Занятие кружка «Юные экологи и краеведы»
Экологический эрудицион
Цель: познакомить учащихся со сложной проблемой загрязнения планеты, от решения которой зависит в конечном счете существование самого человека.
Подготовка к игре: изобразить земной шар, покрытый разноцветными бумажками, на которых нарисован мусор. Это не просто картина, а табло, на котором можно фиксировать результаты игры. Можно играть 2-6 командам.
Подготовить интересную музыку.
При заработанных той или иной командой баллах, снимается по цветной бумажке - идет как бы процесс очищения земного шара от мусора.
Каждая команда предварительно выбирает себе цвет бумажек.
Можно заранее подготовить ведущих.
1.Выступление ведущих. Здравствуйте дорогие ребята! Гости! Приветствуем всех собравшихся в этом зале. Наш эрудицион необычный -экологический и посвящается одной из самых актуальных тем - загрязнения планеты Земля.
Сегодняшнее население Земли - общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда большая его часть - 97% идет в отходы. Современная экономика поощряет расточительство.20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. км практически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс. км, то она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки покупаются, а старые вещи выбрасываются.
«Тревожные цифры и факты»:
- 5 г горючего, попадая в водоем, затягивают масляной пленкой 50 м2 водной поверхности, что приводит к кислородному голоданию обитателей водоема, их постепенному отравлению и гибели;
- костер на 5 - 7 лет выводит из строя землю, на которой был разведен.
Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.
Возникает вопрос - куда девать мусор?
Моя планета - человеческий дом.
Ну как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава - океан,
Где вся природа поймана в капкан.
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
Вот она летит, маленькая какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая.
Вот она плывет, зыбкой прохладной веет.
Все еще живет! Все еще людям верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь.
Всех людей зовет, просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!
2. Знакомство с правилами игры.
I тур. Что мы выбрасываем или «Золотые россыпи помоек»
Команды получают по 3 таблички с указателями цифр -1, 2, 3. На каждый заданный вопрос ведущий дает 3 варианта ответов. По сигналу команда поднимает таблицу с номером ответа.
Вопросы:
Большую часть мусора, загрязняющих Землю, составляют:
1. Пластмасса,
Стекло,
Металл.
Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители:
Москва,
Лондон,
Нью-Йорк.
Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей?
Производство упаковочных материалов.
Переработка мусора.
Производство автомобилей.
Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
1. Рассортировать.
2.Собрать в одном месте.
3.Раскрошить.
Для того, чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
Компостировать.
Сжечь при специальных условиях.
Переплавить.
Первоочередная забота при выборе места свалки.
Защита поверхности земли и грунтовых вод.
Ограждение места свалки.
Укомплектование соответствующей техникой.
Появление «партизанских» свалок влечет за собой:
Загрязнение почвы.
Уродство ландшафта.
Изменение климатических условий (температуры, влажности).
Основа для разработки санитарных норм, а также для решений об открытии или остановке того или иного производства:
Предельно допустимая концентрация веществ.
Наличие тяжелых металлов.
Государственный стандарт качества.
Вредные выбросы оказывают влияние:
Только на те регионы, где появилось загрязнение.
На близлежащие регионы.
Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение «увидело свет».
10. Самая страшная «добавка» к воде:
Бытовой мусор.
Пестициды.
Минеральные удобрения.
Какую страну называют «мусорным ящиком Европы»?
Британию,
Россию,
Польшу.
Более половины общего количества отходов в странах Европейского экономического сообщества приходится:
На тяжелую промышленность.
На легкую промышленность.
На сельское хозяйство.
Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
Газы.
Жидкости.
Твердые вещества.
Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
Их захоронение.
Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
Рециркуляция (повторное использование отходов)
15) Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют:
1. Загрязнением.
2. Экологическим кризисом.
3. Интродукцией.
16). I место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:
1. Теплоэнергетика
2. Нефте- и газопереработка.
3. Автотранспорт.
17). Что такое вермикультура?
Систематизированный свод сведений о водных ресурсах страны.
Специальное разведение дождевых червей (для переработки органических отходов и повышения плодородия почвы).
Способ определения степени чистоты почвы.
18). Оптимальное решение энергетической проблемы:
Экономия энергетики.
Развитие атомной энергетики.
Развитие ветроэнергетики.
19). Гарбология - это:
1.Наука о доме.
Наука, изучающая почву.
Мусороведение.
20). Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
10 лет,
50 лет,
3.100 лет и более.
21) Выброшенную бумагу микробы уничтожат за:
1.1 - 2 года
2. 5 - 8 лет.
3. 20 лет и более.
