СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра "В стране права"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра "В стране права" предназначена для использования во внеурочной работе с учащимися 7-8 классов для закрепления материала по праву.

Просмотр содержимого документа
«Игра "В стране права"»



Игра-путешествие

«В стране права»

(с использованием мультимедийного приложения)






Описание игры

Игра-путешествие «В стране права» предназначена для учащихся 7-8-х классов в форме путешествия по станциям с использованием мультимедийного приложения.

Цель: актуализировать знания учащихся по теме «Права человека и ребенка» в игровой форме.

Задачи:

- закрепить знания по Конвенции о правах ребенка и Конституции РФ;

- развивать умения работать в группе;

- развивать оценочные умения;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма;

- воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине.

Метод: интерактивная игра

Оборудование: видеопроектор, экран, диск с записью теста, слайды с фотографиями, путевые листы, текст Конвенции о правах ребенка, текст сказки «Золушка» Ш. Перро, картинки и фотографии для конкурсов.


Ход игры.

Игра проводится в виде путешествия команд из 5-7 человек по станциям, где ведущие предлагают им задания различных типов. Ведущими являются ученики 6-х классов, которые занимаются изучением прав человека и дополнительно на факультативе. Время выполнения заданий на станциях от 7 до 10 минут. После выполнения задания, на каждой станции ведущие записывают результаты работы команды в баллах в их путевой лист, так что к концу путешествия каждая команда уже представляет свой конечный результат. При подведении общих итогов все баллы в путевом листе каждой команды складываются, и выявляется победитель. Критерии оценивания – по полноте выполнения заданий. На каждой станции при выдаче заданий участникам объявляется и максимальная сумма баллов по станции. Максимальное количество баллов в игре – 80, максимальное время выполнения заданий – 80 минут.

Перечень станций:

  1. Разминочная (10 баллов)

  2. Знаменитая (10 баллов)

  3. Географическая (10 баллов)

  4. Лингвистическая10 баллов)

  5. Фотовернисаж (10 баллов)

  6. Сказочная(10 баллов)

  7. Поэтическая (10 баллов)

  8. Правовая (10 баллов)

Станция 1. Разминочная

Цель: проверка знаний об основных международных документах по правам человека, интеллектуальная разминка для того, чтобы учащиеся «вошли в игру»

Описание задания: учащиеся получают карточки с вопросами теста по правам ребенка и человека. В течение 10 минут они отвечают на тест и сдают ведущим для проверки.

1.Какая декларация о правах человека была принята Организацией Объединенных Наций первой?

2.Что такое Международный билль о правах человека?

3. Сколько статей содержит Всеобщая декларация прав человека?

4. Кого касается Всеобщая декларация прав человека?

5. В чем различие между конвенцией и декларацией?

6. Почему Всеобщая декларация прав человека важна для Вас?

7. В каком году была принята ВДПЧ ?

8. Какая страна первой предложила идею международного договора о правах ребенка?

9. Сколько стран ратифицировало Конвенцию о правах ребенка?

10 К какой группе прав относится право на жизнь ?

Приложение 1.

Ответы на Викторину

1. Всеобщая декларация прав человека — исторический документ.

2. Всеобщая декларация прав человека, а также Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

3. 30 Статьей

4. Касается каждого человека, без какого бы то ни было различия, как то в отношении пола, расы, религии или социального происхождения.

5. Конвенция является юридически обязывающим договором, вступающим в силу после ее ратификации определенным числом государств. Декларация не является юридически обязывающим документом, однако имеет моральный вес, поскольку принимается международным сообществом

6. Поскольку она обеспечивает защиту ваших личных прав и содействует их уважению

7. 1948 год

8. Польша

9. 191 по состоянию на сентябрь 1997 года

10. Личные


Станция 2. Знаменитая

Цель: актуализировать знания учащихся об известных лидерах государства, правозащитниках, руководителей регионального уровня.

Описание задания: игроки получают бланки с фамилиями известных личностей, в течение 10 минут им надо написать, кто эти личности.

Приложение 2.

Кто эти люди?

