Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа»
Игра «Добротруд»
Автор : советник директора по воспитанию
Штельмах Анастасия Николаевна
Никольское, 2024год
Игра «Добротруд»
Время игры: 45 минут( может больше в зависимости от работы игроков)
Цель игры:
-прививать любовь к труду ;
- развивать интерес к добровольческой деятельности, самостоятельности и умению работать в команде, планировать свою деятельность.
Возраст участников: 5,6,7 классы
Игра рассчитана на 3 команды по 5-10 человек, но команд может быть больше в зависимости от наполняемости классов. Нужно выбрать жюри, которое будет оценивать выполнение командами всех туров.
ИНВЕНТАРЬ ДЛЯ ИГРЫ: коробочка с надписью «Ящик добра», карточки разрезные «Книги о волонтёрстве», лоскутки (10 см на 10 см, по 2 шт. на одного члена команды), нитки-3 шт., иголки ( по одной на команду), три мотка шерстяной нити, ножницы-3шт., схема для плетения сети, молярные кисти - 3шт., деревянные дощечки( 1м на 1 м), уголь древесный- 3шт.( лучше с запасом) .
Перед началом игры ребята вытягивают карточку с буквой из заранее приготовленного ящика добра.
Наклеить на любую коробочку
ЯЩИК ДОБРА |
Ведущий: - Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на нашей игре «Добротруд».(5 мин)
До начала игры вы вынули из «Ящика добра» карточки с буквами. Кому досталась буква «В», выходите и стройтесь в одну колонку, кому буква «Д» в колонну рядом и буква «Т» в ещё один ряд !
- Получилось три команды: «В»- «Волонтёры»
«Д»- «Добровольцы» и «Т»- «Тимуровцы». Ребята получают таблички с названиями своих команд и крепят их на свой командный стол.
Ведущий :-Рассаживаемся за свои рабочие столы. Вас ожидают задания 4 туров. Выполнение заданий туров будет оценивать компетентное жюри.......
- Объявляем первый тур нашей игры. Команды будут соревноваться и выполнять задания туров, чья команда наберёт больше всего жетонов добряшек, та и победит.
Жетон Добряшка
( Жетоны крепим на табло команд)
1 Тур
Ведущий:
Ребята, вы наверное уже знаете, что волонтёры просвещают людей, пропагандируют здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, распространяют литературу на эти темы;
Например, некоторые произведения русской литературы, в которых затрагивается тема волонтёрства:
Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского». Герой произведения, одиннадцатилетний мальчик, в одиночку борется за своё существование в трудное послевоенное время. Благодаря молодой учительнице французского Лидии Михайловне мальчик открывает для себя новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать.
Роман Бориса Акунина «Турецкий гамбит». Герой произведения, Эраст Петрович Фандорин, после гибели невесты решает отправиться волонтёром на войну, в надежде на то, что «вид чужой боли позволяет легче пережить свою».
Вы наверное догадались, что в данном туре будет идти речь о произведениях в которых затрагивается тема добровольчества.
Ведущий: - Сейчас вам раздам конверты с карточками . Одна карточка с изображением книги, а вторая с её описанием, ваша задача за 5 минут соединить правильно изображение и описание.
-Время пошло!
Приложение1
Карточки с изображением книг
Карточки с записям о чём говорится в книгах
В XX веке (после 1917 года) детские организации активно привлекались к помощи взрослым – их работа делала привлекательной коммунистические идеи и власть в глазах народа. И это были часто по-настоящему благородные дела! Если мы откроем книги А. Богданова «____________», то прочтём, как пионеры учили грамоте неграмотных взрослых, поддерживали трудовые почины (например, субботники). | Но реально волонтёрской, во многом неформальной (не зависимой от официальных властей) организацией детей стали в 1940 г. (и остаются по сей день) –__________________________. Своих любимых героев этого автора не случайно назвал именами собственных детей – Тимур и Женя. В повести________________ дети попадали в любимую ими завораживающую атмосферу игры и тайны. Так Женя, приехав в деревню, попадает на таинственный чердак с поразительной самодельной системой связи и сигнализации. А это - штаб Тимура Гараева и его друзей, которые втайне помогают семьям военнослужащих (тогда говорили: Красноармейцев) и не дают распоясаться местным хулиганам. Мы не шайка и не банда, Не ватага удальцов. Мы весёлая команда, Пионеров-молодцов! Удивительно, но за повесть «____________» чуть было не репрессировали. Как это – самостоятельность детей, не санкционированное властью? Но, к счастью, обошлось. Книга стала любимой для многих ребят, а её герои – примером. |
Много неизвестных страниц войны открыли эти ребята. Разыскали первых исполнителей «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича 9 августа 1942 г. в блокадном городе. Восстановили захоронение ополченцев в Пулково. Уже в наши дни следопытская организация 79-й школы в Санкт-Петербурге «Память сердца» стала инициатором акции «Ленинградские дети», создания мемориала и парка Памяти на месте трагедии у разъезда Лычкова – там был в 1941 году разбомблен эшелон с эвакуированными детьми детских садов Ленинграда. О питерских следопытах, об их находках – упомянутых и прочих – книга __________ «____________________». | О том, как ребята изучают военные события, узнают о подвигах и подтверждают слова «никто не забыт, ничто не забыто» - рассказывают такие книги, как повесть из цикла о ____________ – «___________» и повесть Юрия Яковлева «Зимородок». Чуть старше Василя, Зои и Марата был парнишка невысокого роста (Зимородок), свистевший иволгой, носивший пиджак, застёгнутый на две пуговицы. Это он прыгнул с парашютом в тыл врага, взорвал мост… А потом узнал, что если его не найдут, то расстреляют заложников – практически половину деревни. И сам отдал себя в руки фашистов, которые его расстреляли… но, может быть, он всё-таки остался жив? И, может быть, это собственный учитель ребят – Сергей Иванович? Экранизация повести осуществлена в 1972 году. |
Волонтёром может быть любой человек, даже не принадлежащий ни к какой добровольной организации. И помогать он может тем, кто о помощи и вообще попросить-то не может – в отличие от людей. Например, много рассказов __________ о детях, которые бескорыстно помогают другим. Но рассказ «_______________» выделяется среди всех. Отчего это Коста – средний ученик средних классов средней школы засыпает во время урока? Оказывается, он гуляет с собаками – всё время разными. С чужими. У сеттера хозяин ходит с костылём, не может много двигаться. За боксёром вообще ухаживать некому – хозяева уехали, а собака на балконе живёт, ещё и покормить беднягу надо. Мальчик – хозяин таксы – болеет. А четвёртая подопечная собака Косты ждёт на морском берегу. Ждёт хозяина, который погиб. Вот такая история доброго мальчика-молчальника, который любит животных и знает природу (например, когда багульник зацветает). И этой историей писатель словно подсказывает нам – любой из нас может стать волонтёром. А значит, Год волонтёра – самый, что ни на есть, наш с Вами год. Всегда рядом есть кто-то, кто ждёт нашей помощи и нуждается в ней. | Мама Ариши Никитиной - волонтёр. Кто такие волонтёры? О, это удивительные и самоотверженные люди! Они всегда помогут тем, кто попал в беду, тем, кому трудно, - помогут просто так, не требуя ничего взамен, по доброй воле. В свободное от работы время Аришина мама берёт специальную сумку, нагружает всякими загадочными вещами и отправляется в закрытый интернат, а по возвращении рассказывает дочке о тех, кто там обитает. Арише кажется, что за стенами интерната какой-то совсем другой мир, где всё не так, как в обычной жизни. Вот бы когда-нибудь туда попасть! Вот бы стать как мама - приносить радость людям! Но в интернат не пускают тех, кому не исполнилось восемнадцати. Что же делать? Ведь Ариша пока только в четвёртом классе. Правильно! Для начала надо завести дневник и записывать в него всё-всё-всё, что связано с волонтёрством. "Дорогой дневник" поможет Арише не только улучшить почерк, как надеется мама, но и научит состраданию, умению чувствовать и понимать другого... |
"Лучше бы о людях заботились!" - слышат они постоянно, но внимания не обращают: некогда. В приюте сорок кошек, почти в десять раз больше собак. Накормить, приласкать, убраться. Волонтёров не хватает, поэтому для новенькой Али всегда найдётся работа. Аля - журналистка и театральный режиссёр, историями её не удивишь. Вот только происходящее здесь оказывается сложнее, чем репортаж или пьеса. Здесь не знаешь, чего ожидать: то доброжелатели подкинут целый выводок щенков, то помощь внезапно придёт от эстетствующего сноба. Светлая, лёгким слогом написанная повесть "____________" - череда непростых историй о брошенных животных и тех, кто взял за них ответственность. Дебютная книга _______________ (родилась в 1989 году), основанная на личном волонтёрском опыте, - о том, как мы все друг от друга зависим. А идёт ли речь о животных или всё-таки о людях - это каждый решит для себя. | «______________» – это сборник рассказов, написанных в период волонтёрства в одной из немецких клиник. Здесь собраны истории о любви и вере, о надежде и смерти, о людях и их судьбах. Забавные и трагичные, они напомнят читателю о важности поддержки и заботы о ближнем, заставят задуматься о скоротечности жизни и о наших родных, которым мы порой уделяем так мало внимания и тепла. Я посвящаю эту книгу моей семье, друзьям и всем тем, кому не чужда человечность. Внешность и имена пациентов и коллег были изменены в соответствии с законом о защите данных. |
Ответы к карточкам:
В XX веке (после 1917 года) детские организации активно привлекались к помощи взрослым – их работа делала привлекательной коммунистические идеи и власть в глазах народа. И это были часто по-настоящему благородные дела! Если мы откроем книги А. Богданова или А. Рыбакова («Бронзовая птица»), то прочтём, как пионеры учили грамоте неграмотных взрослых, поддерживали трудовые почины (например, субботники). | Но реально волонтёрской, во многом неформальной (не зависимой от официальных властей) организацией детей стали в 1940 г. (и остаются по сей день) – тимуровцы. Своих любимых героев Аркадий Гайдар не случайно назвал именами собственных детей – Тимур и Женя. В повести «Тимур и его команда» дети попадали в любимую ими завораживающую атмосферу игры и тайны. Так Женя, приехав в деревню, попадает на таинственный чердак с поразительной самодельной системой связи и сигнализации. А это - штаб Тимура Гараева и его друзей, которые втайне помогают семьям военнослужащих (тогда говорили: Красноармейцев) и не дают распоясаться местным хулиганам. Мы не шайка и не банда, Не ватага удальцов. Мы весёлая команда, Пионеров-молодцов! Удивительно, но за повесть «Тимур и его команда» А. Гайдара чуть было не репрессировали. Как это – самостоятельность детей, не санкционированное властью? Но, к счастью, обошлось. Книга стала любимой для многих ребят, а её герои – примером. |
Много неизвестных страниц войны открыли эти ребята. Разыскали первых исполнителей «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича 9 августа 1942 г. в блокадном городе. Восстановили захоронение ополченцев в Пулково. Уже в наши дни следопытская организация 79-й школы в Санкт-Петербурге «Память сердца» стала инициатором акции «Ленинградские дети», создания мемориала и парка Памяти на месте трагедии у разъезда Лычкова – там был в 1941 году разбомблен эшелон с эвакуированными детьми детских садов Ленинграда. О питерских следопытах, об их находках – упомянутых и прочих – книга Татьяны Кудрявцевой «Маленьких у войны не бывает». | О том, как ребята изучают военные события, узнают о подвигах и подтверждают слова «никто не забыт, ничто не забыто» - рассказывают такие книги, как повесть из цикла о Кроше А. Рыбакова – «Неизвестный солдат» и повесть Юрия Яковлева «Зимородок». Чуть старше Василя, Зои и Марата был парнишка невысокого роста (Зимородок), свистевший иволгой, носивший пиджак, застёгнутый на две пуговицы. Это он прыгнул с парашютом в тыл врага, взорвал мост… А потом узнал, что если его не найдут, то расстреляют заложников – практически половину деревни. И сам отдал себя в руки фашистов, которые его расстреляли… но, может быть, он всё-таки остался жив? И, может быть, это собственный учитель ребят – Сергей Иванович? Экранизация повести осуществлена в 1972 году. |
Волонтёром может быть любой человек, даже не принадлежащий ни к какой добровольной организации. И помогать он может тем, кто о помощи и вообще попросить-то не может – в отличие от людей. Например, много рассказов Юрия Яковлева о детях, которые бескорыстно помогают другим. Но рассказ «Багульник» выделяется среди всех. Отчего это Коста – средний ученик средних классов средней школы засыпает во время урока? Оказывается, он гуляет с собаками – всё время разными. С чужими. У сеттера хозяин ходит с костылём, не может много двигаться. За боксёром вообще ухаживать некому – хозяева уехали, а собака на балконе живёт, ещё и покормить беднягу надо. Мальчик – хозяин таксы – болеет. А четвёртая подопечная собака Косты ждёт на морском берегу. Ждёт хозяина, который погиб. Вот такая история доброго мальчика-молчальника, который любит животных и знает природу (например, когда багульник зацветает). И этой историей писатель словно подсказывает нам – любой из нас может стать волонтёром. А значит, Год волонтёра – самый, что ни на есть, наш с Вами год. Всегда рядом есть кто-то, кто ждёт нашей помощи и нуждается в ней. | Мама Ариши Никитиной - волонтёр. Кто такие волонтёры? О, это удивительные и самоотверженные люди! Они всегда помогут тем, кто попал в беду, тем, кому трудно, - помогут просто так, не требуя ничего взамен, по доброй воле. В свободное от работы время Аришина мама берёт специальную сумку, нагружает всякими загадочными вещами и отправляется в закрытый интернат, а по возвращении рассказывает дочке о тех, кто там обитает. Арише кажется, что за стенами интерната какой-то совсем другой мир, где всё не так, как в обычной жизни. Вот бы когда-нибудь туда попасть! Вот бы стать как мама - приносить радость людям! Но в интернат не пускают тех, кому не исполнилось восемнадцати. Что же делать? Ведь Ариша пока только в четвёртом классе. Правильно! Для начала надо завести дневник и записывать в него всё-всё-всё, что связано с волонтёрством. "_____________" поможет Арише не только улучшить почерк, как надеется мама, но и научит состраданию, умению чувствовать и понимать другого... |
"Лучше бы о людях заботились!" - слышат они постоянно, но внимания не обращают: некогда. В приюте сорок кошек, почти в десять раз больше собак. Накормить, приласкать, убраться. Волонтёров не хватает, поэтому для новенькой Али всегда найдётся работа. Аля - журналистка и театральный режиссёр, историями её не удивишь. Вот только происходящее здесь оказывается сложнее, чем репортаж или пьеса. Здесь не знаешь, чего ожидать: то доброжелатели подкинут целый выводок щенков, то помощь внезапно придёт от эстетствующего сноба. Светлая, лёгким слогом написанная повесть "Другие вольеры" - череда непростых историй о брошенных животных и тех, кто взял за них ответственность. Дебютная книга Алины Пожарской (родилась в 1989 году), основанная на личном волонтёрском опыте, - о том, как мы все друг от друга зависим. А идёт ли речь о животных или всё-таки о людях - это каждый решит для себя. | Что скрывается за дверями больницы? «По ту сторону палаты» – это сборник рассказов, написанных в период волонтёрства в одной из немецких клиник. Здесь собраны истории о любви и вере, о надежде и смерти, о людях и их судьбах. Забавные и трагичные, они напомнят читателю о важности поддержки и заботы о ближнем, заставят задуматься о скоротечности жизни и о наших родных, которым мы порой уделяем так мало внимания и тепла. Я посвящаю эту книгу моей семье, друзьям и всем тем, кому не чужда человечность. Внешность и имена пациентов и коллег были изменены в соответствии с законом о защите данных. |
За эту работу получают жетоны за каждое правильное соответствие. И обсуждаются с ребятами правильные ответы.