II тур. Не спешите выбрасывать свое будущее (или отходы
«Устами младенца»)
Ведущий. Предлагается 5 высказываний на каждый вид отхода. Задача команд: попытаться понять, что имели ввиду дети. Побеждает команда, которая первой называет отходы. Итак, предлагаются детские высказывания.
Его производит обыкновенная корова.
В небольших количествах он очень полезен.
Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.
При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.
Его необходимо компостировать.
(Навоз)
У меня много игрушек сделано из нее.
Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.
Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
5. Ее нельзя выбрасывать, т.к. она сама по себе в природе не разлагается.
(Пластмасса)
Ее изобрели китайцы.
У нас ее получают из дерева.
Она легко горит.
Из нее получается много мусора.
На ней обычно рисуют и пишут.
(Бумага)
Его делают из песка.
Чаще всего оно прозрачное.
Когда падает, то разбивается.
Если его нагреть, то оно становится тягучим, как тесто.
Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
(Стекло)
1.Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
От этого люди болеют, и этого становится еще больше.
Его издают разные приборы, машины.
Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик.
(Шум)
1.Этого почти не видно .
От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.
Это могут собрать на свои листья зеленые растения.
В городе, где этого очень много, не растут лишайники.
(Газовые отходы)
Это получается, когда становится старым и ломается.
Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
Это можно сдать и получить деньги.
Из этого можно сделать что - то новое.
Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.
(Металлолом)
Всегда черного цвета.
Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.
Это очень вредно.
У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.
Этого много при горении.
(Сажа)
Это то, без чего уже не можем прожить.
Этим мы пользуемся каждый день.
Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
Это убивает рыбу в воде, растения на Земле.
С помощью этого все становится чище.
(СМС - синтетические моющие средства)
Это легче воды.
Это может плавать и не тонет.
В речке этого много, когда в ней моют машины.
Это мешает дышать рыбам.
Это надо удалять с поверхности воды.
(Машинное масло)
III тур. Главные союзники экологов
Ведущий. По внешнему виду и состоянию растений можно без химических исследований определить , какие загрязнения находятся от них в непосредственной близости.
Команды получают гербарные материалы, поврежденные в результате загрязнения окружающей среды, или можно использовать рисунки.
Должны определить какой загрязнитель вызвал изменения тех или иных органов.
- Некроз верхушки и краев листьев у гладиолуса, ириса, тюльпана, петрушки, свидетельствуют о том, что в окружающей среде имеется...(фтористый гидроген).
- Наличие некротических (мертвых) пятен на верхней стороне листьев табака, шпината, сои свидетельствует о воздействии...(озона).
- Если все части растения (люцерна, гречиха, подорожник, горох, клевер) желтые, а на листьях межжилковые некрозы, в окружающей среде...(двуокись сульфура).
- Закручивание краев листьев у салата и томата -результат действия...(этилена).
- Если стебли злаков пурпурной окраски, а листья темно - зеленые, значит...(в почве, на которой они произрастали, повышено содержание алюминия).
- Бурые края листьев у бобовых, моркови, редиса, шпината, овса, красноватые жилки и черешки, скрученные листья и бурые недоразвитые корни сигнализируют о повышенном содержании в почве... (кадмия).
- Буровато - черные или красные некротические пятна на листьях у бобовых, злаков, картофеля, капусты, отмирание старых листьев, засыхание кончиков листьев указывает на большое загрязнение среды...( марганцем)
- Изменение окраски лепестков мака, розы на голубую или даже черную свидетельствует о наличии больших концентраций...( меди ).
IУ тур. Что может сделать один?
Ведущий. Каждой команде задаются вопросы, необходимо продолжить сказанное.
1. Пишите на обеих сторонах листах бумаги, используйте больше материалов...( из переработанной макулатуры).
2. Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно...(использовать много раз, сдавая в магазин).
3. Не покупай больше, чем может...(понадобиться тебе).
4. Экономь электроэнергию и горючее, если можете, то больше пользуйтесь (общественным транспортом).
5. Одежду, которую ты уже не носишь, может...(кому - то понадобиться)
6. Узнай, где пункт по приему макулатуры и ...(сдай туда использованную бумагу).
7. Прежде чем выкинуть жестяные консервные банки...(вымой и сомни их).
8 Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для...(приготовления удобрений).
9. Старайся не пользоваться пенопластом, т. к. он практически...(не разлагается в природе).
10. Почини и исправь вещь вместо того, чтобы ...(ее выбрасывать).
Ведущий. Эрудицион закончен.
Будем беречь Землю повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Земля с ее биосферой - величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день будет таким, каким мы его создадим.