СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-путешествие "По следам северного оленя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра для детей 8-11 лет. Это путешествие привлекает внимание и интерес обучающихся к истории Енисейской губернии. Знакомит детей с историей, традициями и культурой родного народа.

Просмотр содержимого документа
«Игра-путешествие "По следам северного оленя"»

К 200-летию образования Енисейской губернии (2021-2022 гг.)


Авторы работы:

Григорович С.А. личный сайт: https://multiurok.ru/sveta-5/files?act=addfile

https://infourok.ru/user/grigorovichsuhanova-svetlana-aleksandrovna?owner=guest

Лабзина Л.В. личный сайт: https://multiurok.ru/id30679505/activity/

https://infourok.ru/user/labzina-lyubov-vladimirovna

Семайкина Е.А. личный сайт: https://proshkolu.ru/user/lapter/

Авторская разработка представлена на личных сайтах учителей: Григорович С.А., Семайкинай Е.А., Лабзиной Л.В.


Тематическое направление: приобщение к культурному наследию.


ТЕМА: По следам северного оленя.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия: игра-путешествие рассчитана на детей 8 – 11 лет/ обучающихся 2 - 4-ых классов.


Роль и место воспитательного мероприятия: игра проводится в честь празднования «Дня образования Енисейской губернии».


Цели и задачи культурно-краеведческого проекта:

- привлечение внимания и интереса обучающихся к истории Енисейской губернии;

- воспитание у детей патриотизма через изучение истории, традиций и культуры родного края;

-  популяризация и продвижение краеведческой литературы;

- включение обучающихся в новые формы содержательного досуга, развитие познавательной активности и творческих способностей;

-  формирование условий для приобщения обучающихся к культурному наследию народов, проживающих на территории Енисейской губернии.


Планируемые результаты воспитательного мероприятия:

Регулятивные УУД:

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

Коммуникативные УУД:

-лидерство и согласование действий с командой;

- построение речевых высказываний, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов:

Словесные методы: беседа, объяснение, рассказ;

Наглядные методы: демонстрация, иллюстрация, наблюдение;

Практические методы: творческая работа, инсценирование.

При проведении мероприятия использованы различные формы индивидуальной и групповой работы.








Ход мероприятия:

1.Организационный момент

 Здравствуйте, дорогие ребята! У нас есть волшебная карта-маршрут одной замечательной земли. Кто отправится по ней путешествовать, тот попадет в удивительный мир, обогатится знаниями об истории родного края, узнает о достопримечательностях и особенностях природы, о жизни своих предков

ВЕДУЩИЙ 1. Енисейская губерния образовалась в результате административной реформы по проекту Сперанского. Указом Александра I «О разделении Сибири на два генерал-губернаторства» от 26 января (7 февраля) 1822 года Сибирское генерал-губернаторство было разделено на Восточное и Западное. Образование Енисейской губернии – удивительная история развития могучего, но до сих пор неизведанного сибирского края.

ВЕДУЩИЙ 2. Зарождение первых сибирских городов, продвижение вглубь обширной территории, исследование почв, «приручение» дремучих лесов и великих рек – всё это проходит непрерывной вереницей в Енисейской губернии сквозь столетия. «Двухвековой юбилей Енисейской губернии особая дата– это дань исторической памяти»


Выразительное чтение детьми стихотворения Натальи Анишиной

ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБЕРНИЯ
1) Я землёю горжусь этой древнею,
много тайн неразгаданных в ней!
Названа Енисейской губернией
в королевстве твоём, Енисей!

2) Тропы здесь до сих пор не проложены
в заповедных сибирских местах
и богатства несметные сложены
в заколдованных кем-то горах.

3) Далеко, за Российскими землями,
слава добрая пелась о ней.
Всех дивил красотой несравненною
полноводный гордец Енисей.

4) И талантами непревзойдёнными
прославлялась во все времена.
Ты слывёшь родниками народными,
самородками всюду полна!

5) Там, за далями, синими далями,
где течёт голубой Енисей,
наши деды Россию прославили
Енисейской землёю своей!


Учитель: Сегодня вы отправляетесь в путешествие «По следам северного оленя». Вам предстоит побывать в самых далеких уголках Енисейской губернии, продолжить знакомство с ее историей, бытом местных жителей, с их творчеством и любовью к родной земле.

