СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра по русскому языку для 5 класса "Лингвистический поединок"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра предназначена для проведения в рамках предметной недели или после уроков. Для её проведения также есть презентация, которую можно скачать на этом сайте.

Просмотр содержимого документа
«Игра по русскому языку для 5 класса "Лингвистический поединок"»

Урок-игра по русскому языку для 5 класса

«Лингвистический поединок»

Цели мероприятия:

- развивать интеллектуальные способности учащихся, расширять их кругозор;

- развивать внимательность, собранность, целеустремленность;

- воспитывать сообразительность, любознательность;

- развивать логическое мышление, речь, умение работать в группах;

- воспитывать ответственности, взаимопомощи, сопереживания;

- повысить интерес к учению.


Ход мероприятия:

-Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас всех на нашей игре.

Много лет назад, по словам великого русского писателя Л.Н.Толстого, «русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.  Через слова мы впервые узнаем о том, чего еще не видели  и, возможно, никогда не увидим. Через слова мы узнаем, какие мысли были у наших предков.

Язык, на котором мы говорим, красив. Он не похож ни на один другой, могучий и великий. Ему посвящено много прекрасных строк, и сегодня мы будем много говорить о русском языке.

Итак, я хочу представить команды пятиклассников (команда избирает капитана и придумывает название), которые будут придется сражаться в интеллектуальном поединке на знание языка. 

1.____________________

2.____________________

3.____________________

4.____________________

А оценивать соревнование ребят будет жюри:

1.____________________

2.____________________

3.____________________


  1. Конкурс «Знакомство»

Команды представляют свое название и девиз.

Конкурс «Разминка»

Внимание! Внимание!

Вас ждет первое испытание.

Пассивных сейчас быть не должно-

Помните: «Один за всех, и все за одного!»

(правильный ответ – 1 балл)

1.      В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)

2.      Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (именительный)

3.      Чем похожи существительные ножницы, брюки, чернила? (они употребляются только во множественном числе)

4.      Какую часть слова можно в земле найти? (корень)

5.      Каким членом предложения является обращение? (обращение не является членом предложения)

6.      Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)

7.      Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (строчку, прошитую на швейной машине)

8.      Сколько букв в русском алфавите? (33)

9.      Сколько всего звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных)

10.      Часть речи, обозначающая предмет (существительное).

11.      Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы).

12.      Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс).

13.      Неопределённая форма глагола (инфинитив).

14.      Что такое грамматическая основа? (главные члены предложения).

15.      Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение).

16.      Часть слова без окончания (основа).

17.  Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение).

18.  Предложение с двумя грамматическими основами (сложное).

19.  Раздел русского языка, изучающий части речи (морфология).

20. Сколько слогов в слове ТЕЛЕВИЗОР? (четыре)

  1. Конкурс «Реши ребусы» (на карточках)


Первая закончившая без ошибок команда получает 3 балла, вторая – 2, третья – 1, четвертая – 0.


  1. Конкурс «Орфоэпические головоломки»

Могуч наш русский язык. Есть в нём такой раздел –орфоэпия. Что изучает этот раздел? (Нормы произношения согласных и гласных звуков. 2. Произношение слов, которые заимствованы из других языков. 3. Правила постановки ударения в словах)

Задание для команд на экране. Поднимаем руки.


Я –травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение –

И превращаюсь я в конфету. (Ирис –ирис.)


Мы –для пильщиков подставка,

Мы –для кучера сиденье.

Но попробуй-ка, поставь-ка

Нам другое ударенье.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами! (Кóзлы –козлы.)


Я –сборник карт: от ударения

Зависят два моих значения

Хочу –преображусь в название

Блестящей, шелковистой ткани. (Áтлас –атлáс.)


Я надеюсь, что и вы, ребята, будете всегда правильно ставить ударение в словах.

  1. Конкурс «Собери пословицу»

1. Труд кормит, …а лень портит.

2.Нет друга -ищи, … а нашел береги.

3.Сам погибай, а товарища…выручай.

4. Красна птица пером, а человек…умом.