  1. Д.Медведев - ____________________________

  2. П.Астахов - _____________________________

  3. В.Путин - _______________________________

  4. Т.Мерзлякова - __________________________

  5. В.Мостовщиков - ________________________

6. А. Мишарин – __________________________

7.Э.Россель – _____________________________

  1. С. Собянин – ____________________________

10.Б.Ельцин – _____________________________

10.А.Д.Сахаров - _____________________________

Станция 3. Географическая

Цель: помочь разобраться, где и как могут быть реализованы права ребенка в обществе

Описание задания: Игроки получают карту воображаемой местности (Приложение 2).

Реквизит:

-карта местности,

- фломастеры

-текст со статьями Конвенции о правах ребенка (Приложение 3)

- бланки ответов

На плане отмечены общественные места, здания: школа, больница и др.

Команде дается 10 минут, чтобы она отметила на плане и подписала №№ статей Конвенции о правах ребенка, какое право дети могут реализовать в том или ином общественном месте.

Через 10 минут игроки команды сдают задание в жюри.

Станция 4. Фотовернисаж

Цель: научить отбирать и наглядно отображать информацию, связанную с правами детей.

Описание задания: Участники команд получают одинаковый пакет документов, который содержит 9 фотографий или рисунков. Игроки в течение 7 минут обсуждают содержание фотографий для того, чтобы подобрать статьи Конвенции о правах ребенка к ним.

Реквизит:

- подбор фотографий, рисунков или вырезок из журналов, связанных с различными ситуациями в мире детства

- текст со статьями Конвенции о правах ребенка (Приложение 3)


Станция 5. Лингвистическая

Цель: актуализировать в памяти учащихся знание терминов по правам ребенка, закрепить их правильное написание.

Описание задания: Игроки получают ключевое слово «Декларация», с буквами которого им нужно составить кроссворд.

Реквизит:

-фломастеры

-листы с заготовкой для кроссворда (Приложение)4.


Станция 6. Сказочная

Описание задания: Игрокам команд предлагается в течение 10 минут прочитать сказку и в тексте подчеркнуть те места, где, на их взгляд, нарушены права ребенка, и указать номера статей Конвенции о правах ребенка.

Реквизит:

-распечатка сказки «Золушка» (Приложение 5)

- текст со статьями Конвенции о правах ребенка (Приложение 3).


Станция 8. Поэтическая

Цель: выявить поэтические способности у учащихся

Описание задания: составить БУРИМЭ (пример рифм: ребенок- с пеленок, Конвенция- компетенция). В течение 7минут команды работают, а потом представляют свои варианты ведущим, за каждую работу дополнительный балл.

Игрокам даны примеры вариантов стихотворений:

Каждый должен знать ребенок,
Есть права у всех с пеленок!
Рассудит все Конвенция,
Ее в том компетенция ”

Каждый ребенок
Еще с пеленок
Знает: Конвенция –
Его компетенция”


Станция 7. Правовая

Цель: обобщить знания учащихся по теме права ребенка и Конституция РФ

Описание задания: учащимся предлагается ответить на вопросы интерактивного теста.

Реквизит:

-компьютер

-видеопроектор

-экран

-тест

Приложение 7.


Учитель: пока подсчитываются общие баллы команд, предлагаю сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Сейчас я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете хором отвечать: разрешается или запрещается.

  1. Посмотри на этот знак:
    Человек поднял флаг.
    Слушать мнение ребенка (разрешается).

    2. Вот в углу стоит мальчонка,
    Плачет, надрывается.
    Бить, наказывать ребенка
    Строго (запрещается)

    3. С мамой дети должны жить,
    Ей цветы всегда дарить –
    Это (разрешается).

    4. Эта грань обозначает:
    Мать с ребенком разлучают.
    Это (запрещается).

    5. Рисовать и петь учиться,
    Если заболел – лечиться,
    Это – (разрешается).

    6. Этот трудится ребенок,
    Мало у него силенок,
    Ноги подгибаются.
    В детстве тяжкая работа (запрещается).

    7. Вместе дружно в мире жить,
    с разными детьми дружить –
    Это (разрешается).

    8. Этот слабый горбит спину,
    Перед сильным преклоняется.
    Быть рабом у господина
    Строго (запрещается).

Подведение итогов игры.

Литература

  1. “Детская Конституция”: как, опираясь на законы, действенно защищать права детей.// Библиотека “Российской газеты”, выпуск 11, 2005 г.

