Игра как элемент здоровьесберегающих технологий на уроках чувашского языка
Подготовила Кошелева Н.П., учитель чувашского языка МБОУ «Чуварлейская СОШ» Алатырского района
Национальный язык – особый предмет. И для эффективного обучения чувашскому языку, на мой взгляд, следует использовать систему психолого-педагогических условий, предложенную Ш.А.Амонашвили:
- обеспечение процесса обучения на основе личностно-гуманного подхода;
- обеспечение успеха, то есть радости познания при освоении чувашского языка;
- применение стимулирующих оценок
Для успешного овладения национальным языком необходимо создавать мотивы для речевых действий детей, которые и направлены на радость познания предмета.
Самая главная задача – повысить интерес к изучению чувашского языка. Ведь ни для кого не секрет, что если нет у учащихся интереса к предмету, то и результатов не следует ожидать.
Большую помощь в решении данного вопроса оказывают игры.Использование игр на уроках приводит к хорошим результатам, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественного общения во время игры.
«Нельзя ли использовать игры сразу для достижения двух целей – обучающей и здоровьесберегающей?» Для реализации данной концепции решила проанализировать игры с точки зрения их применения в рамках физкультминуток или вместо них. Существуют следующие виды физкультминуток:
- упражнения для кистей рук;
- упражнения для снятия общего или локального утомления;
- гимнастика для глаз;
- гимнастика для слуха;
- упражнения, корректирующие осанку;
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционно-мимическая гимнастика
Упражнения для снятия общего или локального утомления.
Учителями чувашского языка на уроках применяется большое количество стихотворений, считалок, песенок. Многие песенки сопровождаются различными движениями. Например, такая песня.
Эп тухатăп урама,
Эс тухатăн урама.
Вăл та урама тухать.
Эп пуҫлатăп выляма,
Эс пуҫлатăн выляма.
Вăл та выляма пуҫлать.
Эп юрлатăп, эс юрлатăн,
Вăл та пирӗнпе юрлать.
Эп ташлатăп, эс ташлатăн.
Вăл та пирӗнпе ташлать.
Эпир пӗрле савăнатпăр.
Пурте туслă пурăнатпăр!
Изучая глаголы действия ( выйти, играть, петь, танцевать, радоваться, жить ) дети не только отдыхают, но и быстро запоминают спряжение глаголов в настоящем времени в единственном числе.
Стихотворение про утку включает разные виды упражнений.
Нарт-нарт кăвакал
Шывра ишет, савăнать, ( руками показывают движения плавания, на лице радость)
Ик ҫунатне шарт! ҫапать.( согнутые в локти руки мгновенно складывают по бокам, на лице удивление )
Нарт-нарт кăвакал
Кӳлле чăмать, ҫухалать,( садятся на корточки, руками закрывают глаза)
Лăпкă шыва хумхатать.( встают, руками показывают движение волн, на лице спокойствие)
Нарт-нарт кăвакал
Чӗпписене йыхăрать, ( шагают на месте, на лице волнение )
Киле ертсе таврăнать.( садятся за парты с чувством гордости и удовлетворения).
Хорошее упражнение-игра в движении для автоматизации грамматических структур, когда дети становятся в два круга парами лицом друг к другу. Сначала движется внешний круг, по очереди задавая вопросы учащимся внутреннего круга, затем наоборот. Прекрасная возможность подвигаться, когда ребята приносят на урок игрушки животных. Спрашивая от имени зверей как кого зовут или сколько кому лет, или где живёт, дети быстро и непринужденно учатся знакомиться на чувашском языке.
Дети очень любят играть в змейку, когда выстроившись в две колонны, нужно, называя слова, двигаться по одному с хвоста вперёд. В этой игре присутствует и соревновательный момент. С удовольствием дети прыгают по «болоту». На листе обоев рисую «кочки» с буквами алфавита или с цифрами. Выигрывает команда, которая быстрее пройдёт по порядку по «кочкам». Это задание можно выполнять и индивидуально.
«Соседи» - это игра, в которой нужно помнить, как пишутся буквы алфавита или знать цифры. На доске или на плакате черчу прямоугольники - «квартирки», а в них или нет обеих букв, если располагаются по порядку алфавита, или только одной (большой или маленькой). Нужно дописать кто «живёт в этой квартирке».
Игра «Помогите» заключается в том, чтобы спасти летящих на воздушном шаре над лесом, где живут хищные звери. На доске можно прикрепить рисунок леса, хищных зверей, воздушный шар. На корзине шара прикрепляются мешки с грузом – это цифры или слова. Спасти людей можно, сбросив груз. Для этого, естественно, нужно знать слова или цифры – назвал по-чувашски, снял (или стёр) груз. Дети стараются, чтобы шар не упал в лес. К играм такого типа, только в командах, можно отнести «Собери грибы в корзинку», «Доплыви до острова», «Собери яблоки с яблони» и т.д. Во время таких игр дети могут выйти к доске, подвигаться, чего мы и добиваемся.
Для запоминания названий цветов очень хорошо помогает игра «Найди цвет». Один ученик подходит к учителю и берёт карточку с названием цвета на чувашском языке. Читает вслух, а дети должны найти этот цвет в классе и показать его. Тот, кто первый нашел названный цвет, подходит к учителю, и игра продолжается.
При обучении счету на чувашском языке использую ролевую игру «Я число». Детям раздаю карточки с числами и говорю: «Ты теперь не Артем, ты Пиллӗк, ты теперь на Яна, ты Пӗрре» и т.д. Затем вызываю к доске по очереди: «Пиллӗк, доска умне тух! Пӗрре, доска умне тух!» Итак, дети выстраиваются у доски по порядковым номерам. Затем начинают считать, называя по порядку свое новое имя. За парты садятся также по команде учителя: «Пиллӗк, парта хушшине лар!» и т.д.
Упражнения для кистей рук
Данные упражнения на уроке обеспечиваются за счет использования рифмовок, стихотворений. При подборе стихотворений стараюсь следить за тем, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока.
Ҫумăр ҫăвать.(Дети кончиками пальцев стучат по парте)
Халь пăр ҫăвать.( Дети сгибают пальцы и косточками стучат по парте)
Ҫиҫӗм ҫиҫет.( Дети кладут голову и руки на парту)
Аслати авăтать.(Дети хлопают в ладоши).
Игра «Угадай на ощупь». Учитель в мешочек кладет какой-либо предмет, затем подходит по очереди к учащимся и просит сунуть руку в мешочек. Дети щупают предмет, называют слово, характеризующий признак этого предмета на русском языке, учитель каждое слово записывает на доске. Затем переводят слова на чувашский язык, называют предмет.
Очень активно школьники играют с мячом, называя слова, задавая вопросы и отвечая на них. Также при введении прилагательных, таких как большой, маленький, круглый, толстый, тонкий , всегда показываю учащимся руками движения, которые соответствуют этим прилагательным. Проверяя их усвоение, можно попросить детей показать эти слова движениями рук. Счёт по-чувашски, загибая и разгибая пальчики, игры с мячом являются прекрасными упражнениями для кистей рук.
Гимнастика для глаз
Поиграть в игру «Кто пропал у Кедерук?» любят все. Это развивает зрительную память, даёт время глазкам отдохнуть. Разместив на доске картинки с домашними животными, мы повторяем их названия. Затем учитель говорит, что Кедерук легла отдохнуть ( канма выртнă ),убирает одну картинку, дети должны отгадать какое животное пропало. Если уроки проходят всегда в кабинете чувашского языка, то можно перед уроком в поле зрения учащихся приклеивать по классу или цифры, или буквы алфавита, или изученную лексику (в картинках, словами). Задача – найти нужное. И не требуется упражнений типа «глаза вверх, вниз, влево, вправо».
Гимнастика для слуха
На уроках чувашского языка учащимся много приходится слушать иноязычную речь. Хорошим упражнением в этом плане является задание хлопнуть в ладоши, если услышали, например, среди названий животных домашнего или, наоборот, дикого зверя, или новое слово.
Детям очень нравится игра в «испорченный» телефон. Выстраиваются в две колонны. На столе учителя лежат два набора картинок или цифр. По одному учащемуся подходят к учителю, и он говорит каждому слово. Те, в свою очередь, идут в конец колонны и на ухо говорят слово предыдущему и так далее. Первый в колонне должен прибежать за картинкой или цифрой. Игра проходит очень весело и эмоционально.
Артикуляционно-мимическая гимнастика
С удовольствием использую в начале урока гимнастику для язычка, и детям она тоже нравится. Проще повторять слова и звуки за учителем, но намного интереснее озвучивать то, чем «занимается» язычок.
Всегда эмоционально проходит игра «Угадай животное». Ребята с большим удовольствием показывают повадки и мимику разных зверей.
Запоминая лексический материал характеристики человека (грустный, весёлый) , тоже можно использовать приём мимического портрета .
Исходя из опыта применения игр вместо зарядки при обучении малышей, могу утверждать, что это хорошее подспорье для учителя не только в обучении предмету, но и в сохранении здоровья учащихся.
Список литературы
- Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М.: « Педагогика » , 1986. 176 с.
- Артемьева Т.В., Трофимов Г.Ф. Хрестоматия для маленьких. Чеб.: Чувашское книжное издательство, 2006. 320 с.
- Игнатьева В.И., Чернова Н.Н. и др. Методические указания к учебнику « Чувашское слово » для I класса русских школ. Чеб.: ЧРИО, 2008. 197 с.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: « ВАКО » . 2004. 296 с.
- Матвеева Г.А. Крылатые качели. Детский фольклор. Чеб.: Чувашское книжное издательство, 2010. 80 с.
- Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений; [ Под ред. Н.В.Клюевой]. М.: « ВЛАДОС-ПРЕСС » , 2003. 400 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,1978. 304 с.