СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пособие для уроков музыки в начальной школе
Учебное пособие для учителей музыки
О.Н.Червонная
Игра как метод
художественно-образного
обучения на уроках музыки
Новосибирск
Червонная О.Н.
Игра как метод художественно-образного обучения на уроках музыки. Учебное пособие для учителей музыки.
Пособие предназначено для уроков музыки в начальных классах общеобразовательных школ.
Пособие содержит более 90 игровых разработок, направленных на развитие музыкально-слуховых способностей, чувства ритма и мелодизма, которые можно также использовать в дошкольных учреждениях.
Все права защищены. Никакая часть данного пособия не может быть изменена в любой форме или любыми средствами, электронными или механическими или иные средства копирования или сохранения информации, без письменного согласия автора.
©О.И. Червонная,
Игровые формы работы на уроках музыки
Понятие игры традиционно связывается с детским воспитанием, развитием умственных и творческих способностей ребенка.
Педагогическая теория игры исследует то, как воздействует игра на выработку навыков адаптации детей в коллективе, развитие памяти, воображения, нравственных качеств ребенка. Игра рассматривается как одна из форм деятельности ребенка, способствующая развитию творческих способностей, а также усвоению норм общественного поведения.
Игра как своеобразный тип коммуникации занимала важнейшее место на ранних этапах развития человечества в формировании мифов, становлении и развитии фольклора. Поскольку музыка как вид искусства сформировалась на более позднем этапе, игровая логика в музыке складывалась в процессе становления интонационного мышления и потому связана, прежде всего не с самой игрой, а с отображением игровой деятельности и игрового мышления. Игра в музыке проявляется как отражение игровых жизненных ситуаций.
Автор учебного пособия, применяя игровую технологию на уроках музыки, сосредоточивает внимание учащихся на художественно-выразительных средствах музыки. Такие понятия, как динамика и темп, форма произведения и длительности нот, являются художественно-образным языком музыки. Трудности усвоения обусловлены объективными причинами – ведь от одного урока до другого проходит целая неделя, наполненная иными уроками и впечатлениями. Если же постоянно записывать музыкальные правила в тетрадях, то легко можно превратить музыку в уроки чистописания, что недопустимо.
Известно, что у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, к тому же они любят игровые формы работы. Игра тем самым представляет собой уникальное явление интеллектуально-творческой активности, а также становится средством творческого познания мира и самого себя.
Автор пособия на протяжение многих лет использует игровые формы работы, подбирает различные стихи и сказки, рисунки и иллюстрации, которые формируют представление о выразительных средствах языка музыки. Наглядное изображение нотных знаков, музыкальных инструментов, сказки, загадки активизируют процессы запоминания учебного материала, делают уроки более увлекательными, интересными и веселыми.
Предлагаемое пособие включает материалы из опыта работы учителя и может быть использовано не только учителями музыки в общеобразовательных школах, но и педагогами дополнительного образования, педагогами детских садов и классами предшкольной подготовки в качестве учебно-методического пособия.
Методист по эстетике К. Яруллина
Содержание
От автора………………………………………. 4
Игра в психологии и педагогике…………………… 5
Функции игры
Причины использования в учебном процессе
Условия эффективного использования игр
Основное содержание игр на уроке музыки
Ассоциативные игры………………………………… 7
Музыкально – дидактические игры……………….. 11
Сила звука и динамический слух…………………….. 11
Тембр и тембровый слух……………………………… 13
Высота звука и звуковысотный слух………………… 14
Длительность звука и чувство ритма………………… 16
Нотная грамота………………………………………… 19
Слуховое восприятие………………………………….. 21
Вокально – хоровая работа……………………………. 24
Контроль и обобщение………………………………… 26
Сюжетно - ролевые игры…………………………… 28
От автора
В современных условиях, когда предназначением школьного образования является не только реализация образовательных запросов, но и формирование мира ребенка, имеющего свои ценности и идеалы, уроки музыки играют основополагающую роль в формировании интеллекта современной личности, в воспитании культуры его чувств и эмоций, в выработке определенной системы жизненных ценностей и ориентиров.
Изменения в отечественной системе образования за последние десятилетия, а также принятие республикой Казахстан нового государственного стандарта 2003 года, поставили перед учителем музыки задачи по освоению современных образовательных технологий, ориентированных на личностный подход к формированию и развитию творческих способностей учащихся.
Игра в образовании - тема не новая. Однако до сих пор нет единого понимания этой проблемы, нет единой терминологии. Чаще всего педагоги понимают игру как некий пикантный соус, которым можно сдобрить сухой и жесткий «гранит науки». И если даже в образовательном учреждении относятся к игре с уважением и признают ее школой творчества, то представляют ее себе чаще всего как непременную праздничную составляющую процесса обучения, где подразумевается костюмирование, присвоение ролей, яркая состязательность. А ведь игра не только вводит ребенка в жизнь, но и способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель. Музыкальные игры развивают интеллект, чувство ритма и такта, память, музыкальный слух, голос, саму творческую деятельность ребенка; способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов. Музыка приобщает ребенка к прекрасному, к ощущении гармонии, обогащает его духовный мир.
Пособие, которое вы держите в руках, создано с целью систематизации методического материала, разработанного на основе применения игровых технологий на музыкальных занятиях. Подобраны игры, задания, игровые упражнения, которые помогут педагогу научить ребенка искусству слышать музыку; позволят развить группу музыкально-сенсорных способностей (умение слышать высоту, длительность, силу, тембровую окраску звуков).
По своей структуре пособие делиться на четыре раздела. В первом - осмысление значимости игры в учебно – воспитательном процессе с точки зрения психологии и педагогики, рассмотрение ее как метода художественно – образного обучения на уроках музыки.
Во втором разделе – предложена подборка ассоциативных игр, в основе которых лежит ощущение и представление, которые являются одной из действенных форм развития детского творчества в музыкальной педагогике. В отличии от учебных занятий, в ассоциативных играх познавательные задачи ставятся не прямо, а косвенно – учащиеся овладевают знаньями играя, а мотивом является естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия.
Третья часть самая большая, и состоит она из музыкально - дидактических игр и упражнений, которые заставляют детей думать, решать, ставят в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усвоить полученные навыки и умения, делая их более устойчивыми.
Четвертый раздел содержит подборку сюжетно – ролевых игр. Игры, в которых содержание позволило бы ребятам побыть в воображаемых жизненных ситуациях, где искусство выступает инструментом познания окружающей жизни. Каждый ребенок сам выбирает себе ту или иную роль и действует в соответствии с пониманием этой роли. Что дает возможность через игру дать выход индивидуальному творчеству детей.
Колоссальное социальное напряжение, увеличение психических нагрузок. Повышение требований к уровню развития человека 21 века, когда меняется сам образ жизни общества, ставят множество вопросов перед учителем, и требований – поиска путей гуманизации отношений, инновационных технологий. Поиск ответов на эти вопросы привел к разработке данного пособия.
Созвучна природе ребенка, выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребенка;
Преобладающий тип деятельности ребенка;
Источник развития;
Форма приобретения и уточнения знаний, умений и навыков;
Реальная практика;
Формирование детского коллектива;
Путь для перехода мышления на новый уровень, формирование новых интеллектуальных операций
Исходя из сущности явления, рассмотрим игру в развитии мотивационно – потребностной сферы
учащихся:
Понимать: Игра в развитии мотивационно-потребностной сферыВ игре интеллект следует за эмоционально – действенным переживанием;
Выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребенка, потребность быть взрослым;
В игре возникает новая психологическая форма мотивов;
Игру в педагогике можно определить как метод обучения и воспитания:
Метод стимулирования и мотивации учебной деятельностиПовышение интереса познавательной деятельности;
Подготовка к выбору профессии;
Развитие логического и творческого мышления
Углубление познания через эмоции
Активизация процессов непроизвольного запоминания
Облегчает восприятие
Формирование познавательного интереса через игру на уроках музыки осуществляется посредством реализации следующих функций:
Понимать: Функции игры
Психотерапевтическая: может изменить отношение учащихся к себе и другим, изменить психическое самочувствие социальный статус;
Психогигиеническая: позволяет избегать перенапряжения;
Технологическая: более распространена по сравнению с искусством и более проста;
Стимулирующая.
