Играем на уроках
Игра «КАРТЫ» по рассказу Виктора Петровича Астафьева
«Васюткино озеро»
Лукина С.Ю. ,
учитель русского зыка и литературы
МАОУ «Верхнегородковская СОШ»
Пояснительная записка
Учителю
Дидактический материал КАРТЫ предназначен для самостоятельной работы учащихся. Особенно эффективно их использование в небольших группах. Карты помогают не только лучше запомнить изучаемый материал, но и осуществить взаимный контроль в процессе игры. Наблюдение за игрой или участие в ней учителя легко позволяет выявить пробелы в знаниях учащихся. В процессе игры ребята учатся общаться в коллективе, чувствуют себя более непринужденно и хорошо воспринимают новую информацию, получают возможность определить уровень своих знаний.
На каждой КАРТЕ записан вопрос и краткий ответ на него.
Правила игры
1.В игре участвуют от 2 до 5-6 человек.
2.Игроки получают равное количество карт.
3.Просмотрев свои карты, игрок, начинающий игру, делает ход - задает вопрос своему партнеру. Остальные участники игры внимательно слушают.
4.Задавший вопрос контролирует ответ по своей карте, если ответ правильный, то карта «бита» и ее откладывают в сторону - она выбывает из игры. Если же игрок не может ответить правильно, то карта переходит к нему, а он пропускает ход.
5.Главное условие игры: ребята не должны подсказывать друг другу. Каждый
играет за себя, внимательно выслушивая ответы соперников.
6.Игра может продолжаться либо до первого выигравшего, либо до последнего проигравшего. Выигрывает тот, у кого не остается на руках карт.
После двух – трех игр учащиеся полностью овладевают материалом,
представленным на картах.
Оценка результатов
Ученик, у которого не осталось карт, первым выбывает из игры и получает оценку «5». Такую же оценку может получить и второй игрок. Далее оценки распределяются следующим образом: если ученик принял одну карту и вышел из игры третьим или четвертым, ему ставят «4». Ученики, принявшие две карты и более, получают оценку «3».
Остается решить, как оценить знания последнего игрока, принявшего больше всего карт. Есть несколько вариантов:
1. Последний игрок (скорее всего, плохо успевающий ученик) может сыграть под руководством учителя с тем, кто закончил игру на «4» и «5». Если эти учащиеся правильно отвечают на поставленные вопросы, то они лишний раз
подтверждают свои результаты. Если нет, то можно снизить их оценку на 1 балл.
2.Можно сыграть с троечниками, чтобы дать им возможность повысить свой
результат. Если же они затрудняются с ответами, можно привлечь отличников и хорошистов.
3.Последний игрок, имея на руках большое количество карт, просмотрел много вопросов и правильных ответов на них, т. е. он получил достаточный объем информации, поэтому ему можно смело поставить положительную оценку, но об этом нужно договориться с детьми заранее.
PS Перед использованием дидактический материал следует разрезать.
Вопрос 1
Какие слова отца и дедушки вспомнились Васютке в первую ночь в тайге? Ответ
«Тайга наша кормилица , хлипких не любит» (с. 133) | Вопрос 2
Что сказала мама взять Васютке в лес? Ответ
«На вот краюшку. Не задавит она тебя». (с.127) | Вопрос 3
Почему Васютка заблудился в тайге?
