СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста «Поговорим об этикете»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста «Поговорим об этикете»»

Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста «Поговорим об этикете»

Цель: познакомить детей с правилами этикета; сформировать у них понимание необходимости выполнения правил этичного поведения.

  

Задачи:

1. Познакомить с видами этикета;

2. Организовать знакомство детей с правилами поведения за столом, во время разговора по телефону;

3. Формировать задатки самоконтроля в поведении детей;  

4. Воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.



Ход занятия

I. Вводная часть.

Актуализация знаний детей .

Чтение стихотворения А. Усачев «Что такое этикет».

Понятие этикета.

Игра «Словарь вежливых слов»

Игра «Будь внимательным».


II. Основная часть.

Классификация видов этикета.

Столовый этикет.

Игра на закрепление правил столового этикета «Правильно – неправильно».

Игра «Собери пословицу»

Физкультминутка «Улыбнитесь».

Мобильный или телефонный этикет.

Обсуждение правил телефонного разговора.

Игра «Вежливость на расстоянии»


III. Заключительная часть.

Игра «Мозговой штурм».

Подведение итога занятия.


Материалы к занятию


1. Вводная часть.

Воспитатель читает стихотворение:

Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? 
Как есть?
Как звонить? 
Как встать? 
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ 
Этот самый этикет.

(А. Усачёв)

Воспитатель: - Так что такое этикет ? (ответы детей)

- Правильно, этикет –это французское слово. Оно означает свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных кругах. «Этикет – это правила поведения  человека среди других людей». Этикет – совокупность норм и правил, призванных регулировать внешние формы поведения. В словаре Даля сказано: «Этикет – чин, порядок, соблюдение внешних обрядов и приличия; церемониал, внешняя обрядливость» Этикет помогает найти выход во многих жизненных ситуациях, способствует доброжелательности и взаимопониманию: в школе, на работе, на улице, в общественном транспорте, в магазине, в гостях.

Воспитатель: - А как называют человека, который знает правила этикета и соблюдает их? (Его называют – культурным, воспитанным человеком)

-Самое первое правило этикета, которое мы запоминаем с детства – приветствие.

-  А какие вы знаете формы приветствия? (ответы детей)

Самое простое слово “здравствуйте” означает: “Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе доброго здоровья, мира, счастья”

- В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «Волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному человеку вернуть хорошее настроение, избавить от боли. Какие это слова? (ответы детей)

Воспитатель:- А давайте-ка сейчас поиграем в игру «Словарь вежливых слов»

Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).

Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу …(привет).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста).

Порвал Воробей

Паутинные нити

Чирикнул смущенно

Ну…(извините).

Если невежей прослыть не хотите

Очень прошу вас – будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните

Будьте…(любезны),

Будьте…(добры).

Когда я что-то подарю

Мне говорят:… (благодарю).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания).

- Вы все очень хорошо отвечали. Какие же  волшебные слова нам встретились?( спасибо, добрый день, здравствуйте, прости, пожалуйста, до свидания)  

И снова поиграем «Будь внимательным». Я попрошу вас что-то сделать ,если просьба с вежливым словом – выполняете; если просьба без вежливого слова – не выполняете.

  • встаньте, пожалуйста;

  • попляшите;

  • похлопайте в ладоши, пожалуйста;

  • покружитесь, пожалуйста;

  • потопайте ногами;

  • поменяйтесь местами с соседом;

  • одолжите соседу ручку;

  • обменяйтесь с соседом рукопожатием, пожалуйста;

  • отойдите к двери;

  • заберите назад ручку, одолженную вами соседу;

  • сядьте, пожалуйста.


2. Основная часть.

Воспитатель: - Давайте с вами познакомимся с видами этикета. Какие ,вы, уже знаете виды этикета? (ответы детей)


Общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Светский или социальный этикет - это свод правил вежливости, демонстрирующих достоинство человека, его уважение собеседнику и к обществу.

Присутственный этикет-  нормы поведения в общественных местах, театре, ресторане, музее, в государственных учреждениях и т.д.

Религиозный этикет - универсальные правила общения с представителями культа той или иной конфессии и нахождения в храмах.

Печальный этикет (Траурный этикет) - совокупность правил, традиций и условностей, которые соблюдаются в церемонии прощания с умершим.

