Игра «Турнир знатоков истории».
Задачи урока:
1. Воспитание уважения к государственной символике;
2. Способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
3. Расширить и углубить знания учащихся об истории создания символов РФ и РА.
4. Формировать навыки коллективного взаимодействия.
Ход мероприятия.
Игра проводится между учащимися седьмых - восьмых классов. Создаются две команды. Каждая команда выбирает себе капитана. Команды придумывают себе название, эмблему и девиз. В ходе конкурсной игры между командами, побеждает та, которая наберет наибольшее количество баллов.
Заранее приглашаются члены жюри. Это могут быть как учителя, так и учащиеся старших классов.
Вступительное слово учителя:
Проходят годы и века,
Но символ Родины бессмертен
Он светит гордо на планете,
Как путеводная звезда!
Здравствуйте дорогие ребята! Сегодняшняя наша игра посвящена очень важной теме: «Государственной символике». Символика всегда занимает особое место в любом государстве, являясь подчас основным выражением государственной и национальной идеологии и культуры страны. Каждый человек, живущий в нашей стране, обязан соблюдать законы, с уважением относиться к государственной символике. Сегодня ребята, мы попробуем заглянуть назад в прошлое России и Республики Адыгея. Заглянем в прошлое для того, чтобы узнать, как проходило становление и развитие государственных символов – герба, флага, гимна.
1.Приветствие команд.
Команды приветствуют друг друга, представляют своих капитанов, демонстрируют свою эмблему и произносят девиз своей команды.
2. Разминка.
Баллы получает та команда, которая первой поднимет флажок и даст правильный ответ.
Вопросы:
1) какая наука изучает гербы? (геральдика)
2) одна из древнейших эмблем власти дошедшая до нашего времени (орел)
3) у какого государства есть свой государственный гимн? (у каждого)
4) что такое гимн? (торжественная песня)
5) что обозначает слово «герб»? (наследство)
6) какое старинное название флага? (стяг)
7) с именем, какого правителя Руси связано появление на гербе двуглавого орла? (Ивана III )
8) кем был впервые принят в России бело-сине-красный флаг?
9) как принято слушать государственный гимн? (стоя )
10) какого цвета был государственный флаг СССР? (красного)
3. Конкурс: «Знаете ли вы?»
Каждой команде по очереди задаются вопросы. Если у данной команды нет ответа или их ответ неправильный, то право ответа передается следующей команде.
1) Со времен Петра 1 до 1917 года был флагом военно-морского флота. Это белое полотнище с косым голубым крестом посередине. По преданию, именно на кресте такой формы был распят апостол Андрей Первозванный, покровитель России. Как называется этот флаг? (Андреевский флаг)
2) Этот флаг поднимается вместе с Государственным Флагом России в дни государственных праздников, во время проведения военных парадов. О каком флаге идет речь? (Знамя Победы)
3) Этот гимн был гимном международного социалистического движения в Европе. Слова были положены на музыку французского гимна «Марсельеза». В годы революции стал гимном российских социал-демократов. С января 1918 года по 1943 год – официальный гимн СССР.
(«Интернационал»)
4) Слова этого гимна написаны С.В.Михалковым и Г.Г.Эль-Регистаном. Написан он был в годы Великой Отечественной войны. С некоторыми изменениями он звучал до 1991 года. О каком гимне идет речь?
(«Союз нерушимый»)
5) Этот один из величайших музеев мира, является центром истории российской государственности, центром исследования геральдических реликвий.
(Эрмитаж)
6) Российский герб приобрел свои символы в разное время. Три короны – при Михаиле Федоровиче, скипетр и державу – при Алексее Михайловиче, лента, соединяющая короны – при Петре 1. А когда впервые появился щит со всадником на груди двуглавого орла?
(на печати Ивана Грозного)
4. Конкурс капитанов.
Капитаны задают друг другу вопросы.
5.Конкурс: «Головоломка».
1) На экране показаны изображения российских гербов разных периодов, а также изображения правителей России. Задача команд в том, чтобы в течении одной минуты правильно подобрать пары: к периоду правления какого правителя относится каждый герб. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.
2) На экране показаны изображения государственных флагов разных стран. Какая команда быстрее найдет среди них современный флаг России. За правильный ответ команда получает 2 балла.
6. Конкурс «Всякая всячина»
Команды должны ответить на вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Вопросы первой команде:
1.Знамя какого царя считается первым флагом Российского государства?
