ОКОУ «Обоянская «Обоянская школа- интернат»

ИГРА-ВИКТОРИНА
«Ежели вы вежливы…»

Подготовила: воспитатель Клочкова Н. В.
Игра-викторина
Цель: формирование у детей нравственного представления о вежливости.
Задачи:
Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.
Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с
добрыми поступками.
Воспитывать чувства товарищества и дружбы.
Оборудование: мультимедиа проектор, ноутбук, экран, карточки, картинки.
Ход занятия:
Ведущий:
- Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!
Вступительное слово.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро!
– Доброе утро!
Солнцу и птицам
– Доброе утро!
Улыбчивым лицам
И каждый становиться
Добрым, доверчивым
Пусть доброе утро
Длиться до вечера
- Ребята, вы часто слышите слова от взрослых: «Будь вежлив». А что такое вежливость? (ответы детей). Подведём итог: вежливость-это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. Поэтому, я сегодня пригласила вас на занятие, чтобы научиться себя вести, чтобы избежать упрёков в свой адрес : «Какой ты невежа!».
Какие «вежливые» слова вы знаете? Назовите слова, которыми вы начинаете новый день? (доброе утро). Произнеся эти слова, вы желаете своим близким и родным здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы день у них был радостным, светлым и добрым.
Сегодня, мы с вами совершим увлекательную прогулку в одну необычную волшебную страну. А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами.
– В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.
– Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она называется?
Дети: Страна Вежливости
Слайд 2
- Я приглашаю вас в путешествие по волшебной стране Вежливости
По дороге в эту удивительную Страну мы посетим:
Слайд 3
1. «Станцию - культура общения»
2. «Станцию - культура внешности»
3. «Станцию - культура застолья»
4. «Станцию - народная мудрость»
5. «Станцию - Размышляй-ка»
Слайд 4
Первая станция, которую, мы должны посетить –
это «Станция - культура общения»
Здесь вас ждут испытания. Вам будут представлены вопросы.
Слайд 5
1.То, что позволяет общаться нам, не видя друг друга?
Слайд 6
Ответ: (Телефон)
Слайд 7
2. Какие буквы надо вписать в «…тик…», чтобы получить понятие, обозначающее правила
приличия?
Слайд 8
Ответ: (Этикет)
Слайд 9
3. Почему здороваясь, мужчины пожимают друг другу руки? Выберите ответ:
А) чтобы продемонстрировать силу мускулов;
Б) чтобы показать, что руки чистые;
В) чтобы убедиться в дружеских чувствах и добрых намерениях друг другу;
Г) чтобы отличиться.
Слайд 10
Ответ: В) чтобы убедиться в дружеских чувствах и добрых намерениях друг другу;
Слайд 11
4. Первым приветствует…
А) женщина мужчину;
Б) мужчина женщину;
В) старший по возрасту младшего.
Слайд 12
Ответ: Б) мужчина женщину;
Слайд 13
5.Дополни высказывание французского короля Людовика 14, который заявил,
что……….вежливость королей и долг всех добрых людей.
Слайд 14
Ответ: (точность)
А сейчас попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости, так необходимых для общения. Для этого проведём игру «Вежливо – невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить, вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если вежливыми были действия, то поднимаете руку, а если нет, то – хлопаете в ладоши.
Игра «Вежливо – невежливо»
Поздороваться при встрече… (вежливо).
Толкнуть, не извиниться… (невежливо).
Не встать, обращаясь к взрослому…
Помочь поднять упавшую вещь…
Не уступить место пожилому…
Пропустить вперёд девочек, когда вы заходите в класс, в раздевалку…
Выкрикивать с места во время урока...
Стих:
Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы.
Слайд 15
Вторая станция, которую, мы должны посетить –
это «Станция - культура внешности»
Вам будут представлены вопросы.
Слайд 16
Вставь в пословицу недостающие слова: «По….. встречают, по… провожают»
Слайд 17
Ответ: (одежке, уму)
Слайд 18
Подбирая украшения к своей одежде, необходимо руководствоваться:
А) чувством юмора;
Б) чувством стыда;
В) чувством меры.
Слайд 19
Ответ: В) чувством меры.
Слайд 20
То, что в переводе с английского означает «шейный платок».
Слайд 21
Ответ: галстук.
Слайд 22
В какой одежде ходят в кино?
А) в нарядной;
Б) в спортивной;
В) в будничной.
Слайд 23
Ответ: В) в будничной.
Слайд 24
Каждая группа сейчас должна составить правила внешнего вида воспитанного человека.
Команды читают свои ответы.
Пример:
1.Одежда должна быть чистой.
2.Волосы должны быть уложены в прическу.
3.Одежда должна быть скромной, неброской.
А сейчас мини-викторина.
1.Кто такой Кутюрье? ( первоклассный портной.)
2.Что такое манекен? Кто такая манекенщица? (кукла в виде фигуры человека; девушка, демонстрирующая модель одежды.)
3.Кто пользуется в своей работе тканью, иглой, утюгом? (портной).
4.Кому в работе нужны ножницы, шампуни, расчески? (парикмахер.)
5.Что такое подиум? («Приподнятое» место для показа мод.)
6.Для чего нужна шляпа? (Греет, защищает от солнца, дополняет наряд.)
Просмотр фрагмента м/ф «Мойдодыр». Обсуждение.
Слайд 25
Третья станция, которую, мы должны посетить –
это «Станция - культура застолья»
Вам будут представлены вопросы.
Слайд 26
То, что следует есть ложкой очень аккуратно, не хлюпая.