Для того, чтобы отправиться в путешествие, необходимо получить маршрутные листы.

Путешествие обучающихся по станциям:

-Краеведческая;

-Литературная;

-Экологическая;

-Чайная;

-Творческая.

.          Итак, маршрутные листы вручены, находчивость и решительность в умах, всё в ваших руках! Давайте же скорее узнаем все секреты, к которым ведут следы северного оленя.

Условия работы с маршрутной картой: нужно выполнять задания по очередности, соблюдать временной режим и помогать друг другу.

На каждой станции вы проведете 10 минут и обязательно узнаете что-то новое для себя.

В добрый путь!


2. Ход игры-путешествия

Обучающиеся переходят по маршрутным листам по станциям.

1.Станция «Краеведческая»

Добрый день, вот вы прибыли на нашу станцию. Я предлагаю вам совершить небольшую историческую экскурсию.

Показ презентации.

1) Красноярский край – второй по площади регион России (после Республики Саха Якутия). Наш край занимает на карте Российской Федерации уникальное географическое положение – с севера на юг простирается его территория, площадь которой больше площади таких вместе взятых европейских стран как Германия, Испания, Италия, и тд.

2) Раньше Красноярский край именовался Енисейской губернией.

3) Территория Енисейской губернии при её образовании, была очень близка к границам современного Красноярского края и Республики Хакассия с востока на запад, от Северного Ледовитого океана до Тувинских степей с севера на юг.

4) Образована Енисейская губерния по инициативе Сибирского генерал-губернатора Михаила Михайловича Сперанского, великого политического деятеля – реформатора. В 1819 году он получил назначение в Сибирь и провел ревизию (проверку) по многочисленным жалобам.

5)В августе 1819г. М.М.Сперанский был в Красноярске, восхищался прекрасным видом с горы, разбирал многочисленные жалобы на притеснение властей, и отметил, что “при внешней чистоте города, беспорядок и притеснения в делах внутренних”. Через год, во время повторной проверки, он записал: “От Канска до Красноярска деревни бедны и грязны; обыватели большею честью народ пьяный и ленивый”. Сперанский огорчился, что территории, нуждающиеся в пособиях, должны были истощаться для подкрепления других губерний и Якутии.

6)Енисейская губерния образовывалась из уездов, отделяемых от Томской и Иркутской губерний. Губернскому её управлению надлежало быть в Красноярске. Енисейская губерния по размеру уступала только Якутской области, Московскую губернию она превосходила в 77 раз! Население губернии насчитывало тогда около 190 тыс.чел. Губернатор обязан был не допустить в губернии голода, приютить ссыльных, создать условия для развития в губернии золотопромышленности, обязан бороться с кражами и порчей государственного имущества, связывать далекую провинцию со столицей.

7)Новая губерния “открыта” 12 декабря 1822 года. Прибыл губернатор, Красноярск теперь уже не уездный, а губернский центр.

8)Первым губернатором огромной, малозаселенной Енисейской губернии был назначен Александр Петрович Степанов, человек образованный, добрый, правдивый, начинавший свою карьеру в качестве прапорщика у Великого Суворова.

9) В Красноярск Степанов прибыл 23 марта 1823г. и в приветственной речи заявил о готовности посвятить всю свою жизнь губернии.

10) С приездом Степанова в Красноярск жизнь города, можно сказать, забурлила. Молодой губернатор часто обращается за помощью к М.М. Сперанскому. Вместе они обсуждают кандидатуры на ключевые посты в губернской администрации.

11) Степанов понимал, что в первую очередь Красноярску нужны больницы, дома для бедных и убогих. И всю свою энергию, ум, хватку он направляет на решение этих задач.

12) Во время губернаторства Степанова в Красноярске появились: аптека, больница, городской сад, типография, библиотека, шесть работных домов для ссыльных.

13)Степанов хорошо узнал губернию, ее чиновников, крестьян, мастеровых. За девять лет своего правления не было участка, где бы ни побывал этот любознательный, впечатлительный человек. В некоторых местах он бывал несколько раз. Наиболее покладистым, степенным казался Минусинск, где до 30-х годов прошлого века не проживало ни одного купца. Город был настолько маленьким, что за три часа Степанов мог каждому минусинцу пожать руку, зайти на чай в каждый дом. При Степанове красноярцы исправляли тротуары возле своих домов, красили и ремонтировали заборы.

