Игра «Космическое путешествие».
Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.
Задачи:
1. Расширить представления детей о космонавтике.
2. Формировать чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей.
3. Развить творческие способности учащихся путём использования игровых элементов.
4. Организовать соревновательную деятельность между командами.
5. Создать активное взаимодействие учащихся в команде.
6. Воспитывать желание быть сильными, ловкими и здоровыми.
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия
- умение проводить рефлексию на основе критерия успешной деятельности;
- стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- формирование потребности сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
- первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни;
- устойчивый интерес к новым способам познания.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- уметь определять и формулировать задачи под руководством учителя;
- проявлять познавательную инициативу.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- договариваться и приходить к общему решению;
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию.
Познавательные универсальные учебные действия
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- применять полученную информацию при выполнении заданий;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих занятиях.
Форма: игра-соревнование.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, жетоны для деления на команды, ручки, листы бумаги, карточки с заданиями (пазлы Приложение 1, шифровки Приложение 2, перевёртыши Приложение 3), верёвочка с палочками на концах и СД-диском посередине, звёздочки белые, голубые и красные (1,2,3 балла), медальки для награждения.
Ход занятия:
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, тёмный и необычайный,
В нём живут вселенные, звёзды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
- Что это? … Ну, конечно, космос. СЛАЙД 2
- Ребята, вы, наверно, догадались, о чём мы сегодня с вами будем говорить?
- А почему мы в эти дни вспоминаем о космосе, космическом пространстве?
СЛАЙД 3
- Верно. В этот день, 60 лет назад, 12 апреля 1961 года, нашу планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе!» Мечта людей о полете в космос сбылась. Апрельским утром на корабле «Восток-1» первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос. Полет вокруг Земли длился 108 минут.
Звездное небо всегда привлекало людей, манило их своей неизвестностью. Люди мечтали узнать о космосе как можно больше. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов.
12 апреля – праздник лётчиков-космонавтов и учёных, инженеров и рабочих, которые придумывают и делают ракеты, космические корабли и спутники… Ну и, конечно же, этот праздник отмечают во всём мире. И мы с вами также его знаем и помним.
Раньше люди не знали ничего о космосе, о звездах и считали, что небо — это колпак, который накрывает Землю, а звезды к нему крепятся. Древние люди думали, что Земля неподвижна, а Солнце и Луна вокруг неё вращаются.
Спустя много лет астроном Николай Коперник доказал, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. А учёный Ньютон понял, почему планеты вращаются вокруг Солнца и не падают. Они все летят вокруг Солнца по своему пути.
Так учёные открывали тайны космоса. В средние века изобрели телескоп, с помощью которого учёные наблюдали за звёздами. В космосе еще много загадок, так что учёным-астрономам - хватит работы надолго. СЛАЙД 4
- Этому празднику – Дню космонавтики – и посвящается наше мероприятие.
- Итак, мы с вами отправляемся в космическое путешествие, где будем соревноваться в смелости, ловкости, смекалке. Для этого вы разделитесь на 2 экипажа. (Деление на 2 команды жетонами)
- За победу в каждом конкурсном задании вас ждут звёздочки. Голубые – это самые горячие звёзды, дают вам 3 балла, белые - менее горячие – 2 балла, и красные – 1 балл. В конце нашего полёта мы подведём итоги и наградим экипажи.
- Прежде, чем начать наше путешествие, вспомним правила работы в группе. Как себя ведём, чтобы работа шла слаженно? (1. Уважай своего товарища. 2. Умей каждого выслушать. 3. Не согласен – предлагай!)
- Сначала придумайте название для вашего экипажа. (Луноход, Буран, Ракета, Заря, Восток, Макс и др.) А также выберите своего капитана. Он будет следить за тем, чтобы все члены экипажа имели возможность участвовать в работе и высказывать свои идеи, а также помогает выбрать решение.
- Мы с вами находимся в Центре управления полётами. СЛАЙД 5. Нам предстоит предполётная подготовка.
Задание 1. ПРЕДПОЛЁТНАЯ ПОДГОТОВКА. У ВРАЧА.
Чтоб космонавтом стать,
Здоровьем крепким надо обладать.
И образ жизни правильный вести,
И подготовку долгую пройти.
- У каждого космонавта проверяет состояние здоровья врач. Космонавты проходят серьёзную врачебную комиссию. Сейчас мы проверим ваше состояние здоровья, вашу силу, ловкость. Вам нужно пройти несколько испытаний.
Итак, 1-е испытание каждому экипажу. За 1 минуту простоять на одной ноге. (1 балл каждому, кто выстоял).
