Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 120 г. Челябинска»
Челябинский городской округ
Областной конкурс методических разработок и сценариев мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения дважды Героя Социалистического труда, Героя России генерал-лейтенанта М.Т. Калашникова
СПАСИБО, МИХАИЛ ТИМОФЕЕВИЧ
Автор: Гурский Валентин Владимирович,
педагог-организатор МБОУ
«Лицей № 120 г. Челябинска»
Челябинск 2019
Содержание
Пояснительная записка | 3 |
Оборудование и оформление | 4 |
Ход мероприятия | 5 |
Литература | 7 |
Приложение 1. Задания площадки «Штаб» | 8 |
Приложение 2. Нормативы неполной разборки-сборки автомата Калашникова для школьников | 10 |
Приложение 3. Положение автомата «на спину» | 11 |
Пояснительная записка
Предлагаемое мероприятие ориентировано на школьников 7-8 класса, воспитанников кадетских классов или объединений дополнительного образования военно-патриотической направленности. Из других детей могут быть допущены участники Всероссийской олимпиады школьников по предмету ОБЖ, также любые обучающиеся, владеющие необходимыми для участия в мероприятии компетенциями. В любом случае участие в мероприятии требует проведения подготовительных занятий.
Цель: воспитать уважение к памяти М.Т. Калашникова.
Задачи: 1. Сформировать знания о биографии М.Т. Калашникова, истории автомата Калашникова
2. Сформировать практические навыки пользования автоматом Калашникова.
Каждый класс из заявленных выше параллелей формирует команду в составе 5 мальчиков и 5 девочек. Таким образом, при наличии в школе четырех классов на параллели, количество участников составит 80 человек.
Основным методом проведения является метод передвижения команд по квестовым площадкам.
Мероприятие состоит из следующих этапов.
1) Общее построение.
2) 1 площадка «Штаб». Представляет собой познавательную викторину.
3) 2 площадка «Арсенал». Соревнования по неполной разборке-сборке автомата Калашникова.
4) 3 площадка «Поле боя». Эстафета с автоматом Калашникова.
5) Подведение итогов.
Таким образом, на каждой площадке одновременно работает две-три команды. Необходимо четкость и дисциплинированность перемещения с площадки на площадку групп учащихся по 20-30 человек.
Оборудование и оформление
Организационно для проведения мероприятия необходимо освобождение на 60 минут спортивного зала, актового зала, мультимедийного кабинета и еще одного кабинета, где могут одновременно находиться до 30 учащихся.
Каждое задействованное помещение украшается портретом Михаила Тимофеевича Калашникова и государственным флагом Российской Федерации.
В спортивном зале необходимо обеспечить возможность воспроизведения музыки, заранее выделить зоны для общего построения и трех дорожек для эстафеты. В спортивном зале для проведения площадки «Поле боя» используются три макета автомата Калашникова с возможностью крепления ремня. Это не обязательно должны быть массо-габаритные макеты с возможностью разборки-сборки.
В аудитории для проведения площадки «Штаб» устанавливается три игровых стола, за которыми по кругу могут размещаться три команды. Каждая команда имеет бумагу и ручку. Аудитория оснащена проектором и рабочими местами жюри.
В аудитории для проведения площадки «Арсенал» находятся три массо-габаритных макета автомата Калашникова с возможностью разборки-сборки, а также три стола для соревнований по неполной разборке-сборке.
Ход мероприятия
1) Общее построение
К началу мероприятия команды должны быть выстроены на заранее намеченных местах. Звучит государственный гимн Российской Федерации. Руководитель мероприятия проверяет наличие команд. После чего руководитель кратко (2-3 минуты) рассказывает о содержании мероприятия и задачах команд.
Затем каждая команда представляет свои название и девиз, а жюри оценивает внешний вид команд.
Затем руководитель вручает капитанам команд маршрутные листы и производит развод по площадкам.
2) Площадка 1. «Штаб»
Команды занимают места за игровыми столами. Капитаны сдают маршрутные листы руководителю площадки и получают лист с тестовым заданием (Приложение 1). Важно, чтобы столы были расставлены так, чтобы дети из разных команд не могли друг с другом советоваться, в то время, как сами команды обсуждают задания коллективно. На выполнение заданий отводится не более 15 минут. Капитан команды, закончившей выполнение заданий, не зачитывая вслух, передает лист с ответами руководителю площадки.
