Игра-путешествие по станциям ко Дню птиц
Цель: развитие гуманного отношения к птицам как части природы.
Задачи:
Обобщать и расширять знания детей о птицах.
Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности.
Воспитывать любовь, бережное отношение к птицам.
Ход занятия.
Оргмомент.
Ведущий: Традиционный народный праздник отмечался на Руси 22 марта, в День Сорока мучеников (в народе – сороки. В этот день закликали весну, встречали перелетных птиц, пекли из теста жаворонков. Сейчас во многих учебных заведениях отмечают День птиц, который не только возрождает старые традиции, но и играет большую роль в экологическом воспитании школьников. Праздник помогает школьникам лучше узнать и полюбить птиц, живущих рядом, пробуждает интерес к родной природе и ее охране.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
« Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны … »
Дети, хлопайте в ладоши –
Прилетели к нам грачи!
Май зеленый, май хороший
Сеет по земле лучи.
Нет в полях ни горстки снега-
Все снега унес апрель.
На заре и в полдень с неба
Льется жаворонка трель.
Мы построили скворечник
Для пернатого жильца.
Дрозд, веселый пересмешник,
Дразнит вечером скворца.
Знакомство с правилами игры-путешествия.
Ведущий: Чтобы скворцы не выселяли из домиков воробьев, необходимо сделать скворечники и "подарить" нашим пернатым друзьям!
Вы построите скворечники из пазлов, которые вы получите за работу на станциях нашего занятия. На станциях вручаются жетоны-птички за знания, активность и т.д.. Наиболее активных наградим званием «Юный орнитолог».
Станции:
Загадочный конкурс
Уютное гнездышко
Птица счастья завтрашнего дня
Игры вольных птиц
Птичьи премудрости
Отчего? Почему
Предсказания оракула
4 станция «Птичьи разговоры»
Станция 1. Загадочный конкурс
В этом конкурсе вам надо будет отгадать, какая птица описана в стихотворении. Если догадались – не кричите, а из букв, лежащих на столе, составьте нужное слово (в том падеже, в котором оно должно стоять в стихотворении – падежи помните?). Затем команда возьмет буквы в руки и выстроится так, чтобы все могли прочитать слово-ключ. Здесь вам не только надо будет быстро догадаться, о ком идет речь, но и быстро составить слово. Приготовились? Все ясно? Начинаем.
1.Всех перелетных птиц черней,
В пашне ищет он червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (грач).
2.На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля…
Узнаете? Это… (цапля).
3.Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!».
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит… (сорока).
4.В лесу ночном горюет птица,
Она назвать себя боится.
– Ку-ку… Ку-ку…
Не спит опушка,
А птицу эту звать… (кукушка).
5.Зимой на ветках – яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири).
6.На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться,
Два могучие крыла
У хозяина … (орла).
В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок (Жаворонок).
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка).
Станция 2. Уютное гнездышко
Сейчас вам предстоит построить гнездо из веток и травинок. Работаем всей командой.
Трудно было строить? А ведь птички строят гнезда клювами и лапками. Не хотите ли попробовать еще раз – клювикам Станция 2. Уютное гнездышко. Хатаев Адам, Исламханов Мовсар, Чулаев Хамза, Баймуратов Муххамад, Баймуратов Амир, Джанхотов Ильяс
Станция 3. Птица счастья завтрашнего дня
Ребята, кто из вас знает, какие художники рисовали птиц? (За ответы – маленькие «птички»). Сегодня вы тоже сможете почувствовать себя Саврасовыми. Наш следующий конкурс – рисовальный. Команды приглашаются на старт. Просим встать в очередь друг за другом. На листе бумаги надо нарисовать птицу, но не всю сразу, а по частям, один человек – 1 фрагмент. Причем рисовать надо ту часть птицы, которую вам скажет судья на старте. Оцениваться будет не только скорость, но и качество исполнения вашего шедевра.
Порядок рисования: клюв, нога, крыло, хвост, глаз, тело, вторая нога, голова, украшения, название.
Станция 3. Птица счастья завтрашнего дня. Команда «Скворцы»
Станции 4. Игры вольных птиц
БОЙ ПЕТУХОВ
Для этой игры надо прочертить круг диаметром 2-3 метра. Соперники – «петухи» встают на одну ногу и пытаются, прыгая, вытолкнуть соперника из круга. Касание земли второй ногой засчитывается как поражение.