5. Кто не работает, …тот не ест.

6.Мир строит, а война…разрушает.

7.Век живи-…век учись.

8.Без труда не вытащишь и …рыбку из пруда.

Правильные ответы проецируются на экране. Команда, закончившая первой получает 3 балла, вторая – 2 балла, 3я – 1 балл и 4я – 0 баллов.

  1. «Конкурс капитанов» (делают пометки в рабочих листах)

Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение – 3 балла):

1.      Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2.      Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3.      Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4.      Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5.      Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6.      Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

На экране высвечивается правильный ответ. Первый капитан получает 3 балла, второй – 2, третий – 1 балл и четвертый – 0 баллов.

(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).

Пока ребята готовятся, я вам прочитаю сказку. Она называется «Сказка про Приставку».

СКАЗКА ПРО ПРИСТАВКУ И СУФФИКС

Жила-была Приставка. И был у неё друг –Суффикс. Однажды они поспорили, кто из них главнее. Решили они спросить у животных. Сначала спросили у Лошади. А та говорит: «Я с утра до вечера работаю и про это не слышала». Пошли Приставка и Суффикс дальше. Встретили Курицу, спросили. Она отвечает: «У меня детки малые. Я про это не слышала». Идут они дальше. Повстречали Овцу. Овца отвечает: «Вы идите к Глаголу –он вам поможет».Пришли они к Глаголу, а он и говорит: «Ты, Приставка, и ты, Суффикс,–очень важные части слова. Каждый из вас может образовывать новые слова. Вы оба главные». Вернулись Приставка и Суффикс домой и с тех пор спорить перестали.

  1. Конкурс «Знатоки языка»

Вам предстоит согласиться или не согласиться с теми утверждениями, которые вы прочтёте. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.

  1. В русском языке всегда написанные слова соответствуют их произношению. Чтобы показать произношение слова, используется особая запись, которая называется транскрипцией.

  2. В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же действие. Например, двумя разными словами бегемот, гиппопотам – называется одно и то же животное.

  3. Морфема – это наименьшая значимая часть слова. Русский язык богат морфемами, то есть приставками, суффиксами, корнями, окончаниями. Морфемы как части слова изучаются в особом разделе науки о языке – морфемике.

  4. Большинство существительных изменяется по падежам, то есть спрягается. Отдельные группы существительных спрягаются в единственном числе одинаково, то есть имеют одинаковые окончания. По этому признаку в русском языке различаются три основных типа спряжения. Спряжение существительных определяется по именительному падежу единственного числа. Это начальная форма имени существительного.

  5. В прошедшем времени перед суффиксом – л – пишется та же гласная, что и в неопределённой форме.

7.Конкурс «Покажите, где у вас»

Вызыватся 1 человек от команды, который показывает на себе, где у него та или иная часть тела.

  • Десница – правая рука

  • Шуя ,шуйца– левая рука

  • Очи - глаза

  • Чело - лоб

  • Ланиты - щека

  • Вежды - веки

  • Длань - ладонь

  • Уста - губы

  • Перст - палец

  • Пясть – кисть (запястье)

8.Конкурс “Синтаксический”

Составьте на листочке распространенное предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву:

  • 1 команда К

  • 2 команда Л

  • 3 команда М

  • 4 команда Н

Например: Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами.

9.Конкурс «Крылатые выражения»

Вам предстоит соотнести фразеологизмы с их значением.

В ответе напишите букву соответствующую числу.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 7.

1. Заткнуть за пояс.

А. Большая часть.

2. И гроша ломаного (медного) не стоит.

Б. Ничтожно мало.

3. Изобретать велосипед.

В. Напряжённо думать, пытаясь найти решение какой-либо задачи, проблемы.

4. Капля в море.

Г. Оказаться лучшим, превзойти кого-либо.

5. Ломать голову.

Д. Создавать заново давно известное, предлагать устаревшие идеи как новые.

6. Львиная доля.

Е. В расчёте на счастливую случайность, наугад.

7. На авось.

Ж. Не имеет никакой ценности.

