СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра–драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игра–драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Игра–драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Понятие и сущность игр-драматизаций

Определение 1
Игры-драматизации – это вид игр, в которых дети изображают героев мультфильмов или персонажей художественных произведений (сказки, стихи, песни и т.д.).

Игра-драматизация представляет собой самостоятельно существующий и своеобразный вид игровой деятельности.

Игры-драматизации являются необходимым компонентом всестороннего развития детей в разные возрастные этапы. Это связано с тем, что в данных играх ребенок может почувствовать себя хозяином и творцом происходящих событий, он сам управляет героями, наделяет их определенными качествами, выстраивает между ними взаимоотношения и т.д. Руководя героями, ребенок переживает за них, за то, как развиваются события в игре. Все это оказывает положительное влияние на развитие детской речи, обогащает и расширяет словарный запас детей, способствует умственному развитию. Играя, дети учатся самостоятельно размышлять и воплощать свои мысли и идеи.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Организуя детские игры, воспитатели довольно часто сталкиваются с трудностями. Основные трудности связаны с руководством играми детей. Трудности вызваны тем, что не всегда дети понимают свои роли, а воспитатель преувеличивает дидактическое значение игры и недооценивает ее роль в воспитании детей.

Зачатую в детских образовательных учреждениях, игры-драматизации используются в виде инсценировок, которые ставятся по заранее прочитанному произведению и по заученным ролям. Такое использование игр-драматизаций является ошибочным, так как дети не имеют возможности проявить свои творческие способности.

Замечание 1

Таким образом, одной из особенностей организации игр-драматизаций является то, что руководство ими должно быть направлено на развитие у детей творческих способностей, усвоение определенных умений и навыков.

Важно при организации игр-драматизаций помнить о том, что они направлены на развитие детей, предоставлении им возможность проявить себя. В работе педагог должен опираться на возрастные особенности и возможности детей, их потребности в творчестве. Необходимо создать такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя свободно, вне зависимости от того разыгрывают они маленькую сценку или же целый спектакль.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Игры-драматизации 460 ₽ Реферат Игры-драматизации 260 ₽ Контрольная работа Игры-драматизации 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Организуя игры-драматизации, педагогу необходимо четко понимать, что такое «драматизация».

Определение 2

Драматизация – это представление и разыгрывание в лицах определенного литературного произведения, с сохранением последовательности эпизодов.

То есть игры-драматизации создаются по определенному сюжету, который хорошо известен детям, они способны воспроизвести последовательность действий героев. Именно это отличает игры-драматизации от иных игр, в том числе и от сюжетно-ролевых игр.

Сложность игры-драматизации заключается в том, что детям нужно не просто разыграть известный сюжет, но и передать характерные особенности и черты героев. Изображая героя, ребенок должен не только говорить голосом героя, но и отразить его поведение, личные черты. Все это требует от детей наличия конкретных умений и навыков, а также развернутого словарного запаса. В виду чего, игры-драматизации используются, начиная со старшего дошкольного возраста.

Драматизация сказок в детском саду в старшей группе: рекомендации воспитателю

Для драматизации в ДОУ хорошо подходят известные сказки. Русские народные сказки поучительны и отличаются простым языком, что позволяет использовать их практически для всех возрастных категорий дошкольников (см.

также «Драматизация в младшей группе», «Драматизация в средней группе»). Особенно продуктивно проходит драматизация сказок в старшей группе детского сада.

Это обусловлено психологическими особенностями детей возраста 5-6 лет.

Психологические особенности детей старшей группы детского сада

К пятилетнему возрасту ребенок уже многое знает и умеет. В этом возрасте достаточно хорошо развита память. Однако прочнее запоминаются наиболее интересные вещи, воспринятые на эмоциональном уровне. Старший дошкольник имеет четкое представление обо всех видах эмоций. У него формируются различные чувства: любопытство, чувство юмора, удивление, чувство прекрасного, гордости, дружбы и т.д.

Дети 5-6 лет проявляют творческую активность в разных сферах деятельности. Развитие фантазии и воображения часто выражается в сочинении веселых историй. При всем этом ребенок внимателен к любым замечаниям взрослого и старается действовать, руководствуясь его советами.

Природные особенности старшего дошкольника создают благоприятные условия для проведения успешных инсценировок.

