СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра как основа национальных видов спорта

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коренные жители испокон веков передавали сво­им детям традиционные северные ремёсла: охоту, рыбную ловлю, оленеводство. Вместе с ними зарожда­лись и национальные игры, которые давали людям не только заряд бодрости, но и профессиональное мас­терство, необходимое в быту северян.

Игры собраны в Тазовском районе Ямало-Ненецко­го автономного округа.

Просмотр содержимого документа
«Игра как основа национальных видов спорта»





















ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ ОКРУЖНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

П. Н. БОГУН

Игра как основа

национальных видов

спорта

Пособие для учителей физического воспитания, воспитателей школ-интернатов

Печатается по решению ученого и редакционного советов

Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования

Санкт-Петербург

Филиал издательства «Просвещение» 2004

Учебное пособие издано за счет средств

Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа

и окружного института повышения квалификации

работников образования

Рецензенты:

С. А. Кузнецов,

методист Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования;

А. Ф. Макеев,

кандидат педагогических наук,

заместитель директора многопрофильной гимназии г. Салехарда

Богун П. Н.

Б 74 Игра как основа национальных видов спорта: Пособие для

учителей физического воспитания, воспитателей школ-интерна­тов.— СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004.— 95 с: ил. ISBN 5-09-009036-Х.

В пособии представлены игры, собранные детьми Тазовской средней шко­лы-интерната под руководством Петра Никитовича Богуна, ветерана труда, учи­теля физвоспитания, тренера по национальным видам спорта Ямала.

Материал представляет игры и национальные виды спорта народов Ямала (ненцев), которые рекомендованы педагогам сельских школ, родителям и всем заинтересованным лицам.

УДК 373.167.1:811.511 ББК 81.2 Нен-9

© Издательство «Просвещение»,

Санкт-Петербургский филиал, 2004
Все права защищены

Предисловие

Коренные жители испокон веков передавали сво­им детям традиционные северные ремёсла: охоту, рыбную ловлю, оленеводство. Вместе с ними зарожда­лись и национальные игры, которые давали людям не только заряд бодрости, но и профессиональное мас­терство, необходимое в быту северян.

Игры собраны в Тазовском районе Ямало-Ненецко­го автономного округа.

Такие игры, как «Чум» («Мя»), «Рыбаки и рыбки» («Халям пэрма»), вырабатывают у детей профессио­нальную закалку; так перенимаются традиции поко­лений и, соответственно, традиции развития физиче­ского воспитания в национальных видах спорта. Эти игры любимы и в других северных регионах.

Для школ-интернатов Ямальского Севера, когда погодные условия не дают возможности выходить на улицу, нужно знать игры, которые можно проводить в вестибюле спального корпуса, в классе.

Такие развлекательные игры, как «Липкие пень­ки», «Цепи кованые», «Солнышко», «Третий лишний», необходимы не только для детей Ямала, но и детям других национальностей для их нормального физи­ческого развития.

На протяжении последних 20 лет в северных рай­онах России стали популярными национальные виды спорта северного многоборья, в которых прини­мают участие и обучающиеся в школах-интернатах. Так, метание тынзяна (аркана) на хорей очень попу­лярно у северных народов (в том числе у народов Ямала), а метание аркана на дальность, перетягива­ние палки, национальная борьба «Пирдырма» — это те игры, в которые до сих пор играют и представители старшего поколения, и молодёжь. Дети в школах-интернатах этими видами единоборства занимаются с большим интересом.

В зимние дни детям необходимо давать возмож­ность как можно больше гулять и играть на свежем воздухе. Закаливание детей-северян требует на сегод­няшний день большой заботы. Высокая заболевае­мость детей ОРЗ и гриппом говорит сама за себя. Де­ти, которые большую часть дня проводят в помеще­нии (в классе, спальном корпусе, игровых комнатах), болеют чаще, чем те, которые находятся на свежем воздухе. Лыжные прогулки, катание на санках, ката­ние с детских горок, игры на площадках — вот непол­ный перечень компонентов, необходимых для укреп­ления детского организма.

Такие игры, как «Скороходы-снегоступы», «Эста­феты на санках», «Шайбу за круг», «Волокуша», «Пре­одолей ров», должны стать основой в работе воспита­телей школ-интернатов. Родители отдают своих детей в школы-интернаты не на неделю, а на целый учеб­ный год. Здесь дети живут, учатся, занимаются спортом, посещают кружки прикладного искусства. Забота о здоровье детей ложится на учителей и воспи­тателей, работающих в северных школах-интернатах. И если эта забота будет только мнимой, детям Севера не выжить, а значит, и само будущее Севера оказыва­ется под вопросом.

Физическое воспитание подрастающего поколе­ния народов Севера, их традиционный потенциал, накопленный целыми поколениями тундровиков, на данный период жизненно важен и необходим. Имен­но поэтому так важны те процессы, которые происхо­дят в Ямало-Ненецком автономном округе, в окруж­ных филиалах спортивной детско-юношеской школы по национальным видам спорта, в районных ассоциа­циях «Ямал — потомкам».

Я признателен учащимся Тазовской средней шко­лы-интерната, методическому кабинету Тазовского РОНО, при содействии которых собран материал по национальным и народным играм ненцев.

