Тема: игра – практикум с элементами ролевой игры для младших школьников «Опасные ситуации дома»
Цель: создать условия для осознания учащимися необходимости выполнения правил безопасного поведения при обращении с предметами домашнего обихода; учить обращаться за экстренной помощью в случае опасных ситуаций в доме.
Задачи: сформировать представление об опасных ситуациях в доме, их причинах, сигналах тревоги; содействовать формированию умений анализировать опасные ситуации в доме; проанализировать последствия опасного обращения с предметами домашнего обихода; формировать правила безопасного поведения в быту, принимать правильное решение в различных ситуациях.
Оборудование: изображения электроприборов, газовой плиты, игрушки домовенок Кузя и кукла Наташа, детские телефоны.
Запись на доске
Никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.
Я всегда думаю о своём здоровье.
Я здоровье берегу, сам себе я помогу.
Ход игры:
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, дотроньтесь до правого ушка соседа, левого, правого плеча, левого погладьте своего соседа по руке, скажите ему на ушко, как дома вас называют папа и мама.
Отгадайте загадку
Вот ведь дело то какое…
Нас не семеро, а трое:
Папа, мамочка и я,
Но все вместе мы – …(семья)
- Для чего человеку нужна семья? (ответы детей)
- Где обычно встречается семья вечером? Как вы чувствуете себя дома? Вам в доме не страшно?
- Представьте себе, взрослые заняты домашними делами, а вы предоставлены сами себе. Делай, что хочешь, играй, во что пожелаешь. Чем вы займетесь?
-Играй, да не заигрывайтесь! Дом хоть и надежен, все же нельзя забывать об элементарных правилах собственной безопасности. Все знают – баловство до добра не доводит!
- Давайте попробуем разобраться и найти все опасности, которые могут подстерегать нас в доме.
Учитель проецирует кухню (окна, шкафы, электроприборы, газовая плита). Можно использовать иллюстрации и магнитную доску или презентацию.
- Сегодня к нам в гости пришли домовенок Кузя и Наташа. Домовенок, когда он попал в дом к Наташе, первым делом начал рассматривать и исследовать все, что видел.
Ситуация 1.
- Сначала он залез на окно. Чтобы посмотреть, что там.
«Эка благодать – весь белый свет видать!» - обрадовался Кузьма и прижался носом к стеклу. Девочка тоже посмотрела в окно.
Потом Наташа с Кузьмой увидели купающегося в луже воробья и решили угостить его пирожными. Они долго возились с задвижками, открывали окно, потом высунулись, увидели лужу, рядом с ней серую точку и очень удачно бросили из окна пирожное «наполеон»; оно упало прямо в лужу.
- Как вы думаете, опасно ли это? Что может случиться? Что бы вы посоветовали сделать Кузе и Наташе? (Ответы детей)
Ситуация 2.
- И тут в дверь постучали.
- Беги, открывай? – прошептал Кузька. – Да никому про меня не сказывай.
- Чем эта ситуация опасна для Наташи? (Ответы детей) - Незнакомые люди не всегда желают вам добра. От некоторых можно ждать беды. Никогда не открывайте дверь незнакомым людям! «Спрашивать надо, спрашивать, когда дверь отпираешь, и чужим не открывать!» - так говорил незнакомый мужчина Наташе.
- Запомните и вы это!
Ролевая игра «К нам пришел незнакомец»
- А теперь, давайте попробуем поиграть. (Можно открыть крыло доски. Ребенок становится с одной стороны, а учитель – с другой.)
- Наташа дома одна. Я – незнакомый человек, который хочет войти в дом.
Разыгрывается ситуация. Учитель представляется то сантехником, то врачом, то пожарным… Потом настойчиво стучит в дверь.
Ребенок должен показать, как он будет отвечать и какие действия предпринимать. (Должен спросить, кто там, сказать, что папа и мама отдыхают, просили не беспокоить, а сам позвонить родителям, если настойчиво стучат, то по номеру 102.)
