)


4. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения?

(Многоточие, тире, кавычки.)

5.Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением?

(Буква ё.)

6. Составьте распространённое предложение, каждое слово которого должно начинаться

на букву К (1 команда) и на Л(2 команда).

(Катя купила книги Катаева, Каверина, Куприна. Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами).

7. Расставьте знаки препинания, объясните их.

«Отколе умная бредешь ты голова».(И. А. Крылов.)


(Отколе, умная, бредёшь ты, голова? Разорванное обращение - умная голова.)


8. На доске запишите под диктовку предложение, расставьте знаки препинания.

«На углу, на meррace, сидит Аввакум Кириллович и потчует ветчиной, винегретом коллежского асессора Фадея Аполлоновича».


2 тур «Лексика»

1.Слово красный в древнерусском языке имело значение "красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый". Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?

а) Пустил стрелу средний брат - полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.

б) Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.

в) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.


2. Что означают выражения? Когда мы их употребляем?

а) шиворот-навыворот;

б) спустя рукава;

в) точить лясы.

(Шиворот-навыворот означает "совсем наоборот, наизнанку". Раньше это выражение связывалось с позорным наказанием. Преступника или пой­манного вора одевали в вывороченную одежду. Шиворот на выворот озна­чало "одежда, вывороченная наизнанку в наказание".

Спустя рукава означает "трудиться неохотно, небрежно". Раньше ста­ринная русская одежда была с длинными, спускавшимися до земли рукава­ми. Поэтому во время работы приходилось подбирать их, засучивать. От­сюда и пошло выражение "работать спустя рукава, т. е. неохотно, небрежно".

Точить лясы - "весело и почти без пользы проводить время, вести шумную беседу". Раньше из осиновых плах резчики дерева (балясники) выделывали различные фигурные балясины или деревянные украшения для перил, балконных поручней, оконных рам. Работа эта нетрудная. Обтачи­вая дерево, балясники вели разговор или пели. Постепенно промысел ба­лясников исчез, но память о них осталась в живой речи.)


3. Подберите пословицы и поговорки, связанные с временами года или

отдельными месяцами, или закончите пословицы и поговорки.

Весна красна цветами,... (а осень снопами).

Весною час упустишь -... (годом не наверстаешь).

Осень прикажет, а... (весна своё скажет).

Декабрь год кончает, а ... (зиму начинает).

В зимний холод... (всякий молод).

Ни в марте воды,... (ни в апреле травы).

Лето припасает, а .. .(зима поедает).

Где в апреле река,... (там в июле лужица).


4. Объясните написанные на доске словосочетания:

Грамотный инженер, грамотное сочинение, грамотный чертеж, грамот­ный ученик.

(Грамотный инженер - обладающий знаниями в определённой области.

Грамотное сочинение - не содержащее ошибок.

Грамотный чертёж - выполненный со знанием дела.

Грамотный ученик – умеющий правильно, без ошибок, писать и говорить.)


3 тур «Морфология»

1. Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не

называя ни числа, ни названия дня?

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

2. Превратите слово мел в мелкое место, угол - в топливо, шест – в число?

(Сделать мягким конечный согласный: мель, уголь, шесть.)

3. Являются ли однокоренными слова гимнаст, гимн, гимназист, гимнастёрка! Используйте толкования этих слов в "Словаре русского языка" С. И. Ожегова.

(Гимн - торжественная песня - символ, гимназист - учащийся гимна­зии, гимнаст - спортсмен, занимающийся гимнастикой, гимнастёрка - верхняя рубашка, военная форменная одежда. Данные слова не являются однокоренными.)

4. Определите, где предлоги, а где наречия?

а) Вокруг стояла тишина;

б) Туристы расположились вокруг костра;

в) Не мешай слушать, после расскажешь;

г) После небольшого отдыха все запели.

(Предложения под буквами а, в - с наречиями. Предложения под буква­ми б, г — с предлогами.)

