СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра Профессии вокруг

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра Профессии вокруг предназначена ля учащихся 1-4 классов. Игра знакомит детей с миром профессий, предназначена для проведения во внеурочное время педагогами-организаторами, педагогами дополнительного образования, классными руководителями.

Просмотр содержимого документа
«Игра Профессии вокруг»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества имени Б.Т. Куропаткина»


Номинация «Лучшее профориентационное мероприятие»

Подноминация «Ранняя профориентация»





ИГРА «ПРОФЕССИИ ВОКРУГ»

методическая разработка профориентационного мероприятия

для учащихся начальных классов








Выполнила:

Матвеева Надежда Анатольевна,

педагог-организатор МБОУ ДО «ДДТ»















г. Полысаево, 2021 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………...................................... 3

Игра Профессии вокруг………………………………………………..……….........................5 Заключение………………………………………………………………...................................12

Список литературы………………………………………………………................................13

Приложение 1..…………………………………………………………………............................14

Приложение 2….……...……………………………………………………….………………………………15


























Введение

Актуальность исследования. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования направленного на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, предусматривающего принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России в современном, стремительно меняющемся и непредсказуемом мире важно и необходимо уделять огромное внимание выбору методик воспитания и обучения подрастающего поколения в начальном образовании.

Так как именно в младшем школьном возрасте закладываются основы мировоззрения, принятие ценностей, идеалов, ребята отличаются любознательностью, любопытством и огромным желанием познавать мир вокруг себя. То важной задачей педагога становится расширение кругозора учащихся с многообразием профессий, чтобы, будучи взрослым, они смогли определиться, сделать осознанный выбор. А так как в младшем школьном возрасте ребенок наиболее лучше усваивает материал в игровой форме, то методическая разработка моего профориентационного мероприятия будет написана в форме игры, где ребята активизируют свои знания в области литературы, познакомятся с средствами малых форм фольклора, наглядно познакомятся с орудием труда некоторых профессий.

Цель: создание условий для формирования у учащихся общеобразовательных организаций представления о многообразии профессий.

В соответствии с поставленной целью разработаны следующие задачи:

  1. Прививать у учащихся интерес к миру профессий.

  2. Способствовать развитию внимания, логического мышления, смекалки.

  3. Воспитывать уважительное отношение к труду, к представителям разных профессий.

Оборудование: компьютер, проектор, конверты с набором загадок, пословиц, картинок на тему «Орудия труда представителей разных профессий».

Форма проведения: игра.

Этапы мероприятия:

Организационный этап

– планирование мероприятия;

– подготовка оборудования, реквизита;

– написание сценария.

Основной этап

– проведение игры.

Заключительный этап

Рефлексия;

Домашнее задание.




















Ход мероприятия игры «Профессии вокруг»


Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Ежедневно, каждый из нас встречает людей различных профессий. Скажите пожалуйста, людей каких профессий мы можем наблюдать, встречать, двигаясь по пути в школу и обратно? (ответы детей)

Да, верно! Каждый день нас окружают люди совершенно разнообразных профессий! Каждая из которых интересна, полезна и необходима. Сегодня, я предлагаю вам отправиться в мир профессий в интеллектуальной игре «Профессии вокруг». Где вы сможете не только вспомнить знакомые вам профессии, но и познакомиться с новыми!

В игре принимают участие две команды. Каждая из команд должна придумать себе название и выбрать капитана команды. Правила игры: перед участниками на рабочих столах находятся карточки с заданиями. Наша игра включает в себя 5 туров. В каждом туре предложены задания, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. По итогу игры, команда набравшая большее количество баллов побеждает. Итак, мы начинаем.

1 тур «Загадки о профессиях».

Сейчас я буду зачитывать командам по очереди загадки, а команды должны посоветоваться и дать правильный командный ответ.

Есть профессий много разных,

Все по-своему прекрасны,

Все нужны и все полезны,

Ну, а вам они известны? (ответы детей)

  1. Мальчик гордо самолет

На веревочке везет.

