СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал КАРТЫ предназначен для самостоятельной работы учащихся. Особенно эффективно их использование  в небольших группах.  

Просмотр содержимого документа
«Игра по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"»

Играем на уроках






Игра «КАРТЫ» по рассказу Виктора Петровича Астафьева

«Васюткино озеро»









Лукина С.Ю. ,

учитель русского зыка и литературы

МАОУ «Верхнегородковская СОШ»





Пояснительная записка

Учителю

Дидактический материал КАРТЫ предназначен для самостоятельной работы учащихся. Особенно эффективно их использование в небольших группах. Карты помогают не только лучше запомнить изучаемый материал, но и осуществить взаимный контроль в процессе игры. Наблюдение за игрой или участие в ней учителя легко позволяет выявить пробелы в знаниях учащихся. В процессе игры ребята учатся общаться в коллективе, чувствуют себя более непринужденно и хорошо воспринимают новую информацию, получают возможность определить уровень своих знаний.

На каждой КАРТЕ записан вопрос и краткий ответ на него.

Правила игры


1.В игре участвуют от 2 до 5-6 человек.

2.Игроки получают равное количество карт.

3.Просмотрев свои карты, игрок, начинающий игру, делает ход - задает вопрос своему партнеру. Остальные участники игры внимательно слушают.

4.Задавший вопрос контролирует ответ по своей карте, если ответ правильный, то карта «бита» и ее откладывают в сторону - она выбывает из игры. Если же игрок не может ответить правильно, то карта переходит к нему, а он пропускает ход.

5.Главное условие игры: ребята не должны подсказывать друг другу. Каждый

играет за себя, внимательно выслушивая ответы соперников.

6.Игра может продолжаться либо до первого выигравшего, либо до последнего проигравшего. Выигрывает тот, у кого не остается на руках карт.

После двух – трех игр учащиеся полностью овладевают материалом,

представленным на картах.


Оценка результатов


Ученик, у которого не осталось карт, первым выбывает из игры и получает оценку «5». Такую же оценку может получить и второй игрок. Далее оценки распределяются следующим образом: если ученик принял одну карту и вышел из игры третьим или четвертым, ему ставят «4». Ученики, принявшие две карты и более, получают оценку «3».

Остается решить, как оценить знания последнего игрока, принявшего больше всего карт. Есть несколько вариантов:


1. Последний игрок (скорее всего, плохо успевающий ученик) может сыграть под руководством учителя с тем, кто закончил игру на «4» и «5». Если эти учащиеся правильно отвечают на поставленные вопросы, то они лишний раз

подтверждают свои результаты. Если нет, то можно снизить их оценку на 1 балл.

2.Можно сыграть с троечниками, чтобы дать им возможность повысить свой

результат. Если же они затрудняются с ответами, можно привлечь отличников и хорошистов.

3.Последний игрок, имея на руках большое количество карт, просмотрел много вопросов и правильных ответов на них, т. е. он получил достаточный объем информации, поэтому ему можно смело поставить положительную оценку, но об этом нужно договориться с детьми заранее.


PS Перед использованием дидактический материал следует разрезать.




























Вопрос 1

Какие слова отца и дедушки вспомнились Васютке в первую ночь в тайге?






Ответ

«Тайга наша кормилица , хлипких не любит»

(с. 133)








Вопрос 2

Что сказала мама взять Васютке в лес?






Ответ

«На вот краюшку. Не задавит она тебя».

(с.127)


Вопрос 3

Почему Васютка заблудился в тайге?






Потому что хотел догнать раненую птицу. (с 131)

Ответ

Вопрос 4

Почему Васютка сложил остатки еды в мешок и повесил его на сук?






Ответ

Поужинав, Васютка сложил остатки еды в мешок и повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь еще на добрался до харчей. (с. 134)









Вопрос 5

Что наказывала Васютке мать, когда тот пошел в тайгу?






Ответ

«Ты от затесей далеко не отходи…»

( с. 127)


Вопрос 6

Почему кедровку считали полезной птицей?






Ответ

Кедровка-птица полезная: она разносит по тайге семена кедра».

(с.128)


Вопрос 7

Что называли драгоценным «припасом» сибирские охотники?






Ответ

Порох и дробь.

( с.133)


Вопрос 8

С какой целью Васютка полез на дерево?






Ответ

«Лиственничный лес обычно тянется по берегам реки».

(с.136)


Вопрос 9

Почему Васютка решил идти на север?