2-е испытание – простоять 1 минуту, вытянув вперёд левую ногу и подняв вверх правую руку. (по 1 баллу каждому).
3-е испытание – повернуться вокруг себя 5 раз и пройти по разложенной прямо скакалке. (1 балл)
- Вижу, что вы, ребята, способные и здоровые! Удачи вам в пути!
Задание 2. СТРОИМ РАКЕТУ. Пазл.
Космонавты, крепко сели?
Скоро в космос выхожу!
Вкруг Земли на карусели
По орбите закружу.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост —
И поднимается до звёзд.
- Это … ракета, или космический корабль.
Космическими кораблями называются аппараты, созданные для доставки космонавтов в космос и возвращения их потом на Землю.
СЛАЙД 6,7
Великий русский ученый, основатель науки космонавтики, Константин Эдуардович Циолковский, доказал, что освоить космическое пространство можно только с помощью ракеты. Он разработал теорию аппарата ракеты, продумал устройство конструкции и вывел основную формулу ее движения.
А учёный, знаменитый конструктор межпланетных кораблей Сергей Павлович Королёв создал Реактивный научно-исследовательский институт, в котором создавались проекты межпланетных летательных аппаратов. Под его руководством здесь строили мощные ракеты для запуска искусственных спутников.
Послушайте, как Циолковский представлял состояние невесомости в кабине космического корабля:
«Все неприкреплённые к ракете предметы сошли со своих мест и висят в воздухе, ни к чему не прикасаясь. Сами мы тоже не касаемся пола и принимаем любое положение: стоим и на полу, и на потолке, и на стене.
Масло, вытряхнутое из бутылки, принимает форму шара; разбиваем его на части и получаем группу из мелких шариков».
Когда читаешь эти сроки, то кажется, что этот учёный сам побывал в космосе и испытал состояние невесомости!
- И следующее задание – собрать ракету, на которой вы и отправитесь в космическое путешествие. (пазлы «Ракета».)
Подведение итогов, 1-3 балла за построенную ракету.
- Итак, наши ракеты готовы. В путь!
- Мы должны пристыковаться к орбитальной космической станции.
- Учёный Циолковский также предсказал, что в космическом пространстве будет постоянно находиться настоящий космический дом, где космонавты станут подолгу жить, занимаясь исследованиями. И все идеи ученого воплотились в жизнь! Вокруг Земли вращаются искусственные спутники, созданы орбитальные космические станции, где живут и работают космонавты. СЛАЙД 8
А вот как он описывает орбитальную космическую станцию: «Нужны особые жилища – безопасные, светлые, с желаемой температурой, с кислородом, притоком пищи, с удобствами для жизни и работы».
- Ну, а чтобы оставаться сильными и здоровыми, космонавты ежедневно делают зарядку. СЛАЙД 9
ФИЗМИНУТКА. Зарядка космонавтов.
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь. (руки над головой сомкнуть)
Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться. (рывки руками)
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень! (руки на поясе)
Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться, (повороты туловища)
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать. (приседание, прыжки, бег на месте)
А потом все тише, тише, походить – и сесть опять. (ходьба на месте)
Задание 3. СТЫКОВКА КОРАБЛЕЙ.
- Для того, чтобы пристыковаться, нам нужны хорошие знания, серьёзная подготовка. И в первую очередь – умственная! Итак, начинаем!
Вопросы экипажам: (за каждый ответ – 1 балл)
Вопрос 1 команде: Как называется снаряжение космонавтов? (Скафандр)
Вопрос 2 команде:
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски … (Космонавт)
Вопрос 1 команде:
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный … (Телескоп)
Вопрос 2 команде:
Есть окошко в корабле
«Челенджере», «Мире».
Но не то, что на Земле –
В доме и в квартире.
В форме круга то окно,
Очень прочное оно. (Иллюминатор)
Вопрос 1 команде:
Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)
Вопрос 2 команде:
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам … (Луна)
Вопрос 1 команде: Как называется место, с которого запускаются ракеты. (Космодром)
Вопрос 2 команде:
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Большая Медведица)
Вопрос командам:
- Сколько планет в Солнечной системе? Назовите их. (по 1 баллу)
- Молодцы! Справились с заданием!
Подведение итогов 3 конкурса.
Задание 4. КТО ПЕРВЫЙ НА ЛУНУ.
- Луна — единственный спутник нашей планеты, в то время как у других их может быть два (у Марса) и даже несколько десятков (у Юпитера, Сатурна). СЛАЙД 10. Интересно, что Луна к нам повёрнута всегда одной стороной. Нам кажется, что Луна сама светится, озаряя ночное небо. На самом деле это не так: спутник просто отражает солнечный свет.