Он готовится к полетам,

Значит, вырастет. (пилотом)

  1. У пилота Боря друг

Красит краской все вокруг.

На окне рисует дождик,

Значит, вырастет. (художник)

  1. Ему посылку в руки дали,

Вручить по адресу послали,

Чтобы доставил он пакет

Кто он, дай скорей ответ. (курьер)

  1. Встанет дядя на заре,

Снег расчистит во дворе.

Он весь мусор уберет

И песком посыплет лед. (дворник)

  1. Он «тесто» в кадке замесил.

Но цель его – не калачи.

Горшок цветочный смастерил,

Потом обжёг его в печи. (гончар)

  1. Этот врач не просто доктор,

Лечит людям он глаза,

Даже если видишь плохо,

Разглядишь ты всё в очках. (окулист)

Молодцы! Справились с заданием!

7. Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит... (строитель)

8. Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Мебель делает... (столяр)

9. Не художник он, но краской
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер –
Мастер он по стенам!(маляр)

10. Он из дерева творит,
Вырезает, мастерит. (плотник)

11. Ровно он кирпич кладет,
С нуля стену возведет. (каменщик)

12. На станке детали точит
Этот кадровый рабочий.
Без его умелых рук
Не собрать ни танк, ни плуг. (токарь)

Ведущий: Молодцы! Команды отлично справились! (Подведение итогов 1 тура).

Переходим ко 2 туру «Профессии в пословицах и поговорках» (Приложение 1).

Перед вами пословицы и поговорки и 4 картинки с изображением профессий. Ваша задача подобрать пословицу или поговорку к соответствующей ей, на ваш взгляд, картинке, необходимо использовать все пословицы. На выполнение задания вам даны 2 минуты. Команды, приступайте!

Пословицы: Топор одевает, топор обувает;

Плотник топором думает;

Не худое ремесло, кто умеет сделать и весло;

Клин плотнику товарищ. Принадлежат профессии плотник.

Пословицы: Кроить – не шить: после не распорешь;

Кто умет золотом шить, не пойдет молотом бить;

Не игла шьет, а руки. Принадлежат профессии портной, швея.

Пословицы Глину не мять — горшков не видать; Ребёнок — глина, мать — гончар; Не боги горшки обжигают. Принадлежат профессии гончар.

Пословицы: У кузнеца – что стукнул, то гривна;

У кузнеца рука легка: была бы шея крепка;

Не молот железо кует, а кузнец. Принадлежат профессии кузнец.

Ведущий: Время закончилось. (Подведение итогов 2 тура).

Наш следующий 3 тур «Узнай профессию по описанию», где командам необходимо по описанию деятельности отгадать профессию. Я зачитываю, вы совещаетесь и записываете ответ. И мы начинаем!

1. Эта профессия играет большую роль в жизни человека. Профессия очень сложная, интересная, самоотверженная и ответственная. Человек этой профессии определяет различные заболевания у людей, оказывает медицинскую помощь назначая лечение и защищая от болезней и эпидемий. (Врач)

2. Человек этой профессии одним из первых приезжает к месту событий. Он должен обладать многими умениями: внимательно слушать, быстро записывать информацию на диктофон, внимательно осмотреть место событий, не упустив деталей и провести опрос одного или нескольких людей, если в этом есть необходимость. Таким образом он добывает информацию правдивую и проверенную, которая рассказывает о произошедшем непосредственно с места событий. Зная заранее о мероприятиях, они приезжают получить информацию и своевременно передать ее в свою редакцию. (Репортер)

3. Человек этой профессии планирует рост будущего урожая, решает когда сеять культуры, собирать урожай, готовить поля для посевов, отбирает сильные зерна, ухаживает за землей, выращивает хлеб, тщательно следит за тем, чтобы процесс вспашки земли был правильным. Его задача: настроить сеялку на высев культуры, так как для каждой культуры настройки разные. (Агроном)

