СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра "Интеллектуальный марафон"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Интеллектуальный   марафон» 9  класс

Просмотр содержимого документа
«Игра "Интеллектуальный марафон"»

Методическая разработка

внеклассного мероприятия по математике

«Интеллектуальный марафон» 9 класс


Ход игры:

Добрый день, ребята. Как ваше настроение? Отлично. Сегодня у нас с вами внеклассное мероприятие по математике. И мы сегодня не одни, с нами наши гости. Улыбнитесь им и друг другу.

Начать наше мероприятие мне хочется словами Яна Снядецкого: «Математика – царица всех наук. Ее возлюбленный – истина, ее наряд – простота и ясность. Дворец этой владычицы окружен тернистыми зарослями, и, чтобы достичь его, каждому приходится продираться сквозь чащу. Случайный путник не обнаружит во дворце ничего привлекательного. Красота его открывается лишь разуму, любящему истину, закаленному в борьбе с трудностями, свидетельствующему о незаурядности и непреодолимой склонности человека к необычайно запутанным, но неиссякаемым и возвышенным наслаждениям ума, свойственным самой природе людей». 
А Коэн говорил: «Красота и математика, искусство и математика – эти понятия неразделимы, так как хорошая математика красива»
Мы начинаем нашу игру, которая называется «Интеллектуальный марафон».

Правила поведения просты. Во время игры вам необходимо:

  • вести себя спокойно, но не отсиживаться;

  • задания выслушивать до конца;

  • не выкрикивать (громко - это не значит красиво);

быть думающими и терпеливыми, дать возможность высказаться своим товарищам.

Объясняю правила игры: в игре участвуют 2 команды. По ходу игры каждая команда получает баллы. Победителем является команда, набравшая наибольшее количество баллов. Каждый представитель команды - победителя награждается оценкой «5» по математике.

Вопросы? Хорошо. Можно начинать?

1 тур. Презентация команд

Вам надо придумать название команды и девиз

А работать мы будем по такой схеме:1 мин - на обсуждение данного вопроса

1 мин – на защиту

2 тур. Разминка Задание: В течение одной минуты необходимо правильно ответить на наибольшее количество вопросов. Если нет готового ответа на заданный вопрос, команда говорит «Дальше». Оценка – 1 балл за 1 правильный ответ. 
Вопросы первой команде: 
1. По словам арабских ученых оно украшает человека. (Знание) 
2. Сумма одночленов. (Многочлен) 
3. Сотая часть числа. (Процент) 
4. График квадратичной функции. (Парабола) 
5. Сумма длин всех сторон многоугольника. (Периметр) 
6. Чему равна сумма всех чисел от -200 до 200? (ноль) 
7. Гимнастика ума. (Арифметика) 
8. Равенство верное при любых значениях переменных. (Тождество) 
9. Русский математик, создатель неевклидовой геометрии. (Лобачевский) 
10. Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром. (Радиус) 
11. Утверждение, требующее доказательства. (Теорема) 
12. Цифровая оценка результатов. (Балл) 
13. Мера веса драгоценных камней. (Карат) 
14. Часть круга, ограниченная дугой и ее хордой. (Сегмент) 
15. Направленный отрезок. (Вектор) 
16. Угол меньше прямого. (Острый) 
17. Отношение противолежащего катета к гипотенузе. (Синус) 
18. Результат деления. (Частное) 
19. Сколько цифр вы знаете. (10) 
20. Основная геометрическая фигура. (Точка) 

Вопросы второй команде: 
1. Как называется первая координата точки на плоскости? (Абсцисса) 
2. Царица наук. (Математика) 
3. Русский академик, ученый энциклопедист. (Ломоносов) 
4. Как называется сотая часть числа? (Процент) 
5. Единица измерения углов. (Градус) 
6. Отрезок, соединяющий любые две точки окружности. (Хорда) 
7. Утверждение, не требующее доказательств. (Аксиома) 
8. График линейной функции. (Прямая) 
9. Сколько разных высот можно провести в параллелограмме (Две) 
10. Ромб, у которого все углы равны. (Квадрат) 
11. Самая большая хорда в круге. (Диаметр) 
12. Результат сложения. (Сумма) 
13. Наибольшее двузначное число. (99) 
14. Первая русская женщина – математик? (С.Ковалевская) 
15. Есть у уравнения и растения. (Корень) 
16. Отрезок, соединяющий вершины треугольника с серединой противолежащей стороны. (Медиана) 
17. Прямые, которые никогда не пересекаются. (Параллельные) 
18. Записывается с помощью цифр. (Число) 
19. Назовите наибольшее целое отрицательное число. (-1) 
20. По ней ходят слоны и короли. (Шахматная доска) 

3 тур. ОГЭ не за горами Этот тур разделен на несколько станций, ведь и экзамены вы сдавать будете по разным предметам.

