СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование нетрадиционных методов обучения на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование нетрадиционных методов на уроках истории и обществознания

Традиционный урок истории предполагает рассказ учителя об историческом событии, работу учащихся над историческими источниками, изучение исторической карты и историческим документом, наконец, тщательную работу над хронологией и обязательные ответы учащихся у доски. Такие уроки однотипны и утомительны для ученика. Поэтому на занятии уместно использование нетрадиционных методов обучения. Они повышают эффективность обучения: для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения: положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность.

Такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Нетрадиционные формы уроков  имеют большое многообразие и очень трудно поддаются систематизации, однако их все же можно сгруппировать по следующим позициям:

  • ролевые игры;
  • урок-спектакль;
  • исполнение исторического  сюжета;
  • смотр знаний;
  • урок фантазирования;
  • урок-игра;
  • деловая игра;
  • урок-зачет;
  • урок взаимообучения;
  • урок-путешествие;
  • круглый стол или конференция;
  • урок-состязание;
  • пресс-конференция;
  • урок взаимообучения;
  • урок открытых мыслей;
  • урок-диалог;
  • урок-КВН;
  • мозговая атака;
  • урок-викторина;
  • урок-брифинг;
  • актуальное интервью;
  • урок-исследование;
  • имитационно-ролевое моделирование;
  • урок-диспут;
  • моделирование мышления учащихся;
  • урок-турнир;
  • ролевая деловая игра;
  • урок-эврика;
  • урок-лекция.

 

На своих уроках я учу детей прежде всего думать, не просто «поглощать»  конкретную информацию, а уметь использовать свои знания при осмыслении как прошедших исторических и общественных фактов ,событий, явлений так и текущих. Для этого, конечно, необходимо , чтобы материал был им интересен. А это происходит только при  активном участии ребенка в учебном процессе.

 

Как показывает практика, на уроках истории и обществознания технологии и методы интегрируются и выливаются в конкретную форму. В своей работе я использую следующие виды нетрадиционных уроков:

 

Мозговой штурм.

Учитель формулирует учебную проблему, определяет правила и условия коллективной работы. Образует группы по 3 – 5 человек и экспертную группу (хорошо подготовленные учащиеся, которые умеют аргументировать своё мнение). Затем учитель ставит вопросы, подводящие учащихся к проблеме, которую надо быстро решить. Штурм поставленной проблемы во всех группах одновременно – 10–15 минут. Эксперты фиксируют идеи, оценивают работу каждого ученика, соблюдение правил. Затем эксперты обсуждают, отбирают и оценивают лучшие идеи, сообщают о результатах работы, публично защищают наилучшие идеи.

 

Проект.

В 10-11 классах в рамках проектной деятельности  учащиеся  составляют  тематические презентации, с последующей  защитой их на уроке. При организации проектной деятельности от учителя требуется направить мысль ребенка в нужном русле самостоятельного поиска, подсказать источники информации, но нельзя предлагать учащимся решение проблемы в готовом виде. Для старшеклассников я выбрала  сквозную  тему  «Личность в истории», через которую формируется историческое мышление - способность рассматривать исторические  личности с точки зрения современного человека; развиваются  навыки публичного выступления, умение отстаивать свою точку зрения. Были представлены презентации «Ярослав Мудрый», «Владимир Мономах», «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Петр Первый», «Екатерина Вторая», тем самым на примерах  жизни  отечественных исторических деятелей  воспитывается  гражданственность, чувство гордости за свою страну.

 

Информационные технологии.

Одним из приёмов на уроках является использование компьютерных технологий: презентаций, документальных, художественных фильмов и видеоэнциклопедий на различные исторические сюжеты. Видеоматериалы можно использовать на всех этапах изучения темы: знакомство с темой, закрепление, повторение. Конечно, использование того или иного видеофрагмента на разных этапах изучения материала будет ставить перед собой различные цели. Данное направление в моей работе позволяет доносить учебный материал более эффективно, активно включать ученика  в процесс познания нового материала  и его закрепления. Например, при изучении темы «Культура Древней Греции», учащиеся не только визуализировали обширный  материал, но и закрепили полученные знания с помощью  тренажера в занимательной игровой форме. Использование тренинга в ходе изучения темы происходит в 5, 10, 11 классах как на уроках истории, так и на уроках обществознания.

