Эффективное использование различных форм и методов, технологий обучения на уроках литературы
Эффективность обучения достигается мною путем оптимального сочетания традиционных и новых технологий - это и элементы игровых методов (ролевых, деловых игр), и обучение в сотрудничестве, и использование элементов проектной технологии, и технологии контрольно-обучающего тестирования, и элементы интеграции (русский язык-литература, история-литература, литература-обществознание…), и нетрадиционные уроки, и элементы проблемной технологии, и т.д. Как на уроках русского языка, так и на уроках литературы использую такие нетрадиционные приемы обучения, как урок-соревнование (по теме «Спряжение глаголов»), урок-диспут «Существует ли любовь?» (по роману И.С.Тургенева « Отцы и дети») и т. д. Такие нетрадиционные уроки учат правильно выстраивать свои аргументы, отстаивать свою точку зрения. Они, безусловно, развивают речь молодых специалистов, учат такту в общении будущих членов рабочего коллектива.
ТСО имеет огромное значение на моих уроках русского языка и литературы. Это позволяет на уроках систематически использовать презентацию, видеоролики, электронные учебники… На практике применяю электронные учебники Л.А.Введенская, «Русская лексикография»; Н.М. Девятова, Е. Ю. Геймбух,- Русский язык. 10-11 классы. 52 диагностических варианта.; Н.И. Мищенчук, Т.Ф .Мушинская., Ю.В. Потолков.- Русская литература.11 класс и другие электронные учебники и словари.
Применение современных и нетрадиционных технологий, различных форм обучения, а также оснащенность кабинета дидактическим и иллюстративным материалом позволяют повысить интерес к урокам русского языка и литературы наряду с другими общеобразовательными предметами в процессе подготовки будущих специалистов техникума.
На занятиях присутствует педагогика сотрудничества, основанная на уважении личности студента. Создаю оптимальные условия для обучения и развития, применяя традиционные методы и приемы учебной деятельности:
Методы приемы | Темы урока | Результат |
Для педагога | Для студента |
Личностно ориентированная технология |
Творческая мастерская | «Ласточка разбитого стекла» (лирика Г.Державина, А.Фета, О.Мандельштама) | - реализация значительного объема учебного материала; - формирование системы научных знаний; - урок более логичен и информативен; - повышение продуктивности урока; - максимальная концентрация внимания студентов на уроке | - максимальная самостоятельность студентов ; - формирование критического мышления и воображения; - развитие фантазии и интеллекта; - развитие творческих способностей студентов; - познавательной активности студентов; |
Клише | «Не стоит село без праведника»(по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор» |
Написание текста-импровизации | Тема любви в творчестве И.Бунина «Темные аллеи» |
Урок-исследоваеие | Идея подвига во имя всеобщего счастья в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» |
Технология проблемного обучения |
Проблемный вопрос: дискуссия | «Проблема поколений. Базаров и Кирсанов»по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» | - создан банк проблемных ситуаций и заданий; - разработано 7 конспектов занятий; - возможность диагностировать и корректировать на каждом уроке | - получает возможность продемонстрировать свою позицию, самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос; - появляется интерес к излагаемому материалу; - объединиться в группы для достижения поставленной цели. |
Образ Катерины в русской критике (по «Грозе » А.Н.Островского) |
Проблемное задание: поисковая работа | Своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина |
Тема «маленького» человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель» |
Информационно-коммуникативная технология |
Мультимедиа Исследование Семинар проект | Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» | - совместность с другими видами технологий; - передача информации на новом уровне; - возможность предоставлять учебный материал кратко и наглядно (15 презентаций); - оперативная диагностика и контроль (20 электронных тестов) | - улучшает понимание изучаемого материала; - знакомство с сайтами и порталами по предмету; |
Поэзия серебряного века (символизм, акмеизм, футуризм) |
Время «поэтического бума» (Творчество Б.Окуджавы, Е.Евтушенко, А.Вознесенского) |
Остановлюсь на некоторых формах, методах и приёмах организации личностно-ориентированного урока, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.
Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны чётко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке.