4. Человек этой профессии внимательно смотрит на мир сквозь призму объектива и снимает самые любопытные моменты, окружающее его, снимает портреты, интересные сценки из жизни животных. Профессия интересная и познавательная. Благодаря труду людей данной профессии мы знаем, как выглядели знаменитые писатели и учёные, какими были города, в которых мы сегодня живём, рассматриваем детские фотоснимки родителей. (Фотограф)

5. Эта профессия для сильных и смелых людей. Которые часто путешествуют по разным странам, совершают экспедиции в отдаленные уголки планеты, занимается поиском и изучением различных камней, полезных ископаемых, глубоко под землей ищут минералы: золото, алмазы, нефть, воду, соль. Благодаря научным приборам и разным машинам преодолевают сотни километров, взбираются на горные кручи с тяжёлыми рюкзаками за спиной. Используют специальные молотки – кирки, чтобы отбивать куски горной породы, благодаря карте и компасу отлично ориентируются на местности. Часто живут в палатках, готовят пищу на костре. Вот такая интересная и трудная работа. (Геолог)

6. Эта важная, удивительная, сложная, ответственная и увлекательная профессия требует отличные навыки общения с животными. Человек этой профессии диагностируют, контролируют заболевания, проводят различные медицинские процедуры, лечит больных и раненых животных, проводит вакцинацию против заболеваний и назначает медикаменты животным, страдающим от инфекций или болезней. (Ветеринар)

(Подведение итогов 3 тура).

Ведущий: Наш следующий 4 тур «Лишний предмет». Перед вами картинки различных предметов. Вам необходимо написать название профессии и исключить на картинке лишний предмет, не относящийся к орудиям труда определенной профессии. И мы начинаем!

4 тур «Лишний предмет» (Приложение 2) включает в себя:

Инструменты парикмахера: фен, расческа, бритва, лишнее пассатижи.

Инструменты токаря: ножовка, молоток, кусачки, лишнее венчик.

Утварь повара: терка, кастрюля, ложка для мороженого, лишнее пуанты.

Инструменты автомеханика: острогубцы, разводной ключ, монтировка, лишнее щипцы для ногтей на ногах. Ответы готовы! (Подведение итогов 4 тура).

Ведущий: И мы переходим к заключительному 5 туру под названием «Профессии в литературных произведениях». Уважаемые участники команд, вам необходимо вспомнить профессии героев литературных произведений, вариант ответа записать в бланке.

1. Какая профессия у Печкина – персонажа произведения Э. Успенского в мультфильме «Трое из Простоквашино»? (Почтальон).

2. Какая профессия была у старика из сказки А.С. Пушкина «о золотой рыбке»? (Рыбак).

3. Основы мастерства какой профессии освоили три поросёнка создавая свои домики? (Строитель).

4. Отважный герой какой профессии спас в сказке Шарля Перро Красную шапочку? (Охотник).

5. Какой популярной профессией нашего века были животные и главный герой из сказки братьев Гримм «Бременские …» – осёл, собака, кот и петух? (Музыканты).

6. Какими профессиями обладали две сестры-злодейки в сказке А.С. Пушкина «О царе Салтане» (Ткачиха, Повариха).

7. Какая престижная и сложная профессия была у главного героя в стихотворении С.В. Михалкова «Дядя Стёпа»? (Милиционер).

8. Какой профессии был главный герой сказки Корнея Чуковского, пришедший на помощь заболевшим животным Африки? (Доктор).

Ответы готовы! (Подведение итогов 5 тура). Награждение команд игры, вручение призов.

Рефлексия. Наша игра подошла к концу. Сегодня вы вспомнили множество профессий, которые нас окружают благодаря пословицам, поговоркам, загадкам, описанием важных основ профессий, а также вспомнили профессии наших любимых героев из литературных произведений.

