СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра, как форма социальной адаптации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребёнком и взрослым.

Просмотр содержимого документа
«Игра, как форма социальной адаптации»

Цель: это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребёнком и взрослым.

Основная задача игр в этот период - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Социальная адаптация – это способность ребенка принять социальные нормы поведения, правила коллектива, общества, в котором он находится, умение решить конфликтную ситуацию.

Ранний дошкольный возраст особенно важен в развитии личности. В этом возрасте закладывается фундамент всей личности. У дошкольника в процессе социальной адаптации формируется сознание, его способность к самоконтролю и самообслуживанию, умение влиться в коллектив. Именно поэтому важным и ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Понятие игра очень многогранно и обширно. Оно означает развлечение, упражнение, занятие, забаву, отдых, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, а следовательно активным средством воспитания и самовоспитания.

Игровая деятельность нас окружает всегда и везде: дошкольники играют дома, на прогулке, в садике, со сверстниками и со взрослыми. Игра детей – это самая свободная и естественная форма проявления поведения детей, в которой осознается и изучается окружающий мир, открывается простор для проявления себя: личного творчества, самовыражения, самопознания, активности. Инициатором игры выступает взрослый. Под руководством педагога игра из хаотичной переходит в планомерную, приобретает смысл. Благодаря этому происходит социальная адаптация ребенка, связанная с взрослением, внутренними изменениями, с изменившимися требованиями окружающих, предъявляемыми к нему в социуме и в детском коллективе. В процессе игры происходит активное развитие всех психических процессов, таких как память, внимание, мышление, воображение, речь. Игра и называется ведущей деятельностью, так как в ней дети социально адаптируются и приспосабливаются к окружающей среде.

Главная задача игры - это формирование доброжелательного и доверительного отношения с педагогом.

Важно что бы ребенок увидел в педагоге доброго и отзывчивого взрослого, всегда готового прийти на помощь в любой сложной ситуации.

Социальное окружение также должно адаптироваться к индивидуальным особенностям дошкольника. Так как при поступлении в дошкольное учреждение ребенок из знакомой семейной обстановки попадает в незнакомую, непривычную для него среду: режим дня в детском саду, отсутствие родителей, незнакомые воспитатели, другой стиль общения, новые требования к поведению, контакт со сверстниками, все эти изменения создают стрессовую ситуацию для дошкольников, что приводит к психическому напряжению, капризности, плаксивости, плохому настроению: иными словами к социальной дезадаптации, то есть к нарушению поведения, внутренней регуляции и способности приспосабливаться к условиям окружающей среды. Следовательно, что бы адаптация у ребенка в социуме прошла успешно педагоги используют игру как средство. Тематика, содержание и сюжет игры подбирается в соответствии с возрастом ребенка, зависит от интересов, и знаний об окружающей среде, способностей и общительности детей. Что бы понять ребенка нужно взглянуть на его игру. В игре ребенок получает опыт, развлечение, расслабление, отдых, эмоциональную разгрузку. Именно поэтому игра является важной составляющей в жизни ребенка. Через игру мы помогаем детям пройти адаптацию. И в этом нам помогают коммуникативные и интеллектуальные игры. Они являются самыми эффективные в период адаптации ребенка в социуме, так как направлены на создание положительной атмосферы, снижению чувства страха. Первые игры чаше всего фронтальные, что помогает охватить всех детей. Игра сопровождается доброжелательной улыбкой и ласковым голосом. В процессе таких игр ребенок получает положительные эмоции, проходит стеснение, замкнутость. Дошкольники приобретают навыки общения, учатся слушать другого человека, становятся более внимательными и у них развивается творческое воображение. Дети получают эмоциональную разрядку и чувство единства и сплоченности с группой, повышается самооценка.

В детском саду дети учатся играть и у них появляются предпочтения ряда игр и желания играть в них. Они очень благоприятно влияют на все психические процессы и эмоционально-волевую сферу воспитанников. Игры используются разнообразные:

-игры, направленные на сближение детей друг с другом и педагогом;

- театрализованные игры;

-подвижные игры;

- сенсорные игры;

- дидактические и словесные игры;

- сюжетно-ролевые игры;

-психо-эмоциональные.

В процессе игры ребенок обучается, приобретая навыки будущей профессии, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра является и отдыхом, и компенсацией недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных, создает поле деятельности, в котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним.

Подчеркнув все выше сказанное, можно прийти к выводу, что игра – это средство формирования социальной адаптации дошкольника и так как родители уделяют своим детям с каждым годом все меньше внимания, ответственность за формирования социальной адаптации дошкольника ложиться на плечи педагогов. В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников - игра, которая из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов переходит в планомерную и углублённую.

Игра учит взаимоотношениям и между детьми и взрослыми, побуждает их к сотворчеству, благоприятно сказывается на психической и эмоциональной сферах тех и других.



Литература:

1. Андрушенко Т., Шашилова Г., Кризис развития ребенка 7 лет: психодиагностика и коррекционно-развивающая работа психолога – Академия, 2013.

2. Баллон А. Психическое развитие ребенка – М: Просвещение, 2017.

3. Бардиер Г.Л., Никольская И.М., Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. СПБ: Речь, 2015.

4. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений – М: МПА, 2014.

5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество – второе издание М., 2003.

6. Психология и педагогика игры дошкольника – М: Просвещение, 2021.

7. Эльконин Д.Б. Психология игры – М: ВЛАДОС, 2019.