ИГРА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Всестороннее гармоническое развитие личности – главная задача нашего общества. Особое значение в формировании человека имеет комплексный подход к воспитанию, в осуществлении которого важная роль отводится созданию условий для всестороннего развития личности, её многогранной творческой деятельности.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. «Игра есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глазомер, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у детей организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства, » - писала Н.К.Крупская.
Игра как деятельность и как средство воспитания находится во взаимодействии с другими видами деятельности детей и средствами воспитания.
Она имеет большое значение для интеллектуального и социально – личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, так же для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность.
Сюжетно-ролевая игра для ребенка – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. В процессе обучения она является вторичным этапом. Во время игры они учатся самостоятельно применять эти знания в соответствии с ее правилами. Благодаря этому их знания и представления становятся более осознанными, четкими.
Для большинства ребят школа является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованием большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.
Совместная игра доставляет детям большое удовольствие, именно здесь появляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания. Дети учатся самостоятельно строить сюжет и реализуют его, использую знания, полученные при наблюдении за окружающей жизнью. Наблюдение строится так, чтобы в центре внимания был человек, осуществляющий трудовую деятельность, например, наблюдение за работой шофера, врача: обратить внимание на то, что шофер работает на машине и привозит продукты, врач лечит детей. Такие наблюдения помогают переключать детей от игровых действий, связанных с предметом, к игровым действиям, связанным с ролью. Однако одного ознакомления не достаточно для возникновения игры.
Нужно показать детям, как эти знания использовать, каким игровым материалом пользоваться.
Большое значение имеет содержание игры, в процессе которой воспитывается правильное отношение к явлениям окружающей жизни: любовь к труду, уважительное отношение к людям труда. Учитывая, что содержание игры оказывает большое влияние на формирование личности ребенка, нужно развивать интерес к таким играм, как «Больница», «Магазин», в которых формируются доброта, заботливость, вежливость.
Продуманная обстановка, интересные игрушки, дружное общество товарищей – все это заставляет ребенка играть с удовольствием, с хорошим настроением.
Нужно не только научить детей играть, но и дать им через игру знания, воспитать у них нравственные качества. Игра становится неотъемлемой частью жизни и деятельности детей, у них появились такие качества, как активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами и главное - дружить
Игра школьника – это не бесцельная забава, а особая форма детского труда. Игра направлена на ориентировку в предметной и социальной действительности и её познание. Она должна быть максимально приближена к труду, наполнена трудовыми заданиями. Игра и работа у детей тесно взаимосвязаны. Изготовление игрушек, сооружение построек – это тоже часть игры, важное средство изображение задуманного. Даже при наличии разнообразных готовых игрушек ребёнок стремиться сделать какую-нибудь для игры вещь самостоятельно. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.
А.С. Макаренко справедливо указывал, что между игрой и трудом детей нет большой разницы. В игре и труде есть рабочее усилие мысли: « Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра ».
Игра для детей сама по себе не организуется. Помочь ребёнку овладеть этим сложным и серьёзным для него видом деятельности должны взрослые. Руководство игрой со стороны взрослых должно быть особенно вдумчивым, тактичным, неназойливым.
Необходимо придерживаться в повседневной жизни правила: «Не делай за ребёнка того, что он может сделать сам», также этому необходимо следовать и в игре.
В игре осуществляется практическое познание ребёнком окружающего мира. Ребёнок играет не ради приобретения или закрепления знаний – к игре его побуждают другие мотивы: желание действовать как взрослые, стремление к общению, к активным действиям. Используя игру в воспитательно – образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка.
Отличие игры от работы заключается только в том, что « . . . работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных иначе говоря социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношения косвенное: она приучает человека к тем физическим и психологическим усилиям, которые необходимы для работы»
Ещё А. С. Макаренко указывал, что, каков ребёнок в игре, таким он во многом будет в работе, когда вырастет. Действительно в игре ребёнок получает многое: умение сосредотачиваться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для её выполнения, довести дело до конца.
Использованная литература:
Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в школе. – М., 1972
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1988
Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 2014
Крупская Н.К. Дети – наше будущее. – М., 1975
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 2003
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 2012