Идти «от учеников» а процессе познания — это значит организовать и направлять коллективный поиск. Чаще вопросы ставят в общем виде, чтобы пробудить самостоятельную мысль ребёнка
Выражая свои мысли и чувства, своё отношение к изучаемому, они проживают своё учение. Такая работа сплачивает ученический коллектив, развивает внимание и уважение к суждениям других учеников. Так ученики приучаются жить и работать не рядом, а вместе.
Выполняя разные виды заданий: составление схем-конспектов, работая в парах, группах, индивидуально - студенты учатся как совместной продуктивной деятельности, так и самостоятельности, реализуют интеллектуальный творческий потенциал через заполнение клише, написание сочинений – эссе, создание двухчастного дневника, учатся выражать свои мысли просто, доступно, логично, ярко, образно. Благоприятная атмосфера в группе, чувство психологического комфорта способствует успешному обучению.
Изучая творчество А.И.Солженицына и работая над рассказом «Матренин двор», на уроке вместе с обучающимися составляем клише-рецензию. Написание рецензии всегда трудно дается детям. Я считаю, что такой вид деятельности облегчит работу над рецензией и к другим произведениям.
Рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор» написан . Первоначально рассказ назывался . Главная героиня рассказа - это женщина. Весь рассказ состоит из мелких , слагающих жизнь героини. Это и колченогая , и коза, и добыча (а может воровство?) , и запасание сена; это и болезнь пожилой женщины, и пальто из шинели. Наверное, поворотным в ее жизни становится , когда она выходит замуж за , объясняя «Мать у них умерла… Рук у них не хватало ». В этом поступке - ключ к Матрены. Вся она – не для себя, а для . Совершенное бескорыстие, согласие с , гармония с миром, даже если он и по отношению к ней; незлобливость и доступность людям - это все и есть характер , русский характер. Чтобы оттенить черты этого характера, автор изображает немногочисленных . В кульминации рассказа двор праведности , и это обретает смысл. Избяная, Россия сталкивается с XX веком, с железной хваткой корысти, и рассыпается она по . |
Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету содержит технология сотрудничества. На практике её часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создаёт атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания. Задания при групповой работе даю дифференцированные. Богатые возможности групповой работы использую чаще всего повторительно-обобщающих уроках. В данном случае групповая работа развивает пунктуационную зоркость учащихся, их внимание к умелому использованию изучаемых языковых единиц в речи, даёт возможность высказывать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с членами группы, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения.
Одним из путей организации заданий является их вариативность по степени трудности, которая должна быть отражена в формулировке задания и отвечать цели индивидуализации выполнения. Дифференцированная методика предполагает оказание дозированной помощи учащимся путём предъявления одного и того же по содержанию задания по двум- трём разновидностям инструкции и переход от более трудной формулировки к менее трудной.
Часто использую работу в парах. Которая даёт возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах урока.
Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами студентов.
Эффективной работой в данном направлении я считаю творческие мастерские. Мастерские — это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем обычный урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Эта технология, разработанная «Французской группой нового образования», удивляет своей обращенностью к «я» ребёнка, к его интересам, поискам, целям. Внимание ребят направлено на выполнение заданий: через задания, логическую структуру мастерской мастер руководит самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и мастера, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств способствуют развитию индивидуальности ученика, дают толчок творческому процессу создания текста. Не случайно французские педагоги выдвинули лозунг «Все способны!»
Мастерская — это психология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнёрства с учащимися. Преобладающие методы на таких уроках: проблемно-поисковые и диалогические.
Обязательно сотрудничество, сотворчество. Даже слабоуспевающие ученики не испытывают больших затруднений в работе, потому что постоянно чувствуют в группе локоть друг друга, поддержку, помощь, понимание. Заканчивается мастерская всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своих ощущений, впечатлений.
Электронная тетрадь по русской...
Занимательная теория литературы
Электронная тетрадь по русской...
Великие русские писатели и поэты
Электронная тетрадь по русской...
Русская литература 11 класс ФГОС. Часть...
Русская литература 7 класс ФГОС
За страницами учебника. Литература....
© 2017, Пинясова Елена Викторовна 978 4
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы