Познавательное развлечение для детей средней группы
Игра «Этот удивительный мир насекомых» средней группе.
Цель игры:
Создать у детей положительный эмоциональный отклик. Закреплять представления детей о насекомых. Развивать умение применять свои знания, быстро отвечать на вопрос. Продолжать формировать умение работать в команде. Развивать интерес к насекомым. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание.
Оборудование и материалы:
презентация, разрезные картинки насекомых, эмблемы команд, магнитофон для музыкального сопровождения.
Предварительная работа: Чтение стихов, отгадывание загадок, чтение сказок про насекомых. Просмотр презентаций о насекомых. Лепка насекомых, рисование насекомых, аппликация.
Ход викторины.
Звучит музыка из телепередачи «В мире животных».
Воспитатель: Сегодня у нас будет игра «В мире насекомых». Проверим ваши знания о насекомых. Разделимся на две команды. За каждый правильный ответ ваша команда получает жетон. Если команда затрудняется ответить, то задание переходит другой команде. Также нам нужно выбрать жюри. Перед вами лежат конверты с заданием. И так начинаем.
1 задание «Вопросито». Каждой команде будут задаваться вопросы. Та команда, которая не отвечает, не подсказывает. Иначе вопрос будет снят.
1. Какой жучок получил свое имя из-за того, что в момент опасности выделяет ядовитое молочко? (божья коровка)
2. Какое насекомое имеет на крылышках специальную жилку, которой он водит по маленькой перепонке, как скрипач? (кузнечик)
3. Какое насекомое, найдя какой-либо предмет, сначала пробует его ногой и
определяет, съедобно оно или нет? (муха)
4. После укуса, какого насекомого, кожа зудит и чешется? (комар)
5. У какого насекомого глаза переливаются всеми цветами радуги и занимают почти всю голову? (стрекоза)
6. Какое насекомое появляется из куколки? (бабочка)
7. Какое насекомое считается самым трудолюбивым? (муравей)
8. Как называется это насекомое-вертолет?
9. Какие первые живые существа появились на Земле более 400 млн. лет назад? (насекомые) .
10. Чем поют кузнечики? Трутся ногами о крылышки
1. Одно из самых назойливых насекомых? (Муха)
2. Самые быстрые насекомые? (Тараканы)
3. Самые опасные насекомые? (Комары)
4. Назовите хищное насекомое, которое плетет паутину. (паук)
5. Какое насекомое светится в темноте? (светлячок)
6. Какому насекомому необходимо солнечное тепло для того, что бы летать (бабочка)
7. Для чего пчелам служит жало (Для защиты гнезда) .
8. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него)
9. Как спасается кузнечик, если его схватить за ногу? (Нога отваливается, как хвост у ящерицы)
10. Какое насекомое за хищный нрав и схожую окраску называют «летающими тиграми»? (оса)
2 задание «Загадки».
1. В полосатом платьице
На лугу летает.
Мохнатыми лапками
Пыльцу собирает (пчела) .
2. Улей – дом,
А рой – семья.
Как зовут меня, друзья? (пчела)
3. Как только садится она на цветок,
Нектар собирает её хоботок (бабочка) .
4. Зелёная пружинка
Живет в траве густой.
С травинки на травинку
Он скачет день- деньской (кузнечик)
5. Маленькая модница
Села на ладошки.
Красненькое платьице
С черными горошками (божья коровка)
6.«Эй, художник помоги,
Ты меня принаряди
Сделай красный сюртучок»-
Мне сказал один жучок:
«А потом добавь ещё
Пару точек на бочок» (божья коровка)
7. Полосатая она,
Только это не пчела.
Мед не собирает.
Внимание! Кусает! (оса)
1. Некрасивая я,
Крыльев нет у меня.
Но я в нити завернусь,
В бабочку я превращусь (гусеница)
2. Надо мною он кружит
И пищит, пищит, пищит (комар)
3. Я летаю, как хочу
Боком, взад, вперед лечу.
Есть огромные глаза
Я летунья - (стрекоза)
4. Этот малыш, сильнее слона
Веточки носит он без труда (муравей)
5. Я по потолку ползу
Никогда не упаду,
Лапки чищу я всегда
Там присоски у меня (муха)
6. Этот жук совсем не прост,
У него огромный рост
На носу он носит рог,
Этот жук, жук - … (носорог)
7. Кузнечик, бабочка, пчела
И муравей, и стрекоза.
Мы даже муху позовем,
Но как мы всех их назовем? (насекомые)
Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом»
— Жу-жу-жу, — жужжит пчела:
— Я лечу издалека.
— Зу-зу-зу, — комар пищит.
— Уф-уф-уф, — как паровоз
Шмель пыхтит, пыльцу повез.
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
Я любого разбужу».
Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.
Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед. Ритмично притопывают ногами.
Ритмично хлопают в ладоши.
3. Задание «Кто здесь живет? ».
Ребята, перед вами слайды с жилищем насекомых. Вы должны выбрать, то где живет это насекомое.
1. Где живут осы? (Осы строят гнезда на деревьях, на чердаках домов, гнезда похожи на большие серые шары) .
2. Где живут муравьи? (Муравьи живут в муравейниках, в стволах деревьев) .
3. Где живут пчёлы? (дом у пчёл называется улей) .
1. Где живут бабочки? (на цветах)
2. Где живут мухи? (Мухи живут на свалках, в квартирах и домах человека) .
3. Где живут комары? (Комары живут у воды, в траве, на деревьях) .
4. Задание «Четвертый лишний »
Перед вами на экране слайды. Команды должны по очереди назвать, кто здесь лишний.
5. Задание «Чья тень?».
Это задание для обеих команд. За каждый правильный ответ вы получаете 1 бал. Внимание на экран.
Физкультминутка.
«Видишь, бабочка летает»
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
(Г. Виеру)
6. Задание «Собери насекомое». Конкурс капитанов.
На столе лежат разрезные картинки. Ваша задача - собрать насекомое из частей и действием показать, как передвигается насекомое: летает, ползает, прыгает. За этот конкурс -2 жетона.
7. Задание «Отгадай насекомое из сказки»
Давайте вспомним с вами сказки, в которых есть персонажи- насекомые.
1. Кто спешил домой в сказке Виталия Бианки
(Муравьишка) .
2. Какое насекомое спасло Муху- Цокотуху в сказке Корнея Чуковского?
(комарик) .
3. Какие насекомые прятались под грибом в сказке «Под грибом» Владимира Сутеева (муравей, бабочка) .
4. Какому насекомому муравей дал совет: «Ты все пела? это дело: так пойди же, попляши» в басне И. А. Крылова (стрекоза) .
1. Какие насекомые водились в сказке Чуковского «Федорино горе» (тараканы) .
2. Какое насекомое в сказке К. Чуковского «Путаница» взмахами своих крыльев потушило море (бабочка)
3. Какое насекомое в одноимённой сказке К. Чуковского напугало и слонов и крокодилов?
4. Для каких насекомых Винни-Пух пел песенку: «Я тучка, тучка, тучка». (для пчёл) .
8.Задание «Назови сказку».
1.«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу! »
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки —
По три чашки
С молоком
И крендельком. («Муха-цокотуха»)
2.«Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую». ( «Тараканище»)
3. Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами.
Прибегали два курчонка,
Поливали из бочонка.
Приплывали два ерша,
Поливали из ковша.
Прибегали лягушата,
Поливали из ушата.
Тушат, тушат — не потушат,
Заливают — не зальют. («Путаница»)
4.«Эй, мураша-муравей,
Позови-ка лекарей! »
Кузнечики приходили,
Муху каплями поили. («Муха в бане»)
5. Вдруг откуда-то примчался светлячок,
Свой голубенький фонарик он зажёг:
— Вы бегите-ка за мной, мои друзья,
Жалко-жалко мне больного воробья( «Айболит и воробей»)
6. Муравьишка сел на листок и думает:
«Отдохну немножко — и вниз».
У муравьев ведь строго: только солнышко на закат, — все домой бегут. Сядет солнце, — муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.
Солнце уже к лесу спускалось.
Муравей сидит на листке и думает:
«Ничего, поспею: вниз ведь скорей».
А листок был плохой: жёлтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.
(«Как муравьишка домой спешил»)
7. Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза. («Стрекоза и Муравей»)
8. На лесной опушке под старой разлапистой елью вырос огромный муравейник.
Живет в нем дружная большая семья муравьев.
Каждый день, как только выглянет солнышко из-за леса, принимаются муравьи за дело. Работы у муравьев много: запасы на зиму готовить надо. Одни тащат в муравейник личинки; другие, поднатужившись, волокут длинную соломинку. («Муравьишка-хвастунишка») .
9 задание Блиц-опрос.
Отвечая на вопросы правильно, вы получаете 1 жетон.
1. Где живут пчелы? (в улье)
2. Что насекомые делают зимой? (спят)
3. Самое назойливое насекомое? (муха)
4. Сколько частей тела у насекомых? (3 части: голова, грудь, брюшко)
5. Есть ли дом у бабочки? (нет)
6. Как называется жук – вредитель картофеля? (колорадский)
7. Для чего пчелам нужно жало? (защищать жилище)
8. Сколько ног у насекомых? (6 ног)
9. Где живут муравьи? (в муравейнике)
10. Чем питаются бабочки? (нектаром)
Воспитатель: Вот и закончилась наша викторина. Обе команды показали свои знания о насекомых. Давайте подведём итоги нашей викторины.
Вручение призов.
Звучит музыка из передачи «В мире животных».
2