14)Украшением города был городской сад, который с каждым днем становился уютнее и красивее. Этот зеленый массив, подаренный Красноярску самой природой, приводил в восхищение многих путешественников. Губернатору удалось открыть в городе еще типографию и библиотеку. Много хлопот населению губернии доставляла уголовная ссылка. При Степанове в губернии проживало около 25 тысяч ссыльных. Степанов восхищался мастерством ссыльных. Он старался, чтобы в губернии более широкое развитие получили различные ремесла. Среди них были плотники и столяры, каменщики и маляры, кузнецы и слесари, медники и серебряники, кожевники и шорники, каменщики и чернорабочие. Здесь изготовляли прекрасную мебель, легкие и красивые экипажи, которые было гораздо выгоднее делать в Красноярске, чем привозить из-за Урала.Степанов строил поселения для ссыльных, завел хлебные магазины, открывал школы, выступал против обременения крестьян податями, преследовал ростовщичество (сбор денег в долг), злоупотребления чиновников.

15)Жили на нашей земле купцы, казаки, мещане, но большинство жителей были крестьянами. В поте лица добывали они свой хлеб, трудились и летом, и зимой. Всё необходимое для жизни и хозяйства они делали своими руками. Манера разговорной речи тоже значительно отличалась от современной. Вот некоторые слова и их значения

Лывы – лужи

Волости – часть (кусок земли)

Спужать – спугивать

Крестьянин называет здесь крестьянина по имени и отчеству. К купцу обращаются «ваше почтение», к чиновнику – «ваше высокоблагородие».

16) Жители селений обеспечивали перевозку товаров между губерниями. Основными населенными пунктами на тракте были станции, расположенные в глухих местах. На каждой станции всегда наготове были повозки, лошади для смены, постоялые дворы, обогревные избы. В домах, постоялых дворах, обогревных избах круглыми сутками кипели самовары: любой путник мог найти приют и обогреться, был накормлен.

17) 26 апреля 1831 года Степанов отстранен от должности енисейского гражданского губернатора, о чем многие красноярцы откровенно жалели. После отставки Степанов решает остаться в Красноярске, а в апреле 1832 года решается покинуть Красноярск. Оставляя Красноярск, Александр Петрович прощался со всеми и плакал, говоря: “Я Сибирь до своей смерти не забуду”

18) Красноярский край знаменит не только великой историей, но и известными на весь мир людьми: Писатель – Виктор Петрович Астафьев. Художник – Василий Иванович Суриков. Оперный певец – Дмитрий Хворостовский.

3. Рефлексия игры-путешествия

Подошла к концу наша экскурсия. А теперь мне хочется узнать, что вы запомнили сегодня. Предлагаю в группах выполнить небольшой тест, который поможет проверить на сколько вы были внимательны.




4. Тест.

Работу выполнял ________________________ Класс______

Пометьте галочкой тот ответ, который вы считаете верным.

1. Какого числа была утверждена Енисейская губерния?

 12 января   12 декабря  26 декабря  26 января

2.  Из земель чьих губерний была основана Енисейская губерния?

  • из Тобольской и Томской

  • из Томской и Омской

  • из Томской и Иркутской

  • из Иркутской и Тобольской

3. Что такое “обогревные” избы?

  • Избы, в которых отогревались усталые путники Сибирского тракта

  • Избы, где отдыхали только высокопоставленные чиновники

  • Избы, в которых отогревали замерзших лошадей Сибирского тракта

  • Избы, в которых изготавливали дрова для обогрева путников 

4. Сибирские приметы гласят: “Морозы в Сибири приходят трижды”,  “Если осенью лывы замерзают чистым темным зеркалом, то зима мягкая будет”. А что такое лывы?

_______________________________________________





















2.Станция «Литературная»

Знакомство детей со сказками народов, проживающих в Енисейской губернии.

Инсценировавание сказки:

«Самый быстроногий»

(Эвенкийская сказка)

Поспорили однажды звери — кто быстрей всех бегает. Волк говорит:

— Я всех быстрее! Как побегу — только кустарник в глазах мелькает да ветер в ушах свистит!

Медведь говорит:

— Нет, однако, я самый быстрый! Как побегу — деревья трещат, сучья в разные стороны разлетаются!