а) стяг Дмитрия Донского
б) Гербовое знамя царя Алексея Михайловича
в) Государственный флаг СССР
2. Назовите художника – автора рисунка современного герба РФ:
а) Репин
б) Ухналев
в) Арзамасов
3. Назовите символы нашей страны:
а) герб, гимн, печать
б) флаг, герб, гимн
в) флаг, герб, правительство
4. Предшественниками Государственного Флага были:
а) вымпелы и стяги
б) стяги и хоругви
в) хоругви и вымпелы
5. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?
а) 12 декабря 1993 года
б) 12 декабря 1992 года
в) 12 декабря 1991 года
6. В январе 1918 года в Таврическом дворце в Петрограде открылся 3 всероссийский съезд советов, делегаты которого слушали новый гимн республики. Созданный во Франции, с 1906 г. – Гимн российской социал-демократии, этот гимн до 1944 года был гимном СССР. Как назывался данный гимн:
а) «Интернационал»;
б) «Марсельеза»;
в) «Славянка».
7. Сколько было флагов в СССР за годы Советской власти:
а) пять;
б) один;
в) четыре.
8.Что являлось гимном советской России до 1944 года:
а) «Интернационал»;
б) «Гром победы раздавайся»;
в) «Вставай проклятьем заклейменный».
9. Создателями какого гимна являются Г.А.Регистан и А.В.Александров?
а) Гимн СССР с 1944 г.;
б) Гимн РФ с 1991 г.;
в) Гимн РСФСР с 1917 г.
10.Какие символы изображены на современном гербе России:
а) серп и молот;
б) золотой двуглавый орел;
в) красный геральдический щит;
г) кинжал;
д) солнце;
е) звезда;
ж) три исторические короны;
з) скипетр и держава.
Вопросы второй команде:
1.назовите авторов нынешнего Государственного Гимна России:
а)К.Симонов, Р.Рождественский;
б) С.Михалков, А.В.Александров;
в) С.Маршак, А.Пахмутова
2.Какая версия появления двуглавого орла верна:
а) восточная (из Золотой Орды);
б) византийская (из Византии. Через жену Ивана 3);
в) габсбургская (от болгар и сербов);
г) балканская (из герба императоров священной империи Габсбургов).
3. Как назывался главный корабль первой флотилии России, на которой в 17 веке был впервые поднят бело-сине-красный флаг?
а) «Варяг»; б) «Орел»; в) «Отважный».
4. Какого цвета знамя Победы?
а) красного; б) бело-сине-красного; в)белого.
5. Из какой песни взяты эти строки:
«Кипит наш разум возмущенный
И в смертный бой вести готов»
а) «Интернационал»;
б) «Марсельеза»;
в) «Союз нерушимый республик свободных».
6. Каков порядок цветов на флаге РФ:
а) белый, синий, красный;
б) белый, красный, синий;
в) синий, белый, красный.
7. Какому государству раньше принадлежало изображение двуглавого орла:
а) Англии; б) Турции; в) Византии.
8. Какой из символов государственной власти появился позже других:
а) герб; б) гимн; в) флаг.
9. Каким был девиз Государственного герба СССР:
а) «Вся власть Советам»;
б) «Пролетарии всех стран соединяйтесь»;
в) «Мир-народу, земля-крестьянам»
10.Какие символы были изображены на советском гербе:
а) серп; б) молот; в) меч; г) солнце; д) звезда; е) орел.
7. Что мы знаем о своей республике?
1. Когда была принята Конституция РА:
а) в 1991 году;
б) в 1993 году;
в) в 1995 году.
2. Когда была образована РА:
а) в 1990 году;
б) в 1991 году;
в) в 1992 году.
3. Когда был утвержден Государственный герб РА:
а) в марте 1992 года;
б) в марте 1991 года;
в) в марте 1993 года.
4. Как называлась Республика Адыгея до 1991 года?
а) областью;
б) краем;
в) округом.
5. Назовите авторов гимна РА:
а) М.Бесиджев
б) У.Тхабисимов
в) Ч.Анзароков
6. Сколько звезд на флаге РА:
а) 13 б) 12 в) 10
7. Какие слова написаны на Гербе РА:
а) «Да здравствует Адыгея»;
б) «Республика Адыгея»;
в) «Навеки с Россией».
8. Назовите автора герба РА:
а) М. Дагужиев;
б) Д. Меретуков;
в) Н. Малахов.
9. Какой герой из нартского эпоса изображен на гербе РА:
а) Саусруко;
б) Шабатнуко;
в) Тлепш.