СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра "Добротруд"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра "Добротруд" разработана для учеников 5,6, 7 классов. В ней рассказывается о волонтёрстве.

Цель игры:

-прививать любовь к труду ;

- развивать интерес к добровольческой деятельности,  самостоятельности и умению работать в команде, планировать свою деятельность.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Игра "Добротруд"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа»




Игра «Добротруд»



















Автор : советник директора по воспитанию

Штельмах Анастасия Николаевна












Никольское, 2024год






Игра «Добротруд»

Время игры: 45 минут( может больше в зависимости от работы игроков)

Цель игры:

-прививать любовь к труду ;

- развивать интерес к добровольческой деятельности, самостоятельности и умению работать в команде, планировать свою деятельность.

Возраст участников: 5,6,7 классы

Игра рассчитана на 3 команды по 5-10 человек, но команд может быть больше в зависимости от наполняемости классов. Нужно выбрать жюри, которое будет оценивать выполнение командами всех туров.

ИНВЕНТАРЬ ДЛЯ ИГРЫ: коробочка с надписью «Ящик добра», карточки разрезные «Книги о волонтёрстве», лоскутки (10 см на 10 см, по 2 шт. на одного члена команды), нитки-3 шт., иголки ( по одной на команду), три мотка шерстяной нити, ножницы-3шт., схема для плетения сети, молярные кисти - 3шт., деревянные дощечки( 1м на 1 м), уголь древесный- 3шт.( лучше с запасом) .

Перед началом игры ребята вытягивают карточку с буквой из заранее приготовленного ящика добра.

Наклеить на любую коробочку

ЯЩИК ДОБРА




Ведущий: - Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на нашей игре «Добротруд».(5 мин)

До начала игры вы вынули из «Ящика добра» карточки с буквами. Кому досталась буква «В», выходите и стройтесь в одну колонку, кому буква «Д» в колонну рядом и буква «Т» в ещё один ряд !

- Получилось три команды: «В»- «Волонтёры»

«Д»- «Добровольцы» и «Т»- «Тимуровцы». Ребята получают таблички с названиями своих команд и крепят их на свой командный стол.

Ведущий :-Рассаживаемся за свои рабочие столы. Вас ожидают задания 4 туров. Выполнение заданий туров будет оценивать компетентное жюри.......

- Объявляем первый тур нашей игры. Команды будут соревноваться и выполнять задания туров, чья команда наберёт больше всего жетонов добряшек, та и победит.





Жетон Добряшка

( Жетоны крепим на табло команд)


1 Тур


Ведущий:

Ребята, вы наверное уже знаете, что волонтёры просвещают людей, пропагандируют здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, распространяют литературу на эти темы;


Например, некоторые произведения русской литературы, в которых затрагивается тема волонтёрства:


Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского». Герой произведения, одиннадцатилетний мальчик, в одиночку борется за своё существование в трудное послевоенное время. Благодаря молодой учительнице французского Лидии Михайловне мальчик открывает для себя новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать.

Роман Бориса Акунина «Турецкий гамбит». Герой произведения, Эраст Петрович Фандорин, после гибели невесты решает отправиться волонтёром на войну, в надежде на то, что «вид чужой боли позволяет легче пережить свою».

Вы наверное догадались, что в данном туре будет идти речь о произведениях в которых затрагивается тема добровольчества.

Ведущий: - Сейчас вам раздам конверты с карточками . Одна карточка с изображением книги, а вторая с её описанием, ваша задача за 5 минут соединить правильно изображение и описание.

-Время пошло!


Приложение1

Карточки с изображением книг




Карточки с записям о чём говорится в книгах


В XX веке (после 1917 года) детские организации активно привлекались к помощи взрослым – их работа делала привлекательной коммунистические идеи и власть в глазах народа. И это были часто по-настоящему благородные дела! Если мы откроем книги А. Богданова «____________», то прочтём, как пионеры учили грамоте неграмотных взрослых, поддерживали трудовые почины (например, субботники).