  2. Защита прав ребенка в РФ: сборник нормативных документов. - С-Пб, 2001.

  3. Конституция РФ. 1993.

  4. Конвенция о правах ребенка в детском пересказе.

  5. Познание правовой культуры (сценарий урока на тему “Ваши права”)// Школьная библиотека, №7, сентябрь 2002 г.

  6. Сборник игр и задач для тебя и твоих друзей “Имею право!” - М, 1999 г.


Приложение 1.


№ вопроса

Ответ КОМАНДА_

(цифра) СТАНЦИЯ_

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10




Приложение 2.


Маршрутный лист

«Права человека в современном мире»

Команда_

Класс_


Количество баллов_ из 80 баллов


Станция

Балл

Роспись

Разминочная



Знаменитая



Географическая



Терминологическая




Фотовернисаж



Сказочная



Поэтическая



Правовая









Д

Е

К

Л

А

Р

А

Ц

И

Я

КОМАНДА_


Приложение 3
















Приложение 4

Приложение №5

Карта местности



Школа


4

5

ДК

Больница

Ответы



№ пункта

№ статьи

Содержание статьи

1 (дом)

Ст.9.



Ст.16

Ребенок всегда должен жить с родителями, если они его заслуживают (т.е. не пьют, заботятся о нем и т.д.)


Любой ребенок имеет право на личную жизнь. Никто не может ворваться к нему в дом, читать его письма и т. д. Любой ребенок может стать, кем захочет. Государство обязано защитить ребенка от тех, кто хочет ему помешать.


2 (спортплощадка)



Ст. 29.



Ст. 31

Государство обеспечивает, чтобы образование развивало ум, таланты и способности ребенка, его физиологические возможности, способствовало пониманию прав человека, готовило ребенка к жизни в свободном мире, где все уважаемы и равны, воспитывало бережное отношение к природе.


Каждый ребенок имеет право играть, развлекаться (соответственно возрасту) и культурно отдыхать



3 (больница)

Ст. 3 .



Ст.4



Ст. 24


Ст. 25



Ст. 26

Государство должно защищать детей в первую очередь. Государство обеспечивает работу органов, которые отвечают за реализацию прав ребенка.


Государство принимает законы, старается обеспечить экономические, политические и другие условия, чтобы права ребенка выполнялись


Каждый ребенок имеет право на лечение.


Каждый ребенок должен знать, чем и как его лечить, а также то. какими могут быть последствия этого лечения.


Каждый ребенок имеет право на социальное обеспечение (дотации родителям, льготные путевки в лагерь, санаторий, льготный проезд на транспорте, бесплатное лечение и т.д.).



4 (дворец культуры)

Ст. 3 .



Ст.4



Ст. 15




Ст. 31


Государство должно защищать детей в первую очередь. Государство обеспечивает работу органов, которые отвечают за реализацию прав ребенка.


Государство принимает законы, старается обеспечить экономические, политические и другие условия, чтобы права ребенка выполнялись


Все дети имеют право на мирные собрания и создание мирных ассоциаций, детских объединений и организаций.


Каждый ребенок имеет право играть, развлекаться (соответственно возрасту) и культурно отдыхать

5 (школа)

Ст. 3 .



Ст.4



Ст. 12



Ст. 13



Ст. 15



Ст. 27



Ст. 28



Ст. 29




Ст. 31

Государство должно защищать детей в первую очередь. Государство обеспечивает работу органов, которые отвечают за реализацию прав ребенка.


Государство принимает законы, старается обеспечить экономические, политические и другие условия, чтобы права ребенка выполнялись


Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение


Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение и получать любую информацию, если она не вредит ребенку, другим людям, государству.


Все дети имеют право на мирные собрания и создание мирных ассоциаций, детских объединений и организаций.


Государство признает право каждого ребенка на жизнь, достойную человека (когда ребенок сыт, обут, одет, в безопасности, имеет возможности образования и развития).


Ребенок имеет право на образование (при этом государство обеспечивает ребенку, по крайней мере, бесплатное начальное образование).


Государство обеспечивает, чтобы образование развивало ум, таланты и способности ребенка, его физиологические возможности, способствовало пониманию прав человека, готовило ребенка к жизни в свободном мире, где все уважаемы и равны, воспитывало бережное отношение к природе

Каждый ребенок имеет право играть, развлекаться (соответственно возрасту) и культурно отдыхать

6 (библиотека)

Ст. 3 .