5. Укажите существительное женское рода.

Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь.

(Вермишель.)

6. Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле?

(Псковичи, уфимцы, томичи, куряне, туляки.)

7. Отгадайте загадки.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.


Не человек, а рассказывает. (Книга.)

Стоит дом, кто в него войдёт,

Тот ум приобретёт. (Школа.)

Какая водица только для грамотного годится? (Чернила, паста).

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу. (Дневник.)

Чёрные, кривые, от рождения немые,

Станут в ряд - сразу заговорят. (Буквы.)


8. С числительными оба, обе составьте несколько предложений, к которым рядом напишите в любом падеже одно из данных существительных: ясли, клещи, ножницы, щипцы.

(Составить такие предложения нельзя, так как имена числительные оба, обе не связываются с существительными, употребляющимися во множественном числе.)


9. Вам приходилось не раз смотреть кинокартины, в названии которых встречаются имена числительные.

Победителем будет та команда, которая последней назовёт кинокартину.



Интеллектуально – развлекательная игра «Словесная перестрелка» в 10 классе


Цель:

привитие интереса к изучению русского языка, к работе над словом и со словом через внеклассное мероприятие,

развитие мыслительной деятельности, речетворчества учащихся, обогащение их словарного запаса,

воспитание чувства коллективизма.


Оборудование:

презентация,

раздаточный материал,

высказывания:«Непродуманное слово, что недозрелое яблоко», «Лучше споткнуться ногою, нежели словом», «Слово толковое стоит целкового»,«Слово – знак ума»,

«Ветры горы разрушают – слово народы поднимает» (Народная мудрость)


Ведущий: Владение словом – неоценимое богатство. Каждое новое осмысленное, запомненное слово, как драгоценный камушек в сокровищнице человека. Ребёнок, в словарном запасе которого мало слов, теряется в сложном мире, беднеет духовно. Каждое слово имеет свою понятийную или смысловую основу. У каждого – своё звучание (ударение, интонация, смысл, музыка). В игре принимают участие 2 команды. Играют в слова, играют со словами. Главная идея – слово! За каждую победу в отдельном конкурсе команда награждается буквой: П, О, Б, Е, Д, И, Т, Е, Л, Ь. Таким образом, от победы к победе команда набирает буквы, из которых в течение игры должно выйти слово «Победитель». Кто быстрее составит это слово, то есть одержит больше побед, тот и выигрывает.


Разминка.

Назвать слова во множественном числе (например, плот – плоты): дуга-, рука- , мука- , житель- любитель- , учитель- , грек- , узбек- , человек- , ведро- , бедро- , метро- , цыплёнок- , козлёнок-бочонок- . А теперь наоборот – множественное число преобразовать в единственное: певцы – венцы – , концы – , щипцы – , орехи – , успехи- , доспехи- . Слова мужского рода преобразовать в слова женского рода: повар – , портной – , купец- , храбрец- . Слова женского рода – в слова мужского: жница – , жрица- , чтица- , львица- , коза – , оса – . Глаголы неопределённой формы - в глаголы 1 лица: мечтать – мечтаю, блистать – ,свистать – ,бросать –кромсать – , кусать – , писать – . Прилагательные преобразовать в существительные: суровый – суровость, новый –, сосновый- , чёрный-, мёрзлый- , красный – , ясный – , полный –. Глаголы – в существительные: знать – знание, сиять – , гулять- , спать-, палить-, молить-, молотить- хвалить- . Глаголы – в деепричастия: ломать – ломая, вспоминать – , гулять- , мять –.


Ведущий: Итак, поразмялись, начинаем конкурсную программу! Каждая команда получает набор букв для слова, которое будет означать название этой команды, например: А, Р, П, У, С – ПАРУС.

Задание 1: «Какое начало, такой и конец». За 1 минуту написать как можно больше слов из 4-6 букв, начинающихся и заканчивающихся на одну и ту же букву. Например, на букву Т: торт, тест. Примеры: пикап, фотограф, философ, каток, потоп, окно, астра.

Задание 2: «Начало А, конец Я» . Написать 3 слова – имени существительных в именительном падеже единственного числа, начинающихся на А и заканчивающихся на Я. Например: армия, аллея, акация. Кто быстрее?

Задание 3: «Составь слова». Из исходного слова за определённое время составить как можно больше слов, состоящих из букв данного слова. Например: вертолёт – вор, лет, лето и т.д.

Задание 4: «Соедини половинки слов». Список слов (из 6 букв), разбитых пополам в 2 колонки. В каждой из них могут быть и первые, и последние половинки. Кто быстрее составит из них целые слова и у кого больше получится за определённое время? (опт пал, пар кур, ата ика, лон ица, ага кет, кор бал, тан хис, ара арм, ада пля, ска кер).

Задание 5: «Таинственное слово». Демонстрируется слово, изменённое до неузнаваемости: все буквы в нём переставлены. Участникам надо расшифровать его. Можно указать конкретную тему. Например, страна ЗИЯЛИРАБ (Бразилия).

Задание 6: «Сегодня на ОРТ». Написать за определённое время как можно больше слов, в которых обязательно должны находиться 3 последовательно расположенных буквы. Например: ОРТ – порт, спорт, кортеж, торт.

Задание 7: «Построй треугольник». Выбирается какая – либо буква алфавита. Игроков просят за определённое время составить треугольник слов, начиная с искомой буквы и добавляя по одной букве к каждому новому слову. Если выбрана буква А, то треугольник может выглядеть следующим образом:


А

Ас

Акр

Арфа

Астра

Альянс

Анархия

Акварель.


Побеждает команда, составившая самый большой треугольник.


Задание8: «Напиши верно». Командам надо написать 14 трёхбуквенных слов, значения которых приведены ниже. Если слова будут написаны правильно, то при чтении их в обратном порядке (с конца) получаются те же слова и в прежней последовательности.


Значения слов:

1.Единица давления. (Бар)

2. Проведённый в ворота мяч. (Гол)

3. Крупное дерево с гладкой кожей и твёрдой древесиной. (Бук)

4. Часть лица. (Нос)

5. Горная вулканическая или осадочная порода. (Туф)

6. Железный заострённый толстый стержень, которым ломают что – то твёрдое. (Лом)

7. Промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. (Год)

8. Крупная служебная собака. (Дог)

9. Оградительное сооружение порта, примыкающее одним концом к берегу. (Мол)

10. Мера длины. (Фут)

11. Состояние покоя. (Сон)

12. Правильный многогранник. (Куб)

13. Овраг с пологими склонами. (Лог)

14. Подневольный человек. (Раб)


Задание 9: «Алфавитные кольцовки». «Кольцовкой» задание называется, потому что оно будет выполняться командами по очереди. А «алфавитным» потому, что задания связаны с буквами русского алфавита. В алфавитных кольцовках командам нужно называть слова, в которых та или иная буква алфавита присутствует в определённом количестве или на определённом месте. Разрешается называть любые слова, лишь бы они соответствовали требованию. А требования к каждой букве свои. Вот примеры нескольких «алфавитных кольцовок»:


«А». Назвать слова, начинающиеся и оканчивающиеся буквой «а»: арба, акробатика, Анапа.

«Е». Назвать слова, в которых всего 2 гласные и обе «Е»: секрет, берет, лететь.

«Ж». Назвать слова, оканчивающиеся буквой «ж»: нож, кортеж, стаж.

«З». Назвать слова, в которых буква «з» находится посередине слова: бизон, позор, базар.

«И». Назвать слова, в которых всего одна гласная и это «и»: пик, крик, ил.

«О». Назвать слова, в которых три гласные и все три «о»: молоко, золото, долото.

«С». Назвать слова, в которых пишется подряд две буквы «с»: ссора, расследование, искусство.

«Ц». Назвать слова, в которых буква «ц» третья с конца: революция, цивилизация, Воронцов.

«Ы». Назвать слова, в которых буква «ы» вторая от начала: сыр, быстро, сымитировать.

Каждая буква для отдельной игры.


Задание 10: «Вор получил приговор». Командам называется слово, например, ВОР. Они должны составить слова, оканчивающиеся на буквосочетание «вор». Примеры: двор, говор, затвор, заговор, раствор, разговор, выговор.

Задание 11: «Молодец!». Участники должны расшифровать за 1 минуту фразы, написав соответствующие слова, оканчивающиеся на «-ец».

Умный человек – (мудрец)

Торговал на Руси – (купец)

Делает подковы – (кузнец)

Остался без жены – (вдовец)

Венчает дело – (конец)

Не самка – (самец)

Школьная сумка – (ранец)

Горькое растение – (перец)

Скрывается от милиции – (беглец)


Задание 12: «Добавь словечко». К рифмованной загадке добавить нужно слово.

Едет он на двух колёсах,

Не буксует на откосах.

И бензина в баке нет.

Это мой …(велосипед).


Когда порою одиноко,

Вдруг в тишину ворвётся звон,

И голос друга издалёка

Тебе подарит …(телефон)

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела,

В пёстрой юбке танцовщица,

Музыкальная …(юла)


Идёт спокойно, не спеша –

Пусть видят все, как хороша!

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит…( черепаха)


Ведущий: Слова, как сыры…

Слова, как бахча…

Слова, как укроп,

Как гвоздика с корицей,

Но каждому могут

Они покориться!

Подведение итогов, вручение грамот, призов.



«Применение французских мастерских

в реализации системно-деятельностного подхода

на уроках литературы»



Конспект урока литературы в условиях введения ФГОС ООО

Тема: Урок-мастерская по рассказу И.А.Бунина «Красавица»

Класс: 11 класс

№ урока: 4

Форма урока: нестандартный с учетом системно-деятельностного подхода

Цель урока: развитие критическое мышление учащихся; формирование навыков работы с художественным текстом.

Задачи: воспитание нравственных качеств личности; умение работать в группе, умение планировать работу, уважать мнение выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки; развивать коммуникативные навыки; создание условий для развития речевой деятельности, развивать умение работать с текстом; умение выражать свои мысли, оценивать поступок героя — обобщать, делать выводы.

Материально-техническое обеспечение: АРМ, презентация, бумага, цветные карандаши, текст рассказа И.Бунина «Красавица».

УМК: под редакцией В.Я.Коровиной



Этапы учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирующие УУД

1. Мотивация учебной деятельности.

(2 мин.)

Приветствует обучающихся, делит класс на 4 группы. Подготовка к восприятию. -Рассказ «Красавица», о котором мы будем сегодня говорить, - одна из 38 новелл цикла «Темные аллеи». Этот сборник рассказов является центральным событием творчества Бунина последних лет. Это единственная в своем роде в русской литературе книга, где все - о любви. Здесь есть и грубоватая чувственность, и игривость, но сквозным лучом проходит тема чистой и прекрасной любви. «Дух проникает в плоть и облагораживает его», «Там, где я стою, не может быть грязно», - говорит Любовь устами автора. 
Рассказ «Красавица» написан 28 сентября 1940 года. Писателю было 70 лет. Он уже прошел через многое, испытал и увидел еще больше, он опытный и мудрый человек, признанный миром художник. И рассказ всего из 5 абзацев…

Смею надеяться, что внешняя красота живет в дружном союзе с вашей внутренней красотой. Рассказ не прочитан вами. Позволю первой поделиться впечатлениями от прочитанного на эмоциональном уровне. Рассказ И.А. Бунина «Красавица» меня НАПУГАЛ, ЗАСТАВИЛ ЗАДУМАТЬСЯ И НЕГОДОВАТЬ.

Вопрос-проблема: Что же это за красота такая, вызывающая странные эмоции?


Деление на группы, организация рабочего места.







































Проблема соответствия внешней красоты и внутренней. Красота помогает людям в жизни.

Уважение к учителю, сверстникам; самоопределение, самооценка готовности к уроку.



































Формулирование проблемы(П)

2. . «Самоинструкция» и «социоконструкция» (объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалога, личностно-ориентированный подход в обучении, метод проблемного обучения) (7 мин.).

Итак, красавица… «Красота спасет мир», - так сказал однажды великий классик. С какими известными вам произведениями созвучно название рассказа Бунина?

Посмотрите, пожалуйста, слайд-шоу, послушайте музыку(презентация с изображением красавиц XIX-XX веков, сегодняшнего времени, песня В. Меладзе «Красавицы»).

- Перед вами листы бумаги, запишите слово «красавица», а затем подберите к нему ряд ассоциаций.

- А теперь на этих же листах сделайте цветограмму образа «красавица» (на этих же листах с помощью красок создайте цветовые пятна теми цветами, которые, по вашему мнению, соответствуют этому образу).

- Какой образ красавицы у нас получился? Зачитайте слова-ассоциации и расскажите о своей цветограмме образа «красавицы».

- А теперь в группе поразмышляйте, о чём мог рассказать читателю Бунин в рассказе с названием «Красавица»?

Приводят примеры произведений (варианты «Спящая красавица», «Чудовище и красавица»).







Учащиеся, выполняя задание, работают в группах.













Зачитывают слова-ассоциации и рассказывают о своей цветограмме образа «красавицы».

Каждая группа выполняет работу, затем заслушиваются ответы, параллельно ведется запись на доске



Использование знаково-символических средств для решения задачи (П);

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К)

3. Стадия осмысления. «социализация» и «афиширование»

(10 мин.)









































«Разрыв» (10 мин)














После беседы (репродуктивный метод) по содержанию произведения предлагается (работа в малых группах) провести исследование языковых особенностей текста, способствующих раскрытию идейно-нравственного содержания (I и II этапы работы).













- Это ваше представление о красавице. Рассмотрим героиню во взаимоотношениях с другими людьми. Перечитаем начало рассказа. Составим портретно-характерологический словесный ряд, относящийся к чиновнику (подчеркнуть в тексте).



Какое впечатление от этого человека?





В этом же абзаце описание красавицы. Обратите внимание на синтаксическое построение.

На ваш взгляд, как дальше будут развиваться события?

-Обратимся к тексту.

III этап. Ученикам выдается следующая часть рассказа (2 – 4-й абзацы).

Задание:

1)прочитать, найти ключевое слово в характеристике мальчика («живой») и слово, являющееся антитезой к нему («несуществующий» - его будто не стало: он мёртвый?);

2)разделить лист на две колонки: в первую выписать слово «живой», во второй написать слово «несуществующий» и подобрать к ним ряд ассоциаций (существительные).


IV этап. Читают последний абзац.


Задание:

1.Подчеркните ряд слов, относящихся к жизни мальчика в этом контексте.






Что особенно обращает на себя внимание в описании жизни мальчика? А в жизни других персонажей?










Какой вывод напрашивается?











2. Есть ли вокруг мальчика живые предметы?

Посмотрите на вот это растение. Почему оно полно жизни? Как можно соотнести этот образ с героем данного рассказа?

I этап. Группам раздаются листы с текстом (1-й абзац).

Задание:

  1. прочитать, выписать все слова и выражения, описывающие красавицу;

  2. на основе собственных слов ассоциативного ряда и выписанных слов из текста написать своё представление о красавице.

II этап. Каждый участник читает в группе свою работу, соотнося её с тем, что получилось у других. Затем каждая группа выносит на суд только одну работу – по собственному выбору.