- Задание командам – кто быстрее доберётся до Луны. По 1 человеку от каждого экипажа берут в руки палочку, прикреплённую к верёвке, в центре которой CD-диск – «Луна». Кто быстрее доберётся до «Луны», тот побеждает (получает 1 балл). Игру можно повторить.
Задание 5. НА ЛУНЕ. Расшифруй.
- Посмотрите внимательно на снимок Луны. СЛАЙД 11 Что вы видите? Да, мы видим какие-то пятна. Давайте узнаем, что это.
Предлагаю вам расшифровать слова, которые имеют отношение к Луне.
Экипажи получают шифровки (за каждое слово – 2 балла).
- Молодцы, справились! Расшифровали слова ЛУНОХОД и КРАТЕР.
- Луна представляет собой каменный шар, по размеру в 4 раза меньше Земли. Поверхность её усыпана острыми камнями, горами и множеством круглых ям разных размеров. Это КРАТЕРЫ. Учёные считают, что что это следы падения метеоритов (космических тел), которые созданы миллионы лет назад. Так как там нет погоды, то они сохраняются в таком виде. Сверху всё покрыто мельчайшим песком – лунной пылью.
- А что же такое ЛУНОХОД? СЛАЙД 12. Это специальный аппарат для изучения поверхности Луны, который придумали учёные. С ноября 1970 года по сентябрь 1971 г. советский луноход работал на Луне. У него 8 колес, чтобы можно было переезжать через кочки, ямки и камни. Управляли луноходом с Земли через мощные антенны с помощью пульта. Так же, как сейчас управляют радиоуправляемыми машинками. Вес его 756 кг, длина 4,42 м, ширина 2,15 м, высота 1,92 м.
Сверху у Лунохода была большая крышка, которую открывали днём, когда Луна освещалась Солнцем. На этой крышке располагалась солнечная батарея. Эта батарея питала всю аппаратуру на Луноходе.
На Луноходе были 2 фотоаппарата, с помощью которых Луноход сделал 25 000 фотографий!
Луноход проработал на Луне почти год. За это время он изучал поверхность Луны, состав её почвы, искал место для посадки космических ракет, делал фотографии лунных пейзажей. Он проехал более 10 км по Луне. Потом его внутренние батарейки сели и связь с ним прекратилась.
Задание 5. Приземление. Перевёртыши.
- Наш полёт подходит к концу. Но мы должны благополучно и мягко приземлиться на родной планете – Земле.
ФИЗМИНУТКА.
Мы летали далеко, (руки в стороны)
Выше даже облаков. (руки вверх)
В космос, выше тучи… (встаём на носочки)
Ну а дома всё же лучше! (присесть)
- Для этого экипажи должны справиться с последним заданием. Вам нужно сложить слова из данных букв.
«Перевёртыши»
Задача - составить слова. Командир получает карточки со словами.
ОСОМСК - космос
АНФАКСДР - скафандр
АТИРОБ - орбита
ОНАВТКОСМ - космонавт
ЕЦОЛСН – солнце
- Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями и вернулись на нашу прекрасную планету - Землю.
- А сейчас мы подведём итоги нашего путешествия (вместе посчитываем
баллы).
Подведение итогов. Дети награждаются медалями (медаль победителя, медаль участника).
- Захотелось ли из вас кому-нибудь стать космонавтом? Что для этого надо делать?
- Понравилось ли вам путешествие? Что запомнилось и что удивило? Какими известными людьми гордится вся наша страна?
- Прикрепите на доску все ваши заработанные звёздочки. Посмотрите, какое прекрасное звёздное небо поучилось у нас! Спасибо вам за вашу работу!
Приложение 1. Пазл.
Приложение 2. Шифровка.
| А | Б | В | Г |
1 | А | Д | Е | К |
2 | Л | Н | О | Р |
3 | Т | У | Х | Ч |
А 2 | Б 3 | Б 2 | В 2 | В 3 | В 2 | Б 1 |
| | | | | | |
3
1
2
| А | Б | В | Г |
1 | А | Д | Е | К |
2 | Л | Н | О | Р |
3 | Т | У | Х | Ч |
А 2 | Б 3 | Б 2 | В 2 | В 3 | В 2 | Б 1 |
| | | | | | |
Приложение 3.
«Перевёртыши»
Составьте слова.
ОСОМСК | |
АНФАКСДР | |
АТИРОБ | |
ОНАВТКОСМ | |
ЕЦОЛСН | |
«Перевёртыши»
Составьте слова.
ОСОМСК | |
АНФАКСДР | |
АТИРОБ | |
ОНАВТКОСМ | |
ЕЦОЛСН | |