 

Интервью как метод активизации познавательной деятельности учащихся.

При изучении новейшей истории кроме газет, журналов, компьютера, учащиеся должны получать информацию и из «первых рук», от своих современников. Получив задание побеседовать, взять интервью у участников каких-либо событий, ученик превращается в исследователя, он изучает историю в активном измерении.

 

Использование интерактивных форм обучения.

В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и востребовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам открывает путь к познанию, усвоение знаний в этом случае – следствие, продукт опыта переживаний. Ученик становится главной действующей фигурой. Учитель становится в этой ситуации активным помощником, его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса. Усвоение исторических реалий путем погружение в мир прошлого – вот что дают интерактивные формы обучения. Но главное – развить способности ученика, подготовить обществу личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.

 

Урок-игра.

Игры на уроках отличаются исключительным разнообразием: ролевые, деловые, игры – путешествия, игра – соревнование, игра – викторина, урок – аукцион, мини-олимпиада, урок – игра «Клуб знатоков». При этом повышается интерес к изучаемому предмету , они учатся работать в команде, находить и принимать решения. Правда при этом не всегда можно уследить за дисциплиной.

Приведу примеры игровых технологий, которые практикую на уроках истории , обществознания .Их можно разделить на ролевые и неролевые.

К неролевым играм относятся конкурсные игры. В такой игровой ситуации учитель проверяет знания школьников на конкурсной основе. Соревновательный дух подобной игры «зажигает» ребят, и стремление к познанию истории становится практически беспредельным . Как правило, неролевые игры типа « Что? Где? Когда» использую при закреплении учебного материала. Заранее делю детей на две команды , мы обговариваем правила игры, сообщаю им тему игры, дети выбирают капитанов. После окончания игры подводятся итоги. Кстати, библиотекарь в школе говорит, что в процессе подготовки дети читают дополнительную литературу, что тоже является плюсом.

Кроссворд ассоциируется у детей с игрой: если ученик не помнит одного из терминов, то ему дается шанс угадать его. Ученики, разгадывая кроссворд, получают объективную информацию о результатах своей учебной деятельности. Практически все ученики хотят в качестве закрепления либо играть в интеллектуальные игры , либо отгадывать кроссворды Уроки с использованием элементов ролевых игр.

Уроки обществознания  и истории дают нам огромное поле деятельности для создания игровых ситуаций. Можно привести несколько примеров.

При изучении истории Древнего Египта на уроке учащиеся составляли устные рассказы от имени жрецов, фараона , ремесленников, писцов. Учащиеся с удовольствием играли свои роли, инсценировали условия воображаемой ситуации, что эмоционально украсило урок, погрузило пятиклассников в эпоху  Древнего Египта. Для такой игры характерны соревновательная борьба и сотрудничество.

Изучая права ребенка в 9 классе по предмету « Обществознание» обыгрывалась ситуация задержания органами правопорядка несовершеннолетних, их права и обязанности в данной ситуации. По окончании каждому ученику была выдана памятка «Как себя вести, если вас задержала полиция»

Изучение темы « Россия накануне отмены крепостного права» сопровождалось написанием письма на имя императора Александра Второго с обоснованием и требованием отмены крепостного права. Одни ученики писали письмо от имени крестьян, другие от имени помещиков, третьи от имени промышленников и т.д. Таких примеров можно привести много.

 

Урок-зачет.

Урок-зачет – один из видов контрольных нетрадиционных уроков, позволяющий на основе обратной связи проверить результативность предшествующих уроков. Такой урок очень уместен после урока семинара и др.  Цель урока-зачета - не только осуществить обратную связь в цепочке “учитель-ученик”. Форма зачета и отведения на него целого урока позволяют учащимся проявить себя в выборе именно того аспекта рассмотрения темы, или того типа задачи, вида, жанра работы, который ближе данному ученику, его способностям.  Основой содержания урока-семинара служит теория. Ведущая цель такого урока - формирования теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно изучать новую информацию и применять полученные знания на практике. Уроки-семинары рекомендуется проводить 1-2 раза в году. Вопросы и список литературы к семинару предлагаются за 7-10 дней до его проведения. Целесообразно дать список дополнительной литературы отдельно по каждому вопросу, это поможет ученику лучше сориентироваться в нужном материале.

 

Урок – исследование.