Но реально волонтёрской, во многом неформальной (не зависимой от официальных властей) организацией детей стали в 1940 г. (и остаются по сей день) –__________________________.

Своих любимых героев этого автора не случайно назвал именами собственных детей – Тимур и Женя. В повести________________ дети попадали в любимую ими завораживающую атмосферу игры и тайны. Так Женя, приехав в деревню, попадает на таинственный чердак с поразительной самодельной системой связи и сигнализации. А это - штаб Тимура Гараева и его друзей, которые втайне помогают семьям военнослужащих (тогда говорили: Красноармейцев) и не дают распоясаться  местным хулиганам.

Мы не шайка и не банда,
Не ватага удальцов.
Мы весёлая команда,
Пионеров-молодцов!

Удивительно, но за повесть «____________» чуть было не репрессировали. Как это – самостоятельность детей, не санкционированное властью? Но, к счастью, обошлось. Книга стала любимой для многих ребят, а её герои – примером.


Много неизвестных страниц войны открыли эти ребята. Разыскали первых исполнителей «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича 9 августа 1942 г. в блокадном городе. Восстановили захоронение ополченцев в Пулково. Уже в наши дни следопытская организация 79-й школы в Санкт-Петербурге «Память сердца» стала инициатором акции «Ленинградские дети», создания мемориала и парка Памяти на месте трагедии у разъезда Лычкова – там был в 1941 году разбомблен эшелон с эвакуированными детьми детских садов Ленинграда. О питерских следопытах, об их находках –  упомянутых и прочих – книга __________ «____________________».

О том, как ребята изучают военные события, узнают о подвигах и подтверждают слова «никто не забыт, ничто не забыто» - рассказывают такие книги, как повесть из цикла о ____________ – «___________» и повесть Юрия Яковлева «Зимородок».

Чуть старше Василя, Зои и Марата был парнишка невысокого роста (Зимородок), свистевший иволгой, носивший пиджак, застёгнутый на две пуговицы.

 

Это он прыгнул с парашютом в тыл врага, взорвал мост… А потом узнал, что если его не найдут, то расстреляют заложников – практически половину деревни. И сам отдал себя в руки фашистов, которые его расстреляли… но, может быть, он всё-таки остался жив? И, может быть, это собственный учитель ребят – Сергей Иванович? Экранизация повести осуществлена в 1972 году.

Волонтёром может быть любой человек, даже не принадлежащий ни к какой добровольной организации. И помогать он может тем, кто о помощи и вообще попросить-то не может – в отличие от людей. Например, много рассказов __________ о детях, которые бескорыстно помогают другим. Но рассказ «_______________» выделяется среди всех. Отчего это Коста – средний ученик средних классов средней школы засыпает во время урока? 

Оказывается, он гуляет с собаками – всё время разными. С чужими. У сеттера хозяин ходит с костылём, не может много двигаться. За боксёром вообще ухаживать некому – хозяева уехали, а собака на балконе живёт, ещё и покормить беднягу надо. Мальчик – хозяин таксы – болеет. А четвёртая подопечная собака Косты ждёт на морском берегу. Ждёт хозяина, который погиб. Вот такая история доброго мальчика-молчальника, который любит животных и знает природу (например, когда багульник зацветает).

И этой историей писатель словно подсказывает нам – любой из нас может стать волонтёром. А значит, Год волонтёра – самый, что ни на есть, наш с Вами год. Всегда рядом есть кто-то, кто ждёт нашей помощи и нуждается в ней.


Мама Ариши Никитиной - волонтёр. Кто такие волонтёры? О, это удивительные и самоотверженные люди! Они всегда помогут тем, кто попал в беду, тем, кому трудно, - помогут просто так, не требуя ничего взамен, по доброй воле. В свободное от работы время Аришина мама берёт специальную сумку, нагружает всякими загадочными вещами и отправляется в закрытый интернат, а по возвращении рассказывает дочке о тех, кто там обитает. Арише кажется, что за стенами интерната какой-то совсем другой мир, где всё не так, как в обычной жизни. Вот бы когда-нибудь туда попасть! Вот бы стать как мама - приносить радость людям! Но в интернат не пускают тех, кому не исполнилось восемнадцати. Что же делать? Ведь Ариша пока только в четвёртом классе. Правильно! Для начала надо завести дневник и записывать в него всё-всё-всё, что связано с волонтёрством. "Дорогой дневник" поможет Арише не только улучшить почерк, как надеется мама, но и научит состраданию, умению чувствовать и понимать другого...

