СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра по станциям "Знатоки русского языка и литературы" для учащихся 7-8 классов с ответами.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра по станциям предназначена для учащихся 7-8 классов. Данное мероприятие можно провести в рамках недели гуманитарных наук.

Просмотр содержимого документа
«Игра по станциям "Знатоки русского языка и литературы" для учащихся 7-8 классов с ответами.»



Игра - путешествие по станциям для учащихся 7-8 классов

«Знатоки русского языка и литературы»

Обучающие цели:

  • Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, морфология, синтаксис, пунктуация).

  • Формировать умения применять полученные знания на практике.

  • Формировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы;

Развивающие цели:

  • Развивать логическое, аналитическое мышления, познавательный интерес, творческую активность учащихся.

  • Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

  • Развивать коммуникативную и кооперативную компетенции, культуру общения;

Воспитывающие цели:

  • Воспитывать любовь к родному языку.



Класс:_____________________









1 этап Станция «В мире слов»

- Ваши знания, эрудиция станут ключом к тайнам, связанным с историей языка, этимологией, толкованием слов. Оценивается правильность и количество выполненных заданий.

1 задание: глагол робеть (пугаться, стесняться) произошёл от древнего слова робя, т.е. ребёнок. Подумайте, что означало в устах нашего прапрапрадеда восклицание «Не робей!». Что он хотел передать этой фразой?

Ответ: ( «Не робей!» - буквально: «Не будь как ребёнок! Ты же не ребёнок!»)

2 задание: объясните значения устаревших слов.

Тать

Вор

Вепрь

Кабан

Ланита

Щека

Агнец

Ягнёнок

Рамо

Плечо

Десница

Правая рука

Око

Глаз

Зеница

Зрачок

Стезя

Путь

Лихо

горе

3 задание: Владимир Иванович Даль (1801-1872) предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Какие заимствования должны были заменить, по мнению Даля, эти слова?

Волнователь

Агитатор

Глазоём

Горизонт

Ловкосилие

Гимнастика

Подобень

Портрет

Сине-алый

Фиолетовый

Дальнеразговорня

Телефон

Путевик

маршрут



4 задание: Из какого языка пришли в нашу речь эти слова? Назовите их буквальное значение.

Тинейджер

Англ. «человек в возрасте от 10 до 19 лет»

Тайфун

Китайск. «большой ветер»

Фол

Английск. «нечестный, подлый»

Карате

Японск. «голыми руками»

Шабаш

Еврейск. «суббота»




2 этап «Станция Волшебная шкатулка»

В шкатулке лежат некие предметы. Ваша задача – угадать предмет.




1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него (Камень)

2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. (Иголка)

3. Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться. (Соль)

4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. (Шапка)

5. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в черном ящике. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Это беспозвоночное увековечено в одной из басен Крылова. (Рак)

6. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки. (Колесо)


«Фразеологизмы в шкатулке»

- Фразеологизмы, крылатые слова и выражения – это образные, меткие, устойчивые выражения, изречения, обороты речи, вошедшие в общее употребление. Их называют крылатыми, потому что они быстро перелетают из уст в уста. Смысл таких выражений порой бывает непросто разгадать, ведь он не складывается из значений входящих в них слов.

Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

В русском языке много фразеологизмов со словом «сердце». С легким сердцем ответьте на наши вопросы, которые, мы надеемся, придутся вам по сердцу. Что же мы говорим в том случае, когда…



-… сильно пугаемся? ( Сердце оборвалось.)

-…придаем чему-то слишком большое значение? (Принимаем близко к сердцу.)

-… испытываем чувство облегчения? (Камень с сердца свалился.)

-… заставляем себя забыть кого-то? (Вырываем из сердца.)

-…говорим совершенно откровенно? (Положа руку на сердце.)

-…что-то сильно нас волнует? (Берет за сердце.)

-…делаем что-то в порыве раздражения? (В сердцах.)

-…пытаемся понять чьи-то намерения? (Заглядываем в сердце.)

-…делаем что-то с большой неохотой? ( Скрепя сердце.)



3 этап Станция «Фольклорная»



Язык помогает сохранить и мудрость народную, содержащуюся в пословицах и поговорках. Важность и красоту пословиц оценил сам народ: «Речь без пословицы – что еда без соли». Все народа едины во мнении, что пословицы передают основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. Знание пословиц может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.