Автор

Народные национальные игры Бурые медведи

Для этой игры выбираются два водящих — «бурые медведи», которые располагаются на конце площад­ки или спортзала, где нарисован круг диаметром 1 метр. Здесь их «логово». Все остальные играющие — «медвежата». По сигналу о начале игры «бурые мед­веди» выходят из берлоги, взявшись за руки, и начи­нают ловить «медвежат». Настигнув кого-либо, «бурые медведи» соединяют руки, делают замкнутый круг, и «медвежонок» пойман. Задержанного «медвежон­ка» отводят в «берлогу».

Игра проходит до тех пор, пока на площадке не останется «медвежат». Игрок, пойманный последним, считается самым ловким.

Игра проходит только в пределах площадки.

Солнышко

Выбирается водящий — «Солнышко»,— который стоит за границей площадки и громко говорит: «День! День! День!» Все играют на площадке. И когда «Сол­нышко» говорит: «Ночь» — все замирают, «засыпают».

«Солнышко» ходит между «спящими» и смотрит. Того, кто зашевелится, забирает к себе.

Выигрывает тот, кто остался последним и ни разу не шелохнулся.

Леший

Играющие выбирают себе «лешего», которого сажа­ют в медвежий кустарник (опасная зона — круг). Играющие бегают вокруг медвежьего кустарника и произносят слова: «Лешего нет, а людей-то много». «Леший» выбегает из кустарника, бегает по кругу и ловит игроков, которые близко подходят к кустар­нику. Те, кого поймали, становятся в круг.

Игра продолжается до тех пор, пока не будет пой­мано большинство игроков.

Утка и утята

В этой игре выбирается водящая — «утка», а все остальные дети — «утята». На стулья садятся друг против друга две девочки, ноги вытягивают вперёд, носки соединяют, получается «мостик».

«Утка» зовёт своих «утят» поскорее перебраться на тот берег. «Утята» выстраиваются друг за другом вслед за «уткой»-мамой и перешагивают через «мос­тик», стараясь не задеть его. Тот, кто заденет, выходит из игры, остальные переходят на другой берег. «Утка» снова строит своих «утят», и они снова перешагивают через «мостик», высота которого превосходит первый «мостик» (девочки скрещивают ноги и соединяют их).

И так до тех пор, пока на другой берег не перейдут все «утята».

Нерпа

Ребята с верёвочными арканами выстраиваются в одну линию. Выбирается «нерпа», которая садится на корточки в 5—6 шагах от игроков. Когда ребята бросают свои арканы, «нерпа» пытается увернуться от них. Если охотник заарканил «нерпу», он становится на её место.

Вытяни из круга

Играют по двое. Чертится круг. Для игры нужна верёвка или канат с двумя петлями на концах. Петлю надевают на шею и плечи, становятся на четвереньки и по сигналу начинают вытягивать друг друга из круга. Кто перетянет (с трёх попыток), тот и выигры­вает.

Липкие пеньки

Группа играющих из 3—4 человек садится на кор­точки как можно дальше друг от друга. Они изобра­жают липкие пеньки, «Пеньки» не должны вставать с места.

Остальные ребята прыгают, бегают по площадке, стараясь не подходить близко к «пенькам». «Пеньки» же должны постараться коснуться пробегающих мимо ребят. Кого запятнали, тот становится «пеньком».

Невод

Все играющие становятся в хоровод, изображаю­щий невод. Выбирается «рыбка», которая украшена цветами, в ярком платье с орнаментом или в ягушке. На расстоянии 2 метров от хоровода устанавливают несколько украшенных лентами и флажками шестов. «Рыбка» находится в центре хоровода. Когда хоровод начинает двигаться, «рыбка», пробравшись сквозь «невод» под руками играющих, бежит к одному из шестов. Игроки догоняют её. Если «рыбку» не догнали и она спряталась за шестом, то она возвращается в хоровод. «Рыбке» — игроку, выбегающему из-под круга, надо проявлять ловкость, подвижность, сме­лость. Разрывать круг нельзя.

Баба-Яга

Играет 8—10 человек. Все держатся друг за друга. Впереди стоит «мать», которую они выбрали себе в на­чале игры, а за ней — «дети». Все они прячутся друг за другом.

Приходит «ведьма» и говорит «матери»: «Где твои дети?» — «Гуляют»,— отвечает мать. «А где?» — «В лесу». «Ведьма» уходит в лес искать «детей», но никого не находит, возвращается в дом и говорит, что никого не нашла. Тогда «мать» повторяет, что не зна­ет, где «дети». «Ведьма» спрашивает, что у неё за спи­ной. Увидев опасность, «дети» убегают. «Ведьма» ло­вит их. Кого поймает, того заставляет мыть полы, ра­ботать на кухне и т. д. Поймав всех детей, «ведьма» спрашивает: «Дети, вам нужна мама?»

«Дети» отвечают: «Нужна!» «Ведьма» ставит па­лочку перед ногами «матери», и та должна, перепры­гивая, дойти до «детей».

«Мать» побеждает «ведьму», «дети» бросаются на «ведьму» и выгоняют её. Потом выбирается другая «мать», другая «ведьма» и игра продолжается.

Рыбаки и рыбки

На пол кладётся сеть или шнур в виде круга. В центре — трое ребят — «рыбаки», остальные — «рыбки». Дети-«рыбки» бегают по всей площадке и за­бегают в круг. «Рыбаки» стараются поймать «рыбок». Ловить можно только в кругу.