Лиса послушала их и говорит:

— Наверное, я всех вас быстрей бегаю. Как побегу — только лапы мелькают. Даже лап своих не вижу.

Посмотрел на них заяц.

— Что вы спорите! — говорит. — Быстрей всех я! Как побегу — ничего не вижу, ничего не слышу! Вот как быстро!

Долго спорили они. Наконец решили бежать наперегонки. Выстроились в один ряд и побежали до дальней сопки. Добежал до той сопочки заяц, повернул — обратно помчался.

Вернулся быстро, сел и товарищей своих ждет.

Волк только к вечеру вернулся. Лиса ночью прибежала. Медведь лишь к утру приплелся.

Вот собрались они вместе, решили: "Заяц самый быстрый из нас". И домой пошли.

Стал заяц от радости кувыркаться. Кувыркается и поет:

— Вот я самый быстроногий! Вот какой быстроногий!

 Увидала его мышь, позавидовала. Подошла к зайцу, поздоровалась. Говорит:

— А ведь неправильно тебя самым быстроногим назвали!

— Как — неправильно! — обиделся заяц. — Мы наперегонки бегали, я раньше всех вернулся. Я всех победил!

— Напрасно вы меня не подождали.

— Ну, давай поспорим, — говорит заяц. — Давай побежим!

— А ты как бегаешь? — спрашивает мышь.

— Быстро бегаю, — говорит заяц. — Как побегу — ничего не вижу, ничего не слышу! Вот как быстро!

Вот побежали они взапуски. Мышь отбежала немного, под кочку присела, схоронилась. Сразу из виду исчезла.

А заяц летит — ничего не видит, ничего не слышит. Торопится. До сопочки добежал, обратно повернул. Бежит что есть силы… Подбегает заяц к месту, а мышь на пригорочке сидит, лапками обмахивается.

— Очень жарко, — говорит, — в такой день наперегонки бегать.

Удивился заяц: неужели мышь его обогнала?

— Давай еще раз побежим, — говорит он мышке. Вот опять побежали они. Мышь — под кочку, заяц — до сопки.

Три раза бегали они. Заяц — до сопки и обратно, а мышь — до первой кочки.

Прибегает заяц — умаялся,. рот разинул, глаза вытаращил. Едва дышит от усталости. А мышь опять на пригорке сидит. Смеется над зайцем, хохочет, лапками на него показывает.

— Вот так победитель! — кричит. — Мышь обогнать не может!

Долго смеялась мышь над зайцем. Потом говорит:

— Пойду зверям расскажу, как я тебя обогнала. Вместе посмеемся…

Стыдно стало зайцу. Прижал он уши и спрятался в траву.

Убежала мышь прочь.

А заяц с тех пор всегда уши прижимает к спине, как только услышит шум или шорох: думает, звери над ним смеяться идут.


Вернувшись в свои классы, вы сможете поставить спектакли по другим сказкам, тексты которых мы вам дарим.

2 класс

«Добрая река - Енисей».
Жили – были в деревне Красноярского края дед, бабка и внучок Егорка.
Жили они на берегу реки Енисей.
Однажды, внучок Егорка попросил бабушку пожарить рыбу. Бабушка сказала ему:
«- Внучок, а рыбы – то у нас нет! Возьми надувную лодку и вместе с дедом плывите по Енисею и так вы наловите рыбы».
Дед и Егорка взяли лодку, удочки и поплыли на середину реки. Доплыли, достали свои удочки, а про червяков – забыли. Дед говорит Егорке:
«- Не переживай, мы сейчас доплывём до берега и накопаем червяков».
Так они и сделали.
В этот день дедушка с Егоркой наловили много рыбы: хариуса, ельца.
Вечером бабушка приготовила целую сковороду жареной рыбы.
Все были сыты и счастливы!
После ужина они пошли к Енисею поклонились и сказали «СПАСИБО»!


3 класс

«Семь братьев-мышей»

(Тувинская сказка)

Давным-давно жили на земле семь братьев-мышей. У них была своя юрта величиной с ладонь.

Однажды утром проснулись они и увидели, что за ночь снегу навалило — стены скрыло! Сделали братья деревянные лопаты и начали разгребать снег. Целый день трудились, очень проголодались.