Цели драматизации сказок в ДОУ

Обращение к драматизации сказок позволяет воспитателю реализовать основные цели:

  • Образовательная. Во время подготовки к инсценировке дети старшей группы знакомятся с народным творчеством, некоторыми свойствами сказки как литературного произведения, учатся анализировать характер героев и их поступки, соотносить действия персонажей с реальными людьми.

  • Развивающая. Драматизация помогает развивать воображение, внимание, память, эмоциональную сферу, выразительность речи, совершенствовать коммуникативную деятельность и двигательную активность в их сочетании.

  • Воспитательная. Инсценировка сказок воспитывает интерес к литературному творчеству, фольклору, сказкам отдельных авторов; формирует эстетический вкус, укрепляет чувства дружбы, поддержки и взаимовыручки.

Какой материал взять для игры-драматизации в старшей группе ДОУ?

Игра-драматизация может быть проведена на различном материале: русские народные сказки, авторские сказки, произведения в стихотворной форме или в прозе. Дети возраста 5-6 лет уже достаточно хорошо воспринимают даже такие сказки, как «Золушка» Ш. Перро или «Дюймовочка» Г.-Х. Андерсена.

Вот некоторые примеры русских народных сказок: «Заяц-хваста», «Емеля», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Лиса и заяц». Также любимы произведения В. Сутеева (например, «Мешок яблок»), Ш. Перро («Красная шапочка», «Золушка») и других писателей.

Процесс подготовки

Основными средствами воспитателя при организации инсценировок сказок станут картотека и конспект игры. Картотека включает в себя основные сведения о различных драматизациях. В карточке указываются цели проведения инсценировки, атрибуты и декорации, краткий ход игры. Конспект — развернутое описание самой драматизации.

В процессе подготовки к мероприятию воспитатель обсуждает с детьми темы, которые затрагиваются в выбранной сказке, а также подробно анализируются события и персонажи. Предварительная работа занимает много времени, но от нее зависит результат.

Предлагаем ознакомиться с некоторыми рекомендациями к драматизации русской народной сказки «Заяц-хваста».

Драматизация сказки «Заяц-хваста»

Небольшая по объему сказка, с простым сюжетом позволяет задействовать практически всех детей. Главные говорящие персонажи — это Заяц и Ворона.

В роли рассказчика может выступить сам воспитатель или наиболее способный из детей. Кажется, что требуются только три участника, однако сюжет сказки создается и за счет бессловесных персонажей.

Остальные дети должны будут активно и эмоционально изобразить действия собак и других зайцев.

Предварительная работа включает в себя несколько аспектов:

  • Вхождение в сказку. Для того чтобы настроить детей на «лесную» сказку можно прибегнуть к музыкальному сопровождению (запись со звуками леса, пением птиц, воем волков), макету леса из цветной бумаги, картинам с видами леса.

  • Преподнесение сказки детям. Это может быть либо выразительное прочтение воспитателем, либо интересная аудиозапись хорошего качества с чтением по лицам.

  • Обсуждение сказки. Словарная работа. Некоторые слова и даже фразы стоит обсудить с детьми, выяснить, как дети их понимают (например, хвастун, лaпищи, зyбищи; собаки ее подхватили и давай мять).

  • Общий пересказ сказки.

  • Более подробный пересказ по вопросам воспитателя. При этом можно использовать вопросы, которые потребуют от детей задействовать и эмоциональную сферу. Например: Кому хвастался заяц? Как он это делал? Каким голосом, с каким выражением?

  • Обсуждение характера зайца: каким был заяц в начале и в конце сказки.

  • Пробная совместная инсценировка с помощью кукольного театра.

  Распределение ролей, обсуждение характера персонажей.

Следующими стадиями станут разучивание реплик детьми, многочисленные репетиции и, наконец, само выступление.

Успех инсценировки и драматизации в старшей группе ДОУ — это зависит различных факторов: психологических особенностей детей, их творческих способностей, заинтересованности, уровня предварительной подготовки всех участников.

Организация игр-драматизаций

Большое значение имеет отбор художественного произведения для игры-драматизации. Педагогу следует не только учитывать возраст детей, но и их предпочтения. Детей дошкольного возраста привлекает занимательный и динамичный сюжет, обильное количество диалогов, малое количество монологов, яркий художественный язык.

Наибольшей популярностью у детей пользуются народные сказки, которые легки в воплощении. Инсценируя народную сказку детям не только легко передавать характер героев, но и им также предоставляется возможность свободного перехода от одного события в другое.