Победителей в игре двое: «рыбак», который больше всех поймал «рыбок», и «рыбка», которая ни разу не попалась.

Медведь

На одной стороне площадки располагаются игро­ки, а на противоположной стороне — «медведь».

«Медведь» сидит и делает вид, что спит. Все игра­ющие тихо подкрадываются к «медведю» и говорят:

У медведя я беру грибы, ягоды,

А медведь всё спит и на нас не рычит.

«Медведь» просыпается и бросается догонять ребят. Кого поймал, тот и становится «медведем».

Отгадай ягоду

Девочке и мальчику завязывают глаза. На столе или на земле лежат разные ягоды. Они пробуют яго­ды и по вкусу определяют, какая эта ягода.

Кто больше отгадает названий ягод, тот и побеж­дает.

Весёлые медвежата

Игроки разбиваются на 2 команды. Заранее на де­ревьях, кустарниках развешиваются игрушки, мячи­ки, ракетки для бадминтона, скакалки и др.

По сигналу каждый из игроков добегает до дерева, где развешены игрушки, снимает одну игрушку и возвращается к команде. Игра продолжается до тех пор, пока не будут сняты все предметы.

Чья команда раньше снимет предметы и закончит игру, та и побеждает.

Борьба

Борьба национальная, на поясах. Задача каждого борца — положить противника на лопатки или прове­сти больше приёмов или бросков. Дети борются по времени 2—3 минуты.

Победители каждой пары снова встречаются в по­луфинале, а потом и за звание сильнейшего борца.

Прятки

Выбирается водящий. Каждый водящий должен знать свою считалку. Закрыв глаза, водящий считает: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!» Открывает глаза и идёт искать ребят, которые за время считалки должны спрятаться.

Водящий ищет или ловит ребят, и тот, кто первым будет найден, станет водящим. Выигрывает тот иг­рок, который ни разу не был водящим.

Бег на трёх ногах

Играющие делятся на 2 команды и становятся в колонны по 2 на линии старта. Каждой паре игро­ков связывают соприкасающиеся ноги. Руководитель даёт сигнал.

По сигналу пары со связанными ногами бегут к обозначенному предмету: кусту, кочке, обегают его справа и возвращаются обратно. Пара, прибежавшая первой, приносит команде очко.

Побеждает команда, набравшая большее количе­ство очков.

Прыгуны

Ребят делят на 2 команды. Они становятся по одно­му за линией старта. В 1 метре от старта проводится ряд горизонтальных линий на расстоянии 20 см одна от другой и обозначаются как секторы 2, 4, 6, 8, 10. Эти числа одновременно обозначают количество оч­ков, которые получает игрок, прыгнувший в тот или иной сектор. Прыгают игроки обеих команд, и под-считываются очки каждого прыгуна от каждой коман­ды. После подсчёта очков объявляется победитель.

Игру можно проводить несколько раз.

Перемена мест

Играющие делятся на 2 команды. Каждая команда имеет свою исходную позицию, которая или намеча­ется флажками, или определяется стартовой линией. На одном холме находится одна команда, на другом — другая. Все выстраиваются за своей линией старта в шеренгу. Расстояние между командами может быть на природе до 200—300 метров, на площадках до 20 метров.

По сигналу обе команды начинают бег, чтобы раньше пересечь стартовую линию противоположной команды. Выигрывает команда, которая раньше пре­одолеет холм своего «противника».

Игра повторяется несколько раз, но с переменой мест.

Волк и олени



Все играющие размещаются на площадке. Из этого числа игроков выбирается «волк». Ему чертится круг на одной стороне площадки, где он и находится. Все остальные ребята — «олени». Они «пасутся» на другой стороне площадки. По сигналу «волк» выходит из сво­его «логова» и старается поймать «оленей». Пойманно­го «оленя» «волк» отводит к себе в «логово».

Перетягивание каната

Играющие делятся на две равные команды. На середине площадки проводится контрольная линия. Взяв канат, по сигналу руководителя, начинают пере­тягивание каната.

Команда, перетянувшая на свою сторону другую команду, считается победителем.

Рыбаки

В круге размещаются все играющие. Все они «ры­баки». Выбирается водящий. Водящий имитирует действия рыбаков: тянет сети, гребёт на веслах, вытя­гивает рыбу, чинит сети и т. д. «Рыбаки», находящи­еся в круге, повторяют все движения водящего. Игрок, повторивший движение неправильно, выходит из игры. Игра заканчивается, если в круге остаются 1— 2 человека.

Меткий охотник

Играющие разбиваются на 2 команды. В каждой команде по одному макету дикого оленя, гуся, волка или других диких животных. Макеты крепятся ве­рёвками с обеих сторон. Их держат ребята, не занятые в игре. По сигналу каждый играющий выполняет бросок (выстрел) мячом по макету животного. Каждая команда набирает себе очки меткими «выстрелами». «Охотник», нанёсший больше метких «выстрелов», считается метким охотником и получает приз.