Потому что хотел догнать раненую птицу. (с 131) Ответ |
Вопрос 4
Почему Васютка сложил остатки еды в мешок и повесил его на сук? Ответ
Поужинав, Васютка сложил остатки еды в мешок и повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь еще на добрался до харчей. (с. 134) | Вопрос 5
Что наказывала Васютке мать, когда тот пошел в тайгу? Ответ
«Ты от затесей далеко не отходи…» ( с. 127) | Вопрос 6
Почему кедровку считали полезной птицей? Ответ
Кедровка-птица полезная: она разносит по тайге семена кедра». (с.128) |
Вопрос 7
Что называли драгоценным «припасом» сибирские охотники? Ответ
Порох и дробь. ( с.133) | Вопрос 8
С какой целью Васютка полез на дерево? Ответ
«Лиственничный лес обычно тянется по берегам реки». (с.136) | Вопрос 9
Почему Васютка решил идти на север? Ответ
«…если идти на север, то километров через 100 лес кончится, начнется тундра. Ему нужно было выбраться из леса». ( с. 137) |
Вопрос 10
Почему Васютка окончательно заблудился? Ответ
«Васютка несколько раз менял направление…» (с. 132) | Вопрос 11
Как обустроил ночлег Васютка? Ответ
«Он перенес в сторону костер, убрал все угольки, набросал веток, мху и лег, накрывшись телогрейкой.»( с.134) | Вопрос 12
Кого испугался Васютка ночью? Ответ
«…он увидел перед собой огромный корень-выворотень». (с.135) |
Вопрос 13
Сколько патронов осталось у Васютки, когда он стрелял в белку? Ответ
«Патронов осталось 10 штук. Стрелять Васютка больше не решился». (с136.) | Вопрос 14
Как Васютка приготовил глухаря? Ответ
«..сгреб костер в одну сторону, на горячем месте выкопал яму и положил туда птицу. Закрыл мхом, углями… и подбросил дров». (с. 133) | Вопрос 15
Вспомните слова деда: «Погасла звездочка, значит … Ответ
«Погасла звездочка-значит- чья-то жизнь оборвалась», - вспомнил Васютка слова дедушки Афанасия.(с.140) |
Вопрос 16
Какая ценная рыба попадалась в ловушки рыбакам? Ответ
«Рыба в ловушки попадалась ценная: осетр, стерлядь, таймень…»(с.126) | Вопрос 17
На какой реке происходит действие рассказа? Ответ
На Енисее.(с.125) | Вопрос 18
«Ты от затесей далеко не отходи-сгинешь».- говорила мама Васютки. Что такое затеси? Ответ
Затеси- зарубки , отметки на стволе дерева, которые делаются для того, чтобы не потерять дорогу в тайге.( с 127) |
Вопрос 19
Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря? Ответ
«Васютка пал на четвереньки, затявкал, подражая собаке.» .(с.130) | Вопрос 20
О чем пожалел Васютка, когда зажарил глухаря? Ответ
«Без соли какой же вкус! Васютка через силу глотал пресное мясо» . (с. 133) | Вопрос 21
По какому признаку Васютка решил, что озеро проточное? Ответ
«Раз ветра не было, а утку отнесло, значит , есть тягун, озеро проточное!» (с. 141) |
Вопрос 22
С чем спутал огромное количество рыбы в озере Васютка? Ответ
…Васютку взяло сомнение: «Водоросли, наверное?» (с.138) | Вопрос 23
Почему Васютка обрадовался, когда увидел под ногами тощие стебли травы? Ответ
Васютка заволновался: трава растет обычно вблизи больших водоемов . (с.137) | Вопрос 24
Начали прорезаться звезды. Васютка вспомнил слова дедушки: «Вызвездило –к…» Ответ
«Вызвездило к – холоду!» ( с.139) |
Вопрос 25
Как назвал Васютку старшина бота Коляда? Ответ
«…, герой глухариный, …» (с.147) | Вопрос 26
Как назвали озеро, найденное Васюткой? Ответ
«С тех пор и пошло: Васюткино озеро, Васюткино озеро». (с.151) | Вопрос 27
О чем думал Васютка, когда подступали худые мысли? Ответ
«Чтобы отогнать худые мысли, Васютка старался думать сначала о доме, а потом ему вспомнилась школа, товарищи». (с.139) |
Вопрос 28
Какую рыбу увидел Васютка в озере? Ответ
«…по широким спинам и белым бокам он узнал пелядей, чиров, сигов!» (с. 139) | Вопрос 29
Куда спрятался мальчик от холодного осеннего дождя? Ответ
«…под широко разросшуюся пихту». (с. 137) | Вопрос 30
Что ел у озера Васютка, чтобы заглушить тошноту от голода? Ответ
«Чтобы заглушить тошноту, Васютка срывал гроздья красной смородины, совал их в рот вместе со стебельками»(с.142) |
Список использованной литературы
В.Я. Коровина В.П. Журавлев В.И. Коровин «Литература 5 класс в 2-х частях. М.:Просвещение- 2019 г.
А.М. Елькина, П.Е. Старцев. Природоведение. 5 класс: Биологические лабиринты: Дидактический материал к «Природоведение. 5 класс». – М.: Дрофа, 2001. – 48 с.