Игра как одно из средств реализации системно- деятельностного подхода на уроке русского языка
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»
Александр Пятигорский
Российское образование в последние годы претерпевает множество изменений. Меняется общество, меняются требования к образованию. Правительство проводит многочисленные реформы в этой сфере. Такой важной реформой для российского образования стало принятие в 2000 году государственных стандартов. Позже, когда было разработано в 2009 второе поколение стандартов (для начальной школы), их стали называть ФГОС. Затем были разработаны ФГОС для последующих ступеней образования. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом важно самоопределение учащегося в процессе обучения. Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания. В чем сущность системно-деятельностного подхода? Она заключается в том, что преподаватель дает ученикам целостную, системную информацию о мире. А принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика, продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». «Самостоятельно (или вместе с учителем) нашел — осмыслил — запомнил — оформил свою мысль — применил знание на практике». И вот здесь велика роль учителя, который во главу угла ставит задачу развития самодеятельности учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы. Трудно переоценить роль деятельности учителя, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества учителя, и его профессиональная компетентность, и способность к саморазвитию. Обучение должно быть организовано так учителем, чтобы целенаправленно вести за собой развитие ученика.. «Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведѐт за собой», а не служит просто обогащению ребѐнка новыми сведениями, легко входящими в его сознание»(Л. Выгодский)
Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен лишь при условии применения определенных принципов: деятельности; системности; минимакса; психологического комфорта; творчества. -
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития ученика.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.
Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
Использование активных и интерактивных методик;
Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.
Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Я остановлюсь на использовании игровых технологий как средстве реализации системно-деятельностного подхода. К сожалению, в современном образовательном процессе активным формам обучения не уделяется большого внимания. Игра зачастую воспринимается как «избыточный элемент» современного образования. При этом исследования педагогов, педиатров, правозащитников, нейрофизиологов из разных стран мира доказывают, что игре принадлежит фундаментальная роль в развитии человека, определяющая для его жизненного самоопределения «Игра — высшая форма исследования»,-утверждал А. Энштейн. Цель игровых технологий – приобретение конкретных навыков, закрепление их на практике, переведение знания в опыт. Игровые технологии на уроках русского языка способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, а также помогают учащимся нашим преодолеть трудности, связанные с изучением сложных тем по грамматике, в выработке навыков орфографии и пунктуации. Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности. Под игровой технологией подразумевается сочетание отдельных игр и игровых элементов. На любом этапе различных по структуре урока русского языка по ФГОС– от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения - можно использовать игру, элементы занимательной грамматики. Планируя свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо исходя из общих целей и задач урока.
В качестве примера реализации системно деятельностного подхода на уроке русского языка я взяла урок актуализации знаний и умений (урок повторения), так как в 9 классе, завершающем основное среднее образование, началось повторение изученного в 5-9 классах. Обратимся структуре такого типа урока.
Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1).Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний и фиксирование затруднений
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Я попробую показать в своей работе, как игровые технологии можно использовать на разных этапах урока-повторения в 9кл.
1.Организационный этап.
2. Целеполагание (тема урока, мотивация, цель, задачи)
Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию. Ученик определяет тему- о чём пойдёт речь; цель, – это то, к чему он будет стремиться, задачи – это то, что надо осуществить. Т.е. идёт формирование регулятивных учебных действий. В качестве активизации мыслительной деятельности используется элемент занимательной лингвистики-эпиграф к уроку. Ученик читает его
Если знаешь части слова, то напишешь их толково.
Пословица
Вопросы учителя
- О чём пойдёт речь на уроке? (О частях слова, о морфемике)
-Зачем будем говорить о ней? (Чтобы правильно писать слова. )
-Как называется правописание слова? (Орфография)
-Тема нашего урока «Морфемика и орфография. (Повторение)»
-Чему должны научиться? (Повторить морфемы, вспомнить и применять на практике правила, связанные с морфемикой, правильно образовывать и использовать слова в речи)
3.Актуализация знаний и фиксирование затруднений
Дидактическая задача этого этапа: актуализировать прежние знания, навыки и умения, непосредственно связанные с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке. Фиксировать трудности, выявить причины и пути к устранению пробелов.
а) Игра «Верю +»-«Не верю -». Письменная работа с самопроверкой
Приставка, корень, суффикс, окончание – это морфемы.
Слово стол не имеет окончания
Слово ученик имеет нулевое окончание
В слове думая окончание –ая
Неизменяемые части речи не имеют окончания
Основа-часть слова без окончания
Суффикс служит для связи слов в предложении
Приставка и суффикс образуют новые слова
Слова «серый и серный» однокоренные
Корень-главная общая часть однокоренных слов
Самопроверка. Исправление ошибок при помощи памятки.
Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации
- В чём причины ошибок? Что поможет их исправить? (Знание правила, разбор по составу)
- Что мы должны вспомнить, прежде чем разобрать слово по составу? Порядок р-ра
б) Интерактивная игра. Составление алгоритма «Разбор по составу» https://learningapps.org/- морфемика-алгоритм морфемного анализа
4. Применение знаний и умений в новой ситуации
Необходимо, чтобы ученик решил несколько типовых практических заданий, применяя полученные знания, при этом ориентируясь на образец,определение, алгоритм и т.д., проговаривая вслух выполняемые шаги. При выполнении этого задания на уроке используется таблица, гле состав слова соотносится с ж/д составом. Здесь даны определения каждой морфемы. Пользуясь наглядным пособием, алгоритмом, ученик проводит игру, проговаривая сначала образец, а затем свои действия при разборе 2-3 слов по составу. Часть работы выполняется самостоятельно с последующей самопроверкой
а) Игра «Делим слово на морфемы». Проговорить образец, разбор 2-3 слов. Самостоятельно работать до конца.