ЧТО НИ ШАГ, ТО ПТИЦА
Все играющие встают в линию и начинают по одному, по порядку называть птиц, делая одновременно с этим один шаг вперед. Названия птиц не должны повторяться. Тот, кто не может больше назвать птицу, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто вспомнит больше названий птиц и сделает больше шагов, чем все остальные.
Станции 4. Игры вольных птиц. ЧТО НИ ШАГ, ТО ПТИЦА.
Победила команда «Синицы»
ЦАПЛЯ
Играющие встают в круг, по команде ведущего поднимают одну ногу, согнув ее в колене и прижимая ее к бедру второй ноги. После того, как все играющие попробовали изобразить цаплю, начинается соревнование на выносливость: приняв эту позу, играющие закрывают глаза и стараются простоять в ней как можно дольше. Выигрывает тот, кто продержался так дольше других.
Команда 6 «б» кл. «Скворцы»
Конкурс. «Цапля»
Команда 6 «б» кл. «Синицы»
Конкурс «Цапля»
Станция 5. Птичьи премудрости
В этом конкурсе каждому человеку из команды дается задание собрать пословицы о птицах. В конверте находятся три разрезанных на части пословицы, каждая из которых набрана своим цветом.
Ворона за моря летала, а умней не стала.
Птица по зернышку клюет, да сыта живёт.
Человек без родины, что соловей без песни.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает.
Дятлу без носа, что волку без ног.
Не для того птице хвост, чтобы мух отгонять.
Станция 6. Отчего? Почему?
Задание-викторина. Вопросы задаются всем игрокам команды по очереди, если игрок затрудняется дать ответ, то ему помогает тот, кто первым взял в руку «волшебную палочку». Игрок, давший правильный ответ, получает награду – жетон.
Попроще
Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 15 см.)
Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи.)
Какая певчая птица может нырять на дно водоема и бегать по дну? (Оляпка.Она ловит на дне насекомых, червей и даже мальков рыб.)
Когда температура тела у воробья ниже – летом или зимой? (Одинаковая.)
Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)
Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока.)
Какая птица носит название корабля? (Фрегат.)
Какая птица носит название танца? (Чечетка.)
Какая птица двигается по стволу и вверх, и вниз головой? (Поползень.)
Кто два раза родился? (Птица.)
Какие города носят название птиц? (Орел, сорока.)
Какая птица имеет в качестве названия фамилию писателя? (Гоголь.)
Какая птица носит название части музыкального инструмента? (Гриф.)
Названия каких птиц носят созвездия? (Лебедь, орел.)
Гнездо какой птицы съедобно? (Салангана.)
Какие виды ласточек живут у нас? (Городская – воронок, деревенская – касатка, береговая.)
Станции 7. Предсказания оракула
Как известно, для того, чтобы хорошо делать предсказания. надо быть не только хорошим психологом, но и хорошо разбираться в приметах. Надеюсь, что вы знакомы с народными приметами, связанными с поведением птиц. Тогда займемся предсказаниями. Подсказка: имеется 4 варианта ответа: тепло, холодно, дождь и вёдро (ясная погода). Задания будут даваться всем по очереди
1. Какая будет погода, если: соловей поет всю ночь, а синицы оживленно щебечут? Ясная теплая погода
2. Какая будет погода, если: птицы садятся на землю, а голуби воркуют? ясная теплая погода
3. Какая будет погода, если: воробьи чирикают, а певчие птицы громко поют? ясная теплая погода
4. Какая будет погода, если: ласточки летают высоко, а вечером закричал коростель? ясная теплая погода
5. Какая будет погода, если: птицы осенью рано улетают на юг, а воробьи собирают пух и перья? холод
6. Какая будет погода, если: ворона кричит в сторону севера, а домашняя птица прячет голову под крыло? холод
7. Какая будет погода, если: голубь стоит в луже, а ворона кричит в сторону юга? тепло
8. Какая будет погода весной, если: трясогузки прилетели и щебечут, а воробьи купаются в луже? тепло
9. Какая будет погода, если: вороны громко каркают и кружат в воздухе, а дятел барабанит? дождь
10. Какая будет погода, если: ласточки летают над водой, а чайки много купаются? дождь
Станция 8. «Птичьи разговоры».
Разгадайте птичьи разговоры (соедините стрелкой). Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
На карточке:
Заключение. Подведение итогов.
Ведущий:
Все собираются в зале, составляют и наклеивают пазы скворечника на бумагу. Победители получают грамоты юных орнитологов.
До новых встреч!
Построили скворечник из пазлов, которые получили за работу на станциях нашего занятия, команда «Скворцы»