- Какую из этих книг вы уже читали?
- Есть ли команда среди ваших, название которой взято из книги, какая?
-Какая из книг вас заинтересовала и почему?
2 Тур
Ведущий: - Объявляем второй тур игры!
Волонтёры заботятся об экологии (очищают от мусора зелёные зоны, благоустраивают дворы и улицы), а также помогают животным (бездомным зверям, приютам, зоопаркам и т.д.). Ведут сбор пластиковых крышечек и перерабатывают материал.
-В этом туре нужно будет сшить сообща шопер. У вас на столе лежат лоскутики квадратной формы, нитки и по 1 иголке. Ваша задача, соблюдая технику безопасности работы с иглой, сшить их. Иглу передаём от участника к участнику! Участие каждого члена команды обязательно!!!
Время 10 минут.
( После тура мы сделаем один общий шопер и тем самым покажем взаимодействие всех команд). Демонстрация.
За эту работу получают жетоны .
3 Тур
Ведущий: - Молодцы! Ребята вы знаете, что волонтёры помогают участникам специальной военной операции и плетут сети.
Сейчас ваша задача сплести сеть.
На столах лежат мотки шерстяной нити, ножницы и линейка ваша задача нарезать полоски нити по 15 см и сплести по схеме. Время 10 мин
Демонстрация. За эту работу получают жетоны .
4 Тур
Ведущий:
Волонтёры:
- помогают социально незащищённым группам населения (дети-сироты или беспризорные, люди с ограниченными возможностями здоровья, престарелые и др.), в том числе защищают их права;
- помогают спасателям и медикам, например, ищут пропавших людей, прочёсывают местность, опрашивают людей;
- организуют благотворительные концерты, фестивали, театральные выступления (в том числе мероприятия в библиотеке).
Одним словом добровольцы оказывают посильную помощь и могут составлять план своей работы в зависимости от свободного времени, которое они могут потратить на доброе дело!
-Ребята, а вы знаете. Что это за инструмент?(показывает)
Мочальная кисть — это инструмент, который используется для подготовительных работ и побелки. С её помощью удобно производить размывку белил, промывать стены и потолок перед малярными работами.
Мочальная кисть изготавливается из коры липы. Её очищают от сучков и вымачивают в ёмкостях без проникновения воздуха. После этого волокна разделяются на тонкие одинаковые полоски и сматываются в кисть.
Такое плетёное изделие хорошо держит раствор или воду. Мастер в процессе работы только должен следить за объёмом набираемого раствора, так как его излишки будут образовывать множество потёков.
Ведущий:
-Итак вы уже догадались, что задание этого тура будет связано с этим инструментом!
-Ваша задача за 10 минут побелить деревянные дощечки( 1м на 1 м) мочальной кистью, и после угольками написать план работы вашей команды, как волонтёрского отряда на побелённой доске!
Один из команды читает план.
За эту работу получают жетоны, кто лучше справился.
ИТОГИ ИГРЫ
Ведущий: - Пришло время подвести итоги игры.
Слово жюри игры. Награждение (грамота, можно сладкие призы).
Ведущий: -Ребята, понравилась ли вам игра? А тех, кого заинтересовала деятельность волонтёров могут вступить в наш школьный волонтёрский отряд и зарегистрироваться на сайте Добро.ру. https://dobro.ru/login?ysclid=m364rrbsez567359563 , как это сделать вам помогут наши ребята-волонтёры.
А ещё мы советуем прочитать книги о добровольчестве, которые вы ещё не читали из карточек игры!
До новых встреч!