СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра "Дубровский".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игра "Дубровский".»



Урок-игра по роману А.С. Пушкина "Дубровский"

Ход урока

1. Оргмомент. Объявление темы урока. 2. Целеполагание. Правила игры. 3. Литературная игра

1. Шарады

1.Мой первый слог растёт в дубраве, второй - глубокая канава, добавьте букву иль предлог. Затем найдите третий слог: его отлично знает, кто в бильярд играет. А в целом - повесть эта великого поэта. (Дуб + Ров + С + Кий = «Дубровский»)

3.Первое - это же имя мальчишки, а второе - читаете в книжке. (Роман)

2.С буквой «Я» - это шторм, изверженье, наводненье, паденье кометы, а без «Я» - то плоды вдохновенья, что нам дарят любовно поэты. (Стихия – стихи)

Задание №2. О каких сценах, событиях идёт речь?

1) «Он шел, не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал» О каком герое идёт речь? В какой момент он так изображается? (Владимир Дубровский после похорон отца)

2) «…ужасное смятение изобразилось на лице его; багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки» (Андрей Гаврилович Дубровский, когда увидел Троекурова перед смертью)

3) Что сделал Троекуров, когда Шабашкин явился к нему с поклоном и поздравлениями в связи с приобретением имения Дубровского? (прогнал его)

4) Дубровский был отменно сердит, прежде сего никогда люди Троекурова, известные разбойники, не осмеливались шалить в пределах его владений…» На что сердит Дубровский? (мужики Троекурова воровали лес)

5) «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал». Назовите героя и эпизод. (Дубровский в суде после провозглашения приговора)

6) Что сделал Дубровский с покровскими мужиками, воровавшими у него лес? (проучил прутьями)

7) По какому поводу был дан званый обед в поместье Троекурова, после которого Дубровский ограбил Антона Пафнутьича? (церковного праздника)

8) Что делал мальчик, посыльный Дубровского, в саду Троекурова, по его собственным словам? (собирал ягоды)

9) Чем была занята у окна Марья Кирилловна, когда получила вторую записку от Дубровского? (вышивала на пяльцах)

10) С какой целью Дубровский стремился попасть в дом Троекурова? (отомстить)



Задание №3. Исторические реалии. Особенности лексики

1) «Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Кто такой стремянный? (конюх-слуга, ухаживающий за лошадью барина)

2) «Кирилла Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа». Кто такой холоп? (крепостной слуга)

3) Чем занимается гувернёр? (воспитатель)

4) Кто такой стряпчий? Где он работает? (стряпчий – ходатай по служебным делам)

5) «На днях покровский пономарь сказал на крестинах у нашего старосты: полно вам гулять; вот ужо приберет вас к рукам Кирилла Петрович». Где служит пономарь? (в христианской церкви)

6) Что такое купчая? (документ на приобретённое имущество)

7) Кем был по профессии у себя на родине настоящий Дефорж-француз? (кондитер)

8) -Так, видно, этот Кирилла Петрович у вас делает что хочет?

- И вестимо, барин: заседателя, слышь, он и в грош не ставит, исправник у него на посылках» Кто такой исправник? (начальник местной полиции)

Задание №4. Узнайте героев романа по описанию:

1) «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке». (Андрей Гаврилович Дубровский)

2) «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…» (Владимир Дубровский)

3) Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно»? (Троекуров)

4) Маленький человечек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги. О каком герое идёт речь? (заседатель Шабашкин)

5) Ему «было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье, и положил на нём свою неизгладимую печать» (князь Верейский)

Задание №5. Значение имени.

Загадочное влияние имени на характер и судьбу человека уже давно пытались объяснить и разгадать многие. О том, что существует связь между именем, характером и судьбой человека знали ещё наши предки. В России, вплоть до 18 века имя, данное при крещении ребёнку, родители держали в секрете, оберегая его от дурного влияния.

1. Исследуя этот вопрос, мы выяснили, что А.С. Пушкин был очень привязан к некоторым именам. Так, в его произведениях среди женских имён наиболее часто встречаются Полина и Мария. Имя Мария было для Пушкина наиболее значимым. Ведь так звали бабушку поэта, так он назвал свою дочь. Об имени Мария мы уже упоминали. Оно, в переводе с древнееврейского, означает госпожа. Мы, прочитав роман, решили, что Мария Кирилловна, была госпожой своему слову. В 10 произведениях главная героиня носит это имя. Какие?

2. Имя этого героя в переводе с греческого обозначает «господин, владыка, повелитель», а отчество – скала, утёс, камень (Кирилла Петрович).

3. Имя этого героя в переводе с греческого обозначает мужественный, храбрый, а его отчество в переводе с древнееврейского – сильный муж или крепость. О ком идёт речь? ( Андрей Гаврилович Дубровский)

Задание №6. Дворянские усадьбы

1) Как называется деревня Троекурова? (Покровское)

2) Как называется деревня Дубровского? (Кистенёвка) Сельцо Кистенёво, находилось близ нижегородского имения Болдино и было подарено Пушкину отцом к свадьбе.



3) Как называлось имение князя Верейского? (Арбатово)

4) «Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня». Назовите имение. (Покровское)

5) Топонимы в романе также имеют реальные источники. В Покровском угадывается родовое имение А.П. Ганнибала. Какое? (Село Петровское, которое находилось недалеко от Михайловского).

Задание №7. Музыкальные вопросы

1) Какую песню постоянно насвистывает Троекуров? («Гром победы раздавайся…»)

2) На каком музыкальном инструменте играла Марья Кирилловна? (фортепиано)

8. Анаграммы

1) Кто в доме Троекурова между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко вальсировать. (ЖОРФДЕ - Дефорж)

2) Фамилия Антона Пафнутьевича, который из-за страха перед Дубровским решил переночевать в комнате француза и был им же ограблен. (ЦЫПНИС - Спицын).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!