Ст.4



Ст. 13




Ст. 17



Ст. 31


Государство должно защищать детей в первую очередь. Государство обеспечивает работу органов, которые отвечают за реализацию прав ребенка.


Государство принимает законы, старается обеспечить экономические, политические и другие условия, чтобы права ребенка выполнялись


Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение и получать любую информацию, если она не вредит ребенку, другим людям, государству.


Ребенок имеет право получать информацию из печатных изданий, радио, телевидения, ИНТЕРНЕТА, если эта информация соответствует принятым в обществе моральным нормам и правилам. Государство поощряет детские издания, борется с изданиями, приносящими вред.


Каждый ребенок имеет право играть, развлекаться (соответственно возрасту) и культурно отдыхать


7 (почта)


Ст. 17

Ребенок имеет право получать информацию из печатных изданий, радио, телевидения, ИНТЕРНЕТА, если эта информация соответствует принятым в обществе моральным нормам и правилам. Государство поощряет детские издания, борется с изданиями, приносящими вред.



Приложение №6

Ответы отмечены цветом

Шарль Перро

Золушка


Жил когда-то дворянин, который женился вторым браком на женщине столь надменной и столь гордой, что другой такой не было на свете. У нее были две дочери, такого же нрава и во всем походившие на нее. И у мужа тоже была дочь, но только кротости и доброты беспримерной: эти качества она унаследовала от своей матери, прекраснейшей женщины.

Не успели сыграть свадьбу, как мачеха уже дала волю своему злому нраву: ей были несносны добрые качества этой девочки, из-за которых ее родные дочери всем казались еще более противными. Она поручила ей в доме самую грязную работу: падчерица мыла посуду и подметала лестницу, натирала полы в комнате хозяйки и ее дочерей — благородных девиц; спала она под самой крышей, на чердаке, на скверной подстилке, меж тем как сестры ее жили в комнатах с паркетными полами, где стояли самые модные кровати и большие зеркала, отражавшие их с головы до ног. Бедная девушка терпеливо сносила все и не смела жаловаться отцу, который выбранил бы ее, ибо находился в полном подчинении у жены. Справив работу, она забивалась в уголок камина, садилась прямо в золу, отчего домашние называли ее, обычно Замарашкой. Младшая сестра, не такая злая, называла ее Золушкой. Между тем Золушка, хоть и носила скверное платье, была во сто раз красивее, чем ее сестры, щеголявшие великолепными нарядами. Однажды сын короля решил дать бал и пригласил на него всех знатных особ. Получили приглашение и обе наши девицы, ибо они пользовались почетом в крае. Они очень обрадовались, и все их мысли были только о том, как бы выбрать к лицу платье да прическу. Золушке — новые заботы: ведь это она гладила для сестер белье и крахмалила рукавчики.

Пока она причесывала их, они ей говорили: «Золушка, тебе приятно было бы поехать на бал?» — «Ах, сударыни, вы надо мной смеетесь; это мне не пристало!» — «Да, правда, люди стали бы смеяться, если бы Замарашка поехала на бал».

Наконец счастливый день наступил; сестры уехали, и Золушка долго провожала их глазами. Когда их уже не стало видно, она заплакала. Крестная мать, увидевшая ее в слезах, спросила, что с ней: «Тебе хочется на бал — ведь так?» — «Ах, да»,— со вздохом сказала Золушка. Волшебница помогла девочке: тыкву она превратила в карету, мышей в лошадей, ее старое и грязное платье в великолепный наряд.

Потом она дала ей пару туфелек, таких красивых, что красивее и не бывает. Нарядившись, таким образом, Золушка села в карету; но крестная наказала ей ни за что не оставаться на балу дольше полуночи и предупредила ее, что если она там пробудет одну лишнюю минуту, карета ее снова обратится в тыкву, лакеи в ящериц и что ее старое платье примет свой прежний вид.

Золушка обещала крестной, что непременно до полуночи уедет с бала. Королевский сын, которому сообщили, что приехала какая-то знатная принцесса, никому не известная, поспешил встретить ее. Даже сам король, хоть он и был очень стар, все время глядел на нее и шепотом говорил королеве, что давно уже не видал такой милой и красивой особы.

