Игра- путешествие для начальной школы «Зимующие птицы»
Цели:
1.Развивать у учащихся интерес к урокам “Окружающего мира”; повысить образовательный уровень; осуществлять экологическое воспитания.
2.Формировать способность восприятия учащимися целостной картины мира, бережного отношения к природе.
3.Создать условия для развития и реализации познавательных и творческих способностей учащихся к изучению природы.
4.Развивать умение работать самостоятельно, представлять результат индивидуальной деятельности.
Задачи:
- формирование понимания у учащихся важности подкармливания птиц в зимний период.
- совершенствовать умения узнавать зимующих птиц по их устному описанию;
- уточнить знания о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц;
- воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: презентация «Зимующие птицы», иллюстративный материал ( рисунки птиц, плакаты о зимующих птицах); раздаточный материал (карандаши, фломастеры, коробки из под сока, пластиковые бутылки), готовые кормушки для демонстрации, проектор, ноутбук.
Ход мероприятия
I. Организационный момент
Сегодня на мероприятии мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. К зимующим птицам относятся пернатые, которые или живут в данной местности круглый год, или прилетают из других более холодных областей.
В летний период птицы, как правило, активно размножаются и выкармливают потомство. Это связано с благоприятными условиями жизни и наличием достаточного количества пищи.
Наступает зима, зимующие птицы, испытывают трудности: насекомых трудно найти, а оставшиеся семена и ягоды на растениях быстро заканчиваются. Все эти факторы могут привести к гибели птиц. Многие птахи перебираются поближе к жилищу человека. Они нуждаются в нашей заботе и помощи.
В зимнее время если птица не получит днём достаточно корма, то она может погибнуть ночью от холода, так как не сможет согреться. Именно поэтому днём птицы активно ищут корм.
1. Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:
Небо светло-голубое, солнце светит золотое,
2. Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, горы, воздух и листва,
3. Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса,
Человек и время года – это всё вокруг природа!
4. Все-все, на свете друг другу нужны
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
5. Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
6. Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед, и кто делает яд.
7. Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
8. А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
9. Все-все на свете друг другу нужны
И это вы, дети, запомнить должны.
Так давайте сбережем
Наш земной природный дом!
1.Станция «Отгадай и найди».
1.А сейчас проверим, знаете ли вы зимующих птиц. О какой птице говорится в загадке? Участники отгадывают загадки. По желанию рисуют или раскрашивают (птиц) отгадку на листе бумаги.
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Подымает стрекот-крик.(Сорока)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона. Кто она? …(Ворона)
Чёрный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…(Снегири)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)
Кто там прыгает, шумит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! – Клё! – Клё! – поёт со свистом. (клёст)
Ну а кто скажите нам
Ловко лазит по стволам:
Вверх и вниз и тут и там?
Кто мелькает целый день?
Это птица… (Поползень)
Настоящий акробат –
Чистит все стволы подряд.
Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу. (Поползень)
Не страшны ему метели,
Гнезда вьет зимой на ели,
Крик его отрывист, прост,
Кривоносый красный … (клест)
Удивительная птичка – клюв крестом,
Называется (клестом.)
Клювом шишки расщепляет,
Кормит досыта птенцов.
А гнездо – пуховый домик,
И зимою в нем тепло.
Только б были шишки-
Вырастут малышки.
И зимой найдет приют
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут!
(снегирь).
В теплый край не улетают,
На морозе распевают.
Эти птички-невелички
Называются (синички).
Синица съедает корма в день столько, сколько (весит сама)..
Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик!
Не робей! Я бывалый… (воробей)
Если воробьи нахохлились, притихли — будет снег.
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая (Сорока.)
Вот птичка, так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Ни лебедь, ни утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка
Выводит птенцов
Только лютой зимой (Клест.)
Клёст выводит своих птенцов — в январские морозы.
Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло (Сова)
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова)
Очень красивый лесной петушок:
Красные брови, как гребешок.
Хвостик косицами, чёрные перья.
Любит весною танцы, веселье.
Песни поёт. Говорят, что токует.
Знаешь ли ты птицу такую? (Тетерев)
2.Станция «Путаница».
Мне нужна ваша помощь. Буквы в словах перемешались. Вам необходимо поставить их на свои места, в результате у вас получиться название зимующей птицы. Участникам предлагаются наборы букв из них нужно составить слово-название зимующей птицы. За каждый правильный ответ по 1 баллу
НИЦАСИ - СИНИЦА
БЕЙРОВО - ВОРОБЕЙ
КАРОСО - СОРОКА
ЛУБЬГО - ГОЛУБЬ
НАВОРО - ВОРОНА
ЗЕНЬПОЛПО - ПОПОЛЗЕНЬ
ТСЁЛК - КЛЁСТ
ЛЕТЯД - ДЯТЕЛ
ВАСО - СОВА
3.Станция «Эрудит».
Ребята на станции «Эрудит» мы будем разгадывать ребусы, у вас должны получиться названия зимующих птиц. Каждому ученику дается ребус. Дети разгадывают их, за один разгаданный ребус -1балл.
4.Станция «Верю - не верю»
Ребята, всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? Предлагаю поиграть в игру «Верю – не верю» и выяснить это. Если утверждение правильное, то вы отвечаете: «Верю», а если утверждение неправильное, то отвечаете: «Не верю».