Этикет путешествий - это совокупность правил поведения туриста в контексте кросс- культурных коммуникаций в стране пребывания, обеспечивающих его безопасность, заботу о сохранении собственного достоинства и позитивного имиджа своей страны, а также проявление уважения к культуре и гостеприимству принимающей стороны.

Спортивный этикет - правила поведения, которые регулируют отношения во время публичных выступлений между спортсменами, игроками в команде, спортивными командами и спортивными болельщиками .

Гендерный этикет это правила поведения в обществе в соответствии с ролевой дифференциацией, обусловленной социокультурной и социопсихологической совокупностью различий между мужчинами и женщинами.

Брачный этикет(Свадебный этикет) - это свод предписаний и правил праздничной свадебной церемонии, соблюдение которых не только желательно, но и обязательно. Этикетные нормы и правила касаются приглашений, одежды, подарков, цветов, самой свадебной церемонии, а также праздничного ужина.

Деловой этикет - это правила формального поведения в контексте бизнес-коммуникаций, которые включают проведение деловых встреч, презентаций, приемов, правила пользования визитными карточками, правила деловой переписки, правила обмена подарками и сувенирами, правила телефонных переговоров и т.д.

Воинский этикет - это свод уставных, формальных и общепринятых правил поведения военнослужащих в сфере их деятельности и коммуникаций.

Дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц в ходе различных дипломатических мероприятий, при контактах друг с другом на приемах, во время визитов, при переговорах.

Корпоративный этикет - это свод коммуникативных правил вежливого поведения, применяемых сотрудниками организации между собой и в отношениях организации с внешней средой.

Этикет сервиса  - это правила поведения между участниками процесса предоставления услуг, формирующие оценку профессионального уровня и качества полученных услуг.

Специальные виды этикета

Столовый этикет  - совокупность правил, традиций и условностей в проведении трапезы, пользовании столовыми приборами, а также особенности гастрономического вкуса и культура потребления блюд.

Речевой этикет - совокупность правил нормативного речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых вежливых формул и выражений, принятых в обществе в общении с собеседником. 

Семейный этикет - правила и нормы отношений внутри семьи между супругами, их детьми и близкими родственниками.

Этикет пользования средствами коммуникации

Сетевой этикет - это правила корректного поведения между участниками коммуникации при передаче информации с использованием цифровых мобильных средств.

Этикет электронной корреспонденции - это правила написания и обмена сообщениями между участниками коммуникации в ситуации деловой и частной переписки.

Мобильный этикет (Телефонный этикет)- совокупность правил пользования в обществе мобильными средствами связи при общении друг с другом.

Воспитатель: - А теперь более подробно разберем некоторые из них.

- И так столовый этикет:- Без сомнения, поесть вкусненького мы любим все…Однако далеко не все знают элементарные правила поведения за столом. Чтобы не оказаться в глупой ситуации перед людьми, с которыми ты будешь находиться за одним обеденным столом, выучи эти основные правила и тебе никогда не будет стыдно за себя.

Итак, правила поведения за столом для детей:

- Вести себя культурно, спокойно - не  шуметь, не кричать, не бегать. Не устраивать игр, не мусорить; беречь стены, оформление, мебель, оборудование.

- Запрещается посещение столовой в верхней одежде и головных уборах, а также приносить с собой жевательную резинку.

- Если завтраки , обеды и ужины накрыты заранее, необходимо сесть на свое место и брать только то, что предназначено для тебя.

-Перед завтраком, обедом рекомендуется вымыть руки, при этом надо пользоваться водой правильно.

- Во время приема пищи не следует спешить, разговаривать, отвлекаться. Рекомендуется сидеть прямо, тщательно пережевывать пищу, столовыми приборами пользоваться правильно. Бережно относиться к мебели, скатертям, клеенкам, посуде и приборам. В случае порчи сообщить об этом взрослому.

-   Клади на тарелку столько еды, сколько сможешь съесть.

-   Мясо, поданное большим куском, принято есть с вилкой и ножом. Вилка в левой руке, нож в правой. Небольшими кусочками нарезаешь мясо, нож откладываешь в сторону, вилку берешь в правую руку – и ешь себе! Такая манера еды демонстрирует воспитанность (тарелка выглядит более аккуратной).

- Не нужно есть ложкой то, что можно есть вилкой, а также не пользуйся ножом, если можно обойтись при помощи все той же вилки. Например,  рыбу, котлету, заливное ножом не режут – отламывают вилкой небольшие кусочки.