И вдруг на том месте, где только что отгребли снег, все увидели кусочек масла. Он лежал прямо перед носом Самого Младшего Брата. Не успели все и рта раскрыть, как он съел это масло.

Самый Старший Брат закричал:

— Что ты наделал?! Всё съел сам! Вот я тебя сейчас!

И на глазах у перепуганных братьев-мышей он прыгнул и проглотил Самого Младшего Брата прямо с хвостиком. Тогда пять братьев накинулись на него, связали и поволокли на суд к хану. Долго шли, очень устали, пока добрались до хана. Связанного брата оставили у дверей, а сами вошли в юрту.

Хан величественно восседал на троне. Он с усмешкой посмотрел на взмокших, запыхавшихся мышей.

— Откуда вы пришли? — спросил хан.

— Мы пришли из-за семи рек, из-за семи перевалов, — ответили мыши.

— Это и видно, вон как язычки-то высунули! — заметил хан.

— Нас было семеро, — сказали мыши.

— Ого, как много! — засмеялся хан.

— У нас была своя юрта величиной с вашу ладонь, — сказали мыши.

— Большая юрта! — усмехнулся хан.

— Когда мы разгребали снег, наш Самый Младший Брат нашёл кусочек масла и съел. И тогда Самый Старший Брат проглотил его прямо с хвостиком!

— О, какой он страшный! Где же он? — спросил хан.

— Мы его связали и приволокли к вам на суд. Он лежит за дверьми. Он очень большой. Когда мы его нашли, он был совсем маленький, мы взяли его к себе и стали звать наш Самый Младший Брат, но он рос быстрее всех, и скоро мы стали его звать наш Самый Старший Брат. Он стал спать уже не в юрте, а снаружи.

— Втащите его сюда, — приказал хан. Братья-мыши втащили связанного Самого Старшего Брата.

— Ха-ха-ха! — хохотал хан. — Да ведь это — кот! — И он стал развязывать травинки, которыми были спутаны лапы кота.

— Хан, как вы его накажете? — спросили мыши.

— А вот как: развяжу и отпущу. Он хорошо сделал, что съел мышь! И пусть он всех вас сожрёт! — крикнул хан.

Испугались братья-мыши и разбежались кто куда.

А хан их Самого Старшего Брата сделал своим котом.

С тех пор кот не дружит с мышами. Он помнит, как они волокли его, связанного, через семь рек, через семь перевалов на суд к хану.

А мыши обиделись на хана, что он оправдал кота-преступника, и начали таскать у хана зерно, лепёшки, сало, масло.

Вот с тех пор и стали мыши врагами людей, а кошки — врагами мышей.


3.Станция «Экологическая»

Здравствуйте, дети и взрослые! Добро пожаловать на нашу станцию, куда привели вас следы северного оленя. Он оставил для вас загадки, попробуйте отгадать их.

Послушайте первую загадку:

1.Не слыша волны океанской,

Морского простора не зная,

В далекой степи африканской

Резвится тельняшка морская. (Зебра.)

-Кто это?

2.За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя,

Промелькнуло, пробежало –

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса.)

-А это кто?

Отгадайте третью загадку:

3.Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке

Потому, что до темна

В норке прячется она. (Мышь.)

-О ком идёт речь в этих загадках? Кто догадался, почему наша станция называется экологическая?

На протяжении многих лет животные разных видов подвергаются жестокому обращению со стороны людей. На животных охотятся из-за их мяса, красивого меха, а порой и ради забавы. Люди часто разоряют птичьи гнезда, губят детенышей, вырубают леса. Все это приводит к гибели, а порой и исчезновению многих видов животных. Но к счастью есть неравнодушные люди, которые придумали, как защитить животных.

А вы знаете, как они это сделали?

Правильно, создали Красную книгу, в которую занесли редкие и исчезающие виды животных. Теперь они находятся под защитой человека.

Сегодня мы поговорим о животных, которые вошли именно в Красную книгу Енисейской губернии.

Кто узнал это животное?

Красный волк:

Красный волк - очень необычный зверь. Внешне он похож и на серого волка, на лисицу и на шакала одновременно. Он имеет яркую рыжую шерстку, которая становится особо красивой и пушистой в зимнее время года, длинный хвост с темным кончиком и заостренную мордочку. Ушки у него круглые и имеют светлые кисточки. Интересно, что летом шерсть у красных волков может поблекнуть, стать желтой или даже серой.