Королевский сын усадил ее на самое почетное место, а потом повел танцевать.

Часы пробили полночь. Вспомнив наказ крестной, Золушка поспешила домой и, убегая, она уронила с ноги одну из туфелек. Принц заботливо поднял туфельку. Золушка вернулась домой, запыхавшаяся, без кареты, без лакеев, в своем гадком платье; от всего великолепия ей не осталось ничего, кроме одной туфельки — под пару той, которую она уронила.

Несколько дней спустя королевский сын велел глашатаям под звуки труб оповестить народ, что он женится на той, кому туфелька придется впору. Стали примерять ее принцессам, потом герцогиням и всем придворным дамам, но напрасно. Пришли с туфелькой и к двум сестрам, которые что было мочи пытались втиснуть ногу в туфельку, но это у них никак не выходило. Золушка, глядевшая на них и узнавшая свою туфлю, засмеялась и сказала: «Дайте-ка, я посмотрю — не будет ли она мне впору». Сестры захохотали и стали над ней насмехаться. Дворянин, примерявший туфельку, пристально взглянул на Золушку и, заметив, какая она красивая, сказал, что так и надо и что ему приказано примерять туфельку всем девушкам. Он усадил Золушку и, поднеся туфлю к ее ножке, увидел, что она без труда входит в нее и что туфелька сделана, словно по мерке. Велико было удивление сестер, но оно еще более усилилось, когда Золушка вынула из кармана другую туфельку и тоже ее надела. Тут пришла крестная и, палочкой дотронувшись до Золушкиного платья, превратила его в великолепный наряд.

В том же наряде повели ее к молодому принцу. И через несколько дней он на ней женился.









Ст. 19 Государство защищает детей от оскорблений, грубого обращения, любого вида насилия или эксплуатации со стороны родителей, опекунов…

Ст. 36

Государство защищает детей от любых форм эксплуатации.



Ст. 19, 36









Ст. 19,36



Ст.31. Каждый ребенок имеет право играть, развлекаться (соответственно возрасту) и культурно отдыхать.










































Ст. 19



Приложение № 7

Конвенция о правах ребенка

(в детском пересказе)

Ст. 1

Ребенком считается человек от 0 до 18 лет


Ст. 2

Государство должно признавать и обеспечивать выполнение всех прав ребенка независимо от расы, цвета кожи, состояния здоровья, пола, языка, религии, национальности, богатства или бедности его родителей


Ст. 3 .

Государство должно защищать детей в первую очередь. Государство обеспечивает работу органов, которые отвечают за реализацию прав ребенка.


Ст.4

Государство принимает законы, старается обеспечить экономические, политические и другие условия, чтобы права ребенка выполнялись.


Ст.5 .

Главную ответственность за воспитание детей несут родители. Государство уважает это право и ответственность родителей.


Ст.6.

Каждый ребенок имеет право на жизнь.


Ст.7.

Родившись, ребенок сразу становится гражданином своей страны и имеет право на имя, право знать своих родителей, право на их заботу. Государство должно это обеспечить.


Ст.8 .

Государство обеспечивает право ребенка на сохранение индивидуальности (имя, семью, национальность). Если эти права нарушаются, государство защищает ребенка.


Ст.9.

Ребенок всегда должен жить с родителями, если они его заслуживают (т.е. не пьют, заботятся о нем и т.д.)


Ст. 10.

Ребенок, родители которого живут в разных городах, областях, государствах, имеет право поддерживать отношения с ними обоими.


Ст.11.

Нельзя вывозить ребенка и оставлять ребенка за границей насильно.


Ст. 12

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение


Ст. 13.

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение и получать любую информацию, если она не вредит ребенку, другим людям, государству.


Ст. 14.

Ребенок имеет право на свободу мысли. Ребенок может сам решить, какую религию ему исповедовать. Родители или опекуны могут руководить ребенком в этом вопросе. Однако бывает, что религиозные организации наносят ущерб ребенку, его здоровью, психике. В этом случае государство может принимать меры, чтобы помочь ребенку.


Ст. 15.

Все дети имеют право на мирные собрания и создание мирных ассоциаций, детских объединений и организаций.