- Гарнир (картофель, овощи, макароны) набирай на вилку с помощью хлеба, а не с помощью пальцев.

-  Чтобы было легче жевать – не откусывай слишком больших кусков.

-  Если тебе захотелось попробовать какое-то блюдо, находящееся вдалеке от тебя, не тянись к нему через весь стол, а попроси вежливо передать.

- Из общей посуды накладывай еду не своей ложкой либо вилкой, а теми, что находятся на общем блюде.

- Такие сладости, как торты и пирожные, не едят с руки, а отламывают ложечкой в тарелке.

-  Руки и губы вытирай салфетками, ни в коем случае руками, скатертью, либо одеждой.

-  Не клади на стол локти: они могут помешать соседу, да и занимают много места. Очень неприлично раскачиваться на стуле.

-  Не разговаривай с полным ртом – прожуй и проглоти, потом говори, не чавкай – старайся есть беззвучно.

- По завершении приема пищи следует унести посуду, табуреты поставить на установленное место, убрать за собой мусор и спокойно покинуть обеденный зал.

- И самое главное: необходимо обязательно поблагодарить того, кто готовил и подавал вам блюда, сказать волшебное «спасибо»!

Правила поведения за столом очень важны в современном мире. Праздничный стол, поход в кафе или ресторан, романтический или дружеский ужин не может обойтись без элементарных правил этикета…

Воспитатель: - Ребята, давай те поиграем.


ИГРА  «Правильно – неправильно» - закрепить правила столового этикета.

- Если то, что я скажу правильно – хлопаем в ладоши, неправильно- хлопаем два раза.

Не чавкать.

Есть руками.

Глотать большие куски.

Ковырять в зубах пальцами.

Хорошо пережевывать пищу.

Класть в рот небольшие кусочки.

Чавкать.

Говорить во время еды.

Вытирать рот рукавом.

Спешить.

Пить залпом.

Выплевывать косточки на стол.

Объедаться.

Не говорить с полным ртом.

Чистить зубы зубочисткой.

Пользоваться салфеткой.

Сильно дуть на суп.

Бросать салфетку на стол.

 

Игра «Собери пословицу»

Нем я я ем глух- когда и (когда я ем – я глух и нем)

Соли без хлеба без -обеда половина (без соли, без хлеба- половина обеда)

Углами изба красна -не пирогами красна (не красна изба углами – красна пирогами)

(блины брюху не порча) порча не брюху блины

(ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами!) за зубами с грибами ешь пирог а язык держи

(посади свинью за стол – она и ноги положит на стол) стол на ноги посади она свинью положит стол за и

Воспитатель:- Мы уже хорошо поработали, давайте

немного разомнемся.

Физкультминутки "Улыбнитесь"

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.

Мобильный этикет или как правильно разговаривать по телефону

Культурный и воспитанный человек обязательно должен знать, как правильно разговаривать по телефону:

-Очень важно в общении по телефону быть кратким и вежливым. Не затягивай телефонные разговоры, ведь поговорить можно при личной встрече, а по телефону лишь переговорить.

-Неприлично звонить человеку до 8 утра и после 9 вечера. Разве что произошло что-то очень важное и неотложное.

-Начать телефонный разговор лучше всего с приветствия. Очень разумно будет спросить, могут ли с тобой сейчас поговорить, и не отвлекаешь ли ты своим звонком от дел.

-Если позвонили не тебе, а попросили пригласить к телефону кого-то из близких, очень бесцеремонно задавать вопросы типа: «а кто это?» или «зачем он вам нужен?». Человек сам представится или расскажет о цели звонка, если посчитает нужным. Однако было бы очень любезно с твоей стороны во время отсутствия того, кому звонят, поинтересоваться – не передать ли что-либо.

- Не забывай, подняв трубку, отвечать на приветствие.

-Если ты набрал номер и услышал в трубке незнакомый тебе голос – неприлично спрашивать: «А кто это?». Поздоровайся и представься сам, после чего попроси к телефону того, кто был тебе нужен.

-Если тебе позвонили, а ты в это время занят и не можешь разговаривать, не нужно игнорировать звонок, не поднимая трубку. Ответь, извинись, скажи, что перезвонишь позже. Только не забудь это сделать!