Охота на куропаток

Игра проводится в тундре. Обозначается площад­ка, где будут играть дети, желательно, чтобы на мес­тности были кочки, горки и другие препятствия. Иг-роки-«куропатки» располагаются со стороны кочек. На противоположной стороне находятся 3—4 «охотника». «Куропатки» «летают», прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они «улетают», прячут­ся от «выстрелов», «садятся на ветки». «Охотники» мячом должны попасть в «куропаток». Пойманные «куропатки» выбывают из игры. Потом происходит смена «охотников».

Стрелки из лука

Все ребята, изготовившие лук, могут принять уча­стие в этих играх.

На расстоянии 15—20 метров от линии старта на дерево ставится щиток или метка. Дети договарива­ются между собой, сколько выстрелов будет произве­дено (10—15).

Каждый участник стреляет из лука в цель. Побеж­дает самый меткий стрелок. Соревнование в стрельбе из лука проводится и на дальность. Чья стрела даль­ше улетит, тот стрелок побеждает.

Для поощрения можно изготовить несколько лу­ков, а потом наградить ими лучших и метких стрел­ков.

Успей поймать

Играющие разбиваются на 2 равные группы: маль­чиков и девочек. Выбирается водящий, который под­брасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, они начинают перебрасывать мяч друг другу, чтобы маль­чики не завладели им. Чья команда дольше удержит мяч у себя, та и выиграет. Игра проводится несколько раз.

Оленьи гонки на тройках

На противоположных концах площадки кладутся 2 шнура. Каждая команда разбивается на тройки: 2 «оленя» и «охотник».

В каждой команде по 3—4 тройки. «Охотник» бе­рёт за руки стоящих впереди «оленей». По сигналу «Вперёд!» каждая тройка бежит навстречу друг другу от одного шнура к другому. Тройка, быстрее добежав­шая до противоположного шнура, побеждает.

Выигрывает команда, в которой оленьи тройки на­берут больше призовых мест.

Солнце

Все играющие становятся в круг, берутся за руки и идут приставным шагом. В кругу сидит «солнце»-водящий. Когда «солнце» встаёт и выпрямляется, иг­роки разбегаются. Все игроки увёртываются от «солн­ца» при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три, в круг скорей беги!» те, кого водящий не задел, воз­вращаются в круг.

Потом меняются водящие.

Шайбу за круг

Игроки становятся широким кругом на ровной сне­говой площадке, на расстоянии 1—2 метра друг от друга. Внутрь круга входит водящий с шайбой. Задача играющих — ударами ноги перекатывать шайбу друг другу в круге. Водящий должен догнать шайбу и дотронуться до неё ногой. Тот, кто помогает водяще­му догнать шайбу, тот идёт водить и уступает своё место прежнему водящему.

Можно игру провести иначе: водящий постоянно ударяет ногой по шайбе, стараясь, выкатить её за круг, а остальные игроки отбивают её обратно. У кого шайба пройдёт за круг с правой стороны, тот водит.

Эстафеты на санках

Игроки делятся на 4 команды. Команды становятся на старте одна параллельно другой. Впереди на рас­стоянии 20—30 метров перед каждой командой в снег втыкают флажок. Игроки в команде делятся на пары. Первая пара получает санки с верёвкой. Один игрок из каждой пары садится на санки, а другой его везёт. По сигналу пары бегут до своих флажков, останавли­ваются и быстро меняются ролями. Вернувшись на старт, они передают санки следующей паре, а игроки становятся позади команды.

Выигрывает та команда, игроки которой вернутся на старт раньше других.

Прыгуны и бегуны

Все играющие делятся на 2 команды и выбирают себе капитанов. Одна команда является прыгунами, а другая — бегунами. Все бегуны разбегаются по пло­щадке, а прыгуны размещаются у себя «дома», за ли­нией площадки. Капитан прыгунов посылает игрока в поле, тот, прыгая на одной ноге, ловит бегунов. Че­рез 15—20 секунд капитан меняет прыгуна. Пойман­ные бегуны находятся в плену, за линией «дома», пока не закончится игра.

Игра заканчивается после того, как все бегуны бу­дут пойманы. Потом команды меняются местами. По­беждает команда, сумевшая за более короткое время переловить бегунов.

Взятие холма

Игра проводится вблизи рек, между оврагами, где располагаются чумы, на холмистой местности. Вся территория между холмами делится на 2 равные час­ти. Их середина обозначается или флажками, или гирляндой цветной бумаги. В игре принимают учас­тие и мальчики, и девочки. Две команды располага­ются на холмах, на расстоянии 200—300 метров и больше. Каждая команда оборудует себе «штаб», ко­торый охраняется группой ребят. В «штабе» находится «секретное донесение».

Задача каждой команды — по сигналу начать ата­ковать «штаб» противника, чтобы завладеть «секрет­ным донесением».

Обе стороны должны запятнать как можно больше противников, тем самым оголив подступы к взятию холма. Запятнанный стоит на том месте, где его за­пятнали.

Выиграет та команда, которая раньше доставит «секретное донесение» на свою территорию.

Волокуша

В каждой команде по 5—6 мальчиков. Во главе команды — капитан. В руках у него волокуша — оле­нья шкура. Капитаны команд кладут «пострадавше­го» на волокушу и по сигналу тянут по снегу или тра­ве на противоположную сторону площадки, где для каждой команды отведены места.

Дотянув до финишной черты, первый номер (капи­тан) остаётся, а волокушу берёт тот, кто лежал на ней, т. е. второй номер.