Ответ

«…если идти на север, то километров через 100 лес кончится, начнется тундра. Ему нужно было выбраться из леса». ( с. 137)












Вопрос 10

Почему Васютка окончательно заблудился?






Ответ

«Васютка несколько раз менял направление…»

(с. 132)













Вопрос 11

Как обустроил ночлег Васютка?






Ответ

«Он перенес в сторону костер, убрал все угольки, набросал веток, мху и лег, накрывшись телогрейкой.»( с.134)





Вопрос 12

Кого испугался Васютка ночью?






Ответ

«…он увидел перед собой огромный корень-выворотень».

(с.135)


Вопрос 13

Сколько патронов осталось у Васютки, когда он стрелял в белку?





Ответ

«Патронов осталось 10 штук. Стрелять Васютка больше не решился». (с136.)










Вопрос 14

Как Васютка приготовил глухаря?





Ответ

«..сгреб костер в одну сторону, на горячем месте выкопал яму и положил туда птицу. Закрыл мхом, углями… и подбросил дров». (с. 133)


Вопрос 15

Вспомните слова деда: «Погасла звездочка, значит …





Ответ

«Погасла звездочка-значит- чья-то жизнь оборвалась», - вспомнил Васютка слова дедушки Афанасия.(с.140)



Вопрос 16

Какая ценная рыба попадалась в ловушки рыбакам?







Ответ

«Рыба в ловушки попадалась ценная: осетр, стерлядь, таймень…»(с.126)









Вопрос 17

На какой реке происходит действие рассказа?







Ответ

На Енисее.(с.125)


Вопрос 18

«Ты от затесей далеко не отходи-сгинешь».- говорила мама Васютки. Что такое затеси?







Ответ

Затеси- зарубки , отметки на стволе дерева, которые делаются для того, чтобы не потерять дорогу в тайге.( с 127)


Вопрос 19

Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?






Ответ

«Васютка пал на четвереньки, затявкал, подражая собаке.»

.(с.130)




Вопрос 20

О чем пожалел Васютка, когда зажарил глухаря?






Ответ

«Без соли какой же вкус! Васютка через силу глотал пресное мясо»

. (с. 133)









Вопрос 21

По какому признаку Васютка решил, что озеро проточное?






Ответ

«Раз ветра не было, а утку отнесло, значит , есть тягун, озеро проточное!»

(с. 141)











Вопрос 22

С чем спутал огромное количество рыбы в озере Васютка?






Ответ

…Васютку взяло сомнение: «Водоросли, наверное?»

(с.138)










Вопрос 23

Почему Васютка обрадовался, когда увидел под ногами тощие стебли травы?






Ответ

Васютка заволновался: трава растет обычно вблизи больших водоемов .

(с.137)


Вопрос 24

Начали прорезаться звезды. Васютка вспомнил слова дедушки: «Вызвездило –к…»






Ответ

«Вызвездило к – холоду!»

( с.139)


Вопрос 25

Как назвал Васютку старшина бота Коляда?





Ответ

«…, герой глухариный, …»

(с.147)









Вопрос 26

Как назвали озеро, найденное Васюткой?





Ответ

«С тех пор и пошло: Васюткино озеро, Васюткино озеро». (с.151)


Вопрос 27

О чем думал Васютка, когда подступали худые мысли?





Ответ

«Чтобы отогнать худые мысли, Васютка старался думать сначала о доме, а потом ему вспомнилась школа, товарищи». (с.139)


Вопрос 28

Какую рыбу увидел Васютка в озере?





Ответ

«…по широким спинам и белым бокам он узнал пелядей, чиров, сигов!»

(с. 139)










Вопрос 29

Куда спрятался мальчик от холодного осеннего дождя?





Ответ

«…под широко разросшуюся пихту».

(с. 137)


Вопрос 30

Что ел у озера Васютка, чтобы заглушить тошноту от голода?





Ответ

«Чтобы заглушить тошноту, Васютка срывал гроздья красной смородины, совал их в рот вместе со стебельками»(с.142)























Список использованной литературы

  1. В.Я. Коровина В.П. Журавлев В.И. Коровин «Литература 5 класс в 2-х частях. М.:Просвещение- 2019 г.

  2. А.М. Елькина, П.Е. Старцев. Природоведение.  5 класс: Биологические лабиринты: Дидактический материал к «Природоведение. 5 класс». – М.: Дрофа, 2001. – 48 с.