Уже в самом названии «урок-исследование» усматривается основная проблема - исследования языкового материала на основе текстов разных типов. Целесообразно использовать для анализа художественные тесты разных авторов, но объединенные одной общей темой. Учитель предлагает план для анализа в ходе исследования.  Работа осуществляется или в группах, или индивидуально. С этой целью размноженный текст получает каждый ученик. Можно предположить и такой вид работы, при котором ученики записывают индивидуально текст по памяти, предварительно выучив его наизусть. Такие уроки очень эффективны, так как самореализуются знания, учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы, вырабатывается привычный для исследования темп работы, что дает учителю контролировать работу поэтапно. Более сильные ученики получают дополнительные задание, а остальные заканчивают выполнять ранее полученное задание. На таком уроке перед учителем и учениками возникает задача: исследовать язык художественного текста «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не лишать художественное произведения его поэтического очарования и целостности.

К уроку-исследованию можно отнести урок «Опричнина Ивана Грозного»,на котором  применялась групповая форма работы. Учащиеся в группе самостоятельно  исследовали и анализировали исторические   документы, составляли  выступления , давали личностную  оценку событий, отвечали  на проблемные вопросы. При ответе на проблемный вопрос  : «Характерны ли события, происходящие в 1565-1572г.г. только для российского средневекового самодержавного правления и что вы можете сказать о терроре как способе борьбы с политическими противниками?» я предложила не ограничиваться только рамками темы, но и провести исторические параллели сквозь разные исторические эпохи, используя знания ,полученные ранее и текущие события в мире. В итоге, были приведены в качестве примеров сталинская эпоха и нынешние события на Украине.  В ходе урока использовался видео-аудио материал, способствующий эмоциональному восприятию  и усвоению материала урока.

       В заключении я хочу сказать, что использование  в педагогическом  процессе  нетрадиционных форм уроков  позволяет  сделать учебный процесс действительно привлекательным для учащихся, то есть повысить мотивацию знаний.  Нетрадиционные формы уроков помогают учителю раскрыть свой творческий потенциал независимо от того, какой предмет он преподает, а вместе с тем они помогают творчески раскрываться самим учащимся, пробуждая в них познавательную активность. Готовить на уроке творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании .

 

Просмотр содержимого документа
«Использование нетрадиционных методов обучения на уроках истории и обществознания»

Использование нетрадиционных методов на уроках истории и обществознания

Традиционный урок истории предполагает рассказ учителя об историческом событии, работу учащихся над историческими источниками, изучение исторической карты и историческим документом, наконец, тщательную работу над хронологией и обязательные ответы учащихся у доски. Такие уроки однотипны и утомительны для ученика. Поэтому на занятии уместно использование нетрадиционных методов обучения. Они повышают эффективность обучения: для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения: положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность.

Такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Нетрадиционные формы уроков имеют большое многообразие и очень трудно поддаются систематизации, однако их все же можно сгруппировать по следующим позициям:

  • ролевые игры;

  • урок-спектакль;

  • исполнение исторического  сюжета;

  • смотр знаний;

  • урок фантазирования;

  • урок-игра;

  • деловая игра;

  • урок-зачет;

  • урок взаимообучения;

  • урок-путешествие;

  • круглый стол или конференция;

  • урок-состязание;

  • пресс-конференция;

  • урок взаимообучения;

  • урок открытых мыслей;

  • урок-диалог;

  • урок-КВН;

  • мозговая атака;

  • урок-викторина;

  • урок-брифинг;

  • актуальное интервью;

  • урок-исследование;

  • имитационно-ролевое моделирование;

  • урок-диспут;

  • моделирование мышления учащихся;

  • урок-турнир;

  • ролевая деловая игра;

  • урок-эврика;

  • урок-лекция.


На своих уроках я учу детей прежде всего думать, не просто «поглощать»  конкретную информацию, а уметь использовать свои знания при осмыслении как прошедших исторических и общественных фактов ,событий, явлений так и текущих. Для этого, конечно, необходимо , чтобы материал был им интересен. А это происходит только при  активном участии ребенка в учебном процессе.


Как показывает практика, на уроках истории и обществознания технологии и методы интегрируются и выливаются в конкретную форму. В своей работе я использую следующие виды нетрадиционных уроков:


Мозговой штурм.