 

10. Конкурс «Словари»

А сейчас мы проверим, насколько вы знакомы со словарями русского языка.

Я буду определять назначение словаря, а вы определите его название. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.

  1. Он дает лексическое значение слова (толковый)

  2. Он подбирает близкие по значению слова (словарь синонимов)

  3. Он подбирает противоположные по лексическому значению слова (словарь антонимов)

  4. Он содержит информацию об истории возникновения слова (этимологический)

  5. Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях (фразеологический)

  6. Он указывает на правильное произношение слов (орфоэпический)

  7. В нем дано правильное написание слов (орфографический)

  8. Содержит информацию о морфемном составе слова (словообразовательный)

Подведение итогов

Закончен наш конкурс, пришла пора подвести итоги и подсчитать баллы. Сейчас мы узнаем, кто стал победителем нашего лингвистического турнира.

Слово жюри: награждение победителей.





























Дополнительные вопросы:

1.Может ли слог состоять из одного согласного звука? Нет

2. Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу – это…текст

3.Как пишутся предлоги с другими словами? Раздельно

4.Сколько слогов в слове «машина»? Три

5.Как называется слово, которое обозначает действие? Глагол

6.Как пишется первое слово в предложении? С Заглавной буквы

7. Что такое алфавит? Все буквы, расположенные по порядку?

8.Как пишутся названия городов? С Заглавной буквы

9.Что такое грамматическая основа ? Главные члены предложения

10. Не с глаголами пишется …Раздельно

11. Главный член предложения, который обозначает действие, называется …сказуемым

12. Часть речи, обозначает признак предмета, называется…Имя прилагательное.

«Перевертыши»

Уважаемые игроки, я буду зачитывать перевернутое название книги, а выдаете правильный ответ. Например, Огненный придворный – «Снежная королева».

1.Синяя бейсболка. («Красная шапочка»).

2.Мышка в босоножках («Кот в сапогах»).

3.Быль об охотнике и дичи («Сказка о рыбаке и рыбке»).

4.Бебби –короткий носок. «Пеппи –длинный чулок»).

5. Старые брюки служанки. («Новое платье короля»).

Конкурс «Скороговорки»

Скороговорка–это «быстрая речь, искусственно, ради забавы придуманная фраза с трудно произносимым подбором звуков, которые нужно произнести быстро, не запинаясь. Прошу выйти капитанов из каждой команды по одному человеку. Вот здесь, на листах, записаны скороговорки. Вы читаете скороговорки «про себя». А теперь посмотрите: на чьём листочке стоит цифра 1, тому первому надо быстро произнести вслух свою скороговорку 3 раза и постараться сделать это без ошибок.


1. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

2. Всех скороговорок не переговорить, не перевыговорить.

3. Шит колпак, да не по-колпаковски. Надо его переколпаковать, да перевыколпаковать.



Конкурс “Театральный”

Используя приемы пантомимы, изобразите следующие фразеологизмы:

  • Куры денег не клюют

  • Язык чешется

  • Галопом по Европе

  • Делать из мухи слона

Загадки-шутки для зрителей

Когда команды работают над выполнением заданий, зрителям можно предложить отгадать загадки. Самый активный болельщик получает поощрительный приз.

1.Что можно видеть с закрытыми глазами? Сон

2.Ты за ней , она от тебя, ты от нее, она за тобой. Тень

3.Кто говорит на всех языках? Эхо

4.Из названия каких двух букв можно приготовить еду? Ка-ша

5. Что находится между берегом и рекой ? Буква И

6. Какие ноты растут в огороде? Фасоль

Бланк для жюри

Конкурсы

5 __ класс

5 ___ класс

5 __ класс

5 __ класс

1.

«Разминка»





2.

«Реши ребусы»





3.

«Орфоэпические головоломки»





4.

«Собери пословицу»





5.

«Конкурс капитанов»





6.

«Знатоки языка»





7.

«Покажите, где у вас»





8.

«Синтаксический»





9.

«Крылатые выражения»





10.

«Словари»






ИТОГИ:






МЕСТО:





























Приложение