"Лучше бы о людях заботились!" - слышат они постоянно, но внимания не обращают: некогда. В приюте сорок кошек, почти в десять раз больше собак. Накормить, приласкать, убраться. Волонтёров не хватает, поэтому для новенькой Али всегда найдётся работа. Аля - журналистка и театральный режиссёр, историями её не удивишь. Вот только происходящее здесь оказывается сложнее, чем репортаж или пьеса. Здесь не знаешь, чего ожидать: то доброжелатели подкинут целый выводок щенков, то помощь внезапно придёт от эстетствующего сноба. Светлая, лёгким слогом написанная повесть "____________" - череда непростых историй о брошенных животных и тех, кто взял за них ответственность. Дебютная книга _______________ (родилась в 1989 году), основанная на личном волонтёрском опыте, - о том, как мы все друг от друга зависим. А идёт ли речь о животных или всё-таки о людях - это каждый решит для себя.


«______________» – это сборник рассказов, написанных в период волонтёрства в одной из немецких клиник. Здесь собраны истории о любви и вере, о надежде и смерти, о людях и их судьбах. Забавные и трагичные, они напомнят читателю о важности поддержки и заботы о ближнем, заставят задуматься о скоротечности жизни и о наших родных, которым мы порой уделяем так мало внимания и тепла. Я посвящаю эту книгу моей семье, друзьям и всем тем, кому не чужда человечность. Внешность и имена пациентов и коллег были изменены в соответствии с законом о защите данных.


Ответы к карточкам:

В XX веке (после 1917 года) детские организации активно привлекались к помощи взрослым – их работа делала привлекательной коммунистические идеи и власть в глазах народа. И это были часто по-настоящему благородные дела! Если мы откроем книги А. Богданова или А. Рыбакова («Бронзовая птица»), то прочтём, как пионеры учили грамоте неграмотных взрослых, поддерживали трудовые почины (например, субботники).


Но реально волонтёрской, во многом неформальной (не зависимой от официальных властей) организацией детей стали в 1940 г. (и остаются по сей день) – тимуровцы.

Своих любимых героев Аркадий Гайдар не случайно назвал именами собственных детей – Тимур и Женя. В повести «Тимур и его команда» дети попадали в любимую ими завораживающую атмосферу игры и тайны. Так Женя, приехав в деревню, попадает на таинственный чердак с поразительной самодельной системой связи и сигнализации. А это - штаб Тимура Гараева и его друзей, которые втайне помогают семьям военнослужащих (тогда говорили: Красноармейцев) и не дают распоясаться  местным хулиганам.

Мы не шайка и не банда,
Не ватага удальцов.
Мы весёлая команда,
Пионеров-молодцов!

Удивительно, но за повесть «Тимур и его команда» А. Гайдара чуть было не репрессировали. Как это – самостоятельность детей, не санкционированное властью? Но, к счастью, обошлось. Книга стала любимой для многих ребят, а её герои – примером.






Много неизвестных страниц войны открыли эти ребята. Разыскали первых исполнителей «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича 9 августа 1942 г. в блокадном городе. Восстановили захоронение ополченцев в Пулково. Уже в наши дни следопытская организация 79-й школы в Санкт-Петербурге «Память сердца» стала инициатором акции «Ленинградские дети», создания мемориала и парка Памяти на месте трагедии у разъезда Лычкова – там был в 1941 году разбомблен эшелон с эвакуированными детьми детских садов Ленинграда. О питерских следопытах, об их находках –  упомянутых и прочих – книга Татьяны Кудрявцевой «Маленьких у войны не бывает».

О том, как ребята изучают военные события, узнают о подвигах и подтверждают слова «никто не забыт, ничто не забыто» - рассказывают такие книги, как повесть из цикла о Кроше А. Рыбакова – «Неизвестный солдат» и повесть Юрия Яковлева «Зимородок».

Чуть старше Василя, Зои и Марата был парнишка невысокого роста (Зимородок), свистевший иволгой, носивший пиджак, застёгнутый на две пуговицы. Это он прыгнул с парашютом в тыл врага, взорвал мост… А потом узнал, что если его не найдут, то расстреляют заложников – практически половину деревни. И сам отдал себя в руки фашистов, которые его расстреляли… но, может быть, он всё-таки остался жив? И, может быть, это собственный учитель ребят – Сергей Иванович? Экранизация повести осуществлена в 1972 году.

Волонтёром может быть любой человек, даже не принадлежащий ни к какой добровольной организации. И помогать он может тем, кто о помощи и вообще попросить-то не может – в отличие от людей. Например, много рассказов Юрия Яковлева о детях, которые бескорыстно помогают другим. Но рассказ «Багульник» выделяется среди всех. Отчего это Коста – средний ученик средних классов средней школы засыпает во время урока? 


Оказывается, он гуляет с собаками – всё время разными. С чужими. У сеттера хозяин ходит с костылём, не может много двигаться. За боксёром вообще ухаживать некому – хозяева уехали, а собака на балконе живёт, ещё и покормить беднягу надо. Мальчик – хозяин таксы – болеет. А четвёртая подопечная собака Косты ждёт на морском берегу. Ждёт хозяина, который погиб. Вот такая история доброго мальчика-молчальника, который любит животных и знает природу (например, когда багульник зацветает).

И этой историей писатель словно подсказывает нам – любой из нас может стать волонтёром. А значит, Год волонтёра – самый, что ни на есть, наш с Вами год. Всегда рядом есть кто-то, кто ждёт нашей помощи и нуждается в ней.


Мама Ариши Никитиной - волонтёр. Кто такие волонтёры? О, это удивительные и самоотверженные люди! Они всегда помогут тем, кто попал в беду, тем, кому трудно, - помогут просто так, не требуя ничего взамен, по доброй воле. В свободное от работы время Аришина мама берёт специальную сумку, нагружает всякими загадочными вещами и отправляется в закрытый интернат, а по возвращении рассказывает дочке о тех, кто там обитает. Арише кажется, что за стенами интерната какой-то совсем другой мир, где всё не так, как в обычной жизни. Вот бы когда-нибудь туда попасть! Вот бы стать как мама - приносить радость людям! Но в интернат не пускают тех, кому не исполнилось восемнадцати. Что же делать? Ведь Ариша пока только в четвёртом классе. Правильно! Для начала надо завести дневник и записывать в него всё-всё-всё, что связано с волонтёрством. "_____________" поможет Арише не только улучшить почерк, как надеется мама, но и научит состраданию, умению чувствовать и понимать другого...

"Лучше бы о людях заботились!" - слышат они постоянно, но внимания не обращают: некогда. В приюте сорок кошек, почти в десять раз больше собак. Накормить, приласкать, убраться. Волонтёров не хватает, поэтому для новенькой Али всегда найдётся работа. Аля - журналистка и театральный режиссёр, историями её не удивишь. Вот только происходящее здесь оказывается сложнее, чем репортаж или пьеса. Здесь не знаешь, чего ожидать: то доброжелатели подкинут целый выводок щенков, то помощь внезапно придёт от эстетствующего сноба. Светлая, лёгким слогом написанная повесть "Другие вольеры" - череда непростых историй о брошенных животных и тех, кто взял за них ответственность. Дебютная книга Алины Пожарской (родилась в 1989 году), основанная на личном волонтёрском опыте, - о том, как мы все друг от друга зависим. А идёт ли речь о животных или всё-таки о людях - это каждый решит для себя.