Станция «математика» Задания на выбор, ответ передать жюри:

1.Решите уравнение 3x−7+2(3−x)=−x+8.

2.Два угла треугольника равны 40∘ и 130∘. Найдите величину внешнего угла при третьей вершине. Ответ дайте в градусах.

3. В фирме такси в дан­ный мо­мент сво­бод­но 12 машин: 3 чер­ных, 6 жел­тых и 3 зе­ле­ных. По вы­зо­ву вы­еха­ла одна из машин, слу­чай­но ока­зав­ша­я­ся ближе всего к за­каз­чи­ку. Най­ди­те ве­ро­ят­ность того, что к нему при­е­дет жел­тое такси.

Ответы: 1.4,5 2.170 3.0,5

В нашу жизнь вторгается математика с ее особым стилем мышления, становящимся сейчас обязательным и для инженера, и для биолога. Что нужно знать, чтобы быстро посчитать: 
А. Сколько всего лепестков у 10 цветков шиповника; 
Б. Сколько всего лучей у 10 снежинок; 
В. Сколько всего ног у 10 пауков? (таблицу умножения)
Станция «Биология». Задание: Командам необходимо ответить на вопросы по биологии. На обсуждение вопроса 10 секунд. 
Вопросы первой команде
1. Назовите цветок, у которого всего 1 лепесток. (Калла) 
2. Что это? 1 говорит, 2 глядят, 2 слушают. (Язык, глаза, уши) 

3. Как поймать тигра в клетку? ( тигры полосатые)
Вопросы второй команде
1. У какого насекомого больше всего глаз? (У стрекозы – 20000) 
2. Кто это? 2 головы, 2 руки, 6 ног. (Всадник на лошади) 
3. Сколько горошин может войти в стакан?(0, горошины не ходят)

Продолжим наш «Марафон». Станция «Физика». 
Вашему вниманию предлагаются шуточные и серьезные вопросы по физике. 
Вопросы первой команде: 
• На сколько человек самый щедрый мальчик сможет разделить одну шоколадку? (Шоколадка как любая материя, состоит из множества мельчайших частей, поэтому одну шоколадку можно разделить на все население земного шара). 

• В каком человеке быстрей движутся молекулы в здоровом или простуженном? (В простуженном, т.к. у него высокая температура).  
Вопросы второй команде
• Почему никому еще не удалось надуть кубический воздушный шарик, чтобы он был в виде куба? (Воздух в шарике, как и любой газ, давит на все стороны оболочки одинаково, поэтому оболочка, как только ее надули, принимает форму шара). 
• На двух чашах рычажных весов находятся два ведра, наполненные водой. Уровень воды в них одинаков. В одном ведре плавает деревянный брусок. Будут ли весы находиться в равновесии?

ОТВЕТ: (Да, будут. Всякое плавающее тело вытесняет своей погруженной частью столько жидкости (по весу), сколько весит это тело). 
Станция «География»

Вопросы первой команде: 

1. География. Самое страшное и загадочное место в мировом океане. (Бермудский треугольник) 

2.Какова наибольшая толщина слоя льда в Антарктиде? (4,3 км) 
3. Существует ли пункт с координатами 00 широты и 00 долготы? (0° широты - это экватор, а 0° долготы - это Гринвичский нулевой меридиан. Следовательно, точка на планете с координатами 0° широты и 0° долготы - это место пересечения экватора с Гринвичским меридианом. Эта точка находится в Атлантическом океане, в Гвинейском заливе)

Вопросы второй команде

1. Где находится «Крыша мира»? ( «Крышей мира» называют Памир)

