Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22»
«Интерактивный урок финансовой грамотности»
Игра-квест
«Путешествие в стране Фиксляндия»
Автор: Антипова Н.И.,
учитель начальных классов
пос. Крылатовский 2023 г.
Игра-квест «Путешествие в стране Фиксляндия »
Актуальность методической разработки
Отсутствие финансовой грамотности является одной из главных проблем, с которой столкнулось современное общество. Младшие школьники рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, когда с родителями ходят за покупками в магазин, овладевая тем самым на бытовом уровне экономической информацией, чаще всего это происходит в искаженном виде.
Актуальность данной разработки для детей младшего школьного возраста заключается в том, чтобы донести до их сознания большой нравственный смысл социальных ценностей, таких как: трудолюбие, доброта, честность, взаимопонимание, взаимопомощь и многое другое.
Новизна методической разработки
Новизна данного материала заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности и систематизации таких этических понятий, как деньги, кредиты, долги, богатство, бедность, бережливость и другие.
Игра проходит между учащимися 3-4 классов, разделенных на команды.
Перед каждой командой стоит цель: пройти 6 испытаний, чтобы стать полноправным гражданином страны Фиксляндия.
За передвижение по станциям и верное выполнение заданий, участники команды получают бумажные жетоны в виде железных рублей. В конце путешествия команды подсчитывают монеты и определяется победитель.
Время пребывания на 1 испытании (станции) ограничено и составляет 3-5 минут; если участники не справляются с предложенным заданием или выполняют его частично, они все равно переходят к следующему.
Выигрывает та команда, участники которой набрали большее количество рублей.
Цель: способствовать формированию основ финансовой грамотности у младших школьников для успешной социализации в обществе.
Задачи:
способствовать формированию экономического образа мышления;
воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту;
формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики;
развивать речь, мышление, память.
Методы: беседа с элементами дискуссии, активные, интерактивные методы, методы технологии критического мышления
Форма: игра-квест.
Оборудование, дидактический материал: компьютер, проектор, фрагмент мультфильма «Фиксики» - «Деньги», карточки с заданиями, «Маршрутный лист», таблички с названиями станций, бумажные жетоны в виде железных рублей, купюры разных стран.
Время проведения: 40 минут
Ход занятия:
Учитель: Ребята, сегодня нам предстоит необычное занятие. Это будет «настоящее путешествие» в сказочную страну Фиксляндия». Вам предстоит пройти разные испытания, а по какой теме вы скажете мне сами, посмотрев отрывок из одного мультипликационного фильма.
Учащиеся смотрят фрагмент мультфильма «Фиксики. Деньги».
Учитель: Правильно, мы уже многое узнали по теме «деньги», но чтобы стать полноправными гражданами страны Фиксляндия, надо разделиться на две команды. Сегодня мы будем учиться зарабатывать деньги интеллектуальным трудом. Каждая из команд совершит путешествие по 6-ти станциям. Для этого вам нужно получить лицензию - маршрутный лист. В маршрутном листе указан ваш путь, название станций. За правильное выполнение этих заданий каждая из команд получит бумажные жетоны в виде железных рублей. На заключительной станции команды встретятся, подсчитают количество заработанных денег и определят победителя. А лицензию вы получите, отгадав загадку. У каждой команды карточка с загадкой.
Дети отгадывают загадки, вписывают названия команды в лицензию и расходятся по станциям согласно маршруту.
1. Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждет…
(Банкир)
2. В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведет…
(Бизнесмен)
Учитель: Итак, названия наших команд есть, а вот капитанов нет. Давайте их выберем. Отлично. Можно начинать.
Учитель: Наше первое испытание «Соедини пословицы».
Станция 1.«Денежка без ног, весь свет обойдет».
Учитель: Перед вами начала и концы пословиц, соедините их, когда справитесь с заданием, передайте рабочие листы в жюри. На выполнение этого испытания у вас будет 5 минут.
Участники команды на своих рабочих листах соединяют начала и концы пословиц.
1.Деньги — что вода:… | рубль набегает. |
2.Прибылью хвались,… | пришли и ушли, только и видели. |
3.Копеечка к копеечке… | рубль сберег — капитал нажил. |
4.Копейку сберег — рубль получил,.. | пригодятся в дни бедные. |
5.Собирай монеты медные… | а убыли стерегись. |
По окончанию испытания дети получают монеты и движутся дальше по маршрутному листу.
Станция 2.«Экономические загадки».
Учитель: Ребята вам нужно за 5 минут разгадать загадки, написанные на карточке.
Экономические загадки
На товаре быть должна
Обязательна ... (цена)
Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким ... (доход)
Журчат ручьи, промокли ноги,
Весной пора платить ... (налоги)
В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведёт ... (бизнесмен)
Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждёт ... (банкир)
Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в ... (банке)
Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой ... (вклад)
Приносить доходы стал
В банке папин ... (капитал)
Люди ходят на базар:
Там дешевле весь ... (товар)
Выдают за труд ... (зарплату)
Станция 3.«Деньги счетом крепки».