Добежав до своей команды, он кладёт третьего но­мера на волокушу и тянет его снова к финишной чер­те. Второй номер, как и первый, стоят за финишной линией, а третий бежит за четвёртым. Притянув его, третий остаётся, а четвёртый работает с волокушей.

Чья команда раньше закончит эстафету, та и по­беждает.

Загони в озеро

На расстоянии около 300 метров от игроков чертит­ся «озеро». Играющие разбиты на 2 команды. В каж­дой команде по аркану. Каждый игрок, стоящий пер­вым в колонне, выполняет бросок аркана на даль­ность. Второй номер каждой команды собирает аркан и выполняет второй бросок, третий номер — следую­щий бросок.

Чья команда раньше дойдёт до «озера» и выпол­нит свой бросок в «озеро» первой, та и выиграет это состязание.

Удержись на бревне

Разбившись на 2 равные группы, ребята выбирают круглое бревно. Каждая пара (по одному от каждой команды) становятся на бревно. Задача стоящих на бревне ребят — руками столкнуть своего противника с бревна. Та команда, где больше играющих удержит­ся на бревне, или та, которая больше собьёт против­ников, становится победителем.

Преодолей ров

Дети делятся на несколько команд и выстраивают­ся по одному за линией старта. На расстоянии 15 мет­ров кладётся бревно поперёк площадки. Вдоль бревна чертится линия, а через 50—70 сантиметров — вторая линия. Эти линии и будут рвом. По команде первые номера, перепрыгивая бревно, должны одновременно преодолеть ров одним прыжком. Обежав бревно спра­ва, первые номера передают эстафету другим.

Можно наступать на бревно одной ногой, тогда ши­рину рва нужно увеличить.

Скороходы-снегоступы

Дети делятся на 2 команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.

По сигналу первые номера (капитаны команд), надев снегоступы, быстро устремляются к флажкам,

стоящим на расстоянии 20—30 метров. Обежав флаж­ки, капитаны команд возвращаются назад, передают снегоступы вторым номерам, а те в свою очередь про­делывают то же, что и первые.

Побеждает команда, раньше закончившая бег.

Отбивка оленей

Чертится круг. Все играющие «олени» находятся в круге. Выбираются 2—3 «пастуха», которые нахо­дятся за кругом. По сигналу «Раз, два, три, отбивку начни!» «пастухи» по очереди бросают мяч в «оленей». «Олень», в которого попал мяч, считается «пойман­ным», «отбитым от стада». Каждый «пастух» выбивает 5—6 раз, потом подсчитывает отбитых «оленей». Бро­сают мяч только в ноги и по сигналу. Отбивать надо с места в подвижную цель.

Свободное место

Выбирается водящий. Все играющие образуют круг и становятся лицом к центру, заложив обе руки за спину. Водящий бежит снаружи круга и, коснув­шись руки одного из игроков, продолжает бег, а тот, до кого он дотронулся, должен бежать в противопо­ложную сторону. Каждый старается обежать круг и вернуться поскорее на свободное место. Кто из этих игроков прибежит раньше, тот остаётся, а кто опоз­дал — водит.

Правила игры:

  1. Запрещено бежать через круг; обегая круг, нельзя хвататься за игроков.

  2. Можно условиться, что при встрече оба игрока должны остановиться и раскланяться друг с другом. Можно сделать полный поворот кругом, или прыгать на одной ноге, или сделать несколько приседаний, или ещё какие-то движения и упражнения.




Удержись на качалке

Выбирается гладкое бревно толщиной 20—25 сан­тиметров, отпиливаются 2 небольших куска длиной 20—25 сантиментров. Затем каждый из них распили­вается вдоль. Получается 4 качалки. Два игрока берут по качалке, кладут их круглой стороной на пол и ста­новятся на них обеими ногами. Толкая друг друга, игроки стараются сбить противника с качалок. Кто сумеет это сделать и сам останется на качалке, тот и выигрывает.

Не сойди с бруска

На каждую команду изготовляются по 3 деревян­ных бруска толщиной и шириной 20 сантиметров, длиной — 20 сантиметров. Положив по 2 бруска на линию старта, играющие становятся на них обеими ногами. Третий брусок держат в руке. По сигналу оба игрока, не сходя с первых брусков, кладут третий бру­сок перед собой и переступают на него одной ногой. Освободившийся брусок перекладывают вперёд и пе­реступают на него. Так оба постепенно передвигают-



ся к финишу, находящемуся от линии старта на рас­стоянии 5—7 метров. Кто первым дойдёт до финиша, ни разу не оступившись, тот побеждает.

Можно предложить играющим передвигаться по 3—4 кирпичам и расстояние до финиша увеличить до 10—15 метров.

Запомни название

Играющие садятся в круг парами. Расстояние меж­ду парами 2 шага. Организатор игры предлагает каждому играющему подобрать название животного, заселяющего Север.

Ведущий спрашивает, кто как назвал себя.

Все внимательно слушают и запоминают названия каждого. После этого кто-нибудь из играющих, назна­ченный водящим, идёт на середину круга, а остав­шийся без пары должен вызвать себе новую пару, громко называя её. Вызванный игрок бежит и садит­ся рядом с вызвавшим на свободное место. Игра идёт до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не опоздает вызвать себе пару. Водящий же старается занять свободное место раньше, чем сидящий игрок вызовет себе пару. Кто опаздывает вызвать пару, тот идёт во­дить.

