Внеклассное мероприятие по литературе для 5 класса
по сказкам Пушкина А.С. «Лукоморье»
Цели:
1. Способствовать повышению познавательного интереса в изучении творчества А.С.Пушкина, приобщению к высокому художественному слову.
2. Воспитывать бережное отношение к художественному слову.
3. Развивать умение работать в группе.
4. Прививать желание проявлять свои способности творчески.
Оборудование
иллюстрации учащихся к сказкам А.С.Пушкина;
плакаты с изречениями о сказках А.С.Пушкина;
фонограмма удара гонга, музыка;
Эпиграф: Что за прелесть эти сказки!
А.С.Пушкин
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на литературной игре, посвященной сказкам А.С.Пушкина. А прежде чем начать, скажите, ребята, вы любите сказки?
- Назовите сказки А.С.Пушкина.
Я с Пушкиным знакома с малых лет,
Его стихи читала в детстве мама.
О том, что самый лучший он поэт,
Мне кажется, с пеленок еще знала.
Да, мы знакомимся с ним в детстве. Еще не умеем читать, еще только слушаем. Слушаем его сказки . И на всю жизнь зачаровывает:» Жил старик со своею старухой у самого синего моря…»или «У лукоморья дуб зеленый…»
Сказки Пушкина читать нужно очень внимательно, кроме необычных авторских героев ( таких как золотая рыбка , исполняющая желания , или нежная царевна-Лебедь) встречаются живописные описания природы и магии.
- Хотите вместе со мной отправиться в сказочную страну?
- Тогда в путь!
Звучит песня Н.Королевой «Маленькая страна»
-Наш класс разбит на две команды. Их оружием будут знания, находчивость и быстрота. Обе команды готовы к любым неожиданностям. Чтобы справедливость восторжествовала, мы пригласили мудрых судей. Представляю вам…
Итак, начнем с представления команд.
Ребята по очереди представляют свои команды: название, девиз.
Учитель: Прошу капитанов подойти ко мне. Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи. Надеюсь, что во время ринга члены команды узнают для себя много нового и интересного и никто не останется в проигрыше. Ответы команд будут оценивать члены жюри.
- Итак, мы объявляем первый раунд.
1 раунд – Из какой сказки эти строки?
Раздается удар гонга
- Определите, из какой сказки эти строки? Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь...
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грёзы ночи
И дивясь перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
А за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей...
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
…Ладно.
Не будет нам обоим накладно
Поживи-ка на моём подворье,
Окажи своё усердие и проворье...
«Сказка о попе и его работнике Балде».
…Вдруг шатёр
Распахнулся… и девица,
…(там какая-то ) царица
вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя...
«Сказка о золотом петушке».
Перед утренней зарёю
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Диких уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч.
У татарина отсечь...
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут:
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт...
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Вся столица
Содрогнулась, а девица-
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Не боится знать греха!
«Сказка о золотом петушке».
И в суму его пустую
Суют грамоту другую...
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
В море остров был крутой,
Не привольный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нём дубок единый;
А теперь стоит на нём
Новый город со дворцом...
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Государыня-родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья:
Ты детей благослови
Жить в совете и любви...
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнёшь
Да за пояс не заткнёшь...
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей:
Было ль, не было ль сраженья_,
Нет Дадону донесенья...
«Сказка о золотом петушке».
Учитель: Первый раунд окончен, слово предоставляется жюри.
2 раунд – Викторина.
Раздается удар гонга
1-й ведущий: А теперь викторина! Прошу капитанов принять участие в жребии.
(Выходят капитаны, и при помощи жребия решается, на вопросы какой сказки будет отвечать команда).
«Сказка о рыбаке и рыбке».
1. Сколько лет старик со старухой жили у синего моря? (Они жили в ветхой землянке. / Ровно тридцать лет и три года.)
2. Чем занимались старик со старухой, пока старик не поймал золотую рыбку? (Старик ловил неводом рыбу. / Старуха пряла свою пряжу.)
3. Сколько раз старик ходил к морю, чтобы просить рыбку выполнить желания старухи? (5 раз.)
4. Назовите, что в первый раз попросила старуха, во второй, в третий и так далее (1 раз: «Надобно ей новое корыто». 2 раз: «Избу просит сварливая баба». 3 раз: «Уж не хочет быть она крестьянкой, хочет быть столбовою дворянкой». 4 раз: «Уж не хочет быть она дворянкой, / Хочет быть вольною царицей». 5 раз: «Уж не хочет быть она царицей, / хочет быть владычицей морскою».)
5. Куда отправила старуха служить своего мужа, когда стала столбовою дворянкой? (На него прикрикнула старуха./ На конюшне служить его послала.)
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
1. Где был царь Салтан, когда царица родила дочь? (В те поры война была. / Царь Салтан, с женой простяся,/На добра-коня садяся,/Ей наказывал себя/Поберечь, его любя./Между тем, как он далеко/Бьется долго и жестоко.)
2. Кем приходились ткачиха с поварихой царице? (Кабы я была царица, -Говорит ее сестрица, -То на весь бы мир одна /Наткала я полотна" ./"Кабы я была царица, -Третья молвила сестрица, …)
3. Как ткачиха с поварихой подменили гонцу письмо для царя Салтана? (Допьяна гонца поят/И в суму его пустую/Суют грамоту другую.)
4. От кого спас князь Гвидон Лебедя? (Ты не коршуна убил, /Чародея подстрелил.)
5. В кого превращала Лебедь князя Гвидона? (В комара, в муху, в шмеля.)
