СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-практикум "Школа-выживания в природных условиях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие посвящено закреплению и раширению знаний обучающихся по окружающему миру, природоведению, биологии с целью нахождения способов выживания в природных условиях. Форма проведения нетрадиционная - игра-практикум.

Просмотр содержимого документа
«Игра-практикум "Школа-выживания в природных условиях"»

Игра-практикум «Школа выживания в природных условиях»


Цель: Закрепление и расширение знаний по окружающему миру, природоведению, биологии с целью нахождения способов выживания в природных условиях.

Задачи:

Расширять познавательный интерес; выработать потребность предвидеть собственное поведение в экстремальной ситуации.

• Развивать внимание, сообразительность, умение работать в коллективе.

• Воспитывать экологическую культуру, взаимовыручку.

Адресат: Обучающиеся с ОВЗ среднего и старшего звена.

Форма занятия: нетрадиционная – «Игра-практикум».

Оборудование: палатка, дрова, котелок, миска, кружка, пустая консервная банка, песок, камешки, древесные угли, набор карточек «Виды костра», корточки с изображением деревьев, трав, ягод, грибов, набор карточек «Цветная палитра», памятки «Что делать, если заблудился в лесу?», бинт.

Ход мероприятия:

I. Организационный момент.

Наше мероприятие посвящено Дню космонавтики. Летчики-космонавты проходят большую подготовительную работу, прежде чем отправиться в космос. Капсула с космонавтами по возвращении с космического корабля может приземлиться в различном месте нашей страны: в лесу, на море или еще где-либо. Сегодня вы, ребята, будете космонавтами, которые приземлились в лесу.

II. Конкурсная программа

1. Актуализация знаний обучающихся.

Педагог: Как вы считаете, что необходимо знать и уметь человеку, чтобы правильно действовать в природных условиях?

Ответы обучающихся:

- уметь ориентироваться на местности;

- сооружать временные жилища;

- добывать огонь и разводить костер;

- обеспечить себя водой и питанием.

Местонахождение, где приземлилась капсула с космонавтами, известны в центральном управлении космоса. За космонавтами приедут через 2-3 дня, поэтому с места передвигаться не надо, а выжить в диком лесу необходимо.

2. Конкурс «Сооружение временного жилья».

Задание команде: соберите палатку.

Педагоги объясняют и направляют, как нужно собрать данную палатку.

3. Конкурс «Развести огонь».

Обучающих знакомят с видами костров. Затем выдается карточка с определенным видом костра, по которому необходимо из дров собрать костер.

Виды костров.

ШАЛАШ. Короткие сухие дрова укладываются наклонно к центру, они частично опираются друг на друга. При такой конструкции дрова выгорают в основном сверху, и пламя получается высоким и жарким. Этот тип костра удобен, если нужно вскипятить воду или что-то приготовить в одном ведре или кастрюле. Если необходимо использовать несколько посудин, то лучше разведи колодец.

КОЛОДЕЦ. Два полена положи параллельно друг другу на некотором расстоянии, поперек них еще два. Такая конструкция обеспечивает хороший доступ воздуха к огню, и поленья будут гореть равномерно по всей длине. Этот костер хорош в сухую погоду.

ЗВЕЗДНЫЙ. Поленья уложи по радиусам от центра. Горение происходит преимущественно в центре, и по мере сгорания дров их следует подвигать к середине. Этот тип костра требует постоянного присмотра, иначе погаснет, поэтому он достаточно пожаробезопасен.

ОЧАГ. Костер разводится между двумя сухими бревнами, которые укладываются таким образом, чтобы на них можно было установить котел, сковороду или чайник.

ОХОТНИЧИЙ. Из трех бревен на подкладке горит 6-8 часов без особого ухода (требуется лишь периодически продвигать вперед и сближать горящие концы бревен) и очень удобен для небольших односторонних заслонов.

РЕШЕТКА. В основании костра такого типа кладутся два толстых сухих бревна, на которые несколькими рядами в виде плотной решетки укладываются дрова все меньшего и меньшего диаметра. «Решетка» может использоваться для приготовления пищи, обогрева людей, просушивания одежды, обуви и т. п. Такой костер можно разводить при наличии сухих и сырых дров. Прогорая, сухие дрова высушивают сырые, поэтому костер может гореть довольно долго.


4. Конкурс «Обеспечение себя питанием»

А. Питье.

Педагог:

Сколько может прожить человек без воды. Вода играет огромную роль в жизнедеятельности человека, и она необходима всегда. (Человеку в сутки требуется в среднем 1,5-2л., а в жарких районах - 4-6 л. и более.)

Педагог:

Можно ли использовать для питья воду из водоемов?

(Примерные ответы детей)

Только родниковую и воду из высокогорных чистых ручьев.

Остальную перед употреблением необходимо очистить и прокипятить.


Опыт: создать фильтр для очистки воды.

Обучающимся предлагается консервная банка, в дне которой пробито много дырок, горсть песка, камни, угли. Нужно из них собрать простейший прибор - фильтр для очистки воды. В банку сначала нужно положить песок, затем угли и сверху камешки.


Б. Лесное меню.

Детям предлагаются карточки с изображением деревьев, трав, ягод, грибов. Из них нужно выбрать необходимые карточки для приготовления пищи по меню.


Лесное меню.

Первое блюдо:

• Грибной суп.

Салат:

можно приготовить из:

• листьев одуванчика,

• медуницы.

Напиток:

• Чай из листьев земляники, малины, черники, клюквы, брусники, мяты.


Дети должны разложить карточки для первого блюда в котелок, для салата в миску, для напитка в кружку.

5. Конкурс «Оказание первой медицинской помощи».

Педагог: Ребята, один из вас поранился, когда собирали ветки и дрова для костра. Необходимо оказать первую медицинскую помощь. На рану можно наложить чистые листья подорожника. Найдите карточку с изображением подорожника и перевяжите руку и ногу товарища бинтом.

6. Отправка из леса.

Педагог:

Ребята, вы смогли прожить в лесу 2 дня. По рации сообщили, что за вами должна прилететь военная техника, чтобы забрать. Вам необходимо выполнить упражнение «Цветная палитра «Военная техника».

Задание: соотнесите карточку с изображением летной техники с карточкой, на которой изображены цвета этой карточки.

III. Заключение.

Ребята, вы прошли школу выживания в природных условиях. Овладеть наукой выживания в опасных и экстремальных условиях совершенно необходимо современному человеку. Эти знания помогут не только правильно оценить создавшуюся обстановку, но и сохранить здоровье и работоспособность, а значит и жизнь. На прощание мы вам дарим памятки «Что делать, если заблудился в лесу?».