Перечисленные функции свидетельствуют о необходимости применения игры в педагогическом процессе еще и потому, что мотив в игровой деятельности, как побуждение и сознательное освоение активности лежит не столько в результате игровой деятельности, сколько в самой игровой деятельности, способной радовать и приносить удовлетворение своим осуществлением. Самим процессом игры.
Исходя из выше сказанного, можно определить основные причины использования игровой деятельности в учебном процессе у младших школьников.
Знать: Причины использования игровой деятельности в учебном процессе
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка
Повышение творческо – поисковой активности детей
Психофизиологические особенности младших школьников
Сглаживание и сокращение адаптационного периода
Планирование и учет знаний, умений и навыков
Способствуют положительной мотивации обучения младших школьников
Игра должна быть подчинена конкретным учебно – воспитательным задачам;
Ее необходимо планировать: место в структуре урока форма ее проведения;
Осуществлять переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу;
Полезно вносить элементы соревнований;
Разнообразные игры, объединенные одной учебной тематикой – условие для принципа «старое в новом»
Игра должна обоснованно вызывать положительные переживания, быть привлекательной;
Использование игровой атрибутики (использование элементов наглядности);
Профессиональное мастерство учителя в организации игровой деятельности на уроке;
Ритмопластика (придумать движения под музыку);
Звукографика (устная и письменная), графически изобразить штрих, мелодию;
Найти ассоциации (с природой, репродукциями, стихотворениями, жизненными ситуациями);
Актуализация субъектного опыта (обсудить, сравнить, передать впечатления);
Загадко – творчество (отгадать, сочинить загадку);
Музыкальное рисование (создание словесного портрета);
ИЗО (иллюстрация к музыкальному произведению);
Интонирование в заданном образе;
Игровые ситуации (музыкально – дидактические игры);
Импровизация на детских музыкальных инструментах;
Театрализация (инсценировка песен, перевоплощение);
Ритмизация текстов;
Досочинение мелодий;
Сочинение текстов к музыкальным фразам;
Игровая импровизация;
Составление художественных коллекций (по эмоциональной общности произведений);
Развивают ассоциативное мышление, творческое воображение детей, умение продуцировать неординарные идеи и образы;
Развивают умение передавать эмоции, чувства, образы по средством звуков, мимики;
Учат распознавать и анализировать звуки окружающего мира;
Дают представление о различных характеристиках однотипного звукового явления;
Учат самостоятельному созданию звуковых произведений на заданную тему
Перед игрой учитель может обратиться к ученикам со следующими словами: «Ты не раз слышал, как хлопает и скрипит дверь, звенит колокольчик, плачет ребенок, гремит гром. А вот можешь ли ты услышать, как говорит облако? Может быть, оно поет или вздыхает? Представь, и ты услышишь необыкновенные звуки или придумаешь свои, никому пока неизвестные».
Учащимся предлагается:
описать или нарисовать свои любимые звуки;
представить, как звучит мягкое пушистое облако. Описать и нарисовать звучание облака;
представить и нарисовать звук кислого огурца, красного яблока и т.д.
представить, как звучит большая лужа после дождя. Описать и нарисовать звучание большой и маленькой лужи.
Для проведения игры используются карточки с написанными на них характеристиками (радость, печаль, ярость, нежность и т.д.). Карточки раздаются участникам. Каждый пытается озвучить и передать в движении или мимикой ту или иную эмоцию. Группа пытается определить услышанное.
«Цвета».Для игры используются от 4 до 6 цветных карточек (красная, синяя, зеленая, желтая, черная, белая), которые раскладываются по классу. Учащиеся выбирают цвет, наиболее соответствующий их внутреннему настроению на данный момент, и разбиваются на группы. Учитель просит участников игры:
по очереди голосом озвучить цвет, каким они его слышат;
зазвучать «цветовой палитрой» всей группой;
создать звуковое произведение, ритмически организовав его, чередуя звучание отдельных голосов, созвучий и целой группы «инструментов».
Для игры учителю будут необходимы разнообразные мелкие предметы: ключи, гвозди, бумага, чашки, ложки и прочие «музыкальные инструменты», из которых можно извлечь звуки. Детям предлагается, манипулируя этими предметами и извлекая из них разнообразные звуки (стуча, скребя, гладя, шурша, звеня, и т.п.), найти понравившийся тембр, звук, сочетание. После того, как звуки будут определены, каждый воспроизводит свою находку и пытается объяснить, почему он выбрал именно этот звук или сочетание, какой образ, цвет возникает при восприятии этого звука.
«Созвучия».Цель игры – найти гармонирующие сочетания со своим звуком, со своим теперешним настроением. Эта игра является продолжением предыдущей – «Найди свой звук». Одному из детей предлагается выйти в круг и исполнять свой звук, как своё сочинение, своё настроение. Остальные вслушиваются в эти звуки, пытаясь ощутить возможность соединения своего звука со звучащим. Любой участник может выйти в круг и начать воспроизводить свой звук вместе с другим, если чувствует, что его звук уместен, а возникающее созвучие достаточно благозвучно и гармонично.
В процессе игры при возникновении чувства неудобства, не гармоничности своего звучания со звуками других участников можно прекратить исполнение и выйти из «сочинения».
«Чужой».Игра проводится по аналогии с игрой «Найди свой звук». Но в данном случае каждый ищет чуждые ему звуки, пытаясь ощутить и осознать возникающие при этом ассоциации.
Детям предлагается:
- Записать дома на пленку скрип двери, стук капающей из водопроводного крана воды, шаги человека в больших тяжелых ботинках, звонок телефона, гул заводимого мотора машины и т.п.;
- Описать эти звуки словами, подобрав подходящие определения;
- Расположить собранные звуки в определенном порядке, чтобы получилась звуковая пьеса;
- Создать звуковую тему и вариации к ней;
- Расположить музыкальный материал в двухчастной, трехчастной формах, форме рондо
Игра может быть использована при изучении темы «Построение (формы) музыки».
Детям предлагается:
Записать на пленку стук дождя: сначала мелкого, маленького, затем большего, и , наконец, шум дождя с градом;
Расположить эти фрагменты в порядке усиления или уменьшения громкости звука.
Коллекционировать можно лай собак различной породы, телефонные звонки, шаги, шум работающих машин и т.д.
Игра может быть использована для объяснения темы «Динамические оттенки»;
«Слепой».Класс делится на группы. Детям предлагается создать музыкальное произведение на заданную учителем тему. Извлекая звуки из разных предметов, музыкальных инструментов, группа пытается передать заданный образ. Затем идет исполнение по группам. Слушатели, закрыв глаза, пытаются определить, о чем идет речь в данной пьесе, какие образы хотели передать создатели пьесы, ее название.
В качестве примеров могут быть использованы следующие темы: «Шорохи ночного леса», «Шум улицы прошлого века», «Заколдованный замок», «Утро в деревне», «Приближение грозы», «В зоопарке».
«Ты – звук».Детям предлагается ответить на вопрос: «Какой звук ты ассоциируешь с данным человеком?». Выбирается участник, и каждый пытается описать или воспроизвести звук, который он ассоциирует с этим человеком. Звуки можно записать на пленку и тем самым создать личностный звуковой ряд».
«Движения».Ведущий (ученик или учитель) выполняет какие-либо движения, а класс пытается в звуках, в красках, в словах, используя ассоциации с уже знакомыми музыкальными произведениями, описать, нарисовать, озвучить характер этих движений.
Другим вариантом игры является создание определенных движений после прослушивания звуков, созвучий, мелодий, просмотра заданных цветовых гамм, составить световую композицию.