-Если ты набрал номер, а соединили неправильно (не с тем, кому звонил), вежливо извинись и положи трубку. И наоборот, если ошиблись номером, не сердись, мягко ответь: «вы ошиблись», не изощряйся в остроумии или тем более в оскорблениях.

-И главное: не отнимай у людей драгоценное время пустыми разговорами, воспитанный человек звонит только по необходимости.

Воспитатель: - А теперь посмотрим, как вы усвоили правила телефонного этикета, и будете соблюдать его в дальнейшем. Ответьте на мои вопросы (дети отвечают на вопросы, повторяя и закрепляя правила телефонного этикета)

Игра «Вежливость на расстоянии»

  • В какой промежуток времени можно звонить по телефону в будние дни и в выходные? ( Принято с 09:00 до 21:00. Знакомым и близким можно до 22:00. В выходные дни звонить малознакомым людям вообще не принято.)

  • При разговоре по телефону кто здоровается первым? ( Позвонивший, представившись.)

  • Надо ли представляться при телефонном разговоре? (Да. И это - просто проявление воспитанности и вежливости, которое трактуют правила телефонного разговора.)

  • Если ты звонишь своему другу или подружке и к телефону подошел кто-то из взрослых: твои действия?(Поздороваться, представиться, пригласить к телефону друга) - Обыграть ситуацию: (Выглядеть это должно примерно так) «Добрый день! Это говорит Алексей. Позовите, пожалуйста, к телефону Соню»

  • Если при разговоре неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Ответ -Позвонивший.)

  • Кто должен закончить телефонный разговор? (кто первый начал разговор, т. е. кто позвонил, тот и должен его завершить.)

  • И самое главное , не стоит сообщать свой номер телефона неизвестному.

3.Заключительная часть.

Игра «Мозговой штурм»

  1. Как правильно расположить руки, ожидая подачи, очередного блюда:

а) спрятать под стол;

б) положить на стол, как на парту;

в) взять ложку и вилку и бить ею по столу, поторапливая работников столовой?

2. Выбери верный ответ, последовательность выхода из-за стола после еды:

а) побыстрее уйти чтобы не мешать другим;

б) задвинуть стул;

в) убрать на мойку посуду;

г) поблагодарить работников столовой.

3. Как правильно брать хлеб из общей хлебницы, если она стоит от вас далеко:

а) вилкой;

б) руками через весь стол;

в) попросить, чтобы вам подали хлебницу?

Ответьте на вопросы

4. Как надо есть хлеб, бутерброды?

Хлеб берут руками, кладут на салфетку ил специальную тарелку, едят, отламывая маленькими кусочками.

5. Если в гостях вам предложили блюдо, которое мы не очень любим, то действовать надо следующим образом…

Надо взять немного на пробу и поблагодарить угощающего.

6. Как едят пирожные, торты, пироги?

Отламывают ложечкой в тарелке.

7. Как выйти из-за стола ?

Из-за стола уходят, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул.

8. При разговоре по телефону кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись.)

9. В какой промежуток времени можно звонить по телефону в будние дни и в выходные? ( Принято с 09:00 до 21:00. Знакомым и близким можно до 22:00. В выходные дни звонить малознакомым людям вообще не принято.)

  1. Сколько гудков нужно выждать при звонке?( (5-6). Если никто не снял трубку, продолжать звонить не прилично, тем более набирать номер).


Воспитатель:- Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.

- Какие новые слова вы сегодня услышали? Какие правила этикета вы вспомнили? С какими мы сегодня познакомились? Часто ли вы их соблюдали ? будете ли вы стараться применять эти знания о правилах поведения в своей практике? (ответы детей)

- Давайте сегодня у каждого будет задание: правильно поздороваться с 10 людьми, 10 раз сказать слова «спасибо» и «пожалуйста», и если будет нужно, обязательно извинится!

- Что бы всегда оставались воспитанными и культурными я подарю памятки «Правила поведения за столом».

- Надеюсь, что после сегодняшнего занятия вы стали еще более воспитанными, культурными и вежливыми. Жизнь настолько сложна и многообразна, что предусмотреть все ее обстоятельства невозможно, но один закон следует запомнить: Никогда не забывай о тех, кто рядом с тобой.

- Спасибо вам, ребята! Сегодня вы отлично поработали. Что нужно сказать? (Спасибо, до свидания!) До свидания!