Чиновник – «пожилой», «молчалив», «скромен», «худой», «высокий», «чахоточного сложения», «носил очки цвета йода», «говорил несколько сипло», голос «срывался в фистулу», «казался неинтересен во всех отношениях».

Использование слова с контрастной оценкой снимают положительное, позитивное отношение к нему.

Описание красавицы начинается с союза А.















Работают в группах, озвучивая ассоциативные ряды.







Выписывают «неслышная», «незаметная», «одинаково смиренно сидит», «рисует», «шепотом читает», «смотрит в окно», «стелет себе в постельку», «сам прилежно убирает», «свёртывает», «уносит».

(У молчаливого отца голос иногда срывается в фистулу, красавица-мачеха единственная в рассказе наделена прямой речью (она хозяйка), она не просто говорит, она «велела» - слово старинное, высокое, то же, что «приказала». А мальчик – молчит.)

Нет слов, обозначающих «звучание», «жизнь» (а ведь он от природы «живой»). Мальчик больше не видит вокруг себя живых. Всё, что у него остается, – это воспоминание о покойной маме, которой он бесконечно предан.

Только «кадкой с пальмой»



«Дети – цветы жизни»




Осуществление смыслового чтения, выделение существенной информации из текста (П);понимание различных позиций, отличных от собственной, ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии, построение монологического высказывания, владение диалогической формой речи (К); планирование действий с поставленной задачей и условиями ее реализации (Р)





















Осуществление смыслового чтения, выделение существенной информации из текста (П);понимание различных позиций, отличных от собственной, ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии, построение монологического высказывания, владение диалогической формой речи (К); планирование действий с поставленной задачей и условиями ее реализации (Р)






Динамическая пауза: предупреждение общего утомления, переключение с умственной деятельности на умственно-физическую.

Слово «красавица»: встают те учащиеся, в чьем имени есть буква «к»,в фамилии – «р», в имени есть сочетание «са», в фамилии – «ра» и т.д.

Встают в соответствии с заданием.


4.Рефлексия (3 мин.)

1.Какое впечатление произвел рассказ на вас? Почему? Какие чувства, эмоции возникли? Встречались ли вам такие люди? Почему это произведение пугает, заставляет негодовать?


Формулирование собственного мнения(К); выполнение УД в речевой форме (Р);оценка своего поведения, поступков(Л)

5.Итог урока.

Работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. (6 мин.)


1. Какие еще особенности рассказа можно отметить?

2. Рассказ заканчивается описанием одиночества мальчика.  Какими словами  передает автор его «новую» жизнь?

3. Что же хочет сказать Бунин этим рассказом?

4.Почему тогда Бунин назвал рассказ именно «Красавица»?





Вспомним высказывание классика. Действительно красота спасет мир? Какая?


Вернитесь к своим листам бумаги: запишите слова-ассоциации и сделайте цветограмму к бунинской «красавице».

Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что в рассказе автор говорит о внешней красоте, которой не соответствует добрая, искренняя, здесь нет красоты души.





Совместная развивающая деятельность учителя и учащихся, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом произведения.














6.Домашнее задание.

(2 мин.)

1.Напишите миниатюру «Без любви все ничто».

2. Выразите свои впечатления от рассказа и урока с помощью синквейна или придумайте продолжение рассказа.

3.Для желающих: сделать комплексный анализ рассказа И.Бунина «Роман горбуна» или А.Чехова «Красавицы»

Прием творческих заданий способствует раскрепощенному творческому процессу.

Построение речевого высказывания в письменной форме (П); формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения.

Приложение

И.А.Бунин

Красавица

Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице – все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?

И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.

Тотчас после свадьбы его перевели из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:

  • Это безобразие, он весь бархат на диване изотрёт. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.

И мальчик в своём круглом одиночестве на всём свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, – неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шёпотом читает по складам всё одну и ту же книжечку с картинками, купленную ещё при покойной маме, смотрит в окна… Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свёртывает её утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и всё остальное добришко его.

28 сентября 1940




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!