«Запахи и ощущения».Игра проводится по аналогии с игрой «Движения». Основой этой игры являются ассоциации, в основе которых лежит взаимосвязь между звуками, запахом и ощущением. Детям предлагается провести ассоциации между различными запахами (духов, леса, дождя, растений, человека и т.д.), ощущениями от прикосновения к различным предметам (мягкость, жесткость, шершавость, упругость и т.д.) и звуками как музыкальными, так и не музыкальными, а также красками.
«Тембры и образы».-Детям предлагается прослушать одну и ту же мелодию, программную пьесу в исполнении различных музыкальных инструментов. Участники записывают, а затем рассказывают, как изменялся возникший при восприятии образ в зависимости от изменения тембра. Игра может быть использована при изучении темы «Тембр».
-Подобрать музыкальный инструмент для изображения пения птиц (тастуаык), дракона(шанкобыз), гудка паровоза (ускирик) и исполнить на нем соответствующую мелодию.
- Обозначить каждую группу инструментов (струнных, духовых. ударных) своим цветом.
«Словесное сочинение».Предложить учащимся на словах «сочинить» музыку про бурю на море, шторм (какие звуки будут использованы, темп, характер и т.д.). Затем предлагаем послушать как бурю передал музыкой П.И. Чайковский.
Показываем две репродукции картин известных художников. Придумать музыкальное произведение какого характера, с использованием каких средств выразительности могли бы выразить настроение этих картин.
Подобрать стихотворение, понять его характер, настроение, чтобы сочинить к нему музыку.
Это коллективная игра, коллективный труд всех учащихся: каждый из них примет участие в заполнении «альбома» - впишет название понравившегося музыкального произведения, нарисует иллюстрацию к ней. Аналогично можно составить:
«Коллективный музыкальный словарь»
«Песенник»
«Книга композиторов»
«Книга правил пения»
«Игротека»
Музыкальное описание разнообразных аттракционов:
американские горки (нарастающие и затухающие звуки)
карусель (снова и снова повторяется фраза, словно вертящаяся по кругу)
кривые зеркала (забавные, искаженные звуки, похожие на смех).
Здравствуй, дедушка Мазай
Водящий должен по движениям остальных детей угадать, какие движения они выполняют. Предлагается использовать в ходе этой игры разные виды музыкальной деятельности-пение, дирижирование, игра на разных музыкальных инструментах.
В преддверии этой игры необходимо сделать маленький экскурс в историю музыки , вместе с детьми вспомнив, как надо играть на музыкальных инструментах.
Для начала учитель загадывает загадки, отгадав которые, дети назовут имена разных музыкальных инструментов. Когда загадка будет отгадана, все игроки вместе показывают, как надо играть на названном инструменте.
Игроки предварительно сговариваются, на чём они будут "играть". после чего подходят к водящему, скандируя стихи: Здравствуй, дедушка Мазай,
На солнышко вылезай!
Водящий. Здравствуйте, детки, где вы были и что вы видели?
Дети. Где мы были, мы не скажем,
А что делали покажем.
Показывают игру на выбранном инструменте. Если водящий отгадывает инструмент,то тот, на кого он укажет, занимает его место и становится водящим.
Угадай, что я делаю
Звучит музыка, во время которой учитель изображает, как играют на инструменте который звучит. Учащиеся повторяют движения за учителем. Если учитель ошибается, то учащиеся должны хлопать в ладоши.
Я и музыка
-Нарисовать музыку так, как ты ее чувствуешь, понимаешь. Это задание можно адресовать какому-то конкретному произведению или музыке вообще.
-Составить небольшой рассказ для радио- или телепередачи о своем любимом музыкальном произведении.
Заставь картину запеть
Руководитель показывает картины известных художников разных жанров живописи: натюрморт, пейзаж, анималистический (животные), батальный (военные действия), бытовой, портрет, марина (море), иконопись. Участники игры выбирают определенный жанр (для всех один) и придумывают мелодию, используя различные музыкальные приемы. Композиция должна быть небольшой, но завершенной, и соответствовать выбранному жанру и настроению, которое отображено художником, но своеобразно воспринято игроком. Это может быть лирическая мелодия, минор, переходящий в мажор, со сменой темпов и ритмов, отрывистым исполнением, внезапно или постепенно сменяющийся плавным. Усложненный вариант: дополнительно можно придумать слова к своей мелодии, соответствующие мелодии и картине.
Пантомима
Класс делится на две группы. Учитель играет мелодию или дает прослушать в записи. Музыка может быть самой разной: классической, танцевальной, современной эстрадной и т. д. После внимательного прослушивания дается время для каждой команды, чтобы участники посоветовались, что они будут изображать. Придуманная пантомима, сценка, в которой действующие лица не говорят, а выражают все с помощью жестов, мимики лица, должна быть понята другой командой. В придуманной сценке должен отражаться характер музыки.
Когда одна группа показывает, другая внимательно смотрит и пытается понять сценку. Проигрывает та команда, которая не сумела достаточно ясно отразить в своей сценке мелодию, и действия этой группы не были поняты другой командой.
Музыкально-дидактические игры:
ставят в поисковую ситуацию
комплексное воздействие (зрительная слуховая и двигательная активность)
развитие внимания, памяти, мышления
стимулируют познавательную активность, вызывая положительные эмоции к учебной деятельности
развивают музыкальные способности
помогают усваивать певческие умения и навыки
эффективное средство формирования звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха
снимает нервное напряжение, облегчает восприятие
повышает эффективность усвоения
Научиться вместе с учащимися читать сказку с динамическими оттенками, меняя силу голоса на выделенных словах. Когда сказка будет звучать повторно, то вместо русских слов "тихо", "громко" попробуйте произносить итальянские "пиано", "форте" при этом необходимо менять и силу голоса.
Жил кот Василий. Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо всегда он ходил.
Громко, настойчиво кушать просил,
Да чуть потише на печке храпел –
Вот Вам и все, что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами он бой.
Громко крича он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились:
Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут чуть погромче воскликнул кот: «Брысь!» –
И врассыпную они понеслись.
(А на самом деле в то время, когда
наш Василий спал, происходило вот что.)
Мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки,
Потом чуть потише смеялись над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, внезапно громко чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко над ним потешались.
(Е. Королева)
ПальчикиТихий и громкий звук, конечно, никогда не спутаешь. Для того чтобы развить у детей умение различать разные по силе звуки можно выполнить следущие игровые задания.
Задание учащимся: распрямить ладонь и хлопнуть по ней одним пальцем. Вышел тихий звук .А теперь хлопнуть двумя пальцами , тремя, четырьмя, а затем всей ладошкой – звук с каждым разом становится всё громче и громче.(хлопки учащимися делаются по кивку головы учителя)
«Звучание» одного пальчика соответствует – ПИАНО
«Звучание» двух пальчиков соответствует – МЕЦЦО-ПИАНО
«Звучание» трёх пальчиков соответствует – МЕЦЦО-ФОРТЕ
«Звучание» четырёх пальчиков соответствует – ФОРТЕ
«Звучание пяти пальчиков соответствует - СФОРЦАНДО
Один из участников игры выходит за дверь. Оставшиеся игроки прячут иголку или какой-либо предмет в классе. Задача водящего – найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую исполняют все остальные. Основное правило: звучание песни усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё.
Карточки цветные готовятся заранее, в которых определённый цвет соответствует определённой динамике:
Жёлтый – ПИАНО
Зелёный – МЕЦЦО-ФОРТЕ
Красный – ФОРТЕ
Звучит музыкальная пьеса, в которой динамические оттенки исполняются последовательно. Произведение должно прозвучать 2 раза. При повторном же исполнении пьесы, учащиеся выкладывают динамический план произведения.
"Поезд"
Эта игра направленна на тренинг вслушивания в изменение динамики звука.
Учитель объясняет, что все участники игры превращаются в машинистов. С помощью хлопков в ладоши будет показано, как сначала разгоняется, а потом останавливается поезд. Ведущий указывает кто начинает делать хлопки первым. Затем к нему присоединяется второй участник, потом - третий и так весь класс. Когда звук хлопков достигает самого громкого звучания, также поочередно хлопанье прекращается.