В данный момент красные волки занесены в Красную Книгу, как исчезающий вид. Ученые предполагают, что их становится все меньше из-за конкуренции со своими сородичами - серыми волками. Серые волки крупнее и сильнее красных, что дает им преимущество в борьбе за еду.

А кого вы видите на этой фотографии?

Снежный баран:

Снежный баран- сильно отличается от других особей рода баранов. По своей внешности он ближе к горному козлу. Согласно классификации, вид относится к отряду парнокопытных.

Цветовая гамма варьируется в зависимости от вида снежного барана.

Крупные копыта дают возможность проходить по льду и снегу.

А кто знает эту зверушку? Это степная мышовка.

Степные мышовки- симпатичные мелкие грызуны, похожие на мышей, но с очень длинным (значительно длиннее тела) и тонким цепким хвостом, покрытым короткими редкими волосками. Несмотря на внешнее сходство с мышами, по строению они ближе к тушканчикам. Этот миролюбивый зверёк легко приручается и даже в диком состоянии порой идёт к человеку в руки. В природе к зверькам можно подойти довольно близко, если не делать резких движений.

Численность в настоящее время очень низкая, что может быть обусловлено обитанием вида на границе ареала. Но вероятно, в ближайшие годы может увеличиваться в связи с уменьшением площади сельскохозяйственных земель и восстановлением степей.

Посмотрите на это красивое животное. Это марал.

Марал- обладатель ветвистых рогов, млекопитающее относится к отряду парнокопытных, семейству оленевых. Крупное, мощное, выносливое животное имеет высоту плеч до 155 см, масса тела достигает 300-350 кг и выше.

Летом окраска особей обоих полов почти не отличается – однотонно-коричневая. Зимой быки становятся серовато-коричневыми, с желтизной по бокам, темнее на животе, шее и плечах. Самки равномерно серо-коричневые. Большое «зеркало» (светлый круг шерсти с черной окантовкой на заду вокруг хвоста) простирается до крупа и различается по цвету, бывает и тускло-ржавым, и бежевым.

Вы думаете это кошка? Нет, это манул.

Манул – очень похож на домашнюю кошку – довольно большую и очень пушистую. Но внешний вид манула не должен вводить в заблуждение, ведь на самом деле он – дикое, хищное и не слишком дружелюбное животное. Другое название манула – «палласов кот». Это наименование манул получил в честь человека, который открыл его – натуралиста Петера Палласа.

От домашней кошки манул отличается густой шерстью и более коренастым телосложением. Приручить манула как домашнюю кошку также не получится. Это животное слишком независимо и не терпит ограничений и, уж тем более, попыток потискать его.

Манул живет и охотится в степи или горах, предпочитая выходить из укрытия лишь в темное время суток. В местах обитания манула, как правило, холодная и снежная зима, от которой манула спасает толстая шуба.

Манул не отличается особой ловкостью, скоростью или прыгучестью, как другие кошачьи. В случае опасности он предпочитает спрятаться, чем спасаться бегством.

Посмотрите на эту фотографию. Кто на ней изображен?

Косуля сибирская:

Люди называют это животное дикой козой. На самом деле это не так, ведь косуля к козам не относится. Это самый маленький представитель немалой семьи оленевых.

Косуля обитает как в Европе, так и в Азии (кроме северных районов). Встретить её можно и на Кавказе.

Как и все олени, косуля стройная и грациозная. Водятся косули в лесостепи и светлых смешанных лесах с подлеском и открытыми полянами. Сплошных лесов они избегают, держатся по окраинам и опушкам. Иногда они могут жить на сельскохозяйственных угодьях, а в лес уходить только в плохую погоду или, чтобы отдохнуть.

Посмотрите на это прекрасное животное. Это ирбис, еще его называют снежный барс.

Снежный барс или ирбис – один из самых прекрасных представителей хищников, который естественной средой своего обитания выбрал именно горы. Повадки, окрас – все в данном звере прекрасно, что, собственно и сыграло злую шутку. Человечество в целях промысла и выгоды, в свое время практически полностью истребило данное животное. На данный момент снежный барс внесен в Красную Книгу и находится под строгой охраной.