- Подберите русские эквиваленты иностранным пословицам:

  • Пыль труда лучше шафрана бездействия. (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)

  • В Риме делай то, что римляне делают. (Не суйся в чужой монастырь со своим уставом)

  • В королевстве слепых и одноглазый – король (На безрыбье и рак рыба)

  • Орлы не ловят мух (Не царское это дело)

  • Похвала не пудинг (Спасибо сыт не будешь)

  • Родился с серебряной ложкой во рту. (Родился в рубашке)

  • Сын леопарда – тоже леопард (Яблоко от яблони недалеко падает)

  • На Аллаха надейся, а верблюда привязывай (На бога надейся, а сам не плошай)

  • Трава всегда зеленее по ту сторону забора. (Хорошо там, где нас нет)

  • Спешащий таракан в суп попадет. (Поспешишь – людей насмешишь).

  • На море много черного, но не все это тюлени (Не все то золото, что блестит).

  • Полученный уксус лучше обещанной халвы (Лучше синица в руках, чем журавль в небе).

  • Нечего ругать кошку, когда сыр съеден (После драки кулаками не машут).

  • Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает (У семи нянек дитя без глазу).

- О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что рано вставший успевает сделать больше за день? (Кто рано встает, тому Бог дает)



4 этап станция «Корректорская»



- Рассмотрите несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом и деепричастным оборотом», и исправьте их.



  1. Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.
    Правильный ответ:

Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления ран.

  1. В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
    Правильный ответ:

В романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой
3. Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны..

Правильный ответ: осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.

Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
4. Находясь в пути, всегда вспоминается дом

Правильный ответ:

Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

5. Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.

Правильный ответ:

Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.

6. Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.
Правильный ответ:

Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.
7. Игрушки, украшаемые новогоднюю елку, красиво переливались.

Правильный ответ:

Игрушки, украшавшие новогоднюю ёлку , красиво переливались

8. Книга лежала на столе, прочитанная до конца.

Ответ: Книга, прочитанная до конца, лежала на столе.

9. Проработав полгода, рабочего перевели в цех.

Ответ: Проработав полгода, рабочий перевелся в цех.

  1. Подъезжая к городу, начался сильный ветер.

Правильный ответ: Когда мы подъезжали к городу , начался сильный ветер.

11. Опубликованная статья в газете вызвала большой интерес.

Ответ. Статья , опубликованная в газете, вызвала большой интерес.

Опубликованная в газете статья вызвала большой интерес.

12. Но, увидев иную Татьяну, в нем вспыхивают чувства.

Ответ: Когда он увидел Татьяну, в нём вспыхнули чувства.

13. Лес тянется с севера на юг, состоящий из хвойных деревьев.

Ответ: Лес , состоящий из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.

14. Читая статью и отметив нужный материал, я делаю выписки.

Ответ: Читая статью и отмечая нужный материал, я делаю выписки.

Прочитав статью и отметив нужный материал, я сделал выписки.

15. Его охватило волнение, получив письмо от родителей.

Ответ. Его охватило волнение , когда он получил письмо от родителей.



5 этап Станция « О словах»

Задание: назовите профессии, тесно связанные с изучением русского языка и литературы, объясните, чем заняты люди, работающие в этой сфере.

  1. Учитель - образование

  2. Учёный-лингвист –образование, наука

  3. Журналист – средства массовой информации

  4. Писатель – культура

  5. Редактор - средства массовой информации

  6. Библиотекарь - культура

  7. Корректор - средства массовой информации

  8. Диктор - средства массовой информации

  9. Археолог - наука



Задание . Дается описание, вы должны сказать о ком или о чем идет речь. (1 ключ)

1.Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку; ими можно даже закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (Шапка)

2. Странно, почему – то все бояться узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож именно на него. Это пресноводное беспозвоночное увековечено в одной из басен И. А. Крылова. Вы догадались, кто это? (Рак)

3. Бедные они, несчастные! И гоняются за ними, причём сразу норовят за двумя, и убивают, опять – таки из жадности, двух. И наговаривают на них, будто они страдают комплексом неполноценности. И во всех народных сказках они в дураках остаются. Кто же это? (Заяц)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!