Квест-игры «Пока цветёт папоротник»
Аннотация: Тематическая квест-игра, посвященная празднованию дня Ивана Купалы. Данное мероприятие предназначается для проведения в летних лагерях, на площадках. Привлекательная для ребят форма, помогает увлечь их темой игры, активизировать внимание и познавательный интерес в ходе выполнения заданий. Через игру участники знакомятся с обрядами, традициями, узнают природу, приобщаются к фольклору.
Сюжет игры: от сказительницы ребята узнают о том, что в День Ивана Купала расцветает папоротник и по легенде, тот, кто найдет цветок, приобретает магические силы, находит клад. Ребята отправляются на поиски цветущего папоротника. В поисках им помогают добрые волшебники, которые указывают дальнейший путь, но для этого ребята помогают им в различных делах. Чтоб отыскать волшебников, ребятам предстоит поломать голову над загадками. В конце, собрав все подсказки, команды получают от сказительницы письмо-ребус, отгадав который они находят цветущий папоротник и соответственно клад-подарок.
Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Воспитательные: 1. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях. 2. Воспитывать позитивное, доброжелательное отношение к природе.
3. Воспитывать желание принимать участие в праздновании народных праздников.
4. Воспитывать волевые качества в подвижных играх.
5. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Ивана Купала.
Развивающие: 1.Развивать коммуникативные навыки и умения.
2. Способствовать развитию творческого воображения и познавательной активности.
3. Развивать любознательность, речь, логическое мышление, память, внимание и воображение.
Образовательные: 1. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Ивана Купала».
2. Познакомить детей с обрядовыми действиями, костюмами, народным фольклором.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкально-художественная.
Время проведения: 1,5-2 часа
Ведущие: сказочные персонажи по сюжету (педагоги): ведущая (сказительница), Огненный змей, Травница, Фея, Хранитель ключей, Русалка.
Подготовительная работа:
- подбор костюмов, изготовление реквизита.
- организаторы накануне знакомят ребят с праздником «Ивана Купала» (мультфильм, видео, беседа), - - ребята изготавливают элементы костюмов.
Оборудование, реквизит:
- музыкальное оформление праздника: народные мелодии, ФНГ звуков воды.
- записки подсказки (разных цветов), письмо-ребус
- материал для изготовления оберега (материал зависит от техники выполнения оберега)
- картинки лекарственных трав
- скакалка, магнитная удочка, банка с ключами.
- маленький красный квадрат, камыши – оформление на двери.
- папоротник, украшенный красным цветком. (цветы по количеству команд)
- клад-подарок
Материал:
цветок;
фонограмма «Во поле берёзка стояла» и др. песен для хороводов, для загадывания желаний,
фонограмма звуков воды для задания;компьютер и папка со звуками воды;
колонка;
бумажные ленточки жёлтого и зеленого цвета для жеребьёвки;
2 прыгалки или длинные веревки для прыжков;
Ленточки для желаний;
записки с заданиями;
обозначения для пунктов- эмблема дракона,
красный квадратик,
цифра кабинета,
пучки лекарственны трав;
материал для поделки-амулета: шишки, бечёвку, палочки, камешки, орехи; картинка с камышами;
миска, ключи, магнитная удочка.
Занавес, клад и приз
Сценарий квест- игры «Когда цветет папоротник»
Ведущая в русском сарафане.
Здравствуйте, люди добрые!
Гости званые и желанные!
Как собрал нас здесь праздник древности.
Праздник летний наш, почитаемый.
Будем петь, плясать,
Клад лесной искать,
По легенде той, что дошла до нас,
Есть в Иванов день необычный час.
Расцветает в ночь огненный цветок,
Но найти его там не всякий мог.
Легенда: Вот такими словами мог начинаться праздник Ивана Купала на Руси. Отмечается он по новому стилю 7 июля, а по старому — 24 июня.
В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой, огнем и травами. В этот день пели, плясали, водили хороводы, плели венки из цветов и пускали их по реке, прыгали через костры.
Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году — в ночь на Ивана Купала. Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад. Каждый год немало храбрецов отправляется, найти это чудо.