Ролевая игра « У вас зазвонил телефон»
- А как быть, если вам позвонил незнакомый человек и стал расспрашивать вас… (Учитель в роли незнакомца, а дети берут телефонную трубочку и отвечают.)
Ситуация 3.
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны (Газовая плита).
- У кого дома есть газовая плита? Кому родители разрешают самостоятельно пользоваться ей?
- Чем полезна и чем опасна плита? Как правильно ей пользоваться?
Вспомните, когда Кузя поселился на кухне у Наташи, то он выбрал себе духовку газовой плиты вместо домика.
- Как вы думаете, что рассказала Наташа Кузе о газовой плите и о духовке?
(Ответы детей).
- Неправильное обращение с газовой плитой может привести к беде.
Нельзя просто так поворачивать ручки конфорки. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). В плите «живёт» газ. Можно выпустить его наружу. Если газ не сгорит, это очень опасно: газом можно отравиться.
Нельзя ничего близко подносить к открытому огню. Сушить бельё над плитой, играть со спичками.
Сейчас не во всех домах установлены газовые плиты. Многие люди готовят еду на электрических плитах без огня. (Педагог показывает изображение электрической плиты.) Они безопаснее газовых, но тоже требуют аккуратного обращения.
Во-первых, у работающей электроплиты очень горячая поверхность – об нее можно больно обжечься.
Во-вторых, в электроплите «живет» электрический ток. С ним шутки плохи! Удар тока оставляет сильные ожоги.
В-третьих, никогда не шалите вблизи зажженной плиты.
Но если с вами все-таки случилась беда, то вспомнить нужные номера вам поможет игра.
Игра «Доскажи словечко» от Наташи
Если вдруг с тобой случилась беда,
Если в доме появился страшный дым,
Не теряйся и не бойся никогда –
Набери скорее номер… (101)
Если в дом пытается попасть чужой,
Говорит плохие, страшные слова,
Угрожает, в двери бьёт ногой,
Ты в милицию звони скорее… (102)
Если кто-то в доме сильно заболел,
Простудился или ногу поломал,
В тот же миг на телефоне набери
Номер скорой помощи…(103)
Выключайте в доме газ –
За газом нужен глаз да глаз!
Запах газа чувствуя в квартире,
Набирайте сразу номер… (104).
Для закрепления полученных знаний домовёнок Кузя предлагает вам выполнить задание в парах
Учитель раздаёт детям карточки с заданиями от Кузи (выполняется самостоятельно).
- Не надо дотрагиваться до чайника, который стоит на огне, так как он … (горячий).
- Открытая электрическая розетка – это … (опасность).
- Не надо брать стиральный порошок, так как он … (ядовитый).
- … человек постарается уберечь себя от опасностей (осторожный).
- Если ты осторожный и …, даже дома, с тобой ничего плохого не случится (внимательный).
-Если произошел… случай, надо вызвать «Скорую помощь» (несчастный).
- А вот если я увижу дым и огонь то вызову… (спасателей).
- Электрическая … может быть опасной, если сунуть в нее металлические предметы (розетка).
-Высовываться в открытое …, если нет решетки, очень опасно (окно).
(Выполнение задания проверяется).
Подведение итогов.
Ребята, поднимите руки, чья пара выполнила задание без ошибок.
Даже если вы ошиблись, не переживайте. Запомните, взрослые всегда придут вам на помощь. Главное – вовремя позвать их.
Напоследок пожелать
Вам хочу успехов.
Бед и горестей не знать
И дружить со смехом!
Максимович Зинаида Ивановна,
учитель начальных классов
государственного учреждения образования
«Городечненский учебно-педагогический
комплекс детский сад – средняя школа»
Новогрудского района Гродненской области
231420, Гродненская обл., Новогрудский р-н,
аг. Городечно, ул. Школьная, д. 1а
8 (01597) 72723, 72786
паспорт серия КН2357921
выдан 27.01.2014 г. Новогрудским РОВД
Гродненской области