- У птиц тело покрыто шерстью.
- Тело покрыто перьями.
- Есть клюв.
- Птицы летают.
- Клесты выводят птенцов зимой.
- У синицы жёлтое брюшко.
- У воробья большой сильный клюв.
- У сороки короткий хвост.
- Для птиц самое страшное зимой – это голод.
- Клесты любят семена шишек.
- Синицы любят сало.
- Ворона-это маленькая птица.
5.Задачи на смекалку»
➢ «Две вороны»
На дереве сидели две вороны и смотрели в разные стороны.
— У тебя, — говорит первая ворона, — крылья в грязи.
— А у тебя, — отвечает вторая, — лапки в земле.
Как такое может быть? Вороны ведь смотрят в разные стороны. (Вороны смотрели друг на друга)
➢ «Сколько глухарей?»
На току гуляли пять глухарей. Одним выстрелом охотник убил двух глухарей. Сколько глухарей осталось? (Осталось два глухаря, остальные — улетели)
➢ «Вареные яйца»
Одно яйцо варится 5 минут. Сколько будут вариться 3 таких яйца? (5 минут)
6.«Столовая»
Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)
Чем любит лакомиться зимой клёст? (семенами ели, сосны)
Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)
Назовите корма для зимней подкормки птиц. (Семена подсолнуха, конопли, арбуза, дыни, тыквы, лебеды, крапивы, репейника, конского щавеля, ягоды рябины, бузины, клюквы, хлебные крошки, сырое сало и мясо).
Какая птица зимой питается личинками насекомых? (Дятел, б. синица)
Какая птица за сутки съедает столько корма, сколько весит сама? (б. Синица)
7.«Зимнее лакомство»
Командам необходимо расположить корм соответствующий птицам. За каждый правильно подобранный корм – 1 жетон. Максимальное количество жетонов 5.
Синица – сало, семена подсолнечника.
Воробей – крупа , хлеб, зерно, семечки, ягоды рябины.
Снегирь – ягоды рябины, семена еловых шишек, семечки арбуза, семечки тыквы.
Клёст – кедровые орешки, семена шишек.
Голубь – пшено.
8.«Собери пословицу»
Игрокам раздают карточки, разделенные на две половинки: на одной написано начало одной пословицы, а на другой конец другой пословицы.
Пословицы:
Всякая птица свое гнездо любит.
На чужой стороне и орел — ворона.
Глух как тетерев.
Видом сокол, а голосом ворона.
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
Синичка невеличка, а птичка.
Дятел и дуб продалбливает.
9. «Тест»
Поразмыслим не спеша, один вопрос – три ответа. Найдите правильный!
Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
Примечание: когда проверяются ответы, то учитель сопровождает их небольшим рассказом.
Вопросы:
1.Для чего дятел барабанит?
- клюв чистит;
- кому-то что-то сообщает;
- музыкой увлекается.
(Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно барабанит. Рано весной с вершин сухих деревьев раздается раскатистая барабанная дробь. Это пестрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит и для самки: «Пожалуйста, прилетай, здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов».)
2.Почему у дятла голова от стука не болит и мозг не повреждается?
- дятел имеет крохотный мозг;
- голова на амортизаторах;
- череп сверхкрепкий.
(Вы видели здоровенные дыры на деревьях? Это дятлы добывают себе пропитание. А громкий стук клюва о дерево слышали? И как это у него голова не болит от него? Сильно пальцем по дереву стукнуть – и то больно. А дятлу и не больно, и мозг у него в полном порядке. Потому что у птицы этой между клювом и черепом и между черепом и шейными позвонками амортизаторы стоят – пружинистая хрящевая ткань.)
3.Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клест.)
4. Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит – машут ее белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится. (Сорока.)
Эта птичка обитает преимущественно в лесах. Зимой часто встречается у жилья. Полезна уничтожением насекомых в садах и лесах. Оперение густое, пушистое, жёлтая грудка. (Синица.)
9. Певчая птица. Весной и летом оперение взрослых чёрное, с ярким металлическим блеском. Осенью, после линьки, оно покрыто белыми крапинами – это светлые концы контурных перьев, которые к весне стираются, и крапины исчезают. Молодые чёрно-бурой окраски с более светлым горлом. Клюв жёлтый, острый и довольно длинный. Заметный для человека, прилёт этих птиц означает, особенно для жителей городов, наступление весны. (Скворец.)
Величиной со скворца, нарядная птица. Оперение розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу чёрные, лоб красноватый. Крылья чёрные с широкими белыми и узкими жёлтыми полосками; на голове большой хохол; на конце хвоста поперечная жёлтая полоса. Распространена на севере лесной зоны от Кольского полуострова до Камчатки. Песня – нежное "свирири-свирири". (Свиристель).
10.Найди птицу
11.Кроссворд
– А теперь решим кроссворд «Зимующие птицы».
Вопросы к кроссворду:
1. Какая птица ползает по дереву вниз головой? (Поползень.)
2. Какую птицу можно назвать «лесным доктором»? (Дятел.)
3. В названии какой птицы спряталось «снежное» слово? (Снегирь.)
4. Какая птица – охотница до свежего несоленого сала? (Синица.)
5. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)
12.Подведение итогов.