Приставка(-и) | корень | суффикс(ы) | окончание |
с- пере- рас- | нов- дум- смотр | -а -а, -л е- вш- | - 0 -ий |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Сбор, бессрочный, раздельно, приближая, привокзальный, предал, прервав
Самопроверка. Анализ ошибок
Приставка(-и) | корень | суффикс(ы) | окончание |
Раз- | дель- | н, о- | - |
При- | ближ | а, я | - |
При- | вокзаль | н | ый |
Пре- | да | л | 0 |
-В какой части слова выделены орфограммы.?
-Что ты знаешь о правописании приставок? Объяснить устно 2-3 случая правописания приставок в данных словах.
б) Роль морфем в словах. Задание из занимательной грамматики. Прочитать предложение лингвиста Л.В.Щербы. По морфемам (суффиксам, окончаниям) определить части речи. Придумать с ними свои корни, чтобы был смысл.
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.
Вывод. Корень придал смысл выражению. Поработаем с правописанием корней


Безударная гласная в корне
- Какие гласные бывают в корне? (Вписать под стрелками ответы)
- Вспомни корни с чередованием гласных. (При неполном ответе обратиться к памятке)
Игра «Четвёртый лишний» Цель: проверить умение применять знания на практике
Горьковатый, излагать, загорать, выросла.
Касаться, косой , прикоснуться, касание.
Выращу, росток, растить, заросли
Замирать, уберу, опираться, примерять
Самопроверка: 1- горьковатый; 2- косой, 3-росток; 4-примерять
Исправление допущенных ошибок
-Назвать корни, где гласная зависит от ударения? От суффикса А? От чего зависит выбор И-Е в словах?
5. Обобщение и систематизация знаний
-Какие мы повторили орфограммы, связанные с морфемикой?
-Что нужно знать и уметь, чтобы грамотно писать слова с этими орфограммами?
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Игра «Грамотей». Прочитать предложение, найти ошибки. Списать без ошибок.
Быстро догарающей свичой гасла зоря. Только долеко, в том месте, где обычно изчезало солнце, небо рдело богряными поласами. По мере того как мы всберались в горы, ростительность стоновилась лучше. Дубовые рощи сминились густыми
лесами, где расло много кедра.
Самопроверка с объяснением допущенных ошибок в словах.
Быстро догОрающей свЕчой гасла зАря. Только дАлеко, в том месте, где обычно иСчезало солнце, небо рдело бАгряными полОсами. По мере того как мы вЗбИрались в горы, рАстительность стАновилась лучше. Дубовые рощи смЕнились густыми лесами, где рОсло много кедра.
- На какие орф. были допущены ошибки?
7. Домашнее задание.
1. Повторить П «Словообразование». 2.Письменно в тетради выполнить упр. по карточке, вставляя и устно объясняя пропущенные орфограммы и знаки препинания.
Выделенные слова разбери по составу
Над Нижним ра...горалась утренняя з...ря. Первые лучи ярко бл..стая пр...к...снулись к золотым куполам церкви. Белый туман еще клубился в зар..слях кустарника, когда п...др...стающие тополя поклонились солнцу. Красные башни Кремля торжественно ра...пол...жившиеся на откосе великой реки заг...релись теплым светом. Город ..з...ренный солнцем пр...дставлял собой удивительное соч..тание красок.
8.Рефлексия
Рефлексия является обязательным этапом урока. Особый упор делается на рефлексию деятельности и предлагается проводить этот этап в конце урока. Это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, результаты своей деятельности и помогает осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы. Пример рефлексии деятельности ученика на уроке в игровой форме. Охарактеризовать свою деятельность при помощи фразеологизма
Задания на уроке | Фразеологизм, характеризующий твою работу |
«Верю – не верю» | |
Составляю алгоритм «Состав слова» | |
«Делю слово на части» и вспоминаю приставки | |
Придумываю по морфемам предложение» | |
Игра «Четвёртый – лишний» Повторяю корни с чередованием | |
Игра «Грамотей». Исправляю ошибки | |
Работала в поте лица; чувствовала себя как рыба в воде; смотрела как баран на новые ворота; как дважды два; чувствовала себя не в своей тарелке; шевелила мозгами, схватывала на лету; ни бэ, ни мэ, ни ку-ка-ре-ку; хлопала ушами
Заключение. Системно-деятельностный подход помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека. Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации. Интернет, пресса, телевидение оперируют огромным количеством информации. Человеку важно уметь находить актуальные знания, систематизировать и обрабатывать их. Человек с такими качествами востребован в современном обществе и будет способствовать его развитию. Именно поэтому системно-деятельностный подход – основа современного российского образования. . А осуществить системно-деятельностный подход возможно лишь при одном условии: когда урок интересен! А интересным его делает игра. Школа не должна быть местом пыток и скучных монологов, как это кажется большинству детей. Надо стараться, чтобы ребёнок приходил и уходил радостным, удовлетворённым и ждал звонка не с урока, а на урок. Поэтому, я считаю, что в преподавании урока русского языка нужно внедрять игровые технологии. Ведь именно в игре ребёнок возвращается в свою сущность, в свой мир и полностью раскрывает свои способности, при этом забывая чувства скованности, страха и нерешительности