Замечание 2

Детей привлекают сказки, где в качестве героев выступают животные и их детеныши. Например, «Волк и семеро козлят, «Теремок», «Лиса, заяц и петух», «Цыплёнок и утёнок», «Кто сказал «мяу» и т.д.

Несмотря на то, что игры-драматизации начинают использовать со старшего дошкольного возраста, целесообразно осуществлять подготовку к ним со среднего дошкольного возраста. С этой целью используют потешки, которые вначале дети разыгрывают с воспитателем, а затем уже самостоятельно друг с другом.

Разыгрывая потешки, дети учатся не только играть по ролям и соблюдать сюжет, но и переживать за героев. Несложные переживания обогащают жизненный опыт детей, учат их сочувствию.

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Драматизация сказки «Теремок» в старшей группе


«Теремок»

Действующие лица
(дошкольники 5-7 лет)
: • Сказочник
(взрослый)
• Мышка-норушка • Лягушка — квакушка • Зайчик — побегайчик • Лиса-краса • Волчок — серый бочок • Медведь — косолапый Необходимы: теремок небольшой и теремок побольше. На сцене ширма. На ширме декорация -…

Драматизация сказки «Волшебный огород» для детей старшего возраста Огород. Сидит бабушка-загадушка, рядом с нею пёсик чёрный носик. Входит Маша Маша. Здравствуй, бабушка! Мне нужны для обеда разные овощи. Можно их взять в огороде? Пёсик. Ав-ав, ав! Б. Мой огород богатый! Растут в нём и капуста, и морковка, и лук, и репка, и сладкий горошек, и…

Театральные инсценировки и драматизации сказок в старших группах

Дети посещают ДОУ для того, чтобы развиваться, готовиться к школе. Драматизация сказки в старшей группе — лучший способ формирования вкуса и эстетики у детей. деятельность ребенка до школы — игра, и именно через игру воспитатель и родители могут привить все важные качества: ответственность, сопереживание, понимание, стремление к безопасности.

В старшей группе можно устраивать театрализованный показ по русским народным сказкам, таким как «Теремок», «Кошкин дом», «Дюймовочка», «Волк и семеро козлят». Детский утренник превращается в настоящий театр, где благодарные зрители — родители, всячески поддерживают юных артистов. Только в такой атмосфере ребенок может без стеснения выступать и развивать свои коммуникативные навыки.

Игра в детском саду

Цели драматизации сказок в ДОУ

В возрасте от 5 лет ребенок уже многое умеет и знает, он уже почти взрослый человек, но все еще нуждается в поддержке и воспитании. В этом возрасте происходит формирование таких чувств и свойств характера, как любопытство, радость, дружелюбие, гордость и вкус к прекрасному.

Театрализация русской сказки в старшей группе проводится с целью:

  • знакомства ребенка с устным народным творчеством, основными свойствами русских сказок;

  • воспитания и развития интереса к русской литературе, фольклору и другим видам сказок;

  • участия детей в социальной жизни, взаимодействие друг с другом в процессе подготовки постановки;

  • развития памяти и воображения, актерских навыков.

Важно! Чтобы поставить спектакль в детском саду, необходимо ознакомиться с нормативами ФГОС. Каждая постановка заранее репетируется по одобренному сценарию.

Представление в старшей группе садика длится от 15 до 20 минут. За месяц до этого воспитатель составляет проект и раздает будущим артистам роли. цель — задействовать всех посетителей группы, а значит, дети становятся и актерами, и зрителями. Роли могут меняться. В сказке «Муха-цокотуха» юные зрители выполняют роль массовки и принимают участие в танцах, пении.

Если для постановки выбрана «Красная шапочка», то можно задействовать всю группу, – если дети, свободные от роли, наденут костюм Волка и будут также «рыскать по лесу». Необязательна экранизация традиционного варианта сказки, возможна инсценировка на новый лад, в более интересном формате.

Драматизация сказки «Красная шапочка»

Дополнительная информация! В процессе подготовки выступления важно помнить о том, что главная цель мероприятий в ДОУ — развитие интереса к театру, вовлечение всех детей из группы в игровое действие.