Учитель формулирует учебную проблему, определяет правила и условия коллективной работы. Образует группы по 3 – 5 человек и экспертную группу (хорошо подготовленные учащиеся, которые умеют аргументировать своё мнение). Затем учитель ставит вопросы, подводящие учащихся к проблеме, которую надо быстро решить. Штурм поставленной проблемы во всех группах одновременно – 10–15 минут. Эксперты фиксируют идеи, оценивают работу каждого ученика, соблюдение правил. Затем эксперты обсуждают, отбирают и оценивают лучшие идеи, сообщают о результатах работы, публично защищают наилучшие идеи.


Проект.

В 10-11 классах в рамках проектной деятельности  учащиеся  составляют  тематические презентации, с последующей  защитой их на уроке. При организации проектной деятельности от учителя требуется направить мысль ребенка в нужном русле самостоятельного поиска, подсказать источники информации, но нельзя предлагать учащимся решение проблемы в готовом виде. Для старшеклассников я выбрала  сквозную  тему  «Личность в истории», через которую формируется историческое мышление - способность рассматривать исторические  личности с точки зрения современного человека; развиваются  навыки публичного выступления, умение отстаивать свою точку зрения. Были представлены презентации «Ярослав Мудрый», «Владимир Мономах», «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Петр Первый», «Екатерина Вторая», тем самым на примерах  жизни  отечественных исторических деятелей  воспитывается  гражданственность, чувство гордости за свою страну.


Информационные технологии.

Одним из приёмов на уроках является использование компьютерных технологий: презентаций, документальных, художественных фильмов и видеоэнциклопедий на различные исторические сюжеты. Видеоматериалы можно использовать на всех этапах изучения темы: знакомство с темой, закрепление, повторение. Конечно, использование того или иного видеофрагмента на разных этапах изучения материала будет ставить перед собой различные цели. Данное направление в моей работе позволяет доносить учебный материал более эффективно, активно включать ученика  в процесс познания нового материала  и его закрепления. Например, при изучении темы «Культура Древней Греции», учащиеся не только визуализировали обширный  материал, но и закрепили полученные знания с помощью  тренажера в занимательной игровой форме. Использование тренинга в ходе изучения темы происходит в 5, 10, 11 классах как на уроках истории, так и на уроках обществознания.


Интервью как метод активизации познавательной деятельности учащихся.

При изучении новейшей истории кроме газет, журналов, компьютера, учащиеся должны получать информацию и из «первых рук», от своих современников. Получив задание побеседовать, взять интервью у участников каких-либо событий, ученик превращается в исследователя, он изучает историю в активном измерении.


Использование интерактивных форм обучения.

В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и востребовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам открывает путь к познанию, усвоение знаний в этом случае – следствие, продукт опыта переживаний. Ученик становится главной действующей фигурой. Учитель становится в этой ситуации активным помощником, его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса. Усвоение исторических реалий путем погружение в мир прошлого – вот что дают интерактивные формы обучения. Но главное – развить способности ученика, подготовить обществу личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.


Урок-игра.

Игры на уроках отличаются исключительным разнообразием: ролевые, деловые, игры – путешествия, игра – соревнование, игра – викторина, урок – аукцион, мини-олимпиада, урок – игра «Клуб знатоков». При этом повышается интерес к изучаемому предмету , они учатся работать в команде, находить и принимать решения. Правда при этом не всегда можно уследить за дисциплиной.

Приведу примеры игровых технологий, которые практикую на уроках истории , обществознания .Их можно разделить на ролевые и неролевые.

К неролевым играм относятся конкурсные игры. В такой игровой ситуации учитель проверяет знания школьников на конкурсной основе. Соревновательный дух подобной игры «зажигает» ребят, и стремление к познанию истории становится практически беспредельным . Как правило, неролевые игры типа « Что? Где? Когда» использую при закреплении учебного материала. Заранее делю детей на две команды , мы обговариваем правила игры, сообщаю им тему игры, дети выбирают капитанов. После окончания игры подводятся итоги. Кстати, библиотекарь в школе говорит, что в процессе подготовки дети читают дополнительную литературу, что тоже является плюсом.

Кроссворд ассоциируется у детей с игрой: если ученик не помнит одного из терминов, то ему дается шанс угадать его. Ученики, разгадывая кроссворд, получают объективную информацию о результатах своей учебной деятельности. Практически все ученики хотят в качестве закрепления либо играть в интеллектуальные игры , либо отгадывать кроссворды Уроки с использованием элементов ролевых игр.