«Сказка о золотом петушке».
1. Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Вот мудрец перед Дадоном/Стал и вынул из мешка Золотого петушка.)
2. Что попросил мудрец у царя Дадона за свою услугу? (Помнишь? за мою услугу/Обещался мне, как другу,/Волю первую мою/Ты исполнить, как свою./Подари ж ты мне девицу,/Шамаханскую царицу.)
3. Опишите, что за страшную картину перед шатром увидел царь Дадон? б(Что за страшная картина!/Перед ним его два сына/Без шеломов и без лат/Оба мертвые лежат,/Меч вонзивши друг во друга. Бродят кони их средь луга.)
4. Как погиб мудрец? Как погиб царь Дадон? (Мудрец: Царь хватил его жезлом/По лбу; тот упал ничком,/Да и дух вон. Царь Дадон: И в глазах у всей столицы/Петушок спорхнул со спицы,/К колеснице полетел/И царю на темя сел,/Встрепенулся, клюнул в темя/И взвился... и в то же время/С колесницы пал Дадон -/Охнул раз, - и умер он.)
5. Кому же досталась шамаханская царица? (А царица вдруг пропала,/Будто вовсе не бывало.)
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
1. Что было дано в приданое царевне – дочке царя? Что было дано в приданое царице- мачехе?(Царевне – дочке царя: Семь торговых городов/Да сто сорок теремов. Царице- мачехе: Ей в приданое дано/Было зеркальце одно.)
2. Почему служанка в первый раз не погубила царевну? (Та, в душе ее любя, /Не убила, не связала,/Отпустила и сказала:/"Не кручинься, бог с тобой"./А сама пришла домой.)
3. Как звали верного пса, с которым оставалась царевна в доме богатырей? (Соколко:"Что, Соколко, что с тобою?/Ляг!" - и в комнату вошла.)
4. Что делала царевна, когда ждала богатырей? (А хозяюшкой она/В терему меж тем одна/Приберет и приготовит./……Раз царевна молодая,/Милых братьев поджидая,/Пряла, сидя под окном.)
5. Перечислите, кто в сказке помогал царевне? (7 богатырей, Соколко, Елисей, Ветер, Месяц, Солнце.)
3 раунд – Узнай героя.
Раздается удар гонга
Учитель: В следующем раунде командам надо назвать героя и сказку. Ответить на вопросы.
1. Ест за четверых,/Работает за семерых (Балда, «Сказка о попе и его работнике Балде».)
2. В дорогой собольей душегрейке,/Парчовая на маковке кичка,/Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни,/На ногах красные сапожки. (Старуха - столбовая дворянка, «Сказка о рыбаке и рыбке».)
3. За морем царевна есть,/Что не можно глаз отвесть:/Днем свет божий затмевает,/Ночью землю освещает (Царевна Лебедь: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
4. До светла все у него пляшет,/Лошадь запряжет, полосу вспашет,/Печь затопит, все заготовит, закупит,/Яичко испечет да сам и облупит. (Балда :«Сказка о попе и его работнике Балде».)
5. За столом сидит она царицей,/Служат ей бояре да дворяне (Старуха - царица: «Сказка о рыбаке и рыбке».)
6. А сама-то величава,/Выплывает, будто пава;/А как речь-то говорит,/Словно реченька журчит (Царевна Лебедь: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
7. Высока, стройна, бела,/И умом и всем взяла; (Царица-мачеха: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)
8. Месяц под косой блестит,/А во лбу звезда горит. (Царевна Лебедь: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
9. Вкруг ее стоит грозная стража,/На плечах топорики держат.( Старуха – царица:« Сказка о рыбаке и рыбке»)
10. … а девица -/Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!/Не боится, знать, греха. (Шамаханская царица: «Сказка о золотом петушке».)
11. Белолица, черноброва,/Нраву кроткого такого. (Царевна-дочь :«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)
12. Все красавцы молодые,/Великаны удалые,/Все равны, как на подбор,/С ними дядька Черномор. (33 богатыря:«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
13. Наливают ей заморские вины;/Заедает она пряником печатным; (Старуха – царица:«Сказка о рыбаке и рыбке».)
14. Смолоду был грозен он/И соседям то и дело/Наносил обиды смело; (Царь Дадон: «Сказка о золотом петушке».)
15. Семь румяных усачей. (7 богатырей: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)
16. Видит, весь сияя в злате,/Царь (какой?) сидит в палате/На престоле и в венце,/С грустной думой на лице. (Царь Салтан :«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
17. С какими словами обращалась злая царица к своему зеркальцу?(«Свет мой .зеркальце! Скахи да всю правду доложи»)
18 На какую работу нанял поп Балду?( «Нужен мне работник :повар, конюх ,плотник)
19 Как звали пса, который сторожил терем братьев-богатырей? (Соколко)
20. Какие 3 дива были у князя Гвидона?( Белка с золотыми орешками, 33 богатыря, царевна Лебедь)
21 Сколько человек насчитывала семья попа? (4 : поп, попадья. поповна, попенок)
22. Как назывался остров, где жил князь Гвидон с царицей? (Буян)
Учитель: Я думаю, что теперь вы полюбите сказки Пушкина еще больше. Они не только прекрасны но и поучительны. В них всегда побеждает добро .И я желаю вам идти по жизни только одной дорогой – дорогой добра.
Учитель: А теперь настало время подвести итог нашей игры. Просим жюри огласить результат всех конкурсов и назвать команду-победителя.
Награждение