По своему внешнему виду ирбис очень даже похож на дальневосточного леопарда. Однако основное отличие состоит в мехе – у снежного барса она длиннее и мягче. Хвост также довольно длинный – почти как туловище. Окрас меха буровато-серый, с кольцеобразными пятнами по всей спине.

Угроза вымирания вида обусловлена еще и тем, что из-за негативных обстоятельств (отстрел, плохая экология, недостаток кормов) существенно сократилось количество самок. На данный момент они проживают только в некоторых очагах, а потому размножение вида все так же остается под угрозой.

Следует отметить, что, несмотря на грозный вид, снежный барс достаточно дружелюбный. Он не будет вступать в бой, если для этого нет веских причин. Животное достаточно хорошо поддается дрессировке, прирученные хищники охотно контактируют с человеком.


Итог: Мы рады, что вы побывали на нашей станции. Помашите руками те, кто узнал что-то новое для себя; похлопайте в ладоши те, кому было интересно; улыбнитесь друг другу, чтобы сохранить хорошее настроение.

4.Станция «Чайная»

Добрый день, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь. Помогите украсить наш стол.

1.Мочили, колотили,
Рвали, крутили
И на стол клали.

Топили, колотили,
Трепали, мяли, ткали
И на стол постлали. (скатерть)

2. И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает. (самовар)

3. Очень вкусный, говорят, Чисто-белый рафинад, С ним пили чай вприкуску Из блюдечка, по-русски! (сахар)

4. Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая ...(чашка)

5. Ягоды собрали, с сахаром смешали,

Варили-варили, в банки положили -

Вкусно! Всем на удивленье

К чаю что дают? ... (Варенье)

6. Сладкие, печёные,

Глазурью золочёные,

Тульские резные,

Ажурно-расписные

Кушают Андрюши,

Маши и Надюши,

И Максимки, и Иринки,

Разломив на половинки.

Угостят и Танечку

Ароматным ... (Пряничком)

7. От него — здоровье, сила
И румянец щёк всегда.
Белое, а не белила,
Жидкое, а не вода. (молоко)
(Выходят дети, накрывают на стол)

Учитель А кто помнит, как называется наша станция?

В разных странах мира существуют собственные традиции чайной церемонии, истоки которой зародились в древнем Китае.  За чашкой вкусного, ароматно чая решаются самые серьезные вопросы, устраиваются дружеские вечеринки и семейные посиделки. 

Но мало кто знает о том, уже к середине XIX века Сибирь потребляла китайский чай больше всех российских территорий! А всё потому, что «чайные посиделки» вошли в наш быт. «Попади в гости к сибиряку, так без 6 или 8 чашек чая от него не выйдешь», - говорил Александр Николаевич Радищев, а один из европейских путешественников отмечал: «...чай для сибиряка, что для ирландца картофель; многие его пьют стаканов по 40 в день».

Жители Енисейской губернии любили чай цветочный, черный байховый, зеленый, плиточный, а самым ходовым был кирпичный. Традиционно во время чаепития на стол ставился большой самовар, возле хозяйки, разливавшей чай, стояла полоскательница для ополаскивания чашек, так как чай пили помногу, а остатки спитого чая на дне портили вкус новой порции. Чайная посуда была фаянсовая, а конфеты, орехи, сухофрукты и варенья подавали в хрустальных вазочках.

В качестве отдельного блюда подавался мед. В него макали хлеб или, как ни странно, свежие огурцы. Сахар тогда был дороже меда, его покупали головами, но расходовали экономно, пили чай с ним только вприкуску. Считалось, что сахар портит вкус чая.

Любители пили «чай с полотенцем»

Инсценировка «Чай с полотенцем» 2 мужика

-А не пора ли нам чайку откушать?

-От чего ж не откушать? Самовар то давно пыхтит!

-Чай нынче с полотенцем пить будем?

-Да, полотенце бы не помешало. Торопиться сегодня некуда, да и поговорить бы не мешало! Скоро весна, пахоту обсудить надо.

-И то правда!

Ребята, а вы догадались, как чай с полотенцем пили?

«Коренной сибиряк любит хорошо поесть, а сибирячка умеет вкусно готовить». Распорядок дня был простым: ранний подъем в будние дни, завтрак с обязательным чаем, обед около двух часов дня, часа в четыре или пять пили чай, а в восемь или девять — ужинали.

