СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективное использование различных форм и методов, технологий обучения на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективность обучения достигается мною путем оптимального сочетания традиционных и новых технологий - это и элементы игровых методов (ролевых, деловых игр), и обучение в сотрудничестве, и использование элементов проектной технологии, и технологии контрольно-обучающего тестирования, и элементы интеграции (русский язык-литература, история-литература, литература-обществознание…), и нетрадиционные уроки, и элементы проблемной технологии, и т.д

Просмотр содержимого документа
«Эффективное использование различных форм и методов, технологий обучения на уроках литературы»

Эффективное использование различных форм и методов, технологий обучения на уроках литературы


Эффективность обучения достигается мною путем оптимального сочетания традиционных и новых технологий - это и элементы игровых методов (ролевых, деловых игр), и обучение в сотрудничестве, и использование элементов проектной технологии, и технологии контрольно-обучающего тестирования, и элементы интеграции (русский язык-литература, история-литература, литература-обществознание…), и нетрадиционные уроки, и элементы проблемной технологии, и т.д. Как на уроках русского языка, так и на уроках литературы использую такие нетрадиционные приемы обучения, как урок-соревнование (по теме «Спряжение глаголов»), урок-диспут «Существует ли любовь?» (по роману И.С.Тургенева « Отцы и дети») и т. д. Такие нетрадиционные уроки учат правильно выстраивать свои аргументы, отстаивать свою точку зрения. Они, безусловно, развивают речь молодых специалистов, учат такту в общении будущих членов рабочего коллектива.

ТСО имеет огромное значение на моих уроках русского языка и литературы. Это позволяет на уроках систематически использовать презентацию, видеоролики, электронные учебники… На практике применяю электронные учебники Л.А.Введенская, «Русская лексикография»; Н.М. Девятова, Е. Ю. Геймбух,- Русский язык. 10-11 классы. 52 диагностических варианта.; Н.И. Мищенчук, Т.Ф .Мушинская., Ю.В. Потолков.- Русская литература.11 класс и другие электронные учебники и словари.

Применение современных и нетрадиционных технологий, различных форм обучения, а также оснащенность кабинета дидактическим и иллюстративным материалом позволяют повысить интерес к урокам русского языка и литературы наряду с другими общеобразовательными предметами в процессе подготовки будущих специалистов техникума.

На занятиях присутствует педагогика сотрудничества, основанная на уважении личности студента. Создаю оптимальные условия для обучения и развития, применяя традиционные методы и приемы учебной деятельности:

Методы

приемы

Темы урока

Результат

Для педагога

Для студента

Личностно ориентированная технология

Творческая мастерская

«Ласточка разбитого стекла» (лирика Г.Державина, А.Фета, О.Мандельштама)


- реализация значительного объема учебного материала;

- формирование системы научных знаний;

- урок более логичен и информативен;

- повышение продуктивности урока;

- максимальная концентрация внимания студентов на уроке


- максимальная самостоятельность студентов ;

- формирование критического мышления и воображения;

- развитие фантазии и интеллекта;

- развитие творческих способностей студентов;

- познавательной активности студентов;



Клише

«Не стоит село без праведника»(по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор»

Написание текста-импровизации



Тема любви в творчестве И.Бунина «Темные аллеи»


Урок-исследоваеие

Идея подвига во имя всеобщего счастья в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»


Технология проблемного обучения


Проблемный вопрос: дискуссия

«Проблема поколений. Базаров и Кирсанов»по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»


- создан банк проблемных ситуаций и заданий;

- разработано 7 конспектов занятий;

- возможность диагностировать и корректировать на каждом уроке


- получает возможность продемонстрировать свою позицию, самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос;

- появляется интерес к излагаемому материалу;

- объединиться в группы для достижения поставленной цели.

Образ Катерины в русской критике (по «Грозе » А.Н.Островского)


Проблемное задание: поисковая работа


Своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина

Тема «маленького» человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

Информационно-коммуникативная технология

Мультимедиа

Исследование



Семинар



проект

Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»


- совместность с другими видами технологий;

- передача информации на новом уровне;

- возможность предоставлять учебный материал кратко и наглядно (15 презентаций);

- оперативная диагностика и контроль (20 электронных тестов)


- улучшает понимание изучаемого материала;

- знакомство с сайтами и порталами по предмету;


Поэзия серебряного века (символизм, акмеизм, футуризм)

Время «поэтического бума» (Творчество Б.Окуджавы, Е.Евтушенко, А.Вознесенского)

Остановлюсь на некоторых формах, методах и приёмах организации личностно-ориентированного урока, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны чётко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке.

