Игра - путешествие по станциям для учащихся 7-8 классов
«Знатоки русского языка и литературы»
Обучающие цели:
Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, морфология, синтаксис, пунктуация).
Формировать умения применять полученные знания на практике.
Формировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы;
Развивающие цели:
Развивать логическое, аналитическое мышления, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
Развивать коммуникативную и кооперативную компетенции, культуру общения;
Воспитывающие цели:
Класс:_____________________
1 этап Станция «В мире слов»
- Ваши знания, эрудиция станут ключом к тайнам, связанным с историей языка, этимологией, толкованием слов. Оценивается правильность и количество выполненных заданий.
1 задание: глагол робеть (пугаться, стесняться) произошёл от древнего слова робя, т.е. ребёнок. Подумайте, что означало в устах нашего прапрапрадеда восклицание «Не робей!». Что он хотел передать этой фразой?
Ответ: ( «Не робей!» - буквально: «Не будь как ребёнок! Ты же не ребёнок!»)
2 задание: объясните значения устаревших слов.
Тать | Вор |
Вепрь | Кабан |
Ланита | Щека |
Агнец | Ягнёнок |
Рамо | Плечо |
Десница | Правая рука |
Око | Глаз |
Зеница | Зрачок |
Стезя | Путь |
Лихо | горе |
3 задание: Владимир Иванович Даль (1801-1872) предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Какие заимствования должны были заменить, по мнению Даля, эти слова?
Волнователь | Агитатор |
Глазоём | Горизонт |
Ловкосилие | Гимнастика |
Подобень | Портрет |
Сине-алый | Фиолетовый |
Дальнеразговорня | Телефон |
Путевик | маршрут |
4 задание: Из какого языка пришли в нашу речь эти слова? Назовите их буквальное значение.
Тинейджер | Англ. «человек в возрасте от 10 до 19 лет» |
Тайфун | Китайск. «большой ветер» |
Фол | Английск. «нечестный, подлый» |
Карате | Японск. «голыми руками» |
Шабаш | Еврейск. «суббота» |
2 этап «Станция Волшебная шкатулка»
В шкатулке лежат некие предметы. Ваша задача – угадать предмет.
1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него (Камень)
2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. (Иголка)
3. Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться. (Соль)
4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. (Шапка)
5. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в черном ящике. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Это беспозвоночное увековечено в одной из басен Крылова. (Рак)
6. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки. (Колесо)
«Фразеологизмы в шкатулке»
- Фразеологизмы, крылатые слова и выражения – это образные, меткие, устойчивые выражения, изречения, обороты речи, вошедшие в общее употребление. Их называют крылатыми, потому что они быстро перелетают из уст в уста. Смысл таких выражений порой бывает непросто разгадать, ведь он не складывается из значений входящих в них слов.
Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
В русском языке много фразеологизмов со словом «сердце». С легким сердцем ответьте на наши вопросы, которые, мы надеемся, придутся вам по сердцу. Что же мы говорим в том случае, когда…
-… сильно пугаемся? ( Сердце оборвалось.)
-…придаем чему-то слишком большое значение? (Принимаем близко к сердцу.)
-… испытываем чувство облегчения? (Камень с сердца свалился.)
-… заставляем себя забыть кого-то? (Вырываем из сердца.)
-…говорим совершенно откровенно? (Положа руку на сердце.)
-…что-то сильно нас волнует? (Берет за сердце.)
-…делаем что-то в порыве раздражения? (В сердцах.)
-…пытаемся понять чьи-то намерения? (Заглядываем в сердце.)
-…делаем что-то с большой неохотой? ( Скрепя сердце.)
3 этап Станция «Фольклорная»
Язык помогает сохранить и мудрость народную, содержащуюся в пословицах и поговорках. Важность и красоту пословиц оценил сам народ: «Речь без пословицы – что еда без соли». Все народа едины во мнении, что пословицы передают основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. Знание пословиц может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.
