Методические материалы
Игра – тест по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
(9 класс)
Предварительные замечания.
В игре принимают участие две команды (число играющих не ограничено). Время на обдумывания- 1 минута (там, где задание более сложное – 3 минуты). Вопросы представлены: а) на наблюдательность; б) аналитические.
Успешно справившиеся с игрой получают титул «Знатока романа» и освобождаются от зачёта по творчеству Лермонтова.
Раунд 1. Блиц разминка:
а) Чей это портрет?
«…за тележкою шёл её хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро. На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти: смуглый цвет лица его показывал, что оно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду…» (Максим Максимыч).
Вопрос второй команде.
«Высокий рост и смуглый цвет лица, чёрные волосы, чёрные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждающая на губах его, - всё это будто согласовано для того, чтобы придать ему вид существа особенного, не способного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи.» (Вулич)
б) О ком эти слова?
«…есть люди, с которыми непременно должно согласиться…» (Печорин)
«Что за глаза! Они так и сверкали, будто два угля…» (Бэла)
в) Чин Грушницкого? (Юнкер)
Кто из героев не умел плавать? (Печорин)
Раунд 2.
а) Какими приметами пользовался Максим Максимыч, предсказывая погоду?
(курение горы - к непогоде)
Кто из героев теребил усы? (Максим Максимыч, Грушницкий)
б) Чем пленила Печорина ундина из Тамани? (правильный нос).
Кого называли Мефистофелем? (Вернера)
в) Кто это?
«Слывёт отличным храбрецом, я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза. Это что – то не русская храбрость!..» (Грушницкий)
«Он был поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов… Был он беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал лишнего шага…» (Вернер)
Раунд 3. «Цифровой»
а) Сколько человек присутствовало на дуэли? (пятеро)
Сколько лет Печорину? (лет 25)
б) Возраст Грушницкого? (на вид 25, на самом деле едва минуло 21).
Сколько длился роман Печорина и Бэлы? (4 месяца)
в) Сколько времени Печорин был на водах? (месяц)
Раунд 4. «Блиц»
а) Куда ранен Грушницкий (до дуэли)? (в ногу).
Как звали коня Печорина? (Черкес)
б) Как звали коня Казбича? (Карагез)
Фамилия княжны Мери? (Лиговская)
в) Что читал Печорин перед дуэлью? (В. Скотт «Шотландские пуритане»).
Какого цвета волосы Печорина? (белокурые)
Раунд 5. «Мозговая атака»
а) О ком эти слова?
«О, вы, отгадывающий всё на свете?» (о Вернере)
Кому принадлежат эти слова?
«Женщины! Женщины! Кто их поймёт? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает. (Грушницкому)
б) Назовите имя и отчество Вернера.
Назовите имя и отчество Грушницкого.
в) В заглавии кроется ирония. Кому или чему она посвящена? (обвинение эпохе, а не герою).
Любовные похождения героя: почему столь разностильны? (любовь к крайностям: дикарка Бэла, таинственная и опасная ундина, светская барышня Мери и замужняя дама Вера).
Раунд 6. «Хронологический»
(вопрос общий для обоих команд, время – 3 минуты)
Библиография Печорина дана не только фрагментарно, но и с полным нарушением хронологии. Попытайтесь восстановить эту последовательность.
Ссылка на Кавказ – Тамань (одни сутки, по дороге в действующий отряд) –Пятигорск (месяц с 11 мая по 16 июня) – в крепости у максима Максимыча – через 2 недели случай с Вуличем в казачьей станице – Петербург – Персия и дальше (смерть по дороге из Персии).
Раунд 7. Блиц.
а) Куда ранена Бэла? (в спину – самый разбойничий удар)
Национальность Вулича? (серб)
б) «Хорошо сложен, смугл, черноволос». Кто это? (Грушницкий)
Такие «бархатные глаза»! Обладатель? (Мери)
в) Кто имел глубокие сведения в поваренном искусстве? (Максим Максимыч)
Чем был опечален Максим максимыч после смерти Бэлы?( тем, что она ни разу не вспомнила о нём).
Раунд 8. Чей вопрос лучше?
Придумать вопрос и задать противнику.
Подведение итогов.