Учитель: На карточке у вас записаны 2 задачи, вам необходимо за 5 минут решить их.
При покупки мобильного телефона, который стоял 8485 рублей, мама воспользовалась купоном на скидку 400 рублей.Сколько денег заплатила мама за сотовый телефон?
В кармане у Коли монеты звенели,
Когда он бежал, они песенку пели.
По 10 рублей было 6 монет,
40 рублей ушло на обед.
За 8 рублей линейку купил,
10 рублей друзьям одолжил.
Осталась в кармане лишь самая малость.
Сколько денег у Коли осталось?
Станция 4.«Время – деньги».
Игра «Товар или услуга»
Учитель: Вы получаете карточки, внимательно прочитайте слова. Если это услуга, то поставьте букву – У, а если товар - Т.
Игрушки | |
Сделать причёску | |
Яблоки | |
Вылечить | |
Мороженое | |
Научить | |
Шкаф | |
Перевезти на машине | |
Картофель | |
Батон | |
Учитель: Молодцы, ребята! Получите монеты за свою работу.
Учитель: Наше путешествие увлекательное, но немного утомляет, давайте отдохнем.
ФИЗМИНУТКА. «Покупка»
Станция 5. «Не деньги богатство - бережливость да разум».
Учитель: Продолжим нашу игру. Наше следующее испытание мини-викторина. Я буду задавать вопросы каждой команде по одному, если участники не знают правильного ответа, то на этот вопрос смогут ответить участники второй команды. Попрошу выйти ко мне капитанов команд для жеребьевки. Я подброшу монетку, если выпадет «орел», то начинает конкурс команда «Банкир», если «орешка» - команда «Бизнесмен».
Учитель: Итак, отвечать на вопросы нашей мини-викторины первой предстоит команде «______».
Учитель: Готовы? Тогда начинаем.
Денежные единицы России.(Рубль, копейка)
Место, где хранят, дают в долг и обменивают деньги.(Банк)
Стоимость одной вещи при продаже.(Цена)
Продукт труда, который продаётся и покупается.(Товар)
Группа людей, взаимодействующих между собой и объединённых общими условиями жизни.(Семья)
Что делает с рублём копейка? (Бережёт)
Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (Сто друзей)
Какое животное всегда при деньгах? (Поросёнок)
Какие деньги родители выделяют своим детям? (Карманные)
Как говорят о деньгах, если они пропали в пустую? (Плакали денежки).
Станция 6. «Сказки и деньги».
Игра «Что можно купить за деньги?
Учитель: Если предмет можно купить-хлопните в ладоши.( Картинки: ветер, кукла, радуга, молоко, солнце, снег, торт, книга.)
1)Какой товар искал поп в сказке А.С.Пушкина «О попе и о работнике его Балде» и за какую цену он его приобрел? (Работника за три щелбана в год.)
2) Пошла Муха на базар и купила самовар. Назовите синоним слова базар. (Рынок)
3) Из какой сказки взяты строки?
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу;
Знать, столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счётом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.
(П.П. Ершов «Конёк-горбунок»)
4) Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? (Золотая антилопа)
5)Сколько стоил билет в театр Карабаса Барабаса? (4 сольдо)
6) Как назывались деньги в сказке Носова «Незнайка на Луне» (фертинги и сантики)
7) Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет. (Дядя Федор «Каникулы в Простоквашино»)
Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Команды хорошо справились с заданиями, предлагаю подсчитать заработанные условные денежные единицы и наградить команды.
Учитель: Что нового узнали в процессе игры? Какие задания было выполнить легко?
Что помогало в процессе работы над заданиями?
Учитель: Я попрошу оценить вашу работу на занятии при помощи смайликов, которые лежат у вас на столах.
Ребята поднимают смайлики. Учитель спрашивает у детей, почему они оценили свою работу так, а не иначе.
Учитель: Ребята, в завершении нашего мероприятия я хочу вас поздравить с тем, что сегодня вы не только подтвердили свой уровень финансовой грамотности по теме «Деньги», но и повысили его. Это подтверждается тем как быстро и умело вы проходили все испытания. Сегодня вы стали полноправными гражданами страны Фиксляндия.
Желаем вам во всем удачи
И просим помнить каждого из вас:
Финансовая грамотность нам в жизни пригодиться,
Как пользоваться правильно деньгами, вам нужно научиться.
Список источников и литературы:
Авденин В. Азбука финансовой грамотности. - 2006
Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010.
Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2009.
Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Путешествие в компании Белки и ее друзей. Задачник – рабочая тетрадь по экономике. 2-3 класс. В 2-х частях. – Самара, Издательский дом «Федоров», 2007.
Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет), Методическое пособие, 3 класс. – 5-е изд, прераб. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 244 с.