2.Как называется эта удивительная точка земного шара, где Полярная звезда стоит прямо над головой, где со всех сторон юг, где можно совершить кругосветное путешествие,

обернувшись вокруг себя?( Эта точка называется Северным полюсом)

3. Назовите самую северную точку на земном шаре, самую западную, самую южную, самую восточную. (Самой северной и южной точками являются полюсы, а самой западной и восточной точки на земном шаре нет).
Наша следующая станция «Литературная». (Командам задаются вопросы на знание литературных произведений. Отвечает та команда, которая первой нашла правильный ответ. На обсуждение – 10 секунд.)  
Вопросы командам: 
1. В названии какого произведения использовано всего 2 буквы алфавита? (Муму) 
2. В какой сказке совершено 4 дерзких побега и одно зверское убийство? Сколько в ней героев? (Колобок, 7) 
3. Сколько было бойцов у Али-Бабы? (Сорок) 
4. В какой сказке говорится о внимательном отношении к питью? Сколько в ней героев? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка, 4) 
5. Сколько времени понадобилось, чтобы признать Чацкого сумасшедшим? Назовите автора произведения. 
6. С помощью ЭВМ подсчитано, что в среднем ребенок использует практически 3600 слов, подросток в 14 лет – 9000 слов. Взрослый человек употребляет свыше 11000 слов. А.С.Пушкин в своих произведениях использовал 21200 совершенно различных слов. Во сколько раз словарный запас перечисленных людей больше, чем у Эллочки-Людоедки из известного сатирического романа Ильфа и Петрова «12 стульев»? (Состав словарного запаса Эллочки содержал не более 20 слов, поэтому получим соответственно 180,450,550,1060). 

4 тур. «Угадай слово»

 Я буду говорить 3 подсказки. Если вы угадаете слово после первой подсказки,  зарабатываете 3 балла, если после второй – 2 балла, после третьей – 1 балл. Кто может дать ответ, поднимает руку. Готовы? Начали.

  1. За это снижают оценку. Отличники их не делают. На них учатся. (Ошибки).

  2. 3апомнить их невозможно. По ним считают. Их полно в справочнике (Формулы).

  3. В стране они нас пугают. Самое приятное в школе. Между уроками. (Перемены).

  4. Как муравьев в муравейнике… Бывает пустое. Состоит из элементов. (Множество).

  5. Решение уравнения. У некоторых овощей только он и есть. Его обычно извлекают. (Корень)

  6. У каждой задачи он должен быть. Можно честно его искать, а можно и подогнать или подсмотреть. А она говорит “Провинился, – изволь держать …” (Ответ)

  7. Под ней звенят бубенчики. У стрелкового лука. Часть окружности (Дуга).

  8. Обычно находится в центре города. Выражается квадратным числом. Длина на ширину. (Площадь)

  9. С богатством это тоже может произойти. Такое арифметическое действие. Есть такая таблица. (Умножение).

  10. Всё ждешь, когда же он закончится. Неприятность между переменами. Мама говорит: “Это будет тебе …” (Урок).


5 тур. «Великие и знаменитые»

История математики богата великими людьми. Их мы узнаем по оставленному наследству. Иногда достаточно лишь намека на формулу или теорему, чтобы произошла однозначная ассоциация с ее автором.

Скажите, кого из ученых – математиков вы можете назвать ( Архимед, Виет, Галуа, Гаусс, Герон, Декарт, Евклид, Жирар, Келдыш, Кеплер, Ковалевская, Коши, Лейбниц, Лобачевский, Магницкий, Монж, Ньютон, Орем, Пифагор, Понтрягин, Риман, Тейлор, Фалес, Ферма, Чебышев, Шюке, Эйлер, Якоби и др.)

Внимание! Следующий тур.

По портрету и «штриху» к ученому (либо по научному наследию, либо по биографическому факту) узнать фамилию математика.

Работаем так: вы слушаете ответ, в течение 15 сек обсуждаете ответ на него в команде, а затем по моему сигналу встает тот участник, номер которого совпадает с выбранным вами ответом.

Вопрос №1. Кто из этих учёных участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою? (Пифагор)

Вопрос №2. Прямоугольная система координат связана с именем этого ученого. (Декарт

Вопрос №3. Он изобрёл для защиты своего города Сиракузы мощные машины-катапульты, изобрёл винт. Кто этот ученый? (Архимед)

Вопрос №4. С кем из этих знаменитых людей произошёл следующий случай…

«… На его камзоле протерлись локти. Повстречавший его придворный щё­голь ехидно заметил по этому поводу: – Учёность выглядывает оттуда …

— Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает туда!» (М.В.Ломоносов)

Подведем итоги.

Пока жюри подводит итоги, наше путешествие мне хочется продолжить словами С.Ковалевской «Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе» 
Конкурс «Стихоплетов». 
Задание: За 5 мин сочинить мини стихотворение со словами: урок, звонок, задача, смекалка, удача. 



Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

в марафоне отличился?


Ребята, подсчитайте, сколько жетонов набрала ваша команда.

Мы поздравляем команду – победителя, ребята сегодня показали, что они творческие люди, любящие математику. Обещанные пятерки появятся в ваших электронных дневниках уже сегодня. А тем, кому сегодня чуть – чуть не повезло – сладкий приз, чтобы подсластить горечь поражения. Шоколад, к тому же полезен для ума.

Ребята, спасибо за игру. Всем удачного дня.



Поздравление победителя суперигры.

Вручение призов.Список призов для финальной игры:

1.      Набор писчей бумаги-100 очков (тетрадь)

2.      нож самозатачивающий безопасный- 100 очков (точилка)

3.      Вентилятор-200очков (ментоловые конфеты)

4.      Фен-200очков(расческа)

5.      Набор полотенец -300очков(бумажные салфетки)

6.      Графопроектор-500очков(карандаш)

7.      Летательный аппарат-1000очков(возд.шар)

8.      подзарядное устройство-1000очков(шоколадка)



Для жюри

Протокол игры

конкурс

баллы

Команда1


Команда2


Презентация

От 2 ло 5 баллов



Разминка

1 балл за 1 правильный ответ



ОГЭ не за горами




Математика

1 балл за 1 правильный ответ



Биология

1 балл за 1 правильный ответ



Физика

1 балл за 1 правильный ответ



География

1 балл за 1 правильный ответ



Литература

1 балл за 1 правильный ответ







«Угадай слово»

От 2 ло 5 баллов



«Великие и знаменитые»

От 2 ло 5 баллов

















Станция «математика» Задания:

1.Решите уравнение 3x−7+2(3−x)=−x+8.

2.Два угла треугольника равны 40∘ и 130∘. Найдите величину внешнего угла при третьей вершине. Ответ дайте в градусах.

3. В фирме такси в дан­ный мо­мент сво­бод­но 12 машин: 3 чер­ных, 6 жел­тых и 3 зе­ле­ных. По вы­зо­ву вы­еха­ла одна из машин, слу­чай­но ока­зав­ша­я­ся ближе всего к за­каз­чи­ку. Най­ди­те ве­ро­ят­ность того, что к нему при­е­дет жел­тое такси.

Ответы: 1.4,5 2.170 3.0,5


1.Решите уравнение 3x−7+2(3−x)=−x+8.








2.Два угла треугольника равны 40∘ и 130∘. Найдите величину внешнего угла при третьей вершине. Ответ дайте в градусах.







3. В фирме такси в дан­ный мо­мент сво­бод­но 12 машин: 3 чер­ных, 6 жел­тых и 3 зе­ле­ных. По вы­зо­ву вы­еха­ла одна из машин, слу­чай­но ока­зав­ша­я­ся ближе всего к за­каз­чи­ку. Най­ди­те ве­ро­ят­ность того, что к нему при­е­дет жел­тое такси.




1.Решите уравнение 3x−7+2(3−x)=−x+8.







2.Два угла треугольника равны 40∘ и 130∘. Найдите величину внешнего угла при третьей вершине. Ответ дайте в градусах.






3. В фирме такси в дан­ный мо­мент сво­бод­но 12 машин: 3 чер­ных, 6 жел­тых и 3 зе­ле­ных. По вы­зо­ву вы­еха­ла одна из машин, слу­чай­но ока­зав­ша­я­ся ближе всего к за­каз­чи­ку. Най­ди­те ве­ро­ят­ность того, что к нему при­е­дет жел­тое такси.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!