Идти «от учеников» а процессе познания — это значит организовать и направлять коллективный поиск. Чаще вопросы ставят в общем виде, чтобы пробудить самостоятельную мысль ребёнка
Выражая свои мысли и чувства, своё отношение к изучаемому, они проживают своё учение. Такая работа сплачивает ученический коллектив, развивает внимание и уважение к суждениям других учеников. Так ученики приучаются жить и работать не рядом, а вместе.

Выполняя разные виды заданий: составление схем-конспектов, работая в парах, группах, индивидуально - студенты учатся как совместной продуктивной деятельности, так и самостоятельности, реализуют интеллектуальный творческий потенциал через заполнение клише, написание сочинений – эссе, создание двухчастного дневника, учатся выражать свои мысли просто, доступно, логично, ярко, образно. Благоприятная атмосфера в группе, чувство психологического комфорта способствует успешному обучению.

Изучая творчество А.И.Солженицына и работая над рассказом «Матренин двор», на уроке вместе с обучающимися составляем клише-рецензию. Написание рецензии всегда трудно дается детям. Я считаю, что такой вид деятельности облегчит работу над рецензией и к другим произведениям.

Рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор» написан . Первоначально рассказ назывался . Главная героиня рассказа - это женщина.

Весь рассказ состоит из мелких , слагающих жизнь героини. Это и колченогая , и коза, и добыча (а может воровство?)

, и запасание сена; это и болезнь пожилой женщины, и пальто из

шинели. Наверное, поворотным в ее жизни становится , когда

она выходит замуж за , объясняя «Мать у них умерла… Рук у них не хватало ». В этом поступке - ключ к Матрены. Вся она – не для себя, а для

. Совершенное бескорыстие, согласие с , гармония с миром, даже если он и по отношению к ней; незлобливость и доступность людям - это все и есть характер , русский характер. Чтобы оттенить черты этого характера, автор изображает немногочисленных .

В кульминации рассказа двор праведности , и это обретает смысл.

Избяная, Россия сталкивается с XX веком, с железной хваткой корысти, и рассыпается она по .


Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету содержит технология сотрудничества. На практике её часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создаёт атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания. Задания при групповой работе даю дифференцированные. Богатые возможности групповой работы использую чаще всего повторительно-обобщающих уроках. В данном случае групповая работа развивает пунктуационную зоркость учащихся, их внимание к умелому использованию изучаемых языковых единиц в речи, даёт возможность высказывать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с членами группы, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения.
Одним из путей организации заданий является их вариативность по степени трудности, которая должна быть отражена в формулировке задания и отвечать цели индивидуализации выполнения. Дифференцированная методика предполагает оказание дозированной помощи учащимся путём предъявления одного и того же по содержанию задания по двум- трём разновидностям инструкции и переход от более трудной формулировки к менее трудной.

Часто использую работу в парах. Которая даёт возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах урока.

Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами студентов.

Эффективной работой в данном направлении я считаю творческие мастерские. Мастерские — это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем обычный урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Эта технология, разработанная «Французской группой нового образования», удивляет своей обращенностью к «я» ребёнка, к его интересам, поискам, целям. Внимание ребят направлено на выполнение заданий: через задания, логическую структуру мастерской мастер руководит самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и мастера, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств способствуют развитию индивидуальности ученика, дают толчок творческому процессу создания текста. Не случайно французские педагоги выдвинули лозунг «Все способны!»

Мастерская — это психология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнёрства с учащимися. Преобладающие методы на таких уроках: проблемно-поисковые и диалогические.
Обязательно сотрудничество, сотворчество. Даже слабоуспевающие ученики не испытывают больших затруднений в работе, потому что постоянно чувствуют в группе локоть друг друга, поддержку, помощь, понимание. Заканчивается мастерская всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своих ощущений, впечатлений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!