 Чай пили не менее 3–4 раз в день. Чаепитие сопровождалось молоком, булками, вареньем, пряниками. Этот напиток был обязателен при приеме гостей.

На стол ставили часто ставили «Таежный десерт». А готовился он очень просто, мы хотим поделиться с вами рецептом.

5.Станция «Творческая»

Наша станция необычная. Здесь все нужно делать своими руками.

Изготовление игрушек: лиса, заяц, олень.

Работа по шаблонам в группах.



Рефлексия: вот и закончилась наша игра-путешествие. Вы справились со всеми заданиями, которые вам предлагали, узнали много нового и интересного. Оставили на своих маршрутных листах отзывы и пожелания, которые помогут нам в следующий раз организовать новое путешествие. Чтобы сохранить свое хорошее настроение предлагает украсить волшебное дерево.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1.




Краеведческая

Литературная

Экологическая

Чайная

Творческая

1

2

3

4

5

5

1

2

3

4

4

5

1

2

3

3

4

5

1

2

2

3

4

5

1















































МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

«По следам северного оленя»


2а класс


п/п

кабинет

станция

Краткий отзыв

1

1-10

Краеведческая











2

1-11

Литературная











3

1-08

Экологическая











4

2-03(пр)

Чайная











5

1-02(пр)

Творческая



























МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

«По следам северного оленя»


2б класс


п/п

кабинет

станция

Краткий отзыв

5

1-10

Краеведческая











1

1-11

Литературная











2

1-08

Экологическая











3

2-03(пр)

Чайная











4

1-02(пр)

Творческая




























МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

«По следам северного оленя»


2в класс


п/п

кабинет

станция

Краткий отзыв

4

1-10

Краеведческая











5

1-11

Литературная











1

1-08

Экологическая











2

2-03(пр)

Чайная











3

1-02(пр)

Творческая




























МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

«По следам северного оленя»


3а класс


п/п

кабинет

станция

Краткий отзыв

3

1-10

Краеведческая











4

1-11

Литературная











5

1-08

Экологическая











1

2-03(пр)

Чайная











2

1-02(пр)

Творческая




























МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

«По следам северного оленя»


3б класс


п/п

кабинет

станция

Краткий отзыв

2

1-10

Краеведческая











3

1-11

Литературная











4

1-08

Экологическая











5

2-03(пр)

Чайная











1

1-02(пр)

Творческая




























ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Рецепт таежного десерта брусники со сгущенным молоком

Простой способ приготовления легендарного сибирского сладкого блюда займет всего 5 минут времени.

Количество порций: 4 персоны. Калорийность порции: 90 ккал.

Ингредиенты

  • 250 г кедровых очищенных орехов;

  • 300 г замороженной брусники;

  • 240 г сгущенного молока.

Приготовление

  1. Замороженные ягоды достаем из морозилки. Размораживаем естественным способом – перекладываем в чашу или сотейник. Не нужно размораживать ягоды под водой, дабы брусника не потеряла вкусовые качества.

  2. Разогреваем сковородку с антипригарным покрытием. На слабом огне обжариваем кедровые орешки. Орехи должны слегка поменять окраску снаружи, но не успеть прогреться внутри. Готовность орехов можно определить тем, что из них выделится масло и появится тонкий кедровый аромат. Даем орешкам остыть 2-3 минуты на тарелке.

  3. Сгущенку выливаем по четырем стеклянным мисочкам в равных пропорциях. Распределяем по сгущенному молоку орехи в одинаковом количестве на каждую персону. Сгущенки должно быть не много, чтобы орешки в ней не плавали, а были слегка окутаны сладким молоком. Перемешиваем.

  4. Ягоды выкладываем поверх кедровых орехов в сгущенном молоке. Перемешивать не нужно. Подаем десерт в праздничных или деревянных мисках, размещенных на еловых ветках.

Секреты приготовления

Секреты, чтобы блюдо получилось вкуснее:

  • в десерте можно заменять лишь ягоды, если не оказалось под рукой брусники, то вместо нее подойдет клюква;

  • чтобы блюдо было еще вкуснее перед подачей к столу дайте ему немного настояться – 5 минут хватает, чтобы ингредиенты стали единой композицией.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Презентация Енисейская губерния.

1-3часть