Надо следить, чтобы водящий не занимал свобод­ного места, если игрок вызвал к себе на освободивше­еся место новую пару.

Игра проходит очень оживлённо, и чем чаще в неё играют, тем интереснее она становится.

Тихое пение

Дети свободно рассаживаются на поляне, у крыль­ца на площадке. Выбирается водящий, которого уда­ляют от играющих. В это время организатор игры прячет какой-нибудь предмет (свисток, ленту, каран­даш), затем все репетируют знакомую песню.

После этого вызывают водящего и предлагают ему под общее пение искать спрятанную вещь. Чем бли­же он будет подходить к предмету, тем громче будет пение, и чем дальше — тем тише. Когда предмет бу­дет найден, идёт водить кто-нибудь из игроков.

Выталкивание палкой

В этой игре участвуют подростки. Для игры требу­ется 2 палки длиною 120—150 сантиметров, диамет­ром 4—5 сантиметров, а также бревно, часть которого нужно подтесать, чтобы оно ровно лежало на земле.

Игроки становятся вдоль бревна, лежащего на зем­ле (диаметр бревна 20—30 сантиметров, длина 2— 3 метра).

Двое игроков берут палку и становятся на бревно на расстоянии вытянутых рук, палки находятся в по­ложении крест на крест. По команде руководителя каждый игрок старается ударом своей палки о палку партнёра вывести его из равновесия. Кто не удержит­ся на бревне, тот проигрывает.

Победитель играет с очередным противником. Оче­редь устанавливается руководителем.

Побеждает тот, кто сумеет вывести из равновесия большее число соперников.

Правило игры:

Нельзя ударять палкой по рукам (ударять можно только по палке).


Детские игры,

собранные и придуманные учащимися Тазовской школы интерната

Живая кочка

В этой игре выбирается водящий (наблюдатель). Все играющие заранее заготавливают себе «живые кочки» — колпаки («шапки-невидимки»), изготовлен­ные из веток тальника, мха и другой растительности.

Наблюдатель находится в круге радиусом 10 мет­ров, обозначенном флажками, цветными лоскутами материи или бумаги. В центре круга стоит шест (хо­рей). Все играющие уходят в тундру, там надевают свои «шапки-невидимки», заранее заготовленные и спрятанные. У каждого играющего в руках аркан.

Наблюдатель не должен видеть, кто куда ушёл, он ждёт сигнал от организатора.

Задача играющих: незаметно, как можно быстрее короткими перебежками добраться до круга. Бросать аркан разрешается с любого места за кругом. И если наблюдатель не сумел заметить кого-то из игроков до линии круга и угадать его имя, то этому игроку даёт­ся право на 3 попытки метать аркан на хорей. Кто первый преодолеет свой путь незамеченным и пер­вым заарканит, тот и станет победителем. Арканить можно до третьего промаха.

Выбывают из игры те «живые кочки», которых наблюдатель заметил и чьё имя угадал до прихода на рубеж.

Победителем сможет стать также тот, кто пришёл первым, хоть ни разу не попал арканом на хорей (шест).

Запомни предмет

Ребята садятся полукругом и выбирают водящего, предложив ему удалиться. Каждый участник должен приготовить и держать в руках какую-нибудь вещи­цу: перочинный ножик, карандаш, заколку, монету, булавку, цветок и т. д. Зовут водящего. Он обходит всех и старается запомнить, какой предмет находится у каждого. Снова удаляют водящего и, собрав все вещи в одно место, приглашают его войти. Теперь водящий должен раздать все предметы их владель­цам. Если он раздаст правильно, то выбирают нового водящего. Если он сделает хоть одну ошибку, то игра начинается сначала со старым водящим.

После третьего раза выбирают нового водящего.

В этой игре хорошо тренируется память.

Найди предмет

Удалив всех играющих с места, где будет прово­диться игра, водящий прячет какой-нибудь неболь­шой предмет: кольцо, ключик, пуговицу, карандаш, свисток и др. Затем он зовёт играющих и предлагает им найти этот предмет. Нашедший говорит на ухо водящему, где находится предмет, после чего садится. Так постепенно находят предметы все участники игры. Нашедший первым получает спрятанный пред­мет и ведёт игру сам, заменив водящего.

Хищник

Для игры нужна верёвка длиной 2—3 метра, на одном конце которой делают петлю и надевают её на колышек.

В игре принимают участие 10 и более человек. Одного играющего выбирают «хищником». Осталь­ные — «рыбки».

Игрок, исполняющий роль «хищника», по сигналу берётся за свободный конец верёвки и бежит по кругу так, чтобы верёвка была натянута на уровне колен. При приближении верёвки к «рыбкам» они должны через неё прыгать.

Задетые верёвкой «рыбки» выходят из игры.

Цепи кованые

Играющие делятся на 2 команды: мальчиков и де­вочек. Девочки, крепко взявшись за руки, ждут сиг­нала от мальчиков. Мальчики кричат: «Цепи кова­ные, раскуйте нас!» Девочки спрашивают: «Над кем?» Мальчики: «Над братом девочки!» Девочки: «Как звать?» Мальчики называют его имя, и этот мальчик бежит изо всех сил к девочкам, пытаясь разорвать цепь.