Драматизация как приобщение к эстетике

Дети, посещающие старшую группу детского сада, скоро станут школьниками, а приобщение к эстетике нужно начинать в раннем возрасте. Выбирая сказку, которую ребята будут инсценировать на утреннике, воспитатель проводит подготовительный этап. Перед тем, как выйти на сцену, дети должны:

  • прочитать сказку, обсудить ее и вовлечься в историю, понять смысл художественного произведения;

  • познакомиться с устройством театра и приобщиться к театрально-эстетической культуре, для этих целей подходит совместное изготовление декораций воспитателем и детьми;

  • развивать вербальные и невербальные навыки выразительности речи: интонация, мимика, жестикуляция, синтаксическая выразительность;

  • учиться перевоплощению. В процессе чтения и проигрывания сказки ребенок пытается передать характер персонажа, понять, почему он действует или говорит определенным образом;

  • познакомиться с искусством кукловедения;

  • декламировать текст с интересом и выражением.

Важно! Возможна ситуация, когда ребенок получает роль, но недоволен тем, что ему достался петух и хочет играть лисицу. Первое, что должен сделать воспитатель — оценить обстановку и объяснить, чем интересна роль, как можно выразить этого персонажа и вести себя на сцене.

В подготовительной группе при подготовке инсценировок особое внимание занимает воспитательный элемент. Ребенок учится видеть и чувствовать прекрасное, а также создавать эстетику своими действиями.

Дополнительная информация! Рекомендуется привлекать мам и пап к творческому процессу. Каждый родитель может приходить в сад и помогать в создании декораций и костюмов.

Декорации в детском саду

Этапы подготовки драматизации сказки в старшей группе

Инсценирование сказок в старшей группе может осуществляться в следующих формах:

  • инсценировка речевых вставок, диалогов, реплик;

  • имитация игровой деятельности;

  • участие в настольном театре;

  • показ кукольного театра;

  • драматизация русских сказок на сцене.

Методики диагностики и развития памяти у детей дошкольного возраста

Вне зависимости от того, какой метод показа выбран, воспитатель и дети проходит предварительную подготовку и репетиции. Основные этапы подготовки:

  1. Дети посещают театральный уголок в саду, знакомятся со всеми участниками. Проводится игра «передай мяч и назови имя», вовлечение в творческий процесс.

  2. Примерка костюмов, которые имеются в мастерской садика. Игра «измени голос» или «изобрази другого человека». Театрализованный спектакль в детском саду не подразумевает грандиозного перевоплощения, но дети учатся понимать своего персонажа и примеряют на себя роль вместе с костюмом.

  3. Проводится пальчиковая гимнастика, возможно с использованием маленьких мягких кукол. Дети участвуют в показе театра теней, изображают героев из сказки «Репка» и «тянут репу» или показывают такие фигуры, как лебедь, волк, птица. Во время обучающего часа дети отгадывают загадки и вспоминают те загадки, которые знают сами.

  4. Отработка мимики и жестов. Самый простой способ — поиграть в «изобрази, что ты делал на выходных». Ребенок жестами показывает, как читал книгу или рисовал, смотрел мультики по телевизору.

В старшей группе можно усложнять задачу, например, подготовить сценарий на новый лад по сказке «Волк и семеро козлят», или «Муха-цокотуха», «Колобок».

Театральный кружок в ДОУ

Перед тем, как выходить на сцену, воспитатель с группой проводит 3-5 репетиций и смотрит, насколько быстро участники запоминают свои слова и действия.

Среднее количество игроков — 12, все остальные участвуют в роли «зрителя» и активно хлопают, подпевают и сопереживают героям сказки.

Если нужно увеличить количество участников, то можно поставить несколько внучек в сказке «Репка», девочки будут тянуть репку втроем или вчетвером.

Сказки для постановки в старшей группе

В старшей группе ДОУ можно поставить на сцене практически любую русскую народную сказку. Воспитатель проводит подготовительную неделю, анализирует способности своих воспитанников и принимает решение о том, какое произведение можно драматизировать на утреннике.

Вариантов для театрализации в старшей группе очень много:

  • «Заюшкин домик»;

  • «Дюймовочка»;

  • «Золушка»;

  • «Мешок яблок»;

  • «Красная шапочка»;

  • «Сивка-бурка»;

  • «Царевна-лягушка».

Важно! Когда ребенок читает сказку, он воспринимает ее так, как написан текст – глупый кролик или жадный лис и отказывается от роли, потому что не хочет казаться глупым или жадным.

Задача воспитателя — объяснить, что это лишь определение, которое дается, исходя из поступков персонажа.

Ребенок должен понять, что в театрализации первичным является мастерство и то, насколько актер правдиво и достоверно показывает происходящее на сцене.