- Подберите русские эквиваленты иностранным пословицам:
Пыль труда лучше шафрана бездействия. (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)
В Риме делай то, что римляне делают. (Не суйся в чужой монастырь со своим уставом)
В королевстве слепых и одноглазый – король (На безрыбье и рак рыба)
Орлы не ловят мух (Не царское это дело)
Похвала не пудинг (Спасибо сыт не будешь)
Родился с серебряной ложкой во рту. (Родился в рубашке)
Сын леопарда – тоже леопард (Яблоко от яблони недалеко падает)
На Аллаха надейся, а верблюда привязывай (На бога надейся, а сам не плошай)
Трава всегда зеленее по ту сторону забора. (Хорошо там, где нас нет)
Спешащий таракан в суп попадет. (Поспешишь – людей насмешишь).
На море много черного, но не все это тюлени (Не все то золото, что блестит).
Полученный уксус лучше обещанной халвы (Лучше синица в руках, чем журавль в небе).
Нечего ругать кошку, когда сыр съеден (После драки кулаками не машут).
Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает (У семи нянек дитя без глазу).
- О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что рано вставший успевает сделать больше за день? (Кто рано встает, тому Бог дает)
4 этап станция «Корректорская»
- Рассмотрите несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом и деепричастным оборотом», и исправьте их.
Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.
Правильный ответ:
Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления ран.
В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
Правильный ответ:
В романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой
3. Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны..
Правильный ответ: осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
4. Находясь в пути, всегда вспоминается дом
Правильный ответ:
Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.
5. Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.
Правильный ответ:
Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.
6. Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.
Правильный ответ:
Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.
7. Игрушки, украшаемые новогоднюю елку, красиво переливались.
Правильный ответ:
Игрушки, украшавшие новогоднюю ёлку , красиво переливались
8. Книга лежала на столе, прочитанная до конца.
Ответ: Книга, прочитанная до конца, лежала на столе.
9. Проработав полгода, рабочего перевели в цех.
Ответ: Проработав полгода, рабочий перевелся в цех.
Подъезжая к городу, начался сильный ветер.
Правильный ответ: Когда мы подъезжали к городу , начался сильный ветер.
11. Опубликованная статья в газете вызвала большой интерес.
Ответ. Статья , опубликованная в газете, вызвала большой интерес.
Опубликованная в газете статья вызвала большой интерес.
12. Но, увидев иную Татьяну, в нем вспыхивают чувства.
Ответ: Когда он увидел Татьяну, в нём вспыхнули чувства.
13. Лес тянется с севера на юг, состоящий из хвойных деревьев.
Ответ: Лес , состоящий из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.
14. Читая статью и отметив нужный материал, я делаю выписки.
Ответ: Читая статью и отмечая нужный материал, я делаю выписки.
Прочитав статью и отметив нужный материал, я сделал выписки.
15. Его охватило волнение, получив письмо от родителей.
Ответ. Его охватило волнение , когда он получил письмо от родителей.
5 этап Станция « О словах»
Задание: назовите профессии, тесно связанные с изучением русского языка и литературы, объясните, чем заняты люди, работающие в этой сфере.
Учитель - образование
Учёный-лингвист –образование, наука
Журналист – средства массовой информации
Писатель – культура
Редактор - средства массовой информации
Библиотекарь - культура
Корректор - средства массовой информации
Диктор - средства массовой информации
Археолог - наука
Задание . Дается описание, вы должны сказать о ком или о чем идет речь. (1 ключ)
1.Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку; ими можно даже закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (Шапка)
2. Странно, почему – то все бояться узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож именно на него. Это пресноводное беспозвоночное увековечено в одной из басен И. А. Крылова. Вы догадались, кто это? (Рак)
3. Бедные они, несчастные! И гоняются за ними, причём сразу норовят за двумя, и убивают, опять – таки из жадности, двух. И наговаривают на них, будто они страдают комплексом неполноценности. И во всех народных сказках они в дураках остаются. Кто же это? (Заяц)