Уроки обществознания и истории дают нам огромное поле деятельности для создания игровых ситуаций. Можно привести несколько примеров.

При изучении истории Древнего Египта на уроке учащиеся составляли устные рассказы от имени жрецов, фараона , ремесленников, писцов. Учащиеся с удовольствием играли свои роли, инсценировали условия воображаемой ситуации, что эмоционально украсило урок, погрузило пятиклассников в эпоху  Древнего Египта. Для такой игры характерны соревновательная борьба и сотрудничество.

Изучая права ребенка в 9 классе по предмету « Обществознание» обыгрывалась ситуация задержания органами правопорядка несовершеннолетних, их права и обязанности в данной ситуации. По окончании каждому ученику была выдана памятка «Как себя вести, если вас задержала полиция»

Изучение темы « Россия накануне отмены крепостного права» сопровождалось написанием письма на имя императора Александра Второго с обоснованием и требованием отмены крепостного права. Одни ученики писали письмо от имени крестьян, другие от имени помещиков, третьи от имени промышленников и т.д. Таких примеров можно привести много.


Урок-зачет.

Урок-зачет – один из видов контрольных нетрадиционных уроков, позволяющий на основе обратной связи проверить результативность предшествующих уроков. Такой урок очень уместен после урока семинара и др. 
Цель урока-зачета - не только осуществить обратную связь в цепочке “учитель-ученик”. Форма зачета и отведения на него целого урока позволяют учащимся проявить себя в выборе именно того аспекта рассмотрения темы, или того типа задачи, вида, жанра работы, который ближе данному ученику, его способностям. 
Основой содержания урока-семинара служит теория. Ведущая цель такого урока - формирования теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно изучать новую информацию и применять полученные знания на практике. Уроки-семинары рекомендуется проводить 1-2 раза в году. Вопросы и список литературы к семинару предлагаются за 7-10 дней до его проведения. Целесообразно дать список дополнительной литературы отдельно по каждому вопросу, это поможет ученику лучше сориентироваться в нужном материале.


Урок – исследование.

Уже в самом названии «урок-исследование» усматривается основная проблема - исследования языкового материала на основе текстов разных типов. Целесообразно использовать для анализа художественные тесты разных авторов, но объединенные одной общей темой. Учитель предлагает план для анализа в ходе исследования. 
Работа осуществляется или в группах, или индивидуально. С этой целью размноженный текст получает каждый ученик. Можно предположить и такой вид работы, при котором ученики записывают индивидуально текст по памяти, предварительно выучив его наизусть. Такие уроки очень эффективны, так как самореализуются знания, учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы, вырабатывается привычный для исследования темп работы, что дает учителю контролировать работу поэтапно. Более сильные ученики получают дополнительные задание, а остальные заканчивают выполнять ранее полученное задание. На таком уроке перед учителем и учениками возникает задача: исследовать язык художественного текста «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не лишать художественное произведения его поэтического очарования и целостности.

К уроку-исследованию можно отнести урок «Опричнина Ивана Грозного»,на котором  применялась групповая форма работы. Учащиеся в группе самостоятельно  исследовали и анализировали исторические   документы, составляли  выступления , давали личностную  оценку событий, отвечали  на проблемные вопросы. При ответе на проблемный вопрос  : «Характерны ли события, происходящие в 1565-1572г.г. только для российского средневекового самодержавного правления и что вы можете сказать о терроре как способе борьбы с политическими противниками?» я предложила не ограничиваться только рамками темы, но и провести исторические параллели сквозь разные исторические эпохи, используя знания ,полученные ранее и текущие события в мире. В итоге, были приведены в качестве примеров сталинская эпоха и нынешние события на Украине.  В ходе урока использовался видео-аудио материал, способствующий эмоциональному восприятию  и усвоению материала урока.

В заключении я хочу сказать, что использование  в педагогическом  процессе  нетрадиционных форм уроков  позволяет  сделать учебный процесс действительно привлекательным для учащихся, то есть повысить мотивацию знаний.  Нетрадиционные формы уроков помогают учителю раскрыть свой творческий потенциал независимо от того, какой предмет он преподает, а вместе с тем они помогают творчески раскрываться самим учащимся, пробуждая в них познавательную активность. Готовить на уроке творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании .



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!