Ведущий отворачивается, а остальные игроки нараспев произносят фразу "угадай по голосу", постаравшись максимально видоизменить свой голос. Ведущий должен угадать, кто произнес фразу. Если он дает верный ответ, то тот, кого узнали, занимает место ведущего.
Класс делится на две группы. Угадывающая группа закрывает глаза, учитель дает сигнал участнику другой команды исполнить фрагмент песни, а противоположная команда должна узнать по голосу исполнителя.
Симфоническая сказка С. Прокофьева " Петя и волк"
Обозначить последовательность появления в музыке каждого действующего лица на той строке, где изображен "его" музыкальный инструмент или инструменты. Или выложить из карточек, на которых изображены инструменты симфонического оркестра, план появления героев сказки.
Для изучения темы "Тембр и тембровый слух" можно использовать игры, находящиеся в разделе "Ассоциативные игры" и разделе "Сюжетно- ролевые".
Для того, чтобы дети поняли какие звуки называются высокими, а какие низкими, можно с ними прочитать сказку про девочку Нину, кошку и пианино.
Жила-была на свете одна девочка. Звали её Нина. Как- то подарили ей пианино на день рождения, а она играть не умела и начала стучать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Опечалилась Нина и спать пошла. Уснула Нина и приснился ей удивительный сон.
Будто дома она да кошка,
И сидят они у окошка.
А за спиной: «Бум! Бум!»
Обернулась Нина, услышав шум.
Видит – пианино шагает,
Крышку, как рот, открывает.
А под крышкой – клавиши в ряд,
Словно зубы торчат.
Вот- вот сердитое пианино
Проглотит девочку Нину.
Ой, как же она испугалась!
Хотела убежать да не может.
Но тут кошка на клавиши – прыг!
И чудо случилось в миг.
Мурка по клавишам идёт,
А пианино поёт, поёт.
Мурка неслышно ступает,
А пианино ей ласково отвечает.
Тут вдруг чудо свершилось –
Кошка вдруг говорить научилась:
«Мяу, всё тебе расскажу,
Хочешь, секрет покажу!»-
Нине она говорит.
И заглянуть в пианино велит.
Сама же хвостом виляет,
Клавиши лапками нажимает.
Налево Мурка пойдёт-
Низким голосом пианино поёт,
А если повернёт правее –
Звуки всё выше, нежнее.
В пианино как заглянула Нина, так и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!
У струн коротких и тонких
Голос высокий и звонкий,
А чем толще, длиннее струна-
Тем ниже звучит она.
Тут наступило утро и сон прервался. Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн.
У рояля много клавиш!
Я их все звучать заставлю.
В крайних слева бас гудит,
Будто он всегда сердит.
В крайних справа звук высок,
Будто птичий голосок.
В средних клавишах как раз
Тот же голос, что у нас.000000000000000000000
Е. Королёв
Учащиеся готовят дома комплект из 3 карточек, на которых изображены папа, мама и ребёнок. Учитель выясняет с учащимися, что папа поёт низким голосом, мама – средним, ребёнок – высоким. Дети слушают разные музыкальные произведения и отгадывают, какая музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают учителю.
Для игры необходимы карточки с изображением скрипичного ключа на нотоносце и кружочки с изображением нот.
Учитель играет на инструменте любую мелодию с ярко выраженной звуковысотной линией: восходящее, нисходящее движение или повтор звуков одной высоты.
Ученики должны выложить на карточке ноты-кружочки, повторяя направление движения мелодии.
Учитель играет звук «соль». Со «станции соль» - мы отправляемся в путешествие. Узнать на какую звуковую станцию мы приедем, и какие станции проедем в пути?
При слышании высоких звуков учащиеся поднимают руки вверх, средних - держат на уровне груди, низких-опускают. Кто ошибся-выходит из игры.
Напеть мелодию и зарисовать её волнистой линией, звук вверх и карандаш вверх, звук вниз и карандаш за ним.
Начертить на бумаге силуэты домов, деревьев, холмов, которые видишь из окна. Пропеть мелодию «окна».
Жил непослушный мальчик. Как-то раз он полез на дерево (звуки вверх).Все выше и выше… Вот уже остались совсем тонкие ветки. Мама увидела это из окна, испугалась и велела ему спуститься (звучит суровая мелодия). А послушался ли мальчик маму - вам подскажет музыка. (Учитель играет арпеджио вверх, вниз, ряд звуков на одной высоте и т.п. Движением руки дети отмечают звуковысотный ход мелодии)
Длительность звука и чувство ритма Имена и ритмыУчащиеся должны хлопками изобразить ритмические рисунки своих имён, друзей, соседей по парте. Ударные слоги отмечать более сильными хлопками.
Усложняем задание: предлагаем вместо хлопков в тетради значками повторить ритмический рисунок имён, подчёркивая ударный слог.
Отразить в записи не только ударный, но и самый длинный. Для этого пропеваем имена.
Ученикам раздаются карточки со схематично зашифрованными именами. Работа ведётся в парах: самостоятельно расшифровывают, затем проверяют друг друга, обосновывая (пропевая) свои результат
Стоит в поле теремок
Он не низок не высок.
Вот по полю мышка бежит
У дверей остановилась и стучит
Учитель простукивает ритмический рисунок, учащиеся повторяют и запоминают. Далее следуют персонажи: заяц, лиса, медведь. Затем дети самостоятельно выполняют задание, учитывая, что у каждого героя свой ритмический рисунок.
После прослушивания 2-х, 3-х пьес или пения с анализом нескольких песен, один из учащихся дирижирует одной из этих пьес, а все стараются узнать, о каком произведении идет речь.
Исполняется песня.
хлопками в ладоши отмечать концы фраз, предложений.
одна группа отмечает начало фраз, другая - концы фраз.
Одна - начало фраз, вторая - вершины, третья - концы фраз.
Учитель исполняет ритм одной из песен, разученных в классе. По ритму учащиеся пытаются определить, какая это песня.
Ритмический аккомпанементКласс делится на две группы. Одна группа исполняет песню, а другая негромко отхлопывает определенную ритмическую фигуру. Такой "аккомпанемент" улучшает выполнение поющими ритмического рисунка песни, а общее исполнение обогощает новой "краской". Особенно хорошо удается так исполнить песни маршевого и плясового характера.
Ритмическое эхоУчитель отхлопывает различные ритмические фигуры. Учащиеся прослушав их, повторяют эти фигуры всем классом.
Пение и хлопкиЧасть класса поёт мелодию, а другая, отстав на один, два такта, каноном отхлопывает ритм песни в ладоши. При этом создается довольно своеобразный ритмический аккомпанемент. Этот прием способствует развитию распределенного внимания и увлекает учащихся.
Жила – была большая дружная семья:
Прабабушка (целая нота)
Две бабушки (две половинные ноты)
Мамы с папами (четыре четвертные ноты)
И ребятишки (восемь восьмых нот).
Они часто все вместе ходили в парк на прогулку и вот однажды, чтобы веселее было гулять, придумали ребята себе занятия: считать свои шаги. Аллея в парке была длинная, им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырех. Думали они, думали, как им удлинить счет, и придумали: после каждой цифры добавлять букву «и». Сказано - сделано.
По дороге бегут ребятишки
И считают шаги шалунишки,
А выходит у них вот так (восьмые ноты)
раз и, два и, три и, четыре и. (восемь шагов)
Видишь, как быстро они бегут.
Мамы с папами их услыхали
И шаги свои в миг сосчитали: (четвертные ноты)
раз и, два и, три и, четыре и. (четыре шага)
Ну, и бабушки, чтоб не отстать, тоже стали шаги считать.
( две половинные ноты), (два шага)
Тут прабабушка тихо сказала:
А я тоже шаги сосчитала:
(целая нота), (один шаг).
Ой, как медленно шла она!
Гуляли они, гуляли,
И пошли домой отдыхать.
Значит сказку пора кончать.