А сейчас предлагаю вспомнить как много и каких профессий сегодня было представлено. Какие из профессий вам были знакомы, а какие вы увидели впервые? Возникли ли сложности в рассмотрении орудий труда профессий? Знали ли вы названия инструментов, представленных на картинках? И встречаются ли они нам в повседневной жизни? Встречались ли вам пословицы о профессиях и насколько часто профессии, представленные в пословицах встречаются сегодня? Как вы думаете, все ли профессии важны, или есть не очень важные и нужные, объясните свой ответ?

На самом деле, это не все профессии, которые существуют. Мир профессий очень разнообразен и сложен. Мы обязательно продолжим знакомится с ним на других внеурочных занятиях. Ведь каждая из профессий уникальна, она важна и необходима.

Для дальнейшего ознакомления с профессиями предлагаю выполнить домашнее задание, совместно с родителями: создать лепбук с описанием одной из профессий в вашей семье, инструменты или орудия труда этой профессии, одежда (форма) соответствующая профессии, стихотворения или загадки о профессии. Спасибо за участие! До новых встреч!
































Заключение

Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в начальных классах. Но изучив источники по профориентационной работе, можно с уверенностью сказать, что для учащихся старших классов мы можем встретить множество методических разработок с использованием различных профориентационных методов и приемов, то для младшего звена таких разработок явно недостаточно.

Настоящая методическая разработка профориентационного мероприятия игра «Профессии вокруг» направлена на оказание помощи в организации и проведении профориентационной деятельности во внеурочной работе. Методические разработка составлена с учетом возрастных особенностей учающихся начальных классов. В ходе игры используются различные методы и приемы, позволяющие учащимся начальных классов стать активными субъектами в процессе знакомства с миром профессий и труда.

Данная разработка предназначена для ответственных за профориентационную работу в общеобразовательных учреждениях, учителей начальных классов, педагогов-организаторов и педагогов дополнительного образования.















Список литературы


1. Инфоурок: официальный сайт. – Москва, 2021 – . URL: https://infourok.ru/klassniy-chas-detyam-o-professiyah-415722.html (дата обращения 05.03.2021).

2. К.О.Т. Центр детского и молодежного развития. – Москва, 2021 – . URL: https://tren-kot.ru/stati-po-detskoy-psihologii/professii-dlya-detey/ (дата обращения 05.03.2021).

3. МААМ. РУ: официальный сайт. – Москва, 2021 – . URL: https://www.maam.ru/detskijsad/besedy-o-profesijah-dlja-detei.html (дата обращения 05.03.2021).

4. Праздник – сам: официальный сайт. – Москва, 2021 – .

URL: https://www.prazdnik-sam.ru/zagadki/pro-professii.html (дата обращения 07.03.2021).

5. Про многое. О детях и для детей: официальный сайт. – Москва, 2019 – . URL: https://promany.ru/detyam-o-professiyakh (дата обращения 07.03.2021).

6. Студопедия: официальный сайт. – Москва, 2019 – . URL: https://studopedia.ru/cat/Pedagogika/

7. Хобобо: официальный сайт. – Москва, 2021 – . URL: https://www.hobobo.ru/poslovitsy-i-pogovorki/poslovitsy-i-pogovorki-o-professiyah/ (дата обращения 05.03.2021).
















Приложения

Приложение 1

2 тур «Профессии в пословицах и поговорках»


Топор одевает, топор обувает.

Не худое ремесло, кто умеет сделать и весло.

Клин плотнику товарищ. (Плотник)

Кроить – не шить: после не распорешь.

Кто умет золотом шить, не пойдет молотом бить.

Не игла шьет, а руки. (Портной, швея)

Глину не мять — горшков не видать;

Ребёнок — глина, мать — гончар;

Не боги горшки обжигают. (Гончар)

У кузнеца – что стукнул, то гривна.

У кузнеца рука легка: была бы шея крепка.

Не молот железо кует, а кузнец. (Кузнец)


Приложение 2

4 тур «Лишний предмет»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!