Праздник Ивана Купала очень веселый. Становитесь ребята в хоровод
Хоровод «Во поле береза стояла»
Ведущий:Мы сегодня попытаем счастья в поисках огненного цветка, а возможно и клада. Вы готовы к этому? Тогда делимся на команды. Каждый участник тянет жребий, какого цвета будет ленточка, в такую команду он и попадает. Команда превращается в группу искателей приключений. Путь к заветному папоротнику вам укажут подсказки, у каждой группы подсказки своего цвета и если правильно им следовать, то успех вам обеспечен, но, чтобы найти эти подсказки придется приложить все усилия: в одном месте подумать, в другом поискать, в третьем помочь кому то, возможно, что-то смастерить, а может и что-то сломать. Вы должны собрать 6 подсказок, выполнить 6 заданий фей, магов, хранителей и принести все 6 подсказок мне. Затем вы получите письмо с описание места цветущего папоротника. Найдёте его и клад ваш. Главное не отступать и не сдаваться!
ХОД ИГРЫ:
Лагерь делится на 2 группы искателей: желтые и зеленые. У каждой группы подсказки своего цвета. Первая подсказка выдается на старте. В каждой подсказке написано, у какого волшебника следующая, но, чтобы её взять игрокам придется выполнить задание магов.
1. Подсказка №1 (выдается на старте)
1.Желтые: следуйте на крыльцо со стороны внутреннего двора, там вас ожидает послание. Ищите внимательно!
2. Зеленые: следуйте на площадь перед центральным входом, там вас ожидает послание. Ищите внимательно!
2. Подсказка №2
Дорогу к папоротнику знает Огненный змей, ловкач перевоплощения. Будьте внимательны, что-то огненное и горячее его непременно выдаст. Оглянитесь, может он совсем рядом!
(Отгадка:работник столовой с эмблемой дракона )
Задание Огненного змея: Ребята, в день Ивана Купала нужно было прыгать через костер. Вот вам задание: вы дружно должны перепрыгнуть через огненную полосу. (Прыжки через скакалку по типу игры «Рыбак и рыбки»)
(после того, как группа справляется с заданием маг отдает им подсказку своего цвета).
3. Подсказка №3
Ищите 20, там вам помогут!!!
(отгадка кабинет завуча )
Задание травницы: я подскажу вам дорогу, если вы поможете мне сварить зелье,
Подскажите что за растения, для чего (травница пучки с лекарственными растениями (мята, чабрец, мелисса, ромашка, подорожник, ребята называют их). Принесите недостающие ингредиенты для зелья – 3 шишки, ракушку, треугольный листик/ Сплетите венки из трав на школьном дворе
(После того как группа справляется с заданием травница отдает им подсказку)
4. Подсказка №4
Добрая фея, уже вас ждет, чтобы указать вам верный путь. Найти её несложно, она обитает во втором измерении, там, где царит покой, вековая мудрость и красный квадрат.
(отгадка: 2 этаж, кабинет с красным квадратом на двери- библиотека)
Задание феи: для дальнейшего пути вам необходим амулет защиты от темных сил, которые охраняют папоротник. Сделайте его, и я укажу вам путь.
(Команде необходимо смастерить амулет из предоставленного материала палочки, бечёвка, шишка, камешек, ножницы)
(после того как группа справляется с заданием фея отдает им подсказку)
5. Подсказка №5
Нужна еще подсказка? Возможно, вам помогут русалки. Последний раз их видели на втором озере в камышах. Ищите, я верю, вы найдете!
(отгадка: 1 этаж, кабинет с камышами на дверях)
Задание русалки: подсказка затерялась, где-то среди воды. Давайте вместе поищем: скажите, какие звуки воды вы знаете (дети называют дождь, море, ручей и т.д.) Итак, задание «Звуковая заводь» Отгадайте «Что звучит?» (звуки дождя, океана, водопада, ручья)
2. Вода – это и дождь, и туман, и снег, и иней, и град, и лёд. Вот об этом обо всём дружно мы сейчас споём. За 5 минут команда должна вспомнить как можно больше песен о воде, реке, озере, море, дожде, тумане, радуге …
(после того как группа справляется с заданием русалка отдает им подсказку)
6. Подсказка №6
Очередную подсказку можно найти у хранителя ключей. Кто он? Где он? Думайте! Скорее, пока ваша подсказка не затерялась!
(отгадка: техничка на вахте)
Задание хранителя ключей: помогите мне достать ключи. (необходимо магнитной удочкой достать из банки ключи). Кто больше за 1 мин.
После того как все подсказки собраны, отряды находят ведущего игры и обменивают их на письмо с описание места цветущего папоротника.
Письмо:
«Поздравляем вас о, юные, смелые, искатели папоротника! вы уже почти у цели.