Что скрывается за дверями больницы? «По ту сторону палаты» – это сборник рассказов, написанных в период волонтёрства в одной из немецких клиник. Здесь собраны истории о любви и вере, о надежде и смерти, о людях и их судьбах. Забавные и трагичные, они напомнят читателю о важности поддержки и заботы о ближнем, заставят задуматься о скоротечности жизни и о наших родных, которым мы порой уделяем так мало внимания и тепла. Я посвящаю эту книгу моей семье, друзьям и всем тем, кому не чужда человечность. Внешность и имена пациентов и коллег были изменены в соответствии с законом о защите данных.




За эту работу получают жетоны за каждое правильное соответствие. И обсуждаются с ребятами правильные ответы.

- Какую из этих книг вы уже читали?

- Есть ли команда среди ваших, название которой взято из книги, какая?

-Какая из книг вас заинтересовала и почему?



2 Тур

Ведущий: - Объявляем второй тур игры!

Волонтёры заботятся об экологии (очищают от мусора зелёные зоны, благоустраивают дворы и улицы), а также помогают животным (бездомным зверям, приютам, зоопаркам и т.д.). Ведут сбор пластиковых крышечек и перерабатывают материал.


-В этом туре нужно будет сшить сообща шопер. У вас на столе лежат лоскутики квадратной формы, нитки и по 1 иголке. Ваша задача, соблюдая технику безопасности работы с иглой, сшить их. Иглу передаём от участника к участнику! Участие каждого члена команды обязательно!!!

Время 10 минут.

( После тура мы сделаем один общий шопер и тем самым покажем взаимодействие всех команд). Демонстрация.

За эту работу получают жетоны .








3 Тур

Ведущий: - Молодцы! Ребята вы знаете, что волонтёры помогают участникам специальной военной операции и плетут сети.

Сейчас ваша задача сплести сеть.

На столах лежат мотки шерстяной нити, ножницы и линейка ваша задача нарезать полоски нити по 15 см и сплести по схеме. Время 10 мин


























Демонстрация. За эту работу получают жетоны .


4 Тур

Ведущий:

Волонтёры:

- помогают социально незащищённым группам населения (дети-сироты или беспризорные, люди с ограниченными возможностями здоровья, престарелые и др.), в том числе защищают их права;

- помогают спасателям и медикам, например, ищут пропавших людей, прочёсывают местность, опрашивают людей;

- организуют благотворительные концерты, фестивали, театральные выступления (в том числе мероприятия в библиотеке).

Одним словом добровольцы оказывают посильную помощь и могут составлять план своей работы в зависимости от свободного времени, которое они могут потратить на доброе дело!

-Ребята, а вы знаете. Что это за инструмент?(показывает)


Мочальная кисть — это инструмент, который используется для подготовительных работ и побелки. С её помощью удобно производить размывку белил, промывать стены и потолок перед малярными работами. 

Мочальная кисть изготавливается из коры липы. Её очищают от сучков и вымачивают в ёмкостях без проникновения воздуха. После этого волокна разделяются на тонкие одинаковые полоски и сматываются в кисть. 

Такое плетёное изделие хорошо держит раствор или воду. Мастер в процессе работы только должен следить за объёмом набираемого раствора, так как его излишки будут образовывать множество потёков.

Ведущий:

-Итак вы уже догадались, что задание этого тура будет связано с этим инструментом!

-Ваша задача за 10 минут побелить деревянные дощечки( 1м на 1 м) мочальной кистью, и после угольками написать план работы вашей команды, как волонтёрского отряда на побелённой доске!

Один из команды читает план.

За эту работу получают жетоны, кто лучше справился.

ИТОГИ ИГРЫ

Ведущий: - Пришло время подвести итоги игры.

Слово жюри игры. Награждение (грамота, можно сладкие призы).



Ведущий: -Ребята, понравилась ли вам игра? А тех, кого заинтересовала деятельность волонтёров могут вступить в наш школьный волонтёрский отряд и зарегистрироваться на сайте Добро.ру. https://dobro.ru/login?ysclid=m364rrbsez567359563 , как это сделать вам помогут наши ребята-волонтёры.

А ещё мы советуем прочитать книги о добровольчестве, которые вы ещё не читали из карточек игры!

До новых встреч!



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!