Девочка, которая отпустила руку, выходит из игры.

Игра продолжается, пока в цепи останется хоть одна девочка.

Играющие делятся на 2 группы. Одни — «пасту­хи», другие — «олени». «Пастухи» берутся за руки и становятся полукругом лицом к «оленям», «олени» бе-. гают по площадке. По сигналу «Лови!» «пастухи» ста­раются замкнуть круг и загнать «оленей». Круг замы­кают тогда, когда поймано большое число «оленей». Игроки~«олени» стараются не попадать в круг, но они не имеют права вырываться из круга, если он замк­нут.

Несколько детей стоят с арканами в руках. Один из них выходит на середину с верёвкой, на конце кото­рой привязан олений рог.

По сигналу он бежит и тащит за собой рог, привя­занный к верёвке. Остальные бросают аркан на «бегу­щего оленя». Кто заарканит «бегущего оленя» и при­тянет рог к себе, тот и выиграл.

Среди играющих выбирается водящий. Он стано­вится на середину площадки, отворачивается от ребят и называет любой цвет. Назвав цвет, водящий пово­рачивается к ребятам, а те, осматривают себя и ищут в своей одежде указанный цвет. Если такой цвет есть, они проходят спокойно перед водящим, а если нет, то играющий должен пробежать так, чтобы водящий его не задел. Иначе первый задетый становится водя­щим.

Игра повторяется сначала. Водящий загадывает всё новые и новые цвета.

Царь-горох

Перед игрой выбирается Царь-горох. Группа игра­ющих ребят приходит к нему и говорит:

  • Царь-горох, прими нас на работу!

  • А что вы умеете делать? — спрашивает Царь.

  • А ты отгадай!

Дети имитируют разные действия: мытьё полов, посуды, стирку белья и т. д.

Царь должен догадаться и сказать, что они де­лают. Если отгадал правильно, дети разбегаются, а Царь старается их догнать. Кого догонит, тот и ста­новится Царём-горохом.

Косолапый медвежонок

Ребята выбирают «косолапого медвежонка». «Мед­вежонок» находится в «берлоге, ест ягоды». Все дети потихоньку подкрадываются к его «берлоге», собира­ют ягоды. Это не нравится «косолапому медвежонку», он выскакивает из «берлоги», и все игроки начинают убегать. «Медвежонок» бросается в погоню, ловит од­ного и ведёт к себе.

Игра продолжается до тех пор, пока большинство не будет поймано. Побеждает тот, кто не был схвачен «медвежонком».

Бездомный заяц

Делим ребят на группы из 3—4 человек. Каждая группа, взявшись за руки, образует кружок — домик. Кружки размещаются в разных местах площадки. Внутри каждого домика стоит «заяц». Один бездом­ный «заяц» бегает между кружками, а за ним гоняет­ся «охотник». Если «охотник» догонит «зайца» и запят­нает его, то они меняются ролями: «заяц» становится «охотником», а «охотник» — «зайцем».

Чтобы спастись, «заяц» может вбежать в любой кру­жок, тогда стоящий там «заяц» выбегает и становится бездомным. Надо следить, чтобы один и тот же «заяц» и «охотник» не бегали долго и чтобы «зайцы» меня­лись чаще.

Тир на снегу

К столбу, стене или к дереву на высоту 1,5—2 мет­ра прибивают круглую мишень диаметром 1 метр с начерченными на ней 5 кругами. В 5—10 метрах от мишени становится играющий и, сделав 5 снежков, бросает их в неё. За попадание в центр засчитывается 5 очков, а в следующие круги соответственно — 4, 3, 2 очка или 1 очко.

Сумма очков подсчитывается. После этого 5 снеж­ков бросает следующий игрок и т. д. Забивший боль­ше очков побеждает. Такие соревнования можно про­вести и между командами.

Третий лишний

Играющие становятся по двое, в затылок друг дру­гу, лицом к центру круга. За спинами играющих — двое: один убегает, другой его догоняет. Убегающий встаёт впереди какой-либо пары. Тогда игрок, сто­ящий сзади (он и есть третий лишний), убегает. Водя­щий устремляется теперь за ним.


Если водящий осалил убегающего до того как тот успел встать впереди какой-либо пары, то убегающий становится водящим.

Кто быстрее?

Ребята делятся на 2—4 команды и выстраиваются на одной линии шеренгами, держась за руки по ко­мандам.

По сигналу судьи игроки команд прыгают на од­ной ноге до обозначенной линии.

Выигрывает та команда, которая первой достигнет этой линии.



Охотники и утки

Играющие встают по кругу. Рассчитываются на первый-второй. Первые номера — «утки» — входят в круг. Вторые номера — «охотники» — остаются на месте.

По сигналу судьи «охотники» бросают мяч, стара­ясь попасть в «уток». Выбитая «утка» выходит из кру­га. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется ни одной «утки».

После этого команды меняются ролями.


Русские считалки

* * *

Что нас много — не беда, собирайтесь все сюда, Поскорее, не ленитесь, в круг широкий становитесь! Я сейчас начну считать, чтобы крайнего узнать. Тот, кто встанет вдруг, тот пускай покинет круг! Начинаю я считать! Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Стая уток в небе синем, и тебе лететь за ними. Раз! Два! Три! Четыре! Утки лапки промочили. Чтоб не мокли от росы, им калоши отнеси. Счёт ведём мы — раз, два, три. Ты быстрее выходи!

