СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра «Самый умный по информатике»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра может проводиться с учащимися 9 — 11-х классов как в виде внеклассного мероприятия, так и на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Игра «Самый умный по информатике»»

Игра «Самый умный по информатике»

Игра может проводиться с учащимися 9 — 11-х классов как в виде внеклассного мероприятия, так и на уроке.

Для проведения игры необходимо подготовить:

  • компьютер;

  • презентацию PowerPoint «Самый умный» (ее особенности будут описаны ниже);

  • мультимедийный проектор (при наличии);

  • 12 мест для участников игры и одно место для учащегося, выполняющего роль «учетчика»;

  • таблица со списком участников (для ученика – «учетчика»);

  • 12 комплектов карточек с номерами 1, 2, 3 (они раздаются участникам игры);

  • листы для записи (также раздаются участни­кам);

  • 3 карточки разных цветов (синего, желтого, красного).

Возможен также «бескомпьютерный» вариант (в нем вместо компьютерной презентации можно ис­пользовать карточки с вопросами).

Игра включает в себя четыре этапа.

Первый этап

На этом этапе 12 участников игры отвечают на вопросы в форме теста с выбором ответа. Каждый вопрос оформляется в виде отдельного слайда (см. рис. 1).

Какая величина измеряется в МГц?

  1. Скорость доступа к требуемому месту на дис­ке для чтения или записи информации

  2. Скорость доступа к оперативной памяти

  3. Тактовая частота процессора











Рис. 1

Учитель читает вопрос и предлагает участникам игры поднять карточку с номером, который, по их мнению, соответствует правильному номеру ответа. После того как учащиеся сделают это, учитель от­крывает слайд с правильным ответом (в презента­ции это происходит по щелчку на кнопке в правом нижнем углу слайда).

Пример слайда с правильным ответом показан на рис. 2.

Специальный ученик — «учетчик» отмечает в таблице правильные ответы каждого участника.

Какая величина измеряется в МГц?

  1. Скорость доступа к требуемому месту на дис­ке для чтения или записи информации

  2. Скорость доступа к оперативной памяти

  3. Тактовая частота процессора









Рис. 2

Примечание. После показа слайда с правильным ответом участники изменить свое мнение не могут. Нарушившие это правило, исключаются из игры.

На первом этапе участникам задаются 24 вопроса (они приведены в Приложении 1). По итогам этого этапа отбираются 6 человек, правильно ответивших на большее число вопросов. Если претендентов на выход во второй этап больше шести, проводится се­рия дополнительных вопросов (см. Приложение 4). Их можно подготовить на отдельных табличках.



Второй этап (полуфинал)

На втором этапе каждый участник должен будет ответить на вопросы по выбранной им теме. Предла­гаются 6 тем (см. рис: 3). Первым выбирает тему тот, кто на первом этапе занял первое место, вторым — занявший второе место и т.д. При одинаковом коли­честве правильных ответов на первом этапе «работа­ет» алфавитный порядок фамилий и т.п.















Рис. 3

Один из вопросов по теме “Устройство компью­тера” показан на рис. 4.

Основное электронное устройство компьютера,

его «мозг»







Рис. 4

Примечание. Щелчок по кнопке с надписью «К темам» позволяет вернуться к слайду, показанному на рис. 3 (это мо­жет потребоваться в случае «досрочного» выхода из игры како­го-либо участника).

Каждому участнику игры дается 1—2 минуты, что­бы ответить на вопросы, связанные с выбранной темой. Вопросы по каждой теме приведены в При­ложении 2. Ответы на вопросы учитель характери­зует словами «правильно» или «неправильно». Учащийся-«учетчик» заносит в протокол сведения об ответах.

По итогам этого этапа должно остаться три фи­налиста — участники, показавшие лучший резуль­тат. Если претендентов на выход в финальный этап больше, им даются дополнительные задания.

Когда финалисты будут определены, необходимо определить порядок их ответов в финале. Для этого проводится третий этап — «Расшифровка».


Третий этап — "Расшифровка"

Финалистам показывается следующая картинка (слайд):

Расшифруйте слово

1

2

3

абв

где

жзий

4

5

6

клм

нопр

стуф

7

8

9

хцчш

щьы

ъэюя


5

5

2

5

1

6

5

5

Рис. 5

Число, записанное в нижней табличке, представ­ляет собой слово, зашифрованное следующим обра­зом: каждая цифра соответствует одной из трех букв, записанных под ней в верхней картинке, причем цифрам, стоящим на различных позициях, могут соответствовать разные буквы. Необходимо найти это слово (правильный ответ — оператор).

Участники игры должны записать найденное сло­во на листке и поднять руку. Очередность ответов в финале определяется по тому, как быстро ответили участники. После этого каждому участнику присваи­вается тот или иной цвет и выдается соответствую­щая цветная карточка.

Четвертый этап (финал)

На этом, заключительном, этапе учащимся пока­зывается слайд с табличкой, в которой записаны числа (рис. 6).

1

2

3

4

5

6

7

8

9


10

11

12

13

14

15

16

17

18


19

20

21

22

23

24

25

26

27


28

29

30

31

32

33

34

35

36

Рис. 6

Учитель говорит: «Сейчас будет показана анало­гичная табличка, но с разноцветными клетками. Вы должны запомнить номера клеток, окрашенных в «ваш» цвет (цвет вашей карточки). Именно запомнить — записывать номера нельзя».

Затем на 15 секунд открывается слайд

1

2

3

4

5

6

7

8

9


10

11

12

13

14

15

16

17

18


19

20

21

22

23

24

25

26

27


28

29

30

31

32

33

34

35

36

Рис. 7

Клетки с номерами 1, 9, 14, 25, 26 и 29 — синие, 3, 7, 17, 21, 28 и 33 — красные, 5,11,18, 24, 30 и 35 — желтые (цвета соответствуют цветам финалистов). Каждый финалист должен запомнить расположение клеток «своего» цвета.

Учитель рассказывает участникам, что число, запи­санное в клетке, определяет вопрос, который будет задан каждому из них. Каждый цвет соответствует отдельной теме: красный — «Информатика и спорт», синий — «Информатика и химия», желтый — «Ин­форматика и биология»

Необходимо будет назвать термины, которые используются как в информатике, так и в спорте, химии или биологии (имеются в виду все разделы биологии: ботаника, зоология, анатомия). Кроме окрашенных ячеек, существуют и неокрашен­ные — это вопросы по так называемой «общей» теме. Затем показывается слайд (см. рис. 8).

1

2

3

4

5

6

7

8

9


10

11

12

13

14

15

16

17

18


19

20

21

22

23

24

25

26

27


28

29

30

31

32

33

34

35

36

Рис. 8



При щелчке мышью на той или иной клетке по­является слайд с соответствующим вопросом (рис. 9-10).

В информатике:

число, определяющее систему счисления

В химии:

соединение, содержащее атом металла и одну или несколько гидроксильных групп ОН








Рис. 9

Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации




Рис. 10


За правильный ответ на вопрос «своей» темы: участ­нику дается 2 балла, «чужой» темы — 3 балла, «общей» темы — 1 балл. Если у какого-то участника вопрос «его» темы до него указал (ошибочно) другой участник, то ему предлагается выбрать вопрос «общей» темы.

Вопросы по всем темам этого этапа приведены в Приложении 3.

Победителем игры объявляется участник, набрав­ший в финале наибольшее количество баллов.

Примечание. На случай, если при подведении итогов воз­никнут спорные вопросы, необходимо заранее подготовить до­полнительные вопросы (см. Приложение 4).


(Продолжение следует)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!