В процессе подготовки к выступлению дети и воспитатель создают недостающие декорации. Для всех русских сказок существует стандартный набор: избушка, зеленая полянка и деревья, гриб с красной шляпкой и стульчики-пеньки для зрителей.

«Заюшкина избушка»

Детская сказка «Заюшкина избушка» подходит для драматизации в старшей группе. Цель постановки: развитие у детей интереса к театральной художественной деятельности и желания выступать перед людьми.

В процессе подготовки воспитанники детского сада изучают процесс создания декораций и принимают в нем участие, а также узнают, как устроена сцена театра, как правильно выражать голосом радость, печаль и возмущение.

«Заюшкина избушка»

На репетициях воспитатель читает с детьми текст сказки «Заюшкина избушка» и распределяет роли. Важно, чтобы участников и зрителей было поровну, но если группа маленькая и осталось 2–3 «зрителя», то лучше дать им роли Медведя, Волка, Быка.

Развивающие задачи, которые должны быть достигнуты в процессе постановки:

  • развитие логического мышления и речи, выделение отдельных слов с помощью интонации;

  • развитие слуховой памяти;

  • совершенствование навыков выступления перед публикой;

  • передача эмоционального состояния персонажа через жесты и мимику.

Ход спектакля – драматизации произведения «Заюшкина избушка»:

  1. Все участники заходят в зал под музыку «В гостях у сказки» и занимают свои места.

  2. Воспитатель произносит вводную речь, и дети повторяют ее.

  3. Загадывают загадку для того, чтобы зрители поняли, какая сказка будет показана: «По снегу бежит, петляет. К лету шубку он меняет. На снегу его не видно. Волку и лисе обидно». После того, как отгадка найдена, на сцену выходит Заяц и произносит свою речь.

  4. Лис «отбирает» у Зайца домик, и тот начинает искать помощи у зверей.

  5. На сцену выходят по очереди все участники: ленивый Медведь, Петух, Собака, Волк. Все пытаются выгнать Лисицу из дома, но удается это только Петушку.

  6. В конце представления воспитатель задает детям вопрос: «Кто вам понравился больше?». Дети кричат «Петушок», и тогда все выходят на сцену и начинают исполнять песню про петуха.

Картотека бесед в средней группе с целями

Важно! Сказка «Заюшкина избушка» драматизируется и в младших группах детского сада. Задача воспитателя старшей группы — усложнить задачу, добавить больше персонажей и использовать различные музыкальные вставки, танцы.

«Мешок яблок»

Инсценировка сказки «Мешок яблок» в старшей группе требует тщательной подготовки. Воспитатель составляет конспект, раздает детям роли и проводит репетиции, в которых обязательно должен быть задействован музыкальный педагог.

Предварительная работа включает в себя:

  • знакомство детей с разными темами: «овощи», «фрукты», «животные»;

  • практическое занятие по приготовлению простого винегрета из овощей и фруктов;

  • чтение сказок, разучивание отдельных отрывков текста;

  • инсценировка стихотворения «Овощи» автора Ю.Тувим;

  • игра «Покажи, кто». Ребенок может показать, как кот лакает молоко, или как медведь идет вперевалку по лесу, и все должны угадать, кого он изобразил;

  • гимнастическая подготовка, выполнение некоторых этюдов;

  • отработка речи, выделение интонацией отдельных фраз;

  • репетиции по ролям.

«Мешок яблок»

В этой сказке много действующих лиц, поэтому раздать роли нужно заранее и хорошо их отрепетировать. На сцену выходят: Зайчонок и Зайчиха, Ворона, Заяц, Ёжик и Медведь, Крот, бельчата и Козленок. Если остался один ребенок без роли, ему достается роль Мышонка, который не говорит речь, но активно принимает участие в инсценировке. Ведущий — воспитатель, он помогает детям на сцене.

Важно! Если ребенок вдруг забыл слова и растерялся, воспитатель быстро помогает ему сориентироваться и подсказывает текст, не останавливая спектакль.

Все участники выходят на сцену. Там уже стоят декорации: красный фон, мешок с яблоками, домик. Когда все произнесли свои речи и представление закончено, нужно подвести итог сказки, и тогда все дети хором выкрикивают:

«Как аукнется, так и откликнется».

Завершить мероприятие может ярмарка, на которой каждый родитель и ребенок сможет купить яблоко, булочки и пирожки, печенье, салфетки на стол в русском стиле.