* * *

Две кукушки, две болтушки

Повстречались на опушке.

Сели рядом на суку

И кричат: «Ку-ку! Ку-ку!»

Если хочешь — посчитай, а не хочешь — вылетай!

* * *

Волнуются волнушки:

Как же быть нам без кадушки?

Все грибы в кадушках, забыли о волнушках!

Поищи волнушки ты, очень вкусные грибы.

* * *

Тики-таки, тики-таки, ходят в нашей речке раки. Ходят задом наперёд, ищут раки в речке брод. Стали раки воду пить — выходи, тебе водить!


* * *

Учит брат меня считать, Сколько будет пятью пять, Я подумала немножко и сказала: «Две ладошки!»

* *

Со второго этажа полетели два шара, Красный, синий, голубой, Выбирай себе любой!

* * *

Шёл крокодил, Трубка упала и написала:

Трубку курил. «КРОКОДИЛ».

* * *

Шёл по берегу петух, Поскользнулся — в речку бух! Будешь знать, петух, что впредь Надо под ноги смотреть!

* * *

Шла кукушка через сад, Поклевала виноград. Шла кукушка мимо рынка, Наступила на корзинку. И упала в яму — бух! Раздавила сорок мух!

* * *

Жили-были два соседа,

Два сосед а-людоеда.

Людоеда людоед приглашает на обед.

Людоед ответил: «Нет! Не пойду к тебе, сосед!

На обед попасть не худо,

Но отнюдь не в виде блюда!»

Ненецкие пословицы и поговорки

Оленя узнаешь в упряжке, а человека на промыс­ле. (Тым' мэць хамэдангур, ненэцям'-ханелавахана.)

Песец сам в мешок не полезет. (Понгахана идм! нир сахалт".)

С хорошим человеком и без чума тепло. (Сава ненэ-цянгана мяци' ядембангу.)

Сеткой воды не зачерпнёшь. (Нохо харта пад' мю" ни" пакалт".)


Загадки

1. Старика-волшебника то одевают, то раздевают.

(Чум)

2. Всё время остаются серебряные чашки.

(Рыбья чешуя)

3. Без рук, без ног ходит и следов не видно.

(Рыба)

4. На одной ножке стоит, ягушку из красного сукна носит.

(Морошка)

5. Кто по снегу, по траве носит лес на голове?

(Олень)

6. Олиё, олиё, много рыбы у неё, Много зверя у неё, Олиё, олиё, не скупа, наоборот, Всё нам щедро отдаёт.

(Тундра)

7. В тундре зимой без неё ни на шаг, С места рванёт — только ветер в ушах.

(Собачья упряжка)

8. Нет зубов, но всё же кусается, Злой, но первым не бросается.

Если тронет он кого,

Не отпустит никого.

(Капкан)

9. Кто на своей голове лес носит? (Олень)

10. К небу тянется чудак, не дотянется никак.

(Дым)

11. Летом меховую, а зимой берестяную одежду
носит.

(Рога оленей)

12. Что за зверь лесной встал как столб под сосной?
И стоит среди травы, уши больше головы?

(Заяц)

13. Длинный Митрошка, стучится в окошко.

(Дождь)

14. Поднялись ворота, всему миру красота.

(Радуга)

15. Старик у ворот тепло уволок, Сам не бежит и стоять не велит.

(Мороз)

16. Сначала блеск, за блеском — треск, За треском — плеск.

(Гроза)

17. Стоит Егорка в красной ермолке,

Кто ни пройдёт — всяк поклоны отдаёт.

(Ягода)

18. Рассыпала Лукерья серебряные перья,
Закружила, замела, стала улица бела.

(Вьюга)

19. Золотое решето чёрных домиков полно.
Сколько чёрненьких домов,

Столько беленьких жильцов.

(Подсолнух)

20. Пришёл волк — весь народ умолк,

Ясен сокол пришёл — весь народ пошёл.

(День и ночь)

21. Не куст, а с листочками, Не рубаха, а сшита, Не человек, а рассказывает.

(Книга)

22. Встала шапка из травы, нет под шапкой го­
ловы.

(Цветок)

23. Сели на странички весёлые сестрички,
Сели, не молчат, нам загадки говорят.

(Буквы)

24. Под крышей четыре ножки, А на крыше суп да ложки.

(Стол)

25. Растянулась, как гармошка, чудо-печка у окошка.

(Батарея)

26. Наша тётушка — игла строчку по полю вела, Строчка в строчку, строчка в строчку, Будет платье вашей дочке.

(Швейная машинка)

27. На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад, Ищет в речке лягушат.

(Цапля)

28. Был белый дом, чудесный дом, Вдруг что-то застучало в нём, И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо.

(Цыплёнок)

29. Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый. Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый.

(Хлеб)

30. Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина)

31. Белый камушек растаял,
На доске следы оставил.

(Мел)

32. Сама не ем, а людей кормлю.

(Ложка)

33. Над домами у дорожки висит кусок лепёшки.

(Луна)

34. Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала, солнышко застала.

(Туча)

35. Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок. (Пила)