При проведении данной площадки необходимо обеспечить вывод на экран иллюстраций, присутствующих в некоторых заданиях.
3) Площадка 2 «Арсенал»
Задача команд на данной площадке – участие в соревнованиях по неполной разборке-сборке автомата Калашникова. В настоящее время для школьников установлены следующие нормативы: Приложение 2.
Команда выстраивается, и ее члены по очереди выполняют разборку- сборку. Предельное время пребывания группы команд на площадке – 25 минут. За нарушение последовательности или нарушение правил безопасного обращения с оружием командам начисляются штрафные секунды. Команде засчитывается средний балл всех принимавших участие в соревновании ее членов.
Для работы площадки необходима команда судей в количестве, соответствующем числу рабочих столов.
4) Площадка 3 «Поле боя»
Площадка представляет собой эстафету, которую участники бегут, имея макет автомата Калашникова в положении «на спину». За потерю или значительное сползание макета командам начисляются штрафные секунды. Предельное время пребывания группы команд на площадке – 25 минут.
5) Подведение итогов
Команды, прошедшие три площадки следуют в актовый зал, где объявляются итоги и вручаются призы.
Литература
Жуков В. Н. Второе рождение: Повесть о конструкторе-оружейнике М. Т. Калашникове. – М.: Воениздат, 1963.
Коваль Я. АК-12 и АК-15 образца 2016 года. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: https://mgewehr.wordpress.com/2018/08/26/ak-12-ak-15/
Примерная общеобразовательная программа по ОБЖ. – М.: Просвещение, 2016.
Руководство по 5,45-мм автомату Калашникова (АК74, АКС74, АК74Н, АКС74Н) и 5,45-мм ручному пулемёту Калашникова (РПК74, РПКС74, РПК74Н, РПКС74Н). — М.: Воениздат, 1982.
Скончался оружейник Михаил Калашников. / Сообщение ТАСС. – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/853718
Приложение 1
Задания площадки «Штаб»
1. Годы жизни Михаила Тимофеевича Калашникова |
А. 1919-2013 | Б. 1917-1991 | В. 1919-2018 |
2. Что изображено на рисунке? |
А. АК-12 | Б. АКС-74У | В. АКМС |
3. Назовите наиболее современное оружие в семействе автоматов Калашникова |
А. АК-12 | Б. АК-74 | В. АК-105 |
4. Кто из великих полководцев дал М.Т. Калашникову задание освоить выпуск приборов учета моторесурса танков? |
А. Г.К. Жуков | Б. К.К. Рокоссовский | В. И.С. Конев |
5. Когда был принят на вооружение автомат Калашникова |
А. в 1949 году | Б. в 1943 году | В. В 1953 году |
6. В каком художественном фильме впервые был показан автомат Калашникова? |
А. «Солдат Иван Бровкин» | Б. «В зоне особого внимания» | В. «Максим Перепелица» |
7. Что изображено на рисунке? |
А. АК-12 | Б. АК-105 | В. Это вообще не автомат Калашникова |
8. Воинское звание Михаила Тимофеевича Калашникова |
А. Генерал-лейтенант | Б. Генерал-полковник | В. Полковник |
9. Михаил Тимофеевич Калашников получил три Звезды Героя. А какие именно? |
А. Герой России, Дважды Герой Советского Союза | Б. Герой России, Дважды Герой Социалистического Труда | В. Герой России, Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда |
10. Чем отличается неполная разборка АК-12 от разборки предыдущих поколений автомата Калашникова? |
А. Крышка ствольной коробки не съемная, а откидывается на шарнире вперед-вверх | Б. Шток газового поршня отделяется от затворной рамы | В. Из магазина необходимо извлечь подаватель |
11. Автомат Калашникова может применяться вместе с: |
А. Игольчатым штыком | Б. Штык-ножом | В. Штыком-тесаком |
Приложение 2
Нормативы неполной разборки-сборки автомата Калашникова для школьников
Норматив | Разборка | Сборка |
оценка «отлично» | 18 секунд | 30 секунд |
оценка «хорошо» | 20 секунд | 35 секунд |
оценка «удовлетворительно» | 25 секунд | 40 секунд |
Армейский норматив (для сравнения) | 15 секунд | 25 секунд |
Приложение 3
Положение автомата «на спину»