Ст. 16.

Любой ребенок имеет право на личную жизнь. Никто не может ворваться к нему в дом, читать его письма и т. д. Любой ребенок может стать, кем захочет. Государство обязано защитить ребенка от тех, кто хочет ему помешать.


Ст. 17.

Ребенок имеет право получать информацию из печатных изданий, радио, телевидения, ИНТЕРНЕТА, если эта информация соответствует принятым в обществе моральным нормам и правилам. Государство поощряет детские издания, борется с изданиями, приносящими вред.


Ст. 18.

Оба родителя одинаково отвечают за воспитание детей.


Ст. 19.

Государство защищает детей от оскорблений, грубого обращения, любого вида насилия или эксплуатации со стороны родителей, опекунов, должностных лиц и т.д.


Ст.20.

Ребенок, лишенный семейного окружения, имеет право на особое внимание со стороны государства (на предоставление ему жилья, на оказание медицинской помощи, на усыновление и т.д.). При этом учитывается национальность ребенка, его особенности, принимается во внимание его мнение.


Ст.21.

Если ребенка усыновили в другой стране, то государство обеспечивает все условия для полноценной жизни ребенка, несет ответственность за его жизнь и здоровье.


Ст.22.

Если ребенок желает получить статус беженца, то государство обязано обеспечить ему защиту и гуманитарную помощь (пищу, медикаменты, кров), а также помочь найти родителей.


Ст.23.

Каждый, даже не совсем здоровый ребенок имеет право на полноценную жизнь.


Ст.24.

Каждый ребенок имеет право на лечение.



Ст.25.

Каждый ребенок должен знать, чем и как его лечить, а также то. какими могут быть последствия этого лечения.


Ст.26.

Каждый ребенок имеет право на социальное обеспечение (дотации родителям, льготные путевки в лагерь, санаторий, льготный проезд на транспорте, бесплатное лечение и т.д.).


Ст. 27 .

Государство признает право каждого ребенка на жизнь, достойную человека (когда ребенок сыт, обут, одет, в безопасности, имеет возможности образования и развития).


Ст.28.

Ребенок имеет право на образование (при этом государство обеспечивает ребенку, по крайней мере, бесплатное начальное образование).


Ст. 29.

Государство обеспечивает, чтобы образование развивало ум, таланты и способности ребенка, его физиологические возможности, способствовало пониманию прав человека, готовило ребенка к жизни в свободном мире, где все уважаемы и равны, воспитывало бережное отношение к природе.


Ст.З0.

В многонациональном государстве дети всех национальностей имеют равные права и возможности.


Ст.31

Каждый ребенок имеет право играть, развлекаться (соответственно возрасту) и культурно отдыхать.


Ст.32.

Детям, не достигшим определенного возраста, не разрешается работать, т.к. это может принести вред здоровью или помешать образованию ребенка.


Ст. ЗЗ.

Государство принимает меры, чтобы защитить детей от употребления наркотиков, не допускать детей к производству наркотических веществ.


Ст.34.

Государство обеспечивает ребенку защиту от всех видов сексуальной эксплуатации.


Ст.35.

Государство принимает все меры, чтобы детей перестали похищать, торговать ими или их «контрабандировать».

Ст.36.

Государство защищает детей от любых форм эксплуатации.


Ст.37.

Ребенок не может быть подвергнут смертной казни.


Ст.38.

В случае, если ребенок находится в зоне военных действий, существуют специальные меры для обеспечения его безопасности. Детям, не достигшим 15 лет, запрещается участие в военных действиях. Детей от 15 до 18 лет не могут брать в армию. Государство должно брать в армию людей старшего возраста.


Ст.39.

Если ребенок стал жертвой любой агрессии, эксплуатации, пренебрежения, жестокости, конфликтов, государство обязано создать условия для физического, психологического и социального восстановления ребенка.


Ст.40.

Иногда случается, что ребенок нарушает закон. Он все равно имеет право на отношение, которое позволяет развить в ребенке чувство достоинства, значимости и уважения к чужим правам. Ребенок имеет право на правовую помощь и уважение к его личной жизни при рассмотрении его уголовного дела.


Ст.41.

Положения конвенции могут быть развиты в законах каждого государства и других международных документах.