Используя эту сказку можно потренироваться в составлении ритмических рисунков.
1.Играть на любом музыкальном инструменте (даже шумовом: маракасе, бубне) звуки целыми длительностями, изображая тем самым "шаги прабабушки", считая при этом вслух, шаги мамы и папы- четвертные длительности и т.д.
2.Назвать длительности, которыми " шагают " герои сказки в исполнении учителя или других учащихся.
"Тень- тень"
В начале игры необходимо разучить детскую песенку "Тень- тень".
Тень- тень потетень, выше города плетень,
Сели звери на плетень, похвалялися весь день.
Похвалялася лиса: "Всему свету я краса!"
Похвалялся зайка: "Пойди, догоняй-ка"!
Похвалялися ежи: "У нас шубки хороши!"
Похвалялись блохи: "И у нас неплохи".
Похвалялся медведь: "Могу песни я петь!"
Похвалялася коза: "Всем вам выколю глаза!"
Затем выполнить следующие задания:
Петь песню и одновременно тихонько хлопать в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок песни.
Пропеть песню по ролям, одновременно хлопая свою роль в ладоши.
Петь песню по ролям, но голос должен спрятаться, а ладошки петь вместо него.
Исполнить песню от начала до конца "спеть" ладошками.
Сказка о барабанах
Большой Барабан был недоволен Маленькими Барабанчиками. Он сердито загремел и стал неторопливо выговаривать малышам:- Бам, бам! Что за гам! Так шуметь стыдно вам!
Дробно стуча, скороговоркой затарахтели в ответ Маленькие Барабанчики:
Дядя Барабан, мы так стучали,
Что перебудили целый свет.
Где-то пять копеек потеряли-
Не купить тепрь конфет.
Старый Барабан то ли продолжал ворчать, то ли принялся их успокаивать:
-Бам, бам стыд и срам! Я конфет сам вам не дам!
-Прочитать сказку выразительно. Слова большого Барабана произносить в медленном темпе, значительно, а ответы Маленьких Барабанчиков - быстро скороговоркой.
-Передать тяжелыми притопами ритм стиха Большого Барабана, а чередованием легких ударов рук - ритм стиха Маленьких Барабанчиков.
-Придумать и записать ритм этих стихов длительностями.
Алфавит музыкальных длительностей
НОТА ЦЕЛАЯ - очень долго звучит нота целая: она овальная и белая.
НОТА ПОЛОВИННАЯ - менее длинная.
НОТА ЧЕТВЕРТНАЯ - как шаги звучит она с черной палочкой-вот так.
НОТА ВОСЬМАЯ - звучит коротко.
Учащимся раздаются карточки, на которых изображены разные предметы. Необходимо над этими рисунками проставить соответствующие нотные длительности, в каких предметы издают звуки короткие, а какие - долгие. Попробовать воспроизвести их на любом музыкальном инструменте.
Аплодисменты
Игра на запоминание прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый участников придумывает ритмический рисунок и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки повторить его и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше и так далее. Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова, например: "И раз!", "Оле-оле-оле", "Раз. два, три" и так далее. Можно использовать какие-нибудь смешные присказки, проговаривая их ритмически организованно.
Нотная грамота
До (дорога, дом, доска)
Ре ( река, ребус, рекомендация)
Ми (мимоза, мир, мимика)
Фа (фара, фартук, фамилия)
Соль (соль, фасоль, сольфеджио)
Ля (лягушка, лямка, полянка)
Си (синица, сирень, сирота)
Вот музыканты собрались, Не понимают звери нот.
И вместе все играть взялись. И лосю говорит енот:
Они дудят, бренчат, стараются, -Вы объясните, милый друг,
А музыки не получается! Нам смысл этих закорюк!
Тут рассердились лев и львица: Лось головою покачал:
-Так веселиться не годиться! -Без нотной грамоты- провал!
По нотам музыкант играет, Сейчас я расскажу,друзья,
Он их как буковки читает! Про ноты все вам, не тая!
К лосю идите на поклон, Семь нот всего, запоминай,
Пусть музыку напишет он! А позабудешь- вновь спроси.
Лось-композитор покряхтел Вслух за мною повторяй:
И принялся за дело. До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Он на бумаге записал Чтоб ноты легче записать,
Всю музыку умело! Придумали линеек пять.
Но вот вопрос: а как узнать, Расселись нотки по местам,
Кому, кому и что играть? Как ласточки по проводам.
На рисунке спрятаны музыкальные знаки. Найди их.
Д/з: нарисовать свою нотную картинку.
Впереди всех нота «До»,
А за нею на горе машет ручкой нота «Ре»,
Третья нота из семи безусловно нота «Ми».
Нарисована графа, а под нею нота «Фа».
В огороде есть фасоль, здесь же в нотах нота «Соль».
Быстро пальцем шевеля, проиграли ноту «Ля».
У ребят у всех спроси, как закончить гамму «Си».
Гамма вся от «До» до «До».
Вот теперь на нашем стане получился звукоряд.
И давайте-ка все ноты дружно пропоем подряд.
Песенка про название нот
У каждого из нас есть дома книги, журналы газеты. В них написаны слова , которые мы произносим, когда разговариваем. То есть слова можно записать специальными значками-буквами. А вот музыкальные звуки можно записать специальными значками, они называются ноты. Всего нот - семь, и каждая нота имеет своё имя. Чтобы легче было их запомнить, мы попробуем спеть маленькую песенку:
текст жестикуляция
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, Дирижёрские вертикальные взмахи
Кошка едет на такси. Мягкие полуприседания словно
Заплатила сто рублей важная кошка едет на такси в музей.
И поехала в музей.
А весёлые котята Веселые улыбки и покачивание головой
К ней уселись позади
И проехали бесплатно.
До,ре,ми, фа, соль, ля, си. Дирижерские вертикальные взмахи
Веселые еноты
Раз в субботу семь енотов во дворе учили ноты.
Дотянув насильно "до"- вытер пот один енот.
А второй дошел до "ре"- очень жарко во дворе.
Третий взять пытался "ми"-да попробуй-ка возьми.
А четвертый: -Что мне "фа"_с двойкой может быть графа .
Пятый взять пытался "соль"- и вздохнул не соль, а боль.
А шестой засел на "ля"-и без "ля" стоит земля.
Лишь седьмой дошел до "си"- да и тот совсем осип,
А теперь пропойте гамму от начала до конца.
Музыкальные букеты
Учитель раздает детям цветы, сделанные из цветной бумаги разных цветов. Перед началом игры он проигрывает на музыкальном инструменте музыкальный ряд (гамма до-мажор) и объясняет, что каждому звуку соответствует свой цвет: "до"-красный, "ре"-оранжевый, "ми"-желтый, "фа"-зеленый, "соль"-голубой, "ля"-синий, "си"- фиолетовый. Можно использовать повышенные и пониженные тона, определив их цветовую гамму. Цветовая гамма может быть различной.
Учащиеся составляют из своих цветов букеты и затем пропевают нотами свой "музыкальный букет".Учитель обращает внимание на то, что сочетание цветов должно быть гармоничным, как и сочетание звуков. Звуки могут быть разные по долготе. Побеждает в этой игре тот, кто составит красивый букет не только в цветовом отношении, но и в музыкальном.
Радуга
"Прошел дождь и на небе появилась радуга (учитель показывает карточку, на которой изображены пять нотных линеек, закрашенных семью цветами, с расположенными на них нотами). Семь цветов радуги соответствуют семи нотам. Чтобы увидеть радугу, нужно спеть гамму (играя гамму до-мажор необходимо назвать каждый цвет и распределить цвета между детьми.
Учитель обьясняет, что "петь радугу" нужно гласными звуками, каждому цвету соответствует свой гласный звук:"до"-красный-/а/; "ре"- оранжевый- между /а/,/о/: "ми"-желтый -/у/: "фа"-зеленый-/у/: "соль"-голубой-/о/ с призвуком /у/: "ля"-синий-/и/: "си"- фиолетовый- между /э/,/а/.
Каждый ученик поет своим звуком. Когда первые восемь человек споют. начинают петь следующие восемь. Дети могут петь все вместе.
Придумай нотам имена
В игре принимают участие семь человек. Дети придумывают слова, содержащие сочетания, соответствующие семи нотам. Учитель заранее распределяет между ребятами ноты- и каждый придумывает себе имя, произнося его вслух. В результате должен получиться ряд слов. Например: дорога- река - мишка-фасоль-соль-лягушка-сито. Задание можно усложнить: каждый из семи участников придумывает четверостишие на мотив известной песенки с ключевым словом, которое они придумали для своей ноты. Мелодия подбирается руководителем, она не должна быть сложной.
Матрешки
Учитель ставит на стол семь матрешек и предлагает познакомиться с ними. Называет имена матрешек: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Дети повторяют имена матрешек. После чего учитель убирает одну из матрешек и спрашивает: «Какая матрешка ушла?». Дети отвечают, игра повторяется 5-6 раз.
Играющий получает комплект из трех карточек, на которых изображены забавные рожицы: одна из них улыбается, другая – плачет, а у третьей – спокойное выражение лица. Прослушав музыку, учащиеся самостоятельно определяют ее характер и поднимают соответствующую карточку.
Песня, танец, марш, кюй.-Определение типа музыки: марш – дети шагают, танец- танцевальное движение руками, песня – плавное движение руками, кюй- имитируют игру на домбре.
-Учитель раздает по четыре карточки на которых изображены : флейта, бубен, барабан и домбра, что условно соответствует разным музыкальным жанрам.
Юные композиторы
Сочинение мелодий в заданном музыкальном жанре, которое удобно выполнять на определенные слоги: тра-та-та-марш, а-а-вальс, ля-ля-полька, пение с закрытым ртом- песня .К таким импровизациям нетрудно подобрать собственное сопровождение на шумовых музыкальных инструментах.
Жанр напева может определяться и стихотворным двустишием, дающим определенный настрой для импровизации. Вот примеры для работы с учащимися:
Вальс Марш
В плавном вальсе вместе с нами На зарядку мы спешим
Закружилось все вокруг. Стать мы сильными хотим.
Плавно снежинки летят, Опять несет нас паровоз,
Танцует весь день снегопад. Мы слышим звонкий стук колес.
Бабочки сели в траву отдыхать. По небу голубому
А, отдохнув, понесутся опять. Проехал грохот грома.
Полька Песня
Полька, полька, полечка, Мама доченьку качала,
Два притопа, три прыжка. Тихо песню напевала.
Встань-ка на дорожке На крыльце сидели девочки-подружки.
Хлопни-ка в ладошки, И с утра до ночи пели нам частушки.
Топни каблучками,
Потанцуй-ка с нами. На елке свечки мы зажжем
И хороводы заведем.
Темы для мелодий разных характеров могут быть даже внутри одного жанра: песня, частушка, колыбельная и хороводная. Это, соответственно, требует разнообразия музыкальных интонаций при исполнении.
Чья очередь
Учащиеся делятся на три-четыре группы. Для каждой подгруппы предлагается своя музыка. Учитель произвольно меняет музыкальное сопровождение, играющие должны узнать знакомый образ. Подгруппа отгадавшая музыку, в движении передает характер и настроение героя.
Музыка - своеобразный вид исскуства, который существует только в определенный период времени. Отзвучала инструментальная пьеса или песня - и музыка закончилась. Для школьника важно создавать опорные моменты, которые помогли бы ему вспоминать о состоявшихся встречах с музыкой и то, какие в ней встречались образы и характеры. Можно рекомендовать учащимся завести специальную тетрадь для "встреч с музыкой" и делать в ней рисунки на тему "Какую музыку ты услышал сегодня, о чем она тебе рассказала".
Придумать ответ с учетом речевой специфики на уроках музыки. После прослушивания музыки сказать о ней несколько слов, применяя в своей речи те интонации, темп, силу звучания, которые наиболее соответствуют музыкальному произведению. Придумать название незнакомому произведению.
Движения разных танцев
Для народных танцев разных национальностей характерны свои хореографические танцевальные жесты и движения.
Для русского: -притопы, руки при этом сжаты в кулаки и уперты в бока
-быстрый приставной шаг
-присядка
Для танцев народов Кавказа типичным является синкопированный напев. А из жестов наиболее распространенным принято считать положение рук, вытянутых на уровне плеч попеременно то в правую, то в левую сторону и т. д.
Для казахского народа в народном танце для мужчин традиционным считается:движения изображающие скакуна, перетягивание каната. Для женщин: движения имитирующие заплетание кос, изящные движения кистями рук.
Игра- упражнение – слышать фактуру
Учитель играет знакомую народную песню. В процессе игры он на ходу меняет фактуру, а учащиеся должны отметить эти изменения специальными ручными знаками
одноголосие – вверх поднимается правая рука;
аккордовая фактура – учащиеся поднимают две руки плотно сжатые в кулак;
мелодия с аккомпанементом – вверх поднимаются две руки, одна из них сжата, другая с растопыренными пальцами.
Споём инструментальную мелодию
Для наилучшего запоминания основных лейтмотивов классической музыки можно придумать для них подходящий текст, который подходит по смыслу и ритму. Мелодическое начало "Марша" из балета П.И.Чайковского "Щелкунчик" можно легче запомнить на некоторые варианты подходящих по содержанию слов.
Например:- Как праздничной елки хорош наряд.
Шел сказочных воинов парад.
-Все мы захотели пойти погулять
Но нам надо елку наряжать.
Текст поможет запомнить триольное начало марша и ощутить особенности его характера. Сначала с детьми разучивается ритмический рисунок мелодии, при этом школьники помогают себе, дублируя его хлопками в ладоши. Затем уже на знакомый ритм "накладывается" выученный текст.
"Марш деревянных солдатиков" П.И.Чайковского
В детском мы альбоме у игрушек в доме,
Звонкий марш нас радостно встречал.
В киверах, в перчатках скачем на лошадках
К куклам в гости на прекрасный бал.
Нам нигде не страшно, мы смелы отважны,
Нам, солдатикам, легко шагать.
На балу нам нужно станцевать вальс дружно,
Но лишь можем мы маршировать.
В детском мы альбоме у игрушек в доме,
Звонкий марш нас радостно встречал.
В киверах, в перчатках скачем на лошадках
К куклам в гости на прекрасный бал.
Кюй Таттимбета "Сары Жайляу"
Разучивание основной мелодии на слог "ли", следить за четкостью пропеваемых звуков, чистотой интонирования. Обратить внимание на чередование поступенного и скачкообразного движения, ритмический рисунок. Отметить характерные для стиля шертпе особенности.
Кюй Курмангазы "Сары-Арка"
Разучивание основной мелодии на слог "да". Обратить внимание на ритмический рисунок: четко пропеваемые восьмые длительности, сделать акцент на четвертой ноте "си" и характерные особенности стиля токпе.
Музыкальные тандемы
Для того чтобы усилить воздействие музыки на память и воображение учащихся младших школьников, при подборе репертуара для прослушивания можно использовать не одиночные произведения, а те, которые образуют пары, подобранные по принципу сходства или контраста.
В инструментальной музыке тандемные пары реально составить, скажем, из пьес композитора П. И. Чайковского "Болезнь куклы" и "Новая кукла". Показать синтез различных образных решений в пределах одного и того же сюжета, например: образ природы "Сары жайляу" у Таттимбета и Тельжанова К.Т. "Ата мекен", сравнение кюев разных авторов, сочиненных на одну и ту же тему (например, "Акку - народный кюй, "Акку" Н. Тлендиева). Сравнение различных способов художественного воплощения одного и того же сюжета, например: легенда "Аксак кулан"- как кюй, симфония, балет.
Копилка музыкальных терминов
Существует реальная необходимость развивать у учащихся практику высказываться о музыке, обогащая словарный запас. На занятиях можно использовать два варианта такого приема.
-Первый вариант построен на том, что дети должны подтвердить или опровергнуть мнение самого учителя о прослушанном ими музыкальном произведении. Дети слушают музыкальное произведение, а затем учитель поочередно дает определения его характера. Если определение было правильным, то ученики должны были хором повторить его. Целесообразно уделять внимание накапливанию эпитетов синонимического ряда, то есть схожих по смыслу, но разных по звучанию.
Например: Веселая-радостная,счастливая,бодрая,резвая,смешная,игривая,солнечная, бойкая.
Грустная - печальная, невеселая, жалобная, задумчивая, скорбная, хмурая.
Нежная - ласковая, плавная, осторожная, задушевная, мечтательная, светлая и т. д.
-Второй вариант заключается в том, что дети расширяют свой художественно-определительный лексикон, запоминая новые термины, которые называл кто-то из самих учащихся. Обычно новый термин прочно закрепляется в памяти детей благодаря хоровому ответу по просьбе педагога.
Слушаю музыку
Учитель раздает учащимся карточки (темп, динамика, ритм, исполнительский план, характер) после прослушивания музыкального материала, каждый учащийся говорит о том средстве музыкальной выразительности, которое упомянуто в доставшейся ему карточке.
Как мы зрителями стали
Такую игру можно провести перед посещением театра или концерта, чтобы познакомить ребят с правилами поведения в театре.
Учитель: Давайте покажем, как дети превращаются в зрителей.
Учитель читает стихотворение, а учащиеся иллюстрируют его слова действиями.
Сегодня с утра мы в театр собрались. Нас в зрительный зал приглашает звонок.
Умылись, оделись и причесались. Толкаться не будем, спокойно войдем,
Надеты ботинки, пальто и береты, И место свое по билету найдем,
В карманах расческа, платки и билеты. В билете указаны место и ряд.
Себя хорошо мы в трамвае ведем, В зрительном зале люстры горят,
Через дорогу спокойно идем, Вот ложи, партер, бельэтаж и балкон,
У входа в театр покажем билеты, И сцена , и занавес – это не сон.
Сдадим в гардеробе пальто и береты. Сцена открылась, оркестр заиграл!
Пальто в гардеробе, в руке номерок, Каждый ребенок зрителем стал.
Учитель поет два такта, затем не прекращая аккомпанемента, замолкает, давая учащимся возможность повторить то, что было пропето. Затем импровизирует следующие два такта, которые следом повторяют учащиеся и т. д., вплоть до заключительного протяжного звука, обозначающего окончание этой эхо-импровизации.
Учитель и ученикиПрием заключается в перемежающемся пении: несколько тактов поет учитель, а затем мотив подхватывают учащиеся. Показать учащимся вступление можно различными способами:
дирижерский жест;
внезапное прекращение учителем пения;
громкий аккорд
хлопок.
Замечено, что в процессе разучивания этот прием активизирует внимание учащихся, улучшая певческую интонацию и возбуждая интерес к процессу работы над песней.
"Жанылтпаш" (Скороговорки)Для работы над дикцией необходимо разучивать различные скороговорки.
-Кок тырна, коп тырна. -Есет атам ет асатар,
Тыраулап тек коп турма. Ет асатса бес асатар.
-Мама мыла Милу мылом -Ехал Грека через реку,видит Грека в реке рак.
Мила мыло не любила. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека-цап!
После того как учащимися будет разучена скороговорка необходимо менять задания:
-произнести на едином дыхании не прерывая текста.
-найти в каждой фразе опорное слово.
-исполнить скороговорку 3 раза подряд без остановки
-придумать мелодию и пропеть.
Можно использовать скороговорки которые исполняются по ролям. В этом случае класс делится на группы . У каждой группы своя фраза и своя очередность произношения.
-Вы слыхали про покупку?
-Про какую про покупку?
-Про покупку, про покупку, про покупочку мою!
Интересно использовать скороговорку, которую можно исполнять с разной интонацией: печали, радости, по военному четко и т.д. У каждого ряда свое задание по произношению скороговорки.
-Тюли- то купили тютелька в тютельку.
Два веселых гусяДля работы над артикуляционным аппаратом исполняется русская народная песня «Два веселых гуся». Все гласные звуки в первом куплете заменяются на какой-нибудь один гласный звук. (а, о, и, е у, ю, ы, я)
Жили у бабуси два весёлых гуся Жала а бабаса два васалах гаса
Один серый, другой белый Адан сарай, драгай балай.
Два весёлых гуся. Два васалах гаса.(гласный звук "а")
Веники, веники, веники-помелики,
На печи валялися, с печи оборвалися.
Кум Гаврило, кум Гаврило, я Гавриле говорила...(скороговорка повторяется сначала)
Сначало с детьми разучивается текст скороговорки, затем показывается, как должна исполнятся - не прерывая дыхания, негромко, чтобы воздух экономично расходовался. По мере того, как ребята приобретают навык скороговорки, пусть они учатся петь попевку про веники на звуках разной высоты.
«Кричалочки» (песенные)
Распевания можно исполнять как на различные открытые слоги-"ля","ма", "ми" и т. д., так и со словами. Роль распеваний с текстом успешно выполняют фольклорные потешки и попевки.
Приведем перечень народных потешек мелодии которых построены в диапазонах на певческих интервалах .
Прима-"Андрей-воробей","Дон-дон",Сорока- Сорока","Барашеньки- крутоноженьки".
Секунда-"Уж как шла лиса по травке
Терция-" Ходит зайка по саду", "У кота воркота".
Кварта-"Скок- поскок","Савка и Гришка".
Квинта-"Пойду ль я , выйду ль я, да"," Со вьюном я хожу"
М.Красева "Елочка", В. Калинникова "Тень-тень".
"Эхо"
Учитель показывает распевание и разучивает его с учащимися, затем объясняет исполнительский прием. Сначала весь класс должен пропеть распевание относительно громким звуком, а затем повторить его же в тихой динамике: как будто тот же мотив повторяет далекое эхо. При этом формируется умение вслушиваться в звучание собственного голоса в нужной динамике
Поем про себя
Всегда хорошо мобилизует детское внимание прием под названием «пение про себя», когда по знаку учителя часть ранее выученного музыкального произведения исполняется как обычно, а часть -«молча», только под контролем внутреннего слуха.
Контроль и обобщение
Лото
Для игры необходимо приготовить несколько таблиц и столько же соответствующих им карточек. На каждой таблице следует иметь портрет композитора, изображение музыкального инструмента, музыкальный термин или понятие из элементарной теории музыки. На карточках лото записываются вопросы. Здесь же в скобках вписывается и предполагаемый ответ для ведущего игрока. Ведущий может прочесть всем ответ или указать, в каком квадрате таблицы искать ответ.
Можно использовать другие варианты этой игры:
- На таблицах - портреты композиторов, на карточках - одно из произведений композитора.
Таблица
1.Курмангазы 2.Чайковский 3.Григ
4.Бетховен 5.Таттимбет 6.Глинка
Карточка
1."Иван Сусанин" 2."Сары - Арка" 3."Сурок"
4."Сары Жайлау" 5."Пер Гюнт" 6."Щелкунчик" и т. д.
-На таблице - портрет композитора, а на карточках- его произведения.
Таблица Карточки
Курмангазы "Сары - Арка", "Адай", "Кишкентай", "Балбырауын", "Кайран щещем".
Чайковский "Щелкунчик", "Спящая красавица", "Лебединное озеро", "Арагонская хота"т.д.
-На таблицах - сцена из оперы, на карточках - действующие лица оперы или балета.
Домино
Основываясь на принципе домино цифр и картинок, можно сделать и музыкальное домино. Здесь, Также как в лото, можно использовать материал любой трудности для детей разного возраста и с разным объемом музыкальных знаний.
Для младших школьников игра может быть построена на узнавании музыкальных инструментов. На одной карточке должен быть рисунок какого- нибудь музыкального инструмента и название другого музыкального инструмента. К карточке с названием инструмента нужно найти его рисунок или наоборот.