Торопитесь! Заветный цветок вот, вот расцветёт там, где есть это:
Ребятам остается только разгадать письмо (ребус-ЗАНАвЕС,.) найти папоротник и клад.
Ведущий: Итак, все испытания пройдены, клад найден. А сейчас выйдем во двор для совершения обряда.
В этот день молодые люди много играли. А особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе, и мы с вами сделаем то же самое (ведущая просит загадать желание и завязывает ленточку на веточке березы)
Дети и взрослые загадывают желания и привязывают ленточки.
Приложение№1 «Подсказки»
Подсказка №1
«Следуйте на крыльцо со стороны внутреннего двора, там вас ожидает послание. Ищите внимательно!»
Подсказка №1
«Следуйте на площадь перед главным входом, там вас ожидает послание. Ищите внимательно!»
Подсказка № 2
«Дорогу к папоротнику знает Огненный змей, ловкач перевоплощения. Будьте внимательны, что-то огненное, горячее его непременно выдаст. Оглянитесь, может он совсем рядом!»
Подсказка № 3
«Ищите , там вам помогут!»
Подсказка № 4
«Добрая фея уже вас ждет, чтобы указать вам верный путь. Найти её несложно, она обитает во втором измерении, там, где царят покой и мудрость и красный квадрат.»
Подсказка № 5
«Нужна еще подсказка? Возможно, вам помогут русалки. Последний раз их видели на первом озере в камышах. Ищите, я верю, вы найдете!»
Подсказка № 6
«Очередную подсказку можно найти у хранителя ключей. Кто он? Где он? Думайте! Скорее, пока ваша подсказка не затерялась!»
Конверт №1
Желтые: следуйте на крыльцо со стороны внутреннего двора, там вас ожидает послание. Ищите внимательно!
1 . Зеленые: следуйте на площадь перед центральным входом, там вас ожидает послание. Ищите внимательно!
Задание Огненного змея: Ребята, в день Ивана Купала нужно было прыгать через костер. Вот вам задание: вы дружно должны перепрыгнуть через огненную полосу. (Прыжки через скакалку по типу игры «Рыбак и рыбки»)
(после того, как группа справляется с заданием маг отдает им подсказку своего цвета конверт №3).
Задание феи Травницы: я подскажу вам дорогу, если вы поможете мне сварить зелье,
Подскажите что за растения, для чего лежат на моём столе (пучки с лекарственными растениями (мята, чабрец, мелисса, ромашка, подорожник, ребята называют их). Принесите недостающие ингредиенты для зелья – 3 шишки, ракушку , треугольный листик.
(После того, как группа справляется с заданием травница отдает им подсказка конверт №4)
Задание феи: для дальнейшего пути вам необходим амулет защиты от темных сил, которые охраняют папоротник. Сделайте его, и я укажу вам путь.
(Команде необходимо смастерить амулет из предоставленного материала палочки, бечёвка, шишка, камешек, ножницы)
(после того как группа справляется с заданием фея отдает им подсказку №5)
Задание русалки: подсказка затерялась, где-то среди воды. Давайте вместе поищем: скажите , какие звуки воды вы знаете (дети называют дождь, море, ручей и т.д.) Итак, задание №1 « Звуковая заводь» Отгадайте «Что звучит?» (Русалка включает фонограмму, дети отгадывают звуки дождя, океана, водопада, ручья)
Хорощо, я вас так просто не отпущу. Вот вам задание №2. Вода – это и дождь, и туман, и снег, и иней, и град, и лёд. Вот об этом обо всём дружно мы сейчас споём. За 5 минут команда должна вспомнить как можно больше песен о воде, реке, озере, море, дожде, тумане, радуге …
(после того как группа справляется с заданием русалка отдает им подсказку №6)
Письмо:
«Поздравляем вас о, юные, смелые, искатели папоротника! Вы уже почти у цели.
Торопитесь! Заветный цветок вот, вот расцветёт там, где есть это:
(см. приложение к письму. Отгадай ребус и найди ЭТО. Торопись, соперники могут оказаться быстрее и сообразительнее)
Письмо:
«Поздравляем вас о, юные, смелые, искатели папоротника! Вы уже почти у цели.
Торопитесь! Заветный цветок вот, вот расцветёт там, где есть это:
(см. приложение к письму. Отгадай ребус и найди ЭТО. Торопись, соперники могут оказаться быстрее и сообразительнее)