Слайд 27
Ответ: суп
Слайд 28
То, что с общей тарелки принято брать руками, а не вилкой.
Слайд 29
Ответ: хлеб
Слайд 30
Профессия человека, прислуживающего за столом.
Слайд 31
Ответ: официант
Слайд 32
Фрукт, которым древние римляне обычно заканчивали обед.
Слайд 33
Ответ: яблоко
Слайд 34
Из какого материала изготовлялись первые салфетки?
А) из бумаги;
Б) из асбеста;
В) из золота.
Слайд 35
Ответ: Б) из асбеста;
Четвертая станция, которую, мы должны посетить –
это «Станция - народная мудрость»
Как известно, люди издавна стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отразили в пословицах и поговорках, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение. Сейчас я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы и поговорки о доброте и вежливости.
Задание такое: Соедините начало пословицы с её окончанием.
Слайд 37
Добрые дела | а в гостях – как велят. |
Без добрых дел | на добрые дела. |
Добрый человек - | красят человека. |
Кто со злом не повстречался, | тот добра не понимает. |
Жизнь дана | несет мир. |
Делай людям добро - | да навек ссора. |
Чего в другом не любишь, | будешь сам в добре. |
Не думай быть нарядным, | того и сам не делай |
У себя как хочешь, | нет доброго имени. |
От одного слова, | а думай быть опрятным. |
- Итак, проверяем.
Слайд 38
На слайде появляется первая часть пословицы, а после ответа учащегося появляется вторая.
1. Добрые дела красят человека.
2. Без добрых дел – нет доброго имени.
3. Добрый человек - несет мир.
4. Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает.
5. Жизнь дана на добрые дела.
6.Делай людям добро - будешь сам в добре.
7.Чего в другом не любишь, того и сам не делай
8.Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
9.У себя как хочешь, а в гостях – как велят.
10. От одного слова, да навек ссора.
- Ребята, а чему учат все эти пословицы?
– Дети: Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.
- Молодцы, ребята, вы справились с испытанием. Многому научила нас станция Народной мудрости, мы покидаем ее и отправляемся дальше.
Как незаметно время ушло в пути.
Впереди осталась всего одна станция "Размышляй-ка".
Слайд 39
Пятая станция, которую, мы должны посетить –
это «Станция - Размышляй - ка»
Вы, конечно, помните историю про девочку Женю, у которой был удивительный цветок.
Его семь лепестков выполняли любое желание. Надо было лишь оторвать один из
них и произнести:
Лети, лети лепесток,
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели…
Наш Цветик-Семицветик не волшебный, но если вы правильно заполните его лепестки
такими качествами характера, которые необходимо в себе воспитать, он вам очень поможет.
Каждая команда получает модель цветка с заданной буквой в центре: Д, В, С, Т.
Дети должны вписать слова, обозначающие качества характера человека на
заданную букву. Помощь со стороны учителя. По окончании работы каждая команда
знакомит со своим цветком.).
С | Д |
СПАСИБО | ДОБРО |
СМЕЛЫЙ | ДРУЖБА |
СЧАСТЬЕ | ДУШЕВНЫЙ |
СПРАВЕДЛИВЫЙ | ДОБРОСОВЕСТНЫЙ |
СКРОМНЫЙ | ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ |
СИЛЬНЫЙ | ДОБРЫЙ |
СПРАВЕДЛИВЫЙ | |
СКРОМНЫЙ | |
В | Б |
ВЕЖЛИВЫЙ | БЛАГОДАРНЫЙ |
ВЕЛИКОДУШНЫЙ | БЛАГОРОДНЫЙ |
ВЕСЕЛЫЙ | БЕРЕЖЛИВЫЙ |
ВЕРНЫЙ | БЕСКОРЫСТНЫЙ |
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ | |
ВЫДЕРЖАННЫЙ | |
П | Т |
ПРАВДИВЫЙ | ТАКТИЧНЫЙ |
ПОСЛУШНЫЙ | ТРУДОЛЮБИВЫЙ |
ПОРЯДОЧНЫЙ | ТАЛАНТЛЕВЫЙ |
ПРИЛЕЖНЫЙ | ТЕРПЕЛИВЫЙ |
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ | |
| |
Игра:
То, что следует соблюдать в игре и в жизни
Ответ: правила
Приятная, хорошая вещь, которую люди обычно получают по случаю праздника.
Ответ: подарок.
Грубый, невоспитанный человек, не соблюдающий правила этикета
Ответ: невежа
Любезные, приятные слова, похвала в чей-то адрес.
Ответ: комплимент.
Умение не ставить человека в неловкое положение, не замечать его ошибок и оплошностей.
Ответ: такт.
Подведение итогов
Дорогие, ребята! Мы с вами живём в 21 веке и мы просто обязаны быть вежливыми и культурными людьми.
Посмотрите, пожалуйста, на выделенные слова. Если мы с вами будем соблюдать правила (правила общения, правила поведения, правила внешнего вида и т. д), если мы будем тактичными людьми, будем дарить небольшие подарки и внимание своим близким людям, делать почаще комплименты окружающим, то вас никто и никогда не назовёт невежей.
В заключение нашего путешествия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали?
Дети: О доброте, о вежливости, о добрых и вежливых поступках.
Правила добрых и вежливых поступков
1. Здоровайся при встрече.
2. Не груби, даже если сердит.
3. Проявляй доброжелательность.
4. Будь вежлив и воспитан.
5. Старайся быть хорошим, верным другом.
6. Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.
7.Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.
Слайд 41
Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились!
Подведение итогов и награждение.
Спасибо всем за внимание и поддержку.
До следующей встречи.