Учащимся постарше будет интересно познакомиться с композиторами. Тогда карточка домино распределяется так: портрет композитора, кюйши и название его произведения или сцена из оперы, или действующее лицо.
Кто скорее?
Для игры нужно приготовить три (если в классе три ряда парт) листка. В каждом записаны одинаковые задания (их пять или шесть в зависимости от того сколько парт в ряду). Задания составляются. исходя из объема пройденного материала. Такие листки учитель раздает одновременно первым партам каждого ряда. Ответив на первое задание, листок передают второй парте, третьей и т.д. Выигрывает тот ряд, учащиеся которого быстрее и правильно ответили на все вопросы.
Пара за парой
Для этой игры готовятся карточки с именами композиторов и названием их произведений (один композитор и одно его произведение). Получивший карточку учащийся поднимает ее над головой и следит за другими. У кого достается карточка с фамилией композитора, должен найти себе пару- произведение композитора. Проигрывают те, кто последними нашли свою пару.
Кто быстрее?
Эта игра требует больше знаний. Принцип игры тот же. Надо приготовить карточки, но с более сложным заданием: найти не пару. а группу (3-4 учащихся)- один композитор и три или четыре его произведения, или же опера, балет и четыре их действующих лица. Побеждает первая выстроившаяся группа.
Угадай
Один учащийся выходит из класса или отворачивается от класса. Оставшиеся договариваются о выборе имени какого- нибудь композитора. Вернувшись, ученик задает вопросы каждому сидящему в ряде и по ответам должен угадать этого композитора. Побеждает тот , кто задал меньше вопросов.
Музыкальный детектив
От серьезных музыкальных вопросов можно получить удовольствие, разгадывая их как детективные загадки. И тогда сложные темы оказываются не такими уж и сложными. Дух соревнования заставляет искать оригинальные решения..Интересные задания можно собрать в одну детективную историю. Например: -прочесть записку, которую получил сыщик, ответив на вопросы о музыкальных инструментах (для этого использовать первые буквы получившихся слов).
-подозреваемый случайно назвал произведения, не являющимися
.симфониями. Найдите их и т.д.
Ребусы. Кроссворды. Викторины
Практическое обучение в новой непривычной обстановке;
Изучение проблемной ситуации (для достижения наилучшего результата)
Создание для участников игры возможности взглянуть изнутри на побуждения и роли других или самого себя
Дает возможность проиграть различные варианты поведения в различных ситуациях
На уроке музыки главные роли:
Зритель - слушание музыки
Исполнитель - вокалист, хор
Композитор - импровизация.
Задача - вглядеться и вслушаться в осень.
Игра состоит из цепи постоянно меняющихся и сопоставляемых между собой ситуаций, которые требуют от учащихся подключения воображения, способности к перевоплощению, чуткой реакции на изменение эмоциональной деятельности, где присутствует эффект неожиданности. Важно, чтобы учащиеся обнаружили, какая разная бывает осень; это выясняется при сравнении музыкальных сочинений, при сопоставлении их с произведениями изобразительного искусства. Каждая смена «погоды» в процессе игры может выражаться в движениях, в игре на музыкальных инструментах.
Идем в концертный залДает возможность смоделировать процесс приобщения учащихся к музыке в ситуации, максимально приближенной к реальной жизни. Вначале игры учащиеся рисуют афишу, «печатают билеты», оформляют фойе. Постепенно в центр игры входит составление и оформление программы концерта. Учащиеся становятся слушателями и зрителями, иногда – исполнителями, а педагог – музыковедом. Эту игру можно использовать в конце четверти как урок- концерт или в конце года.
Учащиеся погружаются в обстановку солдатского быта, максимально приближенного к реальной. В основе всего действа – песни военных лет, кто-то смотрит концерт приезжих артистов, кто-то «пишет» письмо (рисует) на фоне задушевной солдатской мелодии.
Через реальные виды художественной деятельности в воображаемых игровых ситуациях прожить все, что связано с расставанием, воспоминаниями о Земле, интересным досугом на корабле. В «полете» музыка передает ощущение невесомости и выражает его в движении; можно нарисовать нашу Землю по памяти, вспомнить стихи и песни о Родине, родном крае.
Инсценируется известная сказка, но без слов и пения – через движение и танец. Характер музыки и личные представления о героях сказки подскажут учащимся нужные движения. Главная задача – перевоплощаться имеющимися средствами. Эта игра помогает развить в детях внимание, фантазию, творческую активность.
Критики. Репортеры.На первых занятиях выбираются 2-3 критика из класса, которые при вокально-хоровой работе разбирают качество выполнения того элемента пения, за которым он следил (дыхание, унисон, ансамбль)
В этой игре каждый играющий должен показать свое умение имитировать голос, внешний вид и повадки изображаемого им животного. Игру должна сопровождать веселая песенка "Андардын айтысы".У старого дуба, у берлоги старого медведя,собралось много зверей и устроили соревнование. След за песней ведущего каждый играющий, подражая движениям и голосом изображаемому им зверю, начинает петь на его же мотив.
Вот я лиса, где я, там смех. Обманываю, хитрю, преображаюсь смотрите!
Я бедный заяц, ночью хожу-кормлюсь. Своего следа не оставляю. Я не храбрец.
Меня зовут волк, среди зверей я храбрец! Увижу барана-добыча, сыну своему принесу!
Меня зовут медведь, не трудно мне богатеть. Где много скота-нахожу, мед-вынюхиваю.
Я ёж, моя шерсть колючая не видно, кругом иголки. Если кого задену-я не виноват!
Я та самая белка, из которой можно одежду сшить. По дереву прыгаю, если охотник-то попробуй подстрели.
В заключении ведущий прощается:"Уже наступила зима падает снег. Необходимо добывать себе пищу"
Инсценировка песни
Дети с большим удовольствием выполняют ритмико - двигательные движения под собственное исполнение песен. Движения, которые покуплетно меняются в русле сюжета конкретного куплета, вызывают наряду с формированием чувства ритма и умением вокализировать еще и эмоциональную приподнятость. Обращение младших школьников к сюжетной художественной образности и особым средствам их передачи вырабатываются в работе с народными песнями хороводного типа, имеющие развернутое содержание - "Я на камушке сижу", "Как на тоненький ледок", "Вдоль по улице метелица идет". Вокальное исполнение названных песен во время урока сопровождается комментирующими их музыкально-ритмическими движениями, которые поясняют действие героев в каждом куплете.
Учащиеся делятся на четыре группы, одни будут изображать зайчиков, другие - птиц, лошадок и медвежат. Для каждой группы будет исполнена своя музыка, играющие внимательно прислушиваются к звучанию и по музыке определяют свою очередь.
Вам наверняка знакома русская народная сказка "Теремок"
.
- Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок , не высок. не высок.
Кто, кто в тереме живет?
Кто, кто в невысоком живет?
-Вспомните текст от автора и диалоги между действующими лицами.
-Сочините небольшие мелодии - темы для каждого персонажа и спой их в нужном характере.
-Покажите как двигается каждый герой этой музыкальной сказки.
-Какие знакомые тебе музыкальные сочинения могли бы звучать в музыкальном спектакле?
-Разыграть с учащимися музыкальную сказку "Теремок"
Чтобы посильно продлить для учащихся музыкальные занятия, закрепить знания и умения полученные на уроке, педагог может рекомендовать детям готовиться к предстоящему занятию, то есть выполнить посильное домашнее задание.
Основами домашних заданий могут стать следующие предпосылки:
-мелодизация предложенного педагогом (чаще - фольклорного) текста
-сочинение двойной импровизации - слов и напева
-обыгрывание в вокальных импровизациях и рисунках ситуаций, связанных со сменой настроения и действий
-создание музыкальных диалогов
Ольга Николаевна Червонная
Игра как метод
художественно – образного
обучения на уроках музыки
Пособие для учителя
издание первое
пробное
Компьютерная верстка О.И. Гатауллина
Формат 